Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах
Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах - раздел История, ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Классический Рационализм Xvii – Xviii Вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц) Исходил ...
Классический рационализм XVII – XVIII вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как дуалисты (Декарт), так материалисты (Спиноза) и идеалисты (Лейбниц). Рационализм у них приобретает различный характер в зависимости от того, как решается вопрос об отношении мышления к бытию.
Р. Декарт разделяет мир на две самостоятельные, независимые субстанции[6] – материальную и духовную. Атрибутом материальной субстанции является протяженность, духовной – мышление. Материя отождествляется с пространством, она делима до бесконечности, является предметом изучения физики. Мыслящая субстанция неделима, является предметом изучения метафизики. Две взаимоисключающие субстанции объединяются в деятельности человека.
Всякое движение Декарт сводил к пространственному перемещению, а последнее объяснял с помощью механического толчка Бога-творца. Таким образом, телесная и мыслящая субстанции сотворены Богом и поддерживаются его могуществом.
Б. Спиноза(1632 – 1677). Основные сочинения: «Богословско-политический трактат» и «Этика». Излагал учение о материальной субстанции, совмещающей в себе два атрибута – протяженность и мышление. Две субстанции Декарта были преобразованы в нерасторжимое единство материальной субстанции, которую он называл Богом (пантеизм). Эта субстанция определяется как причина самой себя (causa sui), что заключало диалектическую идею взаимодействия и идею материального единства мира. Воспринимаемые человеком единичные вещи есть видоизменения, модусы единой субстанции.
Спиноза – один из наиболее радикальных представителей детерминизма, отождествил причинность с необходимостью. Весь мировой процесс, по его мнению, совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.
Г.В. Лейбниц(1646 – 1716) развил плюралистическую концепцию объективного идеализма в учении о монадах («Монадология»). Существует бесконечное множество монад (минералы, животные, человек, Бог), они расположены по возрастающей степени сознательности. Лейбниц выдвинул принцип живой силы как проявление самодеятельности множества монад и отождествил их с нематериальной сущностью – душой каждой вещи. Монады бесконечны, активны и деятельны. В этом проявилась диалектика Лейбница. Каждая монада рассматривалась им как «живое зеркало Вселенной», а в разумной душе человека отражается весь мир. Монада тем совершеннее, чем яснее и отчетливее она отражает Вселенную.
Лейбниц вводит понятие «предустановленной гармонии». Благодаря Богу, установившему и поддерживающему гармонию внутренней жизни всего бесконечного множества монад, протекает синхронность восприятий в замкнутых монадах.
В теории познания Лейбниц рационалист: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума».
Бордак, С.Н.
Б82 Философия в исторической динамике культуры: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов 1,2 курсов всех факультетов медицинских вузов / С.Н. Бордак. – Гомель: Гом ГМУ, 2013. – 54
Предмет философии. Структура философского знания
Определение предмета философии – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:
- отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;
Особенности философской мысли древнего Китая
Выделим основные этапы развития философской мысли в древнем Китае:
· зарождение философских воззрений (VIII – VI вв. до н.э.);
· расцвет философской мысли (соперничество «ста школ
Cпецифика философской традиции древней Индии
История философской мысли древней Индии восходит к концу II – началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства (шудры), прочность индийской сельской общин
Натурфилософские ориентации досократовской философии
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии выделяют
Эллинистическая и римская философия
Эллинистический период начинается после распада государства Александра Македонского.
Киническая школа основана Антисфеном (446 – 366 гг. до н.э.). Нравственный идеал киников
Философия эпохи Ренессанса
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций.
Идеология Ренессанса имеет антифеодальное содержание процесса, направл
Философская мысль эпохи Просвещения
XVIII в. называют эпохой Просвещения. Характерными особенностями философии этого времени является:
- распространение научного знания вширь, уверенность в возможностях человеческого разума,
Основные идеи нового философского мировоззрения
Материалистическая идея практики. В центре внимания марксистской философии находится не только объяснение, но и разработка путей и средств преобразования мира. Труд составляет бытие ч
Религиозно-идеалистическое направление в русской философии
Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Франк). В.С. Соловьев (1853 – 1900) построил систему «цельно
Русский космизм, его основные направления
Основными направлениями русского космизма являются естественнонаучное (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.О. Чижевский) и религиозно-философское (Н. Федоров).
Иррационализм и философия жизни
Фундаментальные основы западноевропейской философии иррационализм заложили С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Датский философ Серен Кьеркегор (1813 – 1855) –
Позитивистская традиция в философии
С возрастанием роли науки в жизни общества в середине XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются французский философ Огюст Конт (1798 – 1857)
Феноменология. Герменевтика
Одним из основных философских направлений ХХ в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Его основателем считается немец Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938).
Хрестоматии и антологии
14. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972.
15. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.
16. Древнегреческая философия. От Платона до Аристо
Методические материалы
32. Бордак С.Н. Сборник тестовых заданий по философии: учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 2 курса лечебного и факультета по подготовке специалистов для з
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов