Реферат Курсовая Конспект
Тема VI. Русское искусство позднего Средневековья - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА Раздел 1 Архитектура Середины – Второ...
|
Раздел 1
Архитектура середины – второй четверти XVI в.
Лекция 27. Время царствования Ивана IV (Грозного).
Начало царствования Иоанна Васильевича. Венчание на царство. Взятие Казани.
Строительство в честь Казанской победы. Собор Брусенского монастыря. Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове.
Многопридельные храмы в середине XVI в.Церковь Никиты в Новгороде. Собор Бориса и Глеба в Старице.
Собор Покрова на Рву. История строительства. Проблемы символической интерпретации и атрибуции (авторства).
Вопрос о европейских влияниях на архитектуру середины XVI в. Церковь Косьмы и Дамиана в Муроме.
Поиски архитектурной типологии во второй – третьей четверти XVI в.
Шатровые храмы. Церковь Воскресения в Городне. Церковь Ильи Пророка в Прусах. Церковь Преображения в Острове. Церковь Петра Митрополита в Переяславле-Залесском.
Столообразные храмы-звонницы. Церковь Георгия в Коломенском. Церковь Успения в Спас-Каменном монастыре.
Бесстолпные храмы с крещатым сводом. Церковь Антипия на Колымажном дворе. Церковь Зачатия Анны в Углу. Церковь Исидора Блаженного в Ростове.
Введение опричнины.
Придворное строительство 1560-х – 1570-х гг. Церковь Сретения во дворце. Посольская палата. Приделы Благовещенского собора.
Строительство в Александровой слободе. Покровская церковь. Перестройка Распятской колокольни. Успенская церковь.
Влияние композиции собора Покрова на Рву на архитектуру конца 1550-х – 1560-х гг. Преображенский собор Соловецкого монастыря.
Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. Проблема относительной датировки.
Строительство шестистолпных храмов в 1550-е – 1560-е гг. Значение Успенского собора Московского Кремля как образца. Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Софийский собор в Вологде.
Архитектура середины XVI в. в Новгороде и Пскове. Владимирский собор Сыркова монастыря. Трапезная церковь Хутынского монастыря. Троицкая церковь Духова монастыря. Троицкий собор Клопского монастыря. Никольская трапезная церковь в Клопском монастыре. Церковь Благовещения на Михайловой улице.
Псков. Церковь Жен Мироносиц. Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе. Ансамбль Крыпецкого монастыря. Церковь Василия на Горке. Ансамбль Мальского монастыря.
Работа псковских мастеров в Казани и Свияжске. Ансамбль Успенского монастыря в Свияжске. Церковь Сергия Радонежского с трапезной в Троице-Сергиевом монастыре в Свияжске. Благовещенский собор в Казани.
Основные темы.
Символико-политическое значение строительства в честь Казанской победы.
Вопрос о приезде и работе иностранных мастеров в Русских землях в середине XVI в.
Отражение изменений в структуре мышления, свойственных периоду позднего средневековья, на композиции архитектурных сооружений. Параллелизм явлений в живописи и архитектуре. Возникновение многопридельных храмов. Влияние композиции собора Покрова на Рву на объемно-пространственную композицию многопридельных храмов конца 1550-х – 1560-х гг.
Художественные особенности придворного строительства 1560-х – 1570-х гг.
Дискуссионный вопрос.
Проблема датировки церкви Иоанна Предтечи в Дьякове.
Проблемы символической интерпретации архитектурного образа собора Покрова на Рву.
Вопросы
1. Назовите храмы, построенные в честь Казанской победы.
2. Изложите историю строительства собора Покрова на Рву.
3. Какие интерпретации “обретения лишнего престола” собора Покрова на Рву Вы знаете?
4. Какие варианты датировки церкви Иоанна Предтечи в Дьякове Вы знаете и как они мотивируются?
5. Какие варианты типологии шатровых храмов Вам известны?
6. Какие изменения претерпевает тип бесстолпного храма с крещатым сводом в 1530-х – 1560-х гг.?
7. Какой храм оказал наибольшее влияние на шестистолпные храмы конца 1550-х – 1580-х гг.?
8. Назовите многошатровый храм XVI в.
9. Перечислите особенности декора и композиции придорвного строительства 1560-х – 1570-х гг. ?
10. Почему Постник Яковлев, строивший в Каазни, и Постник, строивший собор Покрова на Рву – не одно и тоже лицо?
11. Какие изменения происходят в середине XVI в. в архитектуре Пскова?
12. Назовите конструктивные, декоративные и композиционные особенности новгородской архитектуры середины XVI в.
· Баталов А.Л. Судьбы ренессансной традиции средневековой культуре. Итальянские формы в русской архитектуре XVI в. // Искусство христианского мира. М., 2001. С. 135 – 142.
· Баталов А.Л. О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Русская художественная культура XV-XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Материалы и исследования. В. 9. М., 1998. С. 220-239.
· Баталов А.Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины - второй половины XVI века // Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. С.103-141.
· Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996.
· Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве: Покровский собор. М., 1988.
· Седов Вл.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996.
· Гордиенко Э.А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001.
Раздел 2. Живопись и прикладное искусство. Середина – вторая половина. XVI в.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Российский государственный гуманитарный университет Факультет Истории искусства...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема VI. Русское искусство позднего Средневековья
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов