Вопрос № 1

Российская цивилизация - сочетание крайне противоречивых тенденций. В ней страстная тяга к христианской вере и святости сосуществует с мощными проявлениями в самых различных формах языческого начала. С одной стороны, в духовном складе русского человека наблюдалась тенденция (особенно явно у крестьянства) к подчинению природным ритмам; с другой, - в российской духовности всегда было стремление, наиболее четко проявившееся к рубежу XIX - XX веков, устанавливать абсолютный контроля над природой. Это наиболее ярко проявилось в русском космизме (Федоров, Циолковский и другие), а затем в идеологии и практике большевизма. Для российской жизни была характерна тенденция к полному растворению индивидуального начала в общности (община), к тотальному контролю над личностью со стороны социальных институтов - от общины до государства, и одновременно мощное стремление к свободе без границ - знаменитой российской "воле", которая периодически выходила на поверхность российской жизни.

По словам философа Г. Померанца, европейская цивилизация базируется на трёх сущностях – греческой философии, еврейской религии и римском праве. Общества этой модели модернизации (“изнутри” - Англия, Голландия, Франция, Бельгия) – несли динамическое качество в самой цивилизационной модели. Пружина развития содержалась внутри культуры. Россия вписана в общемировой процесс как страна модернизационного типа “изнутри” + “извне”, когда внешний фактор подстёгивал, ускорял внутренние процессы. Она по природе статична, подвержена циклическим колебаниям около некоторой точки равновесия.

К особенностям российской цивилизации можно отнести и огромную роль политических факторов в истории. Политика, а не экономика доминирует в обществе, делает цивилизационный выбор. Особую роль играют личности вождей, лидеров. Ведь они по сути совершали цивилизационный выбор, решали судьбу страны на всех этапах её развития: Олег, перенёсший столицу из Новгорода в Киев, Владимир, избравший православие, Александр Невский, сделавший “ставку” на Орду, в противовес католическим орденам, И.Сталин, укоренивший тоталитарный режим в СССР, и М.Горбачев, начавший перестройку, и т.д.Человек русской культуры считает власть священной, ведь есть некто или нечто “наверху”, от чего зависит ситуация в стране, мое благополучие. Власть всегда “личностна”,а потому отношение к ней эмоционально окрашено.

Вот мнение Л.Н.Толстого: “Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейский народ. Он никогда не боролся с властью и, главное, - никогда не участвовал в ней, не развращался участием в ней. Русский человек всегда смотрел на власть как на зло, от которого человек должен устраняться…” Русский историк В.О.Ключевский (1841–1911) хотя и рассматривал историю страны как органично – непрерывный процесс, но считал “главными действующими силами”государство и самодержавного государя.

Общинность стала одной из главных характеристик русско-православной цивилизации. Русский – человек общины. Община – его защита, средство выживания. Смирение – слияние с “миром”, с общиной, коллективом – черта русской православной цивилизации.

Общинность – отрицание личности одного человека (быть “как все”, “не высовываться”). Отсюда стремление к уравниловке. Жизнь воспринимается как долг, как служение “миру”. Выживание становится причиной, коллективизм – следствием. Но внутри общины коллективизм может скрывать неорганизованность, безответственность. Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых: монотонный крестьянский труд “сдабривался” плясками, пением, дракой, пьянкой.