Тема V. Искусство периода сложения единого Русского государства.

Раздел 1. Архитектура Северо-Восточных земель последней трети XV в.

 

Лекция 22. Строительство Ивана III в Кремле. Подчинение Новгорода и окончательное закрепление за Москвой политического первенства. Осмысление нового статуса московского великого князя.
Работа итальянских архитекторов при дворе Ивана III. Историко-политическое значение. Значение для истории русской культуры и искусства. Хронологическое первенство по отношению к большинству других европейских стран.

История приглашения Аристотеля Фиораванти. Происхождение, работа в Италии, Успенский собор Московского Кремля.Символическое и политическое значение. История строительства, характер интерпретации образца, типология, художественная образность, отзывы современников.

Стены и башни Кремля. Грановитая палата.Несохранившиеся здания кремлевского дворца. Казенная палата. Малая палата.

Строительство итальянцев вне Кремля. Ремонт собора Симонова монастыря. Паперть Новодевичьего монастыря.

Приглашение псковских мастеров. Благовещенский собор. Церковь Ризположения. Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевом монастыре.Постройки, известные по письменным источникам. Сравнение с псковской архитектурой. Псковские, московские и готические элементы в постройках псковичей.

Московская архитектура конца XV в.Воскресенский собор в Волоколамске.

Работа ростовских мастеров в Белозерье. Собор Спасо-Каменного монастыря. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. Палаты “Дмитрия” в Угличе. Фундаменты дворца и Спасского собора в Угличе.

Работы итальянцев на рубеже XV – XVI вв. Дворец Алоизио да Карезано.Постройки круга Алоизио да Карезано.Порталы Благовещенского собора. Собор Чудова монастыря. Церковь Рождества в Юркине. Церковь Покрова в Чиркино. Церковь Троицы в Чашникове.

Строительство крепостей по образцу Московского Кремля. Новгород. Зарайск.

 

Основные темы.

Укрепление статуса московского великого князя и обустройство кремлевской резиденции.

Историко-политическое значение приглашения итальянских мастеров для строительства в Кремле.

Успенский собор – памятник двух культур. Значение заказа и личности архитектора в формировании архитектурной образности Успенского собора.

Кремлевские работы итальянских мастеров в контексте истории европейского искусства.

Особенности построек псковичей в Москве и Троице-Сергиевом монастыре и их вероятные источники.

Характер белозерской архитектуры и ее источники.

Влияние работ итальянских мастеров на возникновение новой типологии в русской архитектуре (храм с крещатым сводом).

 

Вопросы

1. Как связана женитьба Ивана III на византийской принцессе и приглашение итальянских мастеров?

2. Из каких областей Италии происходили мастера, работавшие при Иване III ?

3. Какой образец был указан Аристотелю Фиораванти для Успенского собора?

4. Что в архитектуре Успенского собора заимствовано от образца?

5. Назовите черты, отличающие Успенский собор от русской архитектуры XV в.

6. Назовите конструктивные новшества Успенского собора.

7. Чем еще, помимо строительства Успенского собора, занимался Аристотель Фиораванти в России.

8. В чем новизна крепостных сооружений Московского Кремля для русской архитектуры? Насколько актуальным был такой тип крепости для Италии конца XV в.

9. Назовите особенности объемно-пространственного решения и декорации фасадов построек ростовских мастеров.

10. Опишите крещатый свод. Какие существуют предположения относительно его возникновения и символической нагрузки?

 

· Подъяпольский С.С. К вопросу о своеобразии архитектуры Московского Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 24-51.

· Подъяпольский С.С. Деятельность итальянских мастеров на Руси и в других странах Европы в конце XV – начале XVI века // Советское искусствознание. №20. М., 1986. С. 63-91.

· Подъяпольский С.С. К характеристике кирилловского зодчества XV - XVI веков // Советская археология. 1966. №2

 

Раздел 2. Живопись и прикладное искусство конца XV – первой трети XVI в.

Лекция 25.

Эстетический идеал эпохи. Сочинения Иосифа Волоцкого, посвященные иконописанию.

Превращение московской художественной традиции в общерусский стиль. Творчество Дионисия и мастеров его круга. Ранние работы: росписи собора Пафнутьево-Боровского монастыря, Евангелие (из Научной библиотеки МГУ). Иконы в Иосифо-Волоцком монастыре и Успенском соборе Московского Кремля. Росписи Ферапонтова монастыря, их программа и стиль. Иконы “Распятие” (ГТГ), “Петр митрополит” (Кремль. Успенский собор) и “Алексей митрополит” (ГТГ).

Направления, развивавшиеся параллельно с искусством Дионисия. Икона “Преображение” из церкви Спаса на Бору (Московский Кремль), ансамбль иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Росписи алтарной части Успенского собора Кремля.

Отражение искусства московских мастеров в иворчестве местных художников. Новгородские “Софийские таблетки” и иконы праздничного ряда из церкви на Волотовом поле (Новгород). Росписи Гостинополья.

Псковские иконы “О тебе радуется” (ГТГ) и “Сошествие во ад” из Острова (ГРМ).

Развитие традиции Дионисия в живописи первой трети XVI в.

Миниатюры и орнаментика “Евангелия Феодосия” (РНБ); иконы из Дмитрова: “Успение”, “Сергий Радонежский в житии”, “Св. Георгий в житии” (МиАР); “Иоанн Богослов на Патмосе, со сценами деяний” (ГТГ).

Новые веяния в искусстве периода княжения Василия III и правления Елены Глинской. Усиление черт повествовательности и аллегоризма. Икона “Владимир, Борис и Глеб в житии” (ГТГ). Книжная миниатюра: “Евангелие Исаака Бирева” (РНБ), “Христианская топография Косьмы Индикоплова” (РГБ) Вопрос о времени создания иконы “Церковь воинствующая“ [“Благословенно воинство Небесного царя”] (ГТГ).

Лицевое шитье. Светлицы великих княгинь Софьи Палеолог, Елены Волошанки, Соломонии Сабуровой. Пелена со сценой из “Акафиста Богоматери” (ГИМ).

 

Вопросы для дискуссий:

В чем вы усматриваете различие между произведениями Дионисия и Андрея Рублева. Какие идеи Иосифа Волоцкого находят воплощение в творчестве Дионисия.

Нашли ли в творчестве Дионисия отражение идеи “нестяжателей”, оппонентов Иосифа Волоцкого – Нила Сорского и “заволжских старцев”. Если “да”, то в чем?

К произведениям какой “школы” можно отнести иконы иконостаса Успенского собора Кириллова монастыря.

Что новое вносит в искусствво поколение художников, преемников Дионисия.

Согласны ли вы с датировкой иконы “Церковь воинствующая” временем правления Василия III или традиционное отнесение ее к эпохе Ивана Грозного кажется вам более убедительным.

Вопросы:

1. На чем основа датировка росписи собора Ферапонтова монастыря.

2. В чем заключено принципиальное отличие сюжетного состава росписи собора Ферапонтова монастыря от росписи Успенского собора во Владимире

3. Кто заказчик росписи собора Ферапонтова монастыря

4. Откуда заимствован сюжет иконы “ Церковь воинствующая”.

5. Какие памятики, связанные с имеем Дионисия, происходят из монастырей русского Севера.

6. Назовите несколько памятиков лицевого шитья конца XV – первой трети XVI в.

7. Чио из себя представля.т древнейшие росписи Успеского собора Московского Кремля.

 

Литература.

· Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970

· Зонова О.В. О ранних алтарных фресках Успенского собора //Успенский собор Московского Кремля. М., 1985. С. 69–86

 

Раздел 3. Архитектура первой трети XVI в.

 

Лекция 25. Время царствования Василия III.

Работы Алевиза Нового и мастеров его круга.Бахчисарайский портал. Архангельский собор в московском Кремле. Церковь Иоанна Предтечи на Бору.

Бон Фрязин. Церковь Иоанна Лествичника.

Работы итальянцев в 1508 – 1512 и постройки, испытавшие их влияние.Успенский собор Ростова Великого. Преображенский собор Хутынского монастыря. Успенский собор Тихвинского монастыря. Покровский собор Александровой слободы. Колокольня Александровой слободы. Собор Покровского монастыря в Суздале. Колокольня Покровского монастыря в Суздале. Собор Спасского монастыря в Ярославле. Успенский собор в Дмитрове.

Постройки Алевиза Фрязина в 1514 –1518 гг.Собор Высокопетровского монастыря.

Преломление итальянских влияний в памятниках, продолжающих традиции московской архитектуры. Использование ордерных элементов в интерьерах. Собор Рождественского монастыря в Москве. Собор Княгинина монастыря во Владимире. Собор Благовещенского монастыря в Киржаче. Усвоение итальянизмов в русской архитектуре 1520-х гг. Церкви Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре. Собор Борисоглебского монастыря под Ростовом Великим. Троицкий собор Калязина монастыря. Троицкий собор Николо-Угрешского монастыря.

Строительство крепостей по образцу Московского Кремля. Коломна.

Петрок Малый. Церковь Вознесения в Коломенском. Стены Китай-города.Бастионные крепости в Себеже, Пронске. Церковь Воскресения в Кремле.

Развитие московской архитектуры под влиянием итальянских построек в 1530-е гг. Собор Успенского Старицкого монастыря.

Новгород и Псков в составе Московского государства.

Новые явления в архитектуре Новгорода и Пскова. Церковь Жен Мироносиц на Ярославовом дворе. Церковь Прокопия на Ярославовом дворе. Церковь Филиппа на Нутной улице. Церковь Бориса и Глеба в Плотниках. Церковь Успения в Колмове. Церковь Сретения Антониева монастыря. Интерпретация новгородских традиций в н. XVI в. Церковь Климента на Иворове улице.

Псков. Гремячья башня в Пскове. Собор и трапезная церковь Псково-Печерского монастыря. Звонница Снетогороского монастыря. Продолжение псковских традиций. Церковь Успения с Пароменья. Церковь Дмитрия в Гдове. Церковь Воскресения со Стадища. Церковь Николы со Усохи. Церковь Петра и Павла с Буя. Церковь Троицы в Доможирке.

Основные темы

Две волны итальянских влияний в начале XVI в. и в 1530-е гг. Пути адаптации итальянских мастеров к русской традиции. Стилистическая характеристика двух “волн” итальянских построек 1 трети XVI в., их соотнесение с этапами развития архитектуры итальянского Ренессанса. Механизмы восприятия влияний русской архитектурой.

История восприятия итальянских влияний в русской архитектуре 1 трети XVI в. Характер истолкования итальянизмов в русских постройках 1520-х – 1530-х гг.

Сравнение истории работы итальянцев в России и в других европейских странах XVI в.

Продолжение развития и интерпретации местной традиции в архитектуре Новгорода и Пскова в составе Московского государства. Работа приезжих мастеров, московские и итальянские влияния.

Дискуссионные вопросы

Происхождение шатрового типа храма.

 

Вопросы

1. Каким путем Алевиз Новый ехал в Москву и где на этом пути сохранились его работы?

2. Какие храмы, помимо Архангельского собора, документировано приписываются Алевизу Новому?

3. Какие постройки приписывают мастерам, приехавшим в Москву с Алевизом Новым, на основании стилистического анализа?

4. Опишите архитектурную типологию церкви Иоанна Лествичника в Кремле и назовите ее вероятные источники.

5. Изложите историю исследования и датировки собора Высокопетровского монастыря. Известны ли подражания этому храму в XVI в.?

6. С каких элементов и в какой части храмовой архитектуры начинается усвоение итальянизмов в 1520-е – 1530-е гг.?

7. Чем мотивируется атрибуция церкви Вознесения в Коломенском Петроку Малому?

8. Какой этап развития итальянской архитектуры представляет Петрок Малый?

9. Чем определяется новизна крепостей Петрока Малого по отношению к русской архитектуре?

10. Чем отличатся история работы итальянских мастеров в России и в других европейских странах?

· Подъяпольский С.С. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279.

· Подъяпольский С.С. О деятельности Алевиза Нового в России // Древнерусское искусств. Проблемы. Атрибуции. М., 1993. С. 170-193.

· Подъяпольский С.С. О первоначальном виде столпа Ивана Великого // Реставрация и архитектурная археология. Материалы и исследования. В.2. М., 1995. С. 98-108.

· Подъяпольский С.С. Архитектор Петрок Малой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983. С. 47-56.

· Седов Вл.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996.