Русский космизм, его основные направления

Основными направлениями русского космизма являются естественнонаучное (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.О. Чижевский) и религиозно-философское (Н. Федоров).

Представители естественнонаучного космизма ставили проблему единства человека с космосом, космической природы человека и его деятельности. Безграничные возможности человечества связывали с ростом его нравственного совершенствования и научных знаний, что определило гуманистическую и оптимистическую направленность данной разновидности космизма.

Научно-технические проекты К.Э. Циолковского (1857 – 1935) сыграли видную роль в становлении современной космонавтики. По Циолковскому, космос заполнен различными формами жизни, от примитивных до бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. Космическая утопия Циолковского предвосхитила некоторые современные космологические и кибернетические идеи.

Одним из создателей антропокосмизма был В.И. Вернадский (1863 – 1945). Антропокосмизм – это система, в которой природа, космическая и человеческая тенденции развития науки гармонически сливаются в единое целое. Вычленение глобально-экологической проблемы привело в дальнейшем к обоснованию Вернадским учения о ноосфере – новой оболочке Земли, возникшей над биосферой, состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству. Возможности ноосферы расширяются с развитием науки и общества. Вернадский верил в безграничные возможности человеческого прогресса, который не мыслил вне единства всего человечества и его нравственного совершенствования.

Представителем религиозно-философского направления русского космизма является Н.Ф. Федоров (1828 – 1903). Его философия «общего дела» – это космизм с примесью фантастики, опирающейся на теологию. Центральная тема – постоянное расширение поля деятельности человека, включающего в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду он способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения (воскресить предков, «отцов»).

Таким образом, в рамках философии русского космизма в глобальном масштабе ставится проблема человеческой солидарности. Ее мировоззренческой основой выступает не только религия, но и наука, обосновывается необходимость объединения людей на экологической основе, человек рассматривается как космическое событие.