рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема: «Основные проблемы философской антропологии».

Тема: «Основные проблемы философской антропологии». - раздел История, Лекция №1 Тема: Философия: ее предмет, место и роль в жизни человека и общества 1. Понятие философии, история ее возникновения 1. Проблема Человека В Философии. Антропосоциогенез. Содержание Поня...

1. Проблема человека в философии.

Антропосоциогенез. Содержание понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Биологическое, психологическое и социальное в человек.

3. Проблема жизни и смерти в философии. Философское понимание бессмертия и смысла жизни

1.1. Проблема человека является одной из главных проблем философии.

Философия изучает человека как целое, выражает отношение человека к миру. При этом она использует естественно – научные данные о физиологии, психологии, мышлении человека.

Антропосоциогенез – процесс развития человека и общества.

Антропогенез – становление человека

Социогенез – формирование общества.

Раскрывая природу и сущность человека, философия использует понятия «человек», «личность», «индивид».

«Человек» - общие родовые признаки: биологическая организация, сознание,

язык, труд.

«Индивид» - человек как единственный представитель человеческого рода,

принадлежащий одновременно природе и человеческому

обществу.

«Личность» – социально – значимые черты человека, которые формируются в процессе жизни и в процессе взаимодействия с обществом.

Структура личности:

1. Биологические задатки;

2. Воздействие социальных факторов (среда, условия, нормы);

3. Психосоциальное «я» (убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение).

Индивид рассматривается как начальный этап в формирования личности. Он является исходным состоянием для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Процесс формирования индивида – это процесс перехода человечества от стадии антропогенеза в стадию социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений.

Движущие факторы антропогенеза:

1. Удачные мутации

2. Трудовая деятельность

3. Речь, общение и формирующаяся духовность.

Антропогенез привел к возникновению социальных систем, человек сформировался как биосоциальное существо.

 

2.2.Современное понимание сущности человека предполагает единство в нем биологической, психологической, и социальной сторон.

Биологическое в человеке - это такие характеристики человека как

конечность жизни, признаки расы, генетически

передающиеся способности.

 

Социальное в человеке – составляют общественные понятия и функции

(политико – правовые, нравственно – эстетические,

выливающиеся в определенные поступки).

Психологическое в человеке – эту сферу составляют сознательные и

бессознательные процессы, духовный мир

человека, чувства и переживания.

Марксистская философия характеризует индивид как доличностное существо, которое является носителем биологических признаков,

родового сознания.

Исторически человек первоначально существует как стадное животное, племенное существо. По мере развития, включения социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности.

Индивид – это массовидное существо, т.е. человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры.

Индивид, в понимании К. Маркса - человек, который не хочет и не может выделиться из общей массы людей, и предпочитает в любых условиях действовать как все.

Личность – это автономный человек, т.е. человек, в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу.

Личная независимость связана с умением владеть собой, а это предполагает наличие у личности не просто сознания, а самосознания, т.е. самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением.

Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой готовность к действию, основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте, которая выступает, прежде всего, как готовность к пониманию личностью целей и смысла жизни.

Способ реализации жизненной позиции – социальная активность.

Фундаментальное качество человеческой личности - свобода. Для личности обладание свободой является главным условием ее функционирования и развития. Именно благодаря свободе личности человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответствии со своими целями.

В марксистской философии подчеркивается, что абсолютной свободы нет и не может быть ни в каком обществе.

Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения. Личность может обрести относительную свободу, когда она познает условия бытия и овладевает ими (Гегелевская формула: «Свобода – познанная необходимость»).

Со свободой марксистская философия тесно связывает ответственность личности. Без свободы нет ответственности.

Если человек не свободен, зависит от каких – либо материальных и духовных факторов, то он не отвечает за свои действия.

 

3.3. Сопоставление понятий «человек», «индивид», «личность» позволяет нам подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии – вопросу о смысле человеческого существования.

Человек – телесное существо. Природная, биологическая организация предполагает конечность жизни.

Биологическая жизнь человека - определенный возраст. Усилия ученых направлены на максимальное продолжение жизни (генная инженерия, трансплантация).

- Но полностью предотвратить смерть наука не может.

Человек – это единственное существо, которое осознает свою смертность,

следовательно, встает ряд вопросов:

- Можно ли избежать смерти?

- Можно ли воскреснуть из мертвых?

- Возможно ли перерождение в иные формы существо.

Религии мира дают на эти все вопросы положительный ответ и, следовательно пользуются большой популярностью.

Марксистская философия отрицает возможности физического бессмертия и загробной жизни.

И религиозное и материалистическое мировоззрение признают неизбежность прекращения земной формы существования человека.

Из позиции смертности вытекает проблема смысла жизни. Для чего жить?

Религия считает, что главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить себя к вечной жизни, т.е. чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни", нужно достойно прожить эту жизнь.

Атеисты считают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы учили: живи и удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование.

Но человеку мало просто жить, ему необходимо жить для кого - то и во имя чего – то.

Марксистская философия утверждает, что смысл жизни связан с самоценностью.

Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, после смерти продолжает жить в жизни человечества (память о добре и справедливости, наши дети). Мы продолжаем жить в наших детях!

 

Тема: «Сознательное и бессознательное в человеке»

1.Структура сознания

2.Сознательное и бессознательное

3.Общественное сознание.

 

1.1.Структуру сознания можно условно представить в виде круга,

разделенного на четыре части (см. схему № 1.)

 

 
 

 

 


Сектор (I)обозначает сферу чувственных телесно – перцевтивных способностей (ощущения, восприятия, представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире – чувственная сфера).

Сектор (II) – представляет логико-понятийную сферу сознания (мышление, анализ и синтез, логические доказательства, главной целью является достижения истины).

Сектор (III) – представляет эмоциональную сторону сознания (субъективно- психологические личностные переживания, воспоминания, предчувствия, галлюцинации, стрессы, эмоции – гнев страх, восторг и т.д.).

Сектор (IV) – обозначает сферу ценностей – это духовные идеалы личности, фантазии.

Цель этой сферы сознания – красота, правда, справедливость.

Следовательно, в сознании человека можно выделить два сегмента: нижний (III и)

I) – бессознательное человека; верхний (IV и II) – сознательное.

Эту структуру сознания можно соотнести с полушариями мозга.

2.2.Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное –это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, не поддающихся контролю со стороны сознания. Бессознательное делится на:

1. Действия, которые когда – то осознавались, впоследствии стали автоматическими.

2. Действия, которые никогда не осознавались.

 

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояние невменяемости. К сфере бессознательного можно отнести инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты могут порождать у человека желания, эмоции, волевые импульсы.

3.3. Фрейд, австрийский невропатолог, психолог (1856 – 1939гг) пришел к выводу, о важной роли бессознательного в психике человека, разработанный им психоанализ очень помог медицине.

Фрейд считал, что психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я», и «Сверх – я».

«Оно» - бессознательные влечения на основе природных инстинктов (половых и пищевых)

«я» - сфера сознательного – посредник между бессознательным и внешним миром.

«Сверх- я» - внутриличностная совесть, в которой выражены моральные установки общества.

«Я», выступая посредником между «Оно» и внешним миром, пытается обуздать «Оно», подавить все инстинкты и желания.

Сила и содержание бессознательного проявляется в сновидениях человека, поэтому 3. Фрейд исследования сны. Считал, что инстинкты человека по мере развития цивилизации, вытесняются, но не исчезают. Вытеснения бессознательных инстинктов приводит к психическим взрывам, социальным бунтам.

Человек живет в обществе, а значит ему не избавиться от влияния «Сверх – я» и пока живет его тело, то ему не удается освободиться полностью от силы инстинктов.

Необходим баланс между «Сверх – я» и «Оно» и свобода сознания («я»).

Современный мир идею 3. Фрейда об освобождении «оно», освобождении бессознательного воспринял слишком прямо. Если в Новое время люди освободились от Бога, то в Новейшее время люди освободились от социальных норм и ценностей, а прежде всего от стыда.

Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний.

Но главное, о чем говорил 3.Фрейд люди забыли – это победить «Оно».

Фрейд писал, что укротить буйство бессознательного «оно» можно, только если усилить «Сверх – я», т.е. если усилить культуру. В противном случае человечеству грозит опасность опрокинуться в варварство.

Основные идеи психоанализа 3.Фрейда изложены в его работах: «По ту сторону принципа удовольствия», «Массовая психология и анализ человеческого «я».

Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений" целью получения наибольшего удовольствия.

В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальное влечение. Позднее он заменяет его более общим понятием «либидо», которое охватывает уже всю сферу человеческой любви (родительская любовь, дружба, любовь к Родине).

Фрейд делает вывод, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где демонстрирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» - эрос и инстинкт смерти – танатос.

3.3. Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного, считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Фрейд считал, что психоанализ может быть использован для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует, изолирован для объяснения и регулирования психической жизни всегда присутствует «другой», с которым он вступает в контакт.

Он полагал, что люди постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человечества.

Фрейд считал, что от природы человек склонен к агрессии и разрушению. Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам, поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. Фрейд ставил вопрос: «не становится ли человечество под влиянием культуры «невротическим»?

Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а далее его критик Карл Густав Юнг (1875 – 1961гг). Он считал, что инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу.

Символика является составной частью психики человека и бессознательно вырабатывает формы и идеи, носящее схематический характер и составляющее основу всех представлений человека. Эти формы он назвал «архетипами» - формальные образцы поведения или символические образы, которые действуют в человеке инстинктивно.

Архетипы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиций и миграций, но и с помощью наследственности.

Общественное сознание – совокупность существующих в обществе традиций, взглядов, воззрений, чувств, настроений, отражающих общественное бытие людей.

Общественное сознание делится на:

1) практическое сознание:

а) накопленный опыт трудовой деятельности

б) нормы нравственности, обычаи, традиции

в) народно – художественное творчество

2) теоретическое сознание –отражение научных, философских, политических, эстетических и других знаний.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция №1 Тема: Философия: ее предмет, место и роль в жизни человека и общества 1. Понятие философии, история ее возникновения

Тема Философия ее предмет место и роль в жизни человека и общества... Понятие философии история ее возникновения... Функции философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема: «Основные проблемы философской антропологии».

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Н. А. Бердяев.
Философия – это особая форма познания, система обобщенных знаний и представлений о мире и существовании человека в нем. Философия как система взглядов зароди

Гераклит.
Философия дает возможность разобраться в смысле жизни. Философия помогает человеку понять, что такое «ДОБРО» и «ЗЛО», «ЖИЗНЬ» и «СМЕРТЬ». Она дает возможность мыслить /с греч, «любовь к мудрости» /

БУДДИЗМ – идея «нирваны», стремление к ней (6 в. до н.э.).
1. Жизнь – это страдание 2. Источник страданий - желания человека 3. Нужно ограничивать эти желания 4.Стремиться к конечной цели – нирване (освобождению).

Тема: «Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззренческих систем».
  1. Исторические типы философии. 2. Понятие мировоззрения. 3. Исторические типы мировоззрения и мировоззренческих систем.   1.1.

Лекция №3
Тема: " Философия Древней Индии и Китая"   1. Религиозно – философские источники культуры Древней Индии. 2. Система индийской йоги.

Древнекитайская религиозная философии
Книги китайской мудрости возникли в первой половине 1 – го тыс. до н.э. Они содержат поэзию, историю, законы, философию. 1. Книга песен – сборник древнейшей народной поэзии.

Инь – женское, а Ян - мужское.
- Мужское начало (Ян) ассоциировалось с Солнцем, со всем светлым, ярким, сильным. Оно считалось положительным. - Женское (Инь) было связано с Луной, со всем темным, мрачным, слабым (считал

Как достичь бессмертия
1. Ограничение в еде вначале от мяса и вина, потом от любой грубой и пряной пищи, затем от овощей и зерна. Употреблять только легкие фруктовые суфле, пилюли и микстуры из орехов, корицы, р

Лекция №4
Тема: «Философия Древней Греции и Рима»   1. Досократовская философия. 2. Античная философия классического периода. 3. Эллинистическая философия 4.

Гераклит из Эфеса
Гром возникает путем столкновение ветра и туч. - Основа всего сущего – огонь, мир возникает из вращающегося огня и опять сгорает в определенные периоды. - центральное место в его

Этика Эпикура
Большое внимание уделял этике. Человек является чувственным существом и его чувства должен быть основными критериями морали. - Высшее благо – блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит

Тема: "Философская мысль средневековой Европы". От геоцентризма средневековья к антропоцентризму Возрождения".
1. Основные черты средневековой мысли. Представители философии средневековья. 2. Арабская философия. 3. Философия Возрождения.   1.1. Средн

Основные черты философии средневековья
1.1.Библия являлась главным источником любых теорий философии. В ней содержалась идея единого уникального Бога, находящегося в запредельном мире.

Тема: "Формирование философского мышления Нового времени".
1. Английская философия XVII в. 2. Рационализм европейской философии 17в. 3. Субъективно – идеалистическая философия Западной Европы.   1. 1.

Лекция №8
  Тема: «Русская религиозная философия »   1. Формирование русской философии. 2. Философия В.С.Соловьева, Н.А. Бердяева. &nbs

Лекция № 9
Тема: "Философское осмысление проблемы бытия" 1.Сущность и проблема бытия. 2.Структура и уровни прояв

Г. Хакен, И. Пригожин.
- явления самоорганизации распространяются на все материальные системы. Традиционная наука делает акцент на замкнутых системах, которым свойственныустойчивость, порядок, однородность.

Тема: «Материя как основа бытия».
1. Определение материи. Структура материи. 2. Основные формы движения и развития материального мира, их взаимосвязь. 3.Пространство и время как способы существования материи.

Уровень живой природы
         

Лекция № 13
Тема: «Происхождение и сущность сознания» План: 1. Определение сознания. Категория сознания в истории философии. 2. Взаимосвязь материи

Источники сознания
1. Материя – сознание, как свойство высокоорганизованной материи. 2. Социокультурная среда – социальные идеалы, правовые нормы, этические и эсте

Лекция №14
  Тема: « Познание» План: 1. Место теории познания в системе философского знания. Агностицизм и его формы. 2. Объект и субъект познания. Чу

Кант «То, в чем вещь является для нас и то, что она представляет сама по себе, принципиально различно».
Одной из форм агностицизма является скептицизм – признает познаваемость мира, но выражает сомнение в достоверности знаний. Теория познания в современных условиях об

Формы рационального познания.
а. Понятие – отражение внутренних сторон и свойств объекта. б. Суждение - мысль, в которой, что - либо утверждается или отрицается об объекте. в. Умозаключение

Вопросы к семинару
1. Происхождение и сущность сознания. 2. Роль туда и языка в формировании и в развитии сознания. 3. Основные источники сознания. 4. Структура сознания. 5. Сознат

Лекция №15
ТЕМА: «Понятие и структура диалектики»   ПЛАН: 1. Понятие диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. 2. Идея разви

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ
1. Необратимость(возврат к уже пройденным состояниям невозможен). Нельзя вернуться в прошлый этап жизни. Невозможно движение организма от старости к молодости. 2.

Гераклит: «Все течет, все меняется».
Любой объект рано или поздно погибнет, а на его месте возникнет новый. Демокрит и Эпикур только атомы считали постоянными и не изменяющимися. В средние века: ограниченность естественно – н

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
В какой же форме происходит развитие ? - Кратил идёт дальше Гераклита: "Нельзя войти в одну воду не только дважды, но и однажды". - Всем явлениям окружающего мира свойст

Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания – в основе лежит утверждение о постоянном отрицании старого и возникновении нового через уничтожения старого при сохранении его лучших черт. Например: развитие общества, р

П Л А Н
1. Возникновение общества. 2. Природная среда – естественное условие жизни общества. 3. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.   В истории в

Периодизация первобытного общества
Ранний палеолит Средний палеолит – доледниковый период и послеледниковый Поздний палеолит Мезолит – меднокаменный век Неолит –

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги