рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм и философия жизни - раздел История, ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Фундаментальные Основы Западноевропейской Философии Иррационализм Заложили ...

Фундаментальные основы западноевропейской философии иррационализм заложили С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Датский философ Серен Кьеркегор (1813 – 1855) – предтеча экзистенциализма, основные работы «Или-или», «Страх и трепет». С точки зрения Кьеркегора, вся рационалистическая философия была учением об отвлеченных всеобщих сущностях, она игнорировала существование (экзистенцию) – единственную действительность. Существование есть субъективность, индивидуальность, означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то. «Встреча» человека со своей субъективностью возможна в критические моменты жизни, когда возникает необходимость в акте выбора. Цель жизни человека – в его стремлении к спасению в трудностях, риске и выборе собственного существования. Решая проблему человеческого спасения, Кьеркегор выделяет три уровня существования, три стадии жизни: эстетическую, этическую и религиозную.

На эстетической стадии (символ Дон Жуан) человек обращен к внешнему миру, погружен в чувства и стремится к наслаждению (гедонизм). Скука и разочарование приводят к отчаянию, к необходимости порвать с эстетическим образом жизни.

На этической стадии (символ Сократ) человек отказывается от игры чувств и добровольно подчиняет себя нравственному закону. Распутству эстетика противопоставляется законный брак. Этик выполняет внутренний долг по отношению к себе и другим. Решающую роль здесь играет выбор, определяющий судьбу и жизненный путь человека. В акте выбора человек становится личностью, обретает свободу. Однако на этой стадии человек еще не полностью реализует свои возможности, отчаяние продолжает углубляться.

На религиозной стадии (символ библейский герой Авраам) человек осознает значимость своей личности, принимает страдание как принцип индивидуального бытия и обращается к Богу, подлинному существованию. Эта стадия подчеркивает: индивидуальное существование выше общего, поэтому общее правило нравственности не всегда может быть обязательным для меня. Истина субъективна, ее критерий – искренность и страстность, с которой человек верит в нее и готов пойти на любые жертвы.

Переход от одной стадии к другой совершается через кризис отчаяния, через страх, отказ от разума. Страх как огонь пожирает все иллюзии, оставляет нас наедине с собой и пробуждает в нас новые возможности. Отказавшись от разума, человек находит свое спасение в вере.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) является идейным предшественником «философии жизни». Основная работа «Мир как воля и представление». По Шопенгауэру, мир не основан на принципах разума. В мире есть только воля. Воля понимается как порыв, существующий в природе и в обществе. Она слепа, иррациональна, беспричинна, однако порождает все явления и процессы в мире.

Воля есть «воля к жизни». На человеческом уровне она выступает в виде страстей: властолюбие, мстительность, любовь полов и т.д. Воля как воля к жизни есть вечное стремление, не находящее окончательного удовлетворения. Отсюда всякая жизнь есть страдание. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир – это скорбь. Человек имеет три блага: здоровье, молодость и свободу, однако он осознает это лишь тогда, когда теряет их.

Если человеку на время удается избавиться от страдания, им овладевает скука. Страдание, скорбь и скука – неизменные спутники человека. Поэтому существующий мир Шопенгауэр называет наихудшим из возможных, а свое учение – пессимизмом.

Человек может избавиться от страданий, только искоренив в себе «волю к жизни». Здесь Шопенгауэр ссылается на индийскую философию, зовущую к отрицанию мира, к нирване. Вместе с жизнью тела исчезает и мир, жизнь человека превращается в ничто.

Основные идеи Шопенгауэра получили дальнейшее развитие в «философии жизни» – направлении неклассической философии, сложившемся в конце XIX – начале XX вв. Его представители – Ф. Ницше, А. Бергсон и др.

Центральным понятием философии Фридрих Ницше (1813 – 1900) является «жизнь» как целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Пытаться понять жизнь разумом бесполезно. Основные работы Ницше: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».

Согласно Ницше, современная ему Европа движется к катастрофе, к упадку. Признаками упадка являются: духовный вакуум, утрата веры в почитаемые ценности, нигилизм, пессимизм. Ницше пытается преодолеть эти симптомы и создать новое, оптимистическое учение. Он призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов моралью господ в христианско-гуманистическом смысле. Первая исповедует смирение, сострадание, терпение, ненасилие. Вторая несет искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие.

Рационализму Ницше противопоставил чувства и инстинкты, обеспечивающие «волю к власти». Он полагал, что разум ничтожен, логика абсурдна, они противоречат динамике жизни. В истории есть вечная борьба сильных и слабых. Современная культура находится в кризисе из-за преобладания в ней рационального начала над жизнью, инстинктами, свободой. Ницше за дионисийское начало в человеке, его мощь, силу, способность к выживанию.

Согласно Ницше, всему живому присуща тяга к самоутверждению – «воля к власти». Человек – высокомерное насекомое, вместе с тем он – проявление «воли к власти», воплощенной в жизни, поэтому не так уж глубока пропасть, отделяющая его от животного.

В своем стремлении выделиться, отойти от животного начала человек впадает в состояние болезненного бытия, заблуждения (истина, мораль, религия).

Идеалом Ницше становится прообраз освобожденного человека. Это сильный человек, ценность жизни которого совпадает с максимальным уровнем «воли к власти». Это «сверхчеловек» – человек по ту сторону добра и зла, это новая порода людей, отрезвленных нигилизмом, отвергших иллюзии относительно будущего счастья, победы добра и справедливости. Человек должен научиться жить в бессмысленном мире иллюзий, постоянно увеличивая свою силу и власть над миром.

Иррационалистические тенденции проявлялись в «философии жизни» Анри Бергсона (1859 – 1941). Основной труд «Творческая эволюция». Бергсон жизнь отождествлял с целостностью, непрерывностью, порывом, потоком, где порождается и сохраняется неповторимое в природе. Материя, оказывая «сопротивление», подчиняется жизни, благодаря чему эволюция мира становится «творческой эволюцией». В результате мир непрерывно развивается и рождает новые формы. В концепции Бергсона дается мировоззренческое обоснование активной социальной позиции личности, многомерности человека, актуальности идеи единого мира.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра общественно гуманитарных наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Иррационализм и философия жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бордак, С.Н.
Б82 Философия в исторической динамике культуры: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов 1,2 курсов всех факультетов медицинских вузов / С.Н. Бордак. – Гомель: Гом ГМУ, 2013. – 54

Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Для мировоззрения характерны следующие черты: - активная форма знания, определяющая жизн

Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки
Философия оказывает влияние на людей: - непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободомыслие) и - опосредованно через науку, религию, искусство и т.д.

Предмет философии. Структура философского знания
Определение предмета философии – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что: - отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

Особенности философской мысли древнего Китая
Выделим основные этапы развития философской мысли в древнем Китае: · зарождение философских воззрений (VIII – VI вв. до н.э.); · расцвет философской мысли (соперничество «ста школ

Cпецифика философской традиции древней Индии
История философской мысли древней Индии восходит к концу II – началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства (шудры), прочность индийской сельской общин

Натурфилософские ориентации досократовской философии
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии выделяют

Эллинистическая и римская философия
Эллинистический период начинается после распада государства Александра Македонского. Киническая школа основана Антисфеном (446 – 366 гг. до н.э.). Нравственный идеал киников

С момента распада Римской империи (IV – V вв.) до XV в. начинается новый период в истории Европы, получивший название Средние века.
На смену античным, языческим религиям народов Европы приходит христианство, которое в дальнейшем становится основой мировоззрения всей европейской цивилизации. Поэтому философия в эпоху Средних век

Философия эпохи Ренессанса
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Идеология Ренессанса имеет антифеодальное содержание процесса, направл

Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах
Классический рационализм XVII – XVIII вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как

Философская мысль эпохи Просвещения
XVIII в. называют эпохой Просвещения. Характерными особенностями философии этого времени является: - распространение научного знания вширь, уверенность в возможностях человеческого разума,

Теоретические предпосылки возникновения марксистской философии
Марксизм возник в 40-х гг. ХIХ века. Его основоположниками являются Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Формирование взглядов Маркса и Энгельса происходило под в

Основные идеи нового философского мировоззрения
Материалистическая идея практики. В центре внимания марксистской философии находится не только объяснение, но и разработка путей и средств преобразования мира. Труд составляет бытие ч

Судьба марксизма в современном мире. Проблемы и перспективы марксистской философии
К концу XIX в. намечается отход от ортодоксального учения марксизма (Э. Бернштейн, Ф. Адлер, К. Каутский). Возникает «русский марксизм» (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич, А. Де

Основные черты русской философии XIX-XX вв. Славянофильство и западничество. Плюрализм школ
Специфической особенностью русской философии XIX в. является многообразие философских систем, школ и традиций, организованных вокруг двух «полюсов» – «философии тотальности» (целостности, коллектив

Религиозно-идеалистическое направление в русской философии
Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Франк). В.С. Соловьев (1853 – 1900) построил систему «цельно

Русский космизм, его основные направления
Основными направлениями русского космизма являются естественнонаучное (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.О. Чижевский) и религиозно-философское (Н. Федоров).

Позитивистская традиция в философии
С возрастанием роли науки в жизни общества в середине XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются французский философ Огюст Конт (1798 – 1857)

В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.
Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма – Жак Маритен (1882 – 1973), Этьен Жильсон (1884 – 1978), Д. Мерсье (1851

Феноменология. Герменевтика
Одним из основных философских направлений ХХ в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Его основателем считается немец Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938).

Хрестоматии и антологии
14. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. 15. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997. 16. Древнегреческая философия. От Платона до Аристо

Методические материалы
32. Бордак С.Н. Сборник тестовых заданий по философии: учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 2 курса лечебного и факультета по подготовке специалистов для з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги