рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 27.

Лекция 27. - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА Символико-Аллегорический Стиль В Живописи. Работы Новгородских И Псковских Ху...

Символико-аллегорический стиль в живописи. Работы новгородских и псковских художников. Иконы “Притча о хромце и слепце”, “Лествица райская” (обе в ГРМ). Деятельность митрополита Макария. Пожар 1547 г. в Москве и работы в Кремле. “Четырехчастная икона” Благовещенского собора (Московский Кремль) и “Дело дьяка Висковатого”. Церковные соборы середины XVI в., их влияние на развитие русского искусства. Росписи Благовещенского собора в Кремле и царской Золотой палаты. Роль крупных монастырей как заказчиков и новых центров идущей в них постоянной художественной деятельности. Иконы “Богоматерь Боголюбская-Соловецкая” и “Соловецкая обитель” (Московский Кремль. Успенский собор). Деятельность царского скриптория. “Лицевой летописный свод” (БАН, ГИМ, РНБ). Книгопечатание. Первопечатный “Апостол” Ивана Федорова.

Резное “Царское место” (“Мономахов трон”) Ивана Грозного в Успенском соборе.

Смена стилистических орентиров, усиление аскетических тенденций, обращение к традициям рксского и византийского искусства предшествующих столетий. Новгородская иконопись: икона “Премудрость созда себе дом” (ГТГ), иконостасы церквей Петра и Павла в Кожевниках, собора Антониева монастыря.

Образ Иоанна Крестителя – святого патрона царя Ивана Грозного: иконы Иоанна Крестителя из Рязанского музея, из Дмитрова и Махрищского монастыря (обе в МиАР). Иконы и фрески Спасо-Преображенского собора в Спасском монастыре Ярославля. Росписи Покровской церкви Александровой слободы, Успенского собора Свияжского монастыря.

Шитье мастерской княгини Евфросинии Старицкой.

Ювелирное искусство. Золотой оклад иконы “Троица” Андрея Рублева (Сергиево-Посадский музей-заповедник).

Вопросы для дискуссий:

В чем вы усматриваете принципиальное различие стиля искусства эпохи Дионисия и искусства середины XVI в.

Есть ли связь между событиями периода “опричнины” и стилистикой живописи того времени.

Отошли ли в действительности от православного канона создатели “Четырехчастной иконы”, в чем обвинял их дьяк И.М. Висковатый.

Какие историософские идеи нашли отражение в росписях Золотой палаты царского дворца и в иллюстрациях “Лицевого летописного свода”.

Следует ли проводить различие между понятиями “символ” и “аллегория” при анализе произведений иконописи.

 

Вопросы:

1. Какие произведения были созданы псковскими мастерами для соборов Московского Кремля.

2. Назовите ансамбль монументальной живописи Новгорода. В котором есть фреска “Премудрость созда себе дом”.

3. Кто был главным оппонентом дьяка И.Висковатого.

4. С каким событием многие исследователи связывали сюжет иконы “Церковь воинствующая”.

5. Когда был напечатан “Апостол”.

6.Что изображено в росписи шатра Покровской церкви Александровой слободы.

7. Назовите несколько памятников прикладного искусства, вложенных Иваном Грозным в храмы и монастыри.

8. Какие произведения мастерской Евфросинии Старицкой Вы знаете.

9. Когда были созданы росписи Благовещенского собора в Кремле.

10. Что изображено на “Мономаховом троне”.

11. Какие храмовые росписи середины – второй половины XVI в. вам известны.

Литература.

· Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971

· Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972;

· Грабар А.Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV–XVI веков //ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 289–294

· Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера. XVI–XIX вв. М., 1974.

Раздел 3. Архитектура конца XVI в.

Лекция 31. Царствование Феодора Иоанновича, Бориса Годунова.

Моление о чадородии. Победа над Казы-Гиреем и строительство 1580-х гг.

Новый тип храма с крещатым сводом. Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву. Собор Донского монастыря. Надвратная церковь Симонова монастыря. Церковь Троицы в Хорошеве.

Царское строительство в монастырях. Вознесенский собор в Кремле. Собор Пафнутьево- Боровского монастыря. Собор Троицы Болдин-Дорогобужского монастыря.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА

Российский государственный гуманитарный университет Факультет Истории искусства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 27.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Программа лекционного курса
  для специальности № 020900 “искусствоведение”, специальности № 021000 “музеология”, специализации “реставрация и экспертиза культурных ценностей”

Историография древнерусского искусства.
Вопросы для текущего контроля: 1. Назовите хронологические границы того периода в истории русского искусства, который называется “средневековым”, или “древнерусским

Период. Эпоха формирования государства восточных славян
(от 860 г. до середины XI вв. – времени Мстислава Владимировича Черниговского и Ярослава Владимировича Мудрого) Лекция 2.Переход о

Збручский идол.
Союз с Византией, взятие Херсонеса. Крещение Руси (989 г.). Трофеи князя Владимира.   Вопросы для текущего контроля: 1. Опишит

Софийские соборы: в Киеве, Новгороде,Полоцке.
  Основные проблемы: Значение принятия христианства для развития каменного строительства. Характер традиции, к которой принадлежали византийские мастера, стро

Период. Эпоха борьбы за киевский престол
(Первая половина – середина XII в.)   Распри между представителями разных княжеских домов, среди которых первенствующую роль играют п

Период. Завершение процесса формирования самостоятельных государств на территории Киевской Руси
(Вторая половина XII – первая половина XIII в.)   Раздел 3. Архитектура Новгорода второй трети – конца XII века

Тема III. Искусство эпохи татаро-монгольского владычества
(XIII – первая половина XIV вв.) Раздел 1. Архитектура второй половины XIII – первой половины XIV вв. (Юго-Западные земли, Новгород, Псков,

Тема IV. Эпоха возвышения Москвы
(Вторая половина XIV – середина XV в.)   Раздел 1.Архитектура Новгорода и Пскова второй половины XIV– первой трети XV вв.  

Спасский собор Андроникова монастыря.
Перестройка собора Чудова монастыря. Ремонт Успенского собора в Ростове. Церковь Благовещения в Дорогомилове. Тверь. Архангельский собор в Старице. Никольская церковь в Старице. Ц

Тема V. Искусство периода сложения единого Русского государства.
Раздел 1. Архитектура Северо-Восточных земель последней трети XV в.   Лекция 22. Строительство Ивана III в Кремле.

Тема VI. Русское искусство позднего Средневековья
  Раздел 1 Архитектура середины – второй четверти XVI в. Лекция 27. Время царствования Ивана IV (Грозного).

Церковь Смоленской Богоматери в Кушалино Симеона Бекбулатовича.
Ктиторство семьи Годуновых. Церковь в с. Беседы. Церковь в с. Красном. Строительство в Ипатьевском монастыре. Бесстолпные храмы с крещатым сводом в вотчинных селах Годуновых. Спас-Михнево.

Теремной дворец Михаила Федоровича.
Новый тип бесстолпного пятиглавого храма с сомкнутым сводом. Церковь Троицы в Никитниках.Постройки, испытавшие влияние архитектуры церкви Троицы.Троицкий монастырь в Муроме

Церковь Рождества в Путинках.
Церкви Георгия в Ендове, Успения в Гончарах, Николы на Берсеневке, Спаса на Песках, Косьмы и Дамиана в Садовниках, Григория Неокесарийского, Иоанна Богослова на Бронной, Троицы в Листах

Деревянный дворец в Коломенском.
Увеличение масштабов жилого каменного строительства. Палаты на Берсеневке. Период царствования Федора Алексеевича. Церковь Тихвинской Богоматери в Алексеевском. Благовещенс

Лекция 35.
Иконы и росписи ярославских храмов рубежа XVII–XVIII вв. Фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и церкви Благовещения на Волжском берегу (Ярославль). Последний этап истории иконописной м

Архитектура.
  Архитектура Киевской Руси XI в. и ее место в искусстве византийского мира. Источники своеобразия. Строительство Владимира Святославича. Спасо-Преображенский

Живопись
1. Мозаики Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря 2. Живопись второй половины XI – начала XII в. 3. Роспись собора Мирожского монастыря – программа, художественные

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги