рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Деревянный дворец в Коломенском.

Деревянный дворец в Коломенском. - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА Увеличение Масштабов Жилого Каменного Строительства. Палаты На Берсеневке....

Увеличение масштабов жилого каменного строительства. Палаты на Берсеневке.

Период царствования Федора Алексеевича.

Церковь Тихвинской Богоматери в Алексеевском. Благовещенская церковь в Тайнинском. Церковь Покрова в Измайлове.

 

Основные темы.

Новый уровень осмысления власти московского Государя. Аналогии с византийским императорским двором.

Новые архитектурные формы в строительстве по заказу Алексея Михайловича и их стилистическая природа (Саввин-Сторожевский монастырь).

Кружок любителей истинного благочестия. Реформы Никона. Изменение образцов и характера символического мышления.

Программное строительство патриарха Никона, его место в истории русской культуры XVII в. Характер интерпретации образца, обращение к наиболее почитаемым святыням христианского мира, точность воспроизведения. Приглашение белорусских мастеров, новые художественные приемы.

Запрет на строительство шатровых храмов, его характер и существующие объяснения.

Приходское строительство: развитие принципов, заложенных в архитектуре конца 1630-х гг. – середины XVII в. Смена ансамблей с асимметричным планом композициями, ориентированными по оси запад – восток (т.н. “кораблем”). Тенденция к усилению симметрии в построении композиции.

Возникновение нового типа четырехсполпного храма – с иконостасом у южной стены.

Изразцовый декор, “штучный набор”.

Ярославль и Поволжье. Характерная типология, композиция, декоративные приемы. Причины и источники своеобразия архитектуры Поволжья.

Особенности объемно-пространственного построения и фасадной декорации дворцовых построек времени Федора Алексеевича.

Дискуссионные вопросы.

Ярославская архитектура – школа или провинциальный вариант общерусской архитектуры?

 

Вопросы

1. Имена каких мастеров связаны со строительством Саввин-Сторожевского монастыря?

2. Какой храм повторяет собор Ново-Иерусалимского монастыря? Что послужило основанием для копирования?

3. Для какой святыни строился собор Иверского монастыря? Какие образцы могли определить характерные особенности его архитектуры?

4. В каком (предположительно) храме впервые появляются большие оконные проемы?

5. С каким обетом патриарха Никона связано строительство Крестного монастыря на Кий-острове?

6. Охарактеризуйте особенности архитектуры Ярославля и Поволжья. Приведите аргументы, противоречащие пониманию ярославской архитектуры XVII в. как “школы”.

7. Что нового принесли белорусские ценинных дел мастера в русскую архитектуру второй половины XVII в.? В каких памятниках впервые появляются ценинные изразцы и чем они отличаются от муравленых?

8. В чем выражался “запрет на строительство шатровых храмов” и какие существуют объяснения этого запрета?

9. Охарактеризуйте особенности дворцовых построек времени Федора Алексеевича.

10. По какому образцу строилась Покровская церковь в с. Измайлове?

11. Что такое “штучный набор”

· Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVI – XVII вв. М., 1976.

· Бусева-Давыдова И.Л. Архитектура // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. М., 1996. С. 426-457.

· Бусева-Давыдова И.Л. Об идейном замысле “Нового Иерусалима” патриарха Никона // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 174-181.

· Добровольская Э.Д., Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. М., 1981

 

Раздел 8. Живопись и прикладное искусство второй половины XVII в.

Лекция 33. Реформы патриарха Никона и перелом в развитии стиля живописи. Расширение свода иконографических источников, введение в его состав мотивов, заимствованных из изданных на Украине и в Европе печатных Библий, иллюстрированных гравюрами итальянских и нидерландских мастеров XVI в.

Росписи церкви Троицы в Никитниках, в Москве, Архангельского собора Московского Кремля. Макарьева монастыря в Калязине. Иконы Якова Казанца, Симона Ушакова, Иосифа Владимирова в церкви Троицы в Никитниках. Образы чудотворных икон: “Спас Нерукотворный”, “Богоматерь Киккская”, “Похвала Богоматери ВладимирскойДрево Московского государства” (все в ГТГ). Иконы Федора Зубова в церкви Ильи Пророка в Ярославле. Деятельность иконописной мастерской Оружейной палаты – царских изографов, руководимых С.Ушковым. Иконы из церкви Григория Неокессарийского на Полянке в Москве (ГРМ, ГТГ). Трактаты об искусстве Иосифа Владимирова, Симона Ушакова, Симеона Полоцкого. Распространение “живоподобного” стиля С. Ушакова. Работы Ивана Максимова: “Титулярник”, “Книга избрания на царство Михаила Федоровича”, “Толковое Евангелие” (Музеи Московского Кремля).

“Традиционализм” в иконописи 60-х – 70-х годов XVII в.: Никита Павловец: икона “Богоматерь Вертоград заключенный” (ГТГ).

Росписи храмов Ростова Великого и Ярославля – фрески церквей Воскресения Христова и Спаса “на сенях”,Николы Мокрого (Ярославль).

Творчество Гурия Никитина. Росписи Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме.

Иконы Симеона Спиридонова Холмогорца: “Илья Пророк в пустыне”, “Никола Зарайский” (Ярославль. Художественный музей).

 

Вопросы для дискуссий:

Какие определения стиля искусства второй половины XVII в. более всего, по вашему мнению, подходят для его адекватной характеристики: поздняя готика, Возрождение, маньеризм, барокко.

Считаете ли вы, что искусство Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты проложило прямой путь к “реализму” живописи эпохи реформ Петра I.

Какую роль в развитии русского иконописания играли заимствования из западноевропейских гравюр.

Влияние богослужебных и “четьих” книг на программы храмовых росписей.

Принцип “зеркальности” в живописи Симона Ушакова.

 

Вопросы:

1. Какие произведения Симона Ушакова вы знаете.

2. Назовите известные вам росписи 50-х годов XVII в.

3. Назовите известные вам храмы Ярославля и Костромы, расписанные в 70-е – 80-е годы XVII в.

4. Какие храмы, украшенные фресками, знаете вы в Ростовском Кремле.

5. Какие иконы Федора Зубова вы знаете.

6. Где работал Гурий Никитин.

7. Назовите автора иконы “Богоматерь Вертоград заключенный”. Опишите ее.

8. Какие западные иллюстрированные Библии, их которых заимствовали иконографические мотивы русские мастера, вам известны.

Литература.

· Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII – начала XVIII в. М., 1969

· Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954

· Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М.. 1970

· Очерки русской культуры XVII в. М., изд. МГУ, 1979. Ч. 2.

· Сизов Е.С. Воображены подобия князей. М., 1976.

Раздел 9. Архитектура конца XVII в.

Лекция 37. Софья, Иоанн и Петр

Нарышкинский стиль”. Проблема именования. Источники формирования; значение заказа; круг заказчиков..

Предистория. Поездка Карпа Золотарева “для списания церковных чертежей”.

История строительства церкви в с. Воскресенском на Пресне. Новый собор Донского монастыря.

Новые направления в архитектуре эпохи регентства царевны Софьи. Новодевичий монастырь – Покровская церковь, Преображенская церковь.

Период соправительства Петра и Ивана. Вотчинные центрические храмы. Церковь Покрова в Филях. Церковь в Троице-Лыково. Церковь Спаса в Уборах. Церковь Знамения в Дубровицах.

Строительство Строгановых. Введенский собор в Сольвычегодске. Церковь Рождества в Нижнем Новгороде.

Развитие “традиционной” типологии в рамках “нарышкинского стиля”. Церковь Воскресения в Кадашах. Церковь Успения на Покровке. Церковь Николы Большой Крест. Успенский собор в Рязани.

Новый тип колоколен. Колокольня Новодевичьего монастыря. Колокольня церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.

Дворцовое, жилое и инженерное строительство. Царские чертоги в Троице-Сергиевом монастыре. Лефортовский дворец. Земский приказ. Монетный двор. Сухарева башня. Воскресенские ворота.

Основные темы.

Историко-культурные основания “нарышкинского стиля”.

Возникновение новых архитектурных типов в к. XVII в. и их источники.

Пятиглавие, ориентированное по странам света. Центрические ярусные постройки. Особенности плана, объемно-пространственного построения. Ярусные колокольни.

Новое в подходе к архитектурной композиции.

Белокаменный декор, резьба и изразцы в архитектуре к. XVII в.

Вероятные источники цитирования и особенности истолкования ордерных мотивов; кнорпельверк.

Развитие жилой, дворцовой и инженерной архитектуры.

 

Дискуссионные вопросы

Стилистическая природа “нарышкинского стиля” и ее обсуждение в литературе.

 

· Брайцева О.И. Строгановские постройки рубежа XVII – XVIII вв. М., 1977

· Ильин М.А. Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959.

· Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII в. М., 1966.

· Бусева-Давыдова И.Л. О концепциях стиля русского искусства XVII в. в отечественном искусствознании // Проблемы русской средневековой художественной культуры. ГММК. Материалы и исследования. М., 1990. С.107-117.

Раздел 10. Живопись и прикладное искусство конца XVII в.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА

Российский государственный гуманитарный университет Факультет Истории искусства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Деревянный дворец в Коломенском.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Программа лекционного курса
  для специальности № 020900 “искусствоведение”, специальности № 021000 “музеология”, специализации “реставрация и экспертиза культурных ценностей”

Историография древнерусского искусства.
Вопросы для текущего контроля: 1. Назовите хронологические границы того периода в истории русского искусства, который называется “средневековым”, или “древнерусским

Период. Эпоха формирования государства восточных славян
(от 860 г. до середины XI вв. – времени Мстислава Владимировича Черниговского и Ярослава Владимировича Мудрого) Лекция 2.Переход о

Збручский идол.
Союз с Византией, взятие Херсонеса. Крещение Руси (989 г.). Трофеи князя Владимира.   Вопросы для текущего контроля: 1. Опишит

Софийские соборы: в Киеве, Новгороде,Полоцке.
  Основные проблемы: Значение принятия христианства для развития каменного строительства. Характер традиции, к которой принадлежали византийские мастера, стро

Период. Эпоха борьбы за киевский престол
(Первая половина – середина XII в.)   Распри между представителями разных княжеских домов, среди которых первенствующую роль играют п

Период. Завершение процесса формирования самостоятельных государств на территории Киевской Руси
(Вторая половина XII – первая половина XIII в.)   Раздел 3. Архитектура Новгорода второй трети – конца XII века

Тема III. Искусство эпохи татаро-монгольского владычества
(XIII – первая половина XIV вв.) Раздел 1. Архитектура второй половины XIII – первой половины XIV вв. (Юго-Западные земли, Новгород, Псков,

Тема IV. Эпоха возвышения Москвы
(Вторая половина XIV – середина XV в.)   Раздел 1.Архитектура Новгорода и Пскова второй половины XIV– первой трети XV вв.  

Спасский собор Андроникова монастыря.
Перестройка собора Чудова монастыря. Ремонт Успенского собора в Ростове. Церковь Благовещения в Дорогомилове. Тверь. Архангельский собор в Старице. Никольская церковь в Старице. Ц

Тема V. Искусство периода сложения единого Русского государства.
Раздел 1. Архитектура Северо-Восточных земель последней трети XV в.   Лекция 22. Строительство Ивана III в Кремле.

Тема VI. Русское искусство позднего Средневековья
  Раздел 1 Архитектура середины – второй четверти XVI в. Лекция 27. Время царствования Ивана IV (Грозного).

Лекция 27.
Символико-аллегорический стиль в живописи. Работы новгородских и псковских художников. Иконы “Притча о хромце и слепце”, “Лествица райская” (обе в ГРМ). Деятельность митрополита Ма

Церковь Смоленской Богоматери в Кушалино Симеона Бекбулатовича.
Ктиторство семьи Годуновых. Церковь в с. Беседы. Церковь в с. Красном. Строительство в Ипатьевском монастыре. Бесстолпные храмы с крещатым сводом в вотчинных селах Годуновых. Спас-Михнево.

Теремной дворец Михаила Федоровича.
Новый тип бесстолпного пятиглавого храма с сомкнутым сводом. Церковь Троицы в Никитниках.Постройки, испытавшие влияние архитектуры церкви Троицы.Троицкий монастырь в Муроме

Церковь Рождества в Путинках.
Церкви Георгия в Ендове, Успения в Гончарах, Николы на Берсеневке, Спаса на Песках, Косьмы и Дамиана в Садовниках, Григория Неокесарийского, Иоанна Богослова на Бронной, Троицы в Листах

Лекция 35.
Иконы и росписи ярославских храмов рубежа XVII–XVIII вв. Фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и церкви Благовещения на Волжском берегу (Ярославль). Последний этап истории иконописной м

Архитектура.
  Архитектура Киевской Руси XI в. и ее место в искусстве византийского мира. Источники своеобразия. Строительство Владимира Святославича. Спасо-Преображенский

Живопись
1. Мозаики Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря 2. Живопись второй половины XI – начала XII в. 3. Роспись собора Мирожского монастыря – программа, художественные

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги