Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах

Классический рационализм XVII – XVIII вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как дуалисты (Декарт), так материалисты (Спиноза) и идеалисты (Лейбниц). Рационализм у них приобретает различный характер в зависимости от того, как решается вопрос об отношении мышления к бытию.

Р. Декарт разделяет мир на две самостоятельные, независимые субстанции[6] – материальную и духовную. Атрибутом материальной субстанции является протяженность, духовной – мышление. Материя отождествляется с пространством, она делима до бесконечности, является предметом изучения физики. Мыслящая субстанция неделима, является предметом изучения метафизики. Две взаимоисключающие субстанции объединяются в деятельности человека.

Всякое движение Декарт сводил к пространственному перемещению, а последнее объяснял с помощью механического толчка Бога-творца. Таким образом, телесная и мыслящая субстанции сотворены Богом и поддерживаются его могуществом.

Б. Спиноза(1632 – 1677). Основные сочинения: «Богословско-политический трактат» и «Этика». Излагал учение о материальной субстанции, совмещающей в себе два атрибута – протяженность и мышление. Две субстанции Декарта были преобразованы в нерасторжимое единство материальной субстанции, которую он называл Богом (пантеизм). Эта субстанция определяется как причина самой себя (causa sui), что заключало диалектическую идею взаимодействия и идею материального единства мира. Воспринимаемые человеком единичные вещи есть видоизменения, модусы единой субстанции.

Спиноза – один из наиболее радикальных представителей детерминизма, отождествил причинность с необходимостью. Весь мировой процесс, по его мнению, совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.

Г.В. Лейбниц(1646 – 1716) развил плюралистическую концепцию объективного идеализма в учении о монадах («Монадология»). Существует бесконечное множество монад (минералы, животные, человек, Бог), они расположены по возрастающей степени сознательности. Лейбниц выдвинул принцип живой силы как проявление самодеятельности множества монад и отождествил их с нематериальной сущностью – душой каждой вещи. Монады бесконечны, активны и деятельны. В этом проявилась диалектика Лейбница. Каждая монада рассматривалась им как «живое зеркало Вселенной», а в разумной душе человека отражается весь мир. Монада тем совершеннее, чем яснее и отчетливее она отражает Вселенную.

Лейбниц вводит понятие «предустановленной гармонии». Благодаря Богу, установившему и поддерживающему гармонию внутренней жизни всего бесконечного множества монад, протекает синхронность восприятий в замкнутых монадах.

В теории познания Лейбниц рационалист: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума».