Реферат Курсовая Конспект
С момента распада Римской империи (IV – V вв.) до XV в. начинается новый период в истории Европы, получивший название Средние века. - раздел История, ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ На Смену Античным, Языческим Религиям Народов Европы Приходит Христианство, К...
|
На смену античным, языческим религиям народов Европы приходит христианство, которое в дальнейшем становится основой мировоззрения всей европейской цивилизации. Поэтому философия в эпоху Средних веков существует, прежде всего, как христианская философия.
Христианство возникло в первой пол. I в. на Ближнем Востоке. Оно выросло из недр религии древних евреев – иудаизма.
Священной книгой христианства считается Библия (от древнегреч. biblia – книги). Важнейшими религиозно-философскими идеями Библии являются:
· идея единого Бога (монотеизм);
· теоцентризм (единый Бог является центром всего в мире);
· идея творения (Бог творит мироздание из ничего и присутствует в каждом его движении; все, что происходит в мире, есть Промысел Божий), эта точка зрения получила название креационизм (от лат. «творение», «создание»);
· идея откровения (любое знание, доступное людям, есть Божественное откровение);
· идея грехопадения (нарушение данных Богом заповедей);
· учение о конце мира (Апокалипсис);
· идея о Богочеловеческой природе Иисуса Христа;
· любовь как высшая духовная ипостась человека.
Выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграли мыслители, произведения которых были позднее признаны религиозно-философской базой христианского учения. Их называют отцами церкви, а период разработки и защиты «отцами церкви» основ христианской догматики называется патристикой (от лат. pater – отец).
Важнейшей проблемой патристики стала проблема взаимоотношений науки, прежде всего философии, и христианского вероучения.
Один из первых «отцов церкви» Тертуллиан (ок.150 – 222 гг.) заявил: «Верую, ибо абсурдно». Развивал идеи о превосходстве веры над разумом, принижал знания, разум, философию и возвеличивал слепую веру.
Ориген (185 – 254 гг.) считал, что изучение философии необходимо, чтобы полностью понять христианские истины. Предпринял попытку систематизировать христианские догматы, на их основе создал учение о человеке. Согласно Оригену, человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит человеку, он дарован Богом и устремлен к добру и истине. Душа составляет наше собственное «Я», является в нас началом индивидуальности, выбирает между добром и злом, т.к. свобода воли составляет важнейшее определение человеческой сущности. Душа подчиняется духу, а тело – душе. В силу двойственности души низшая ее часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. Зло исходит от человека, от злоупотребления им божественным даром – свободой.
Наиболее выдающимся из отцов церкви является Аврелий Августин (354 – 430 гг.), прозванный «Блаженным». Он разработал основы первого систематического христианского вероучения. Провозгласил принцип: «Верю, чтобы понимать». Автор сочинений «Исповедь», «О Граде Божием» и др. Для Августина путь философии, тождественной теологии, лежит через мистическое самопознание.
Августин все надежды возлагал на христианскую церковь. Вся история, по Августину, это борьба между приверженцами Бога, укрепляющими «Град Божий», и сторонниками сатаны, организующими «град земной».
Греховной и временной жизни земной он противопоставляет вечное и блаженное потустороннее существование. Человек – временный путник на земле, реальная жизнь – лишь подготовка к загробной.
На основе трудов отцов церкви происходит рационализация хрис-тианского вероучения, обоснование догматов веры с помощью науки, прежде всего, философии. Так возникает схоластика.
Слово «схоластика» происходит от греческого «sholia» – школа. Поэтому схоластику называют «школьной философией». Другое значение термина – символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Философскими источниками средневековой схоластики выступают идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля, приспособленные к обоснованию догматов религии.
Характерной чертой средневековой философии является полемика реализма и номинализма. Реализм– учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не единичные предметы. Общие понятия существуют до вещей, они представляют собой мысли, идеи в божественном разуме. Следуя платоновскому пониманию идеи, реалисты признавали приоритет разума над волей, а веру ставили выше разума.
К реалистам относятся Иоанн СкотЭриугена (ок.815 – 877), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1189).
Номинализм (от лат. «имя») – учение, согласно которому общие понятия (универсалии) существуют только в уме, отражая некоторые свойства реально существующих единичных вещей. Номиналисты подчеркивали приоритет воли над разумом. Например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех, а именно: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно номиналистам, универсалии существуют после вещей. Номинализм представляет материалистическую тенденцию в средневековой философии. Представители номинализма – Иоанн Росцелин (ок.1050 – ок.1112), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Роджер Бэкон(ок.1214 – 1294), Уильям Оккам (ок.1300 – 1350).
Систематизатором средневековой схоластики является Фома Аквинский (Томас Аквинат, 1225 – 1274). Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века и было официально признано римской церковью. Это учение возрождается в ХХ в. под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе. Аквинский христианизировал Аристотеля. Является автором «теории двух истин» (веры и разума), обосновал принцип гармонии веры и разума. Согласно этой теории, цель познавательной деятельности человека – постижение Бога. Существуют два способа постижения бытия – вера и разум. Посредством веры человек постигает истины божественные, посредством разума – материальный мир. Философия соединяет веру и разум, теологию и науку, дает рациональное обоснование бытия Бога. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения.
Наука ставится на службу христианству, научное познание направлено на познание Бога. Используя категориальный аппарат философии Аристотеля, Аквинский разработал «космологические доказательства» бытия Бога. Эти пять доводов изложены им в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников»:
- Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти к «перводвигателю» (Богу).
- Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» (Бог).
- Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной (Богом).
- Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать мерило всех совершенств (Бог).
- Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит, должна существовать изначальная и главная цель (Бог).
Номиналисты критиковали томизм. Например, Оккам разработал метод, получивший название «бритва Оккама»: без необходимости не следует утверждать многое; то, что можно объяснить посредством меньшего, не нужно объяснять посредством большего.
Таким образом, выделим характерные черты средневековой философии:
- теоцентризм (все сущее определяет Бог);
- идея творения в онтологии и идея откровения в гносеологии;
- природа и человек есть творение Бога;
- зависимость философии от теологии, средневековых институтов – от церкви;
- средневековое мышление определяли две традиции: христианское откровение и античная философия (в ее идеалистическом варианте – Платон, Аристотель);
- полемика реализма и номинализма;
- природа лишается самостоятельности и перестает быть важнейшим предметом познания; основное внимание сосредоточивается на познании Бога и человеческой души;
- двойственная трактовка человека: определение сущности человека как «образа и подобия Божьего» и понимание человека как «разумного животного» (человек занимает первое место в природе как ее царь, но в качестве образа и подобия Бога выходит за пределы природы, становится над нею; Бог наделяет человека разумом и свободной волей, т.е. способностью суждения и различения добра и зла – это и есть сущность человека, образ Божий в нем);
- интерес к проблемам истории; сакрализация (священность, производность от Бога) исторического бытия, история включена в рамки «священных событий».
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра общественно гуманитарных наук...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: С момента распада Римской империи (IV – V вв.) до XV в. начинается новый период в истории Европы, получивший название Средние века.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов