Деревянный дворец в Коломенском.

Увеличение масштабов жилого каменного строительства. Палаты на Берсеневке.

Период царствования Федора Алексеевича.

Церковь Тихвинской Богоматери в Алексеевском. Благовещенская церковь в Тайнинском. Церковь Покрова в Измайлове.

 

Основные темы.

Новый уровень осмысления власти московского Государя. Аналогии с византийским императорским двором.

Новые архитектурные формы в строительстве по заказу Алексея Михайловича и их стилистическая природа (Саввин-Сторожевский монастырь).

Кружок любителей истинного благочестия. Реформы Никона. Изменение образцов и характера символического мышления.

Программное строительство патриарха Никона, его место в истории русской культуры XVII в. Характер интерпретации образца, обращение к наиболее почитаемым святыням христианского мира, точность воспроизведения. Приглашение белорусских мастеров, новые художественные приемы.

Запрет на строительство шатровых храмов, его характер и существующие объяснения.

Приходское строительство: развитие принципов, заложенных в архитектуре конца 1630-х гг. – середины XVII в. Смена ансамблей с асимметричным планом композициями, ориентированными по оси запад – восток (т.н. “кораблем”). Тенденция к усилению симметрии в построении композиции.

Возникновение нового типа четырехсполпного храма – с иконостасом у южной стены.

Изразцовый декор, “штучный набор”.

Ярославль и Поволжье. Характерная типология, композиция, декоративные приемы. Причины и источники своеобразия архитектуры Поволжья.

Особенности объемно-пространственного построения и фасадной декорации дворцовых построек времени Федора Алексеевича.

Дискуссионные вопросы.

Ярославская архитектура – школа или провинциальный вариант общерусской архитектуры?

 

Вопросы

1. Имена каких мастеров связаны со строительством Саввин-Сторожевского монастыря?

2. Какой храм повторяет собор Ново-Иерусалимского монастыря? Что послужило основанием для копирования?

3. Для какой святыни строился собор Иверского монастыря? Какие образцы могли определить характерные особенности его архитектуры?

4. В каком (предположительно) храме впервые появляются большие оконные проемы?

5. С каким обетом патриарха Никона связано строительство Крестного монастыря на Кий-острове?

6. Охарактеризуйте особенности архитектуры Ярославля и Поволжья. Приведите аргументы, противоречащие пониманию ярославской архитектуры XVII в. как “школы”.

7. Что нового принесли белорусские ценинных дел мастера в русскую архитектуру второй половины XVII в.? В каких памятниках впервые появляются ценинные изразцы и чем они отличаются от муравленых?

8. В чем выражался “запрет на строительство шатровых храмов” и какие существуют объяснения этого запрета?

9. Охарактеризуйте особенности дворцовых построек времени Федора Алексеевича.

10. По какому образцу строилась Покровская церковь в с. Измайлове?

11. Что такое “штучный набор”

· Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVI – XVII вв. М., 1976.

· Бусева-Давыдова И.Л. Архитектура // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. М., 1996. С. 426-457.

· Бусева-Давыдова И.Л. Об идейном замысле “Нового Иерусалима” патриарха Никона // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 174-181.

· Добровольская Э.Д., Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. М., 1981

 

Раздел 8. Живопись и прикладное искусство второй половины XVII в.

Лекция 33. Реформы патриарха Никона и перелом в развитии стиля живописи. Расширение свода иконографических источников, введение в его состав мотивов, заимствованных из изданных на Украине и в Европе печатных Библий, иллюстрированных гравюрами итальянских и нидерландских мастеров XVI в.

Росписи церкви Троицы в Никитниках, в Москве, Архангельского собора Московского Кремля. Макарьева монастыря в Калязине. Иконы Якова Казанца, Симона Ушакова, Иосифа Владимирова в церкви Троицы в Никитниках. Образы чудотворных икон: “Спас Нерукотворный”, “Богоматерь Киккская”, “Похвала Богоматери ВладимирскойДрево Московского государства” (все в ГТГ). Иконы Федора Зубова в церкви Ильи Пророка в Ярославле. Деятельность иконописной мастерской Оружейной палаты – царских изографов, руководимых С.Ушковым. Иконы из церкви Григория Неокессарийского на Полянке в Москве (ГРМ, ГТГ). Трактаты об искусстве Иосифа Владимирова, Симона Ушакова, Симеона Полоцкого. Распространение “живоподобного” стиля С. Ушакова. Работы Ивана Максимова: “Титулярник”, “Книга избрания на царство Михаила Федоровича”, “Толковое Евангелие” (Музеи Московского Кремля).

“Традиционализм” в иконописи 60-х – 70-х годов XVII в.: Никита Павловец: икона “Богоматерь Вертоград заключенный” (ГТГ).

Росписи храмов Ростова Великого и Ярославля – фрески церквей Воскресения Христова и Спаса “на сенях”,Николы Мокрого (Ярославль).

Творчество Гурия Никитина. Росписи Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме.

Иконы Симеона Спиридонова Холмогорца: “Илья Пророк в пустыне”, “Никола Зарайский” (Ярославль. Художественный музей).

 

Вопросы для дискуссий:

Какие определения стиля искусства второй половины XVII в. более всего, по вашему мнению, подходят для его адекватной характеристики: поздняя готика, Возрождение, маньеризм, барокко.

Считаете ли вы, что искусство Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты проложило прямой путь к “реализму” живописи эпохи реформ Петра I.

Какую роль в развитии русского иконописания играли заимствования из западноевропейских гравюр.

Влияние богослужебных и “четьих” книг на программы храмовых росписей.

Принцип “зеркальности” в живописи Симона Ушакова.

 

Вопросы:

1. Какие произведения Симона Ушакова вы знаете.

2. Назовите известные вам росписи 50-х годов XVII в.

3. Назовите известные вам храмы Ярославля и Костромы, расписанные в 70-е – 80-е годы XVII в.

4. Какие храмы, украшенные фресками, знаете вы в Ростовском Кремле.

5. Какие иконы Федора Зубова вы знаете.

6. Где работал Гурий Никитин.

7. Назовите автора иконы “Богоматерь Вертоград заключенный”. Опишите ее.

8. Какие западные иллюстрированные Библии, их которых заимствовали иконографические мотивы русские мастера, вам известны.

Литература.

· Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII – начала XVIII в. М., 1969

· Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954

· Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М.. 1970

· Очерки русской культуры XVII в. М., изд. МГУ, 1979. Ч. 2.

· Сизов Е.С. Воображены подобия князей. М., 1976.

Раздел 9. Архитектура конца XVII в.

Лекция 37. Софья, Иоанн и Петр

Нарышкинский стиль”. Проблема именования. Источники формирования; значение заказа; круг заказчиков..

Предистория. Поездка Карпа Золотарева “для списания церковных чертежей”.

История строительства церкви в с. Воскресенском на Пресне. Новый собор Донского монастыря.

Новые направления в архитектуре эпохи регентства царевны Софьи. Новодевичий монастырь – Покровская церковь, Преображенская церковь.

Период соправительства Петра и Ивана. Вотчинные центрические храмы. Церковь Покрова в Филях. Церковь в Троице-Лыково. Церковь Спаса в Уборах. Церковь Знамения в Дубровицах.

Строительство Строгановых. Введенский собор в Сольвычегодске. Церковь Рождества в Нижнем Новгороде.

Развитие “традиционной” типологии в рамках “нарышкинского стиля”. Церковь Воскресения в Кадашах. Церковь Успения на Покровке. Церковь Николы Большой Крест. Успенский собор в Рязани.

Новый тип колоколен. Колокольня Новодевичьего монастыря. Колокольня церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.

Дворцовое, жилое и инженерное строительство. Царские чертоги в Троице-Сергиевом монастыре. Лефортовский дворец. Земский приказ. Монетный двор. Сухарева башня. Воскресенские ворота.

Основные темы.

Историко-культурные основания “нарышкинского стиля”.

Возникновение новых архитектурных типов в к. XVII в. и их источники.

Пятиглавие, ориентированное по странам света. Центрические ярусные постройки. Особенности плана, объемно-пространственного построения. Ярусные колокольни.

Новое в подходе к архитектурной композиции.

Белокаменный декор, резьба и изразцы в архитектуре к. XVII в.

Вероятные источники цитирования и особенности истолкования ордерных мотивов; кнорпельверк.

Развитие жилой, дворцовой и инженерной архитектуры.

 

Дискуссионные вопросы

Стилистическая природа “нарышкинского стиля” и ее обсуждение в литературе.

 

· Брайцева О.И. Строгановские постройки рубежа XVII – XVIII вв. М., 1977

· Ильин М.А. Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959.

· Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII в. М., 1966.

· Бусева-Давыдова И.Л. О концепциях стиля русского искусства XVII в. в отечественном искусствознании // Проблемы русской средневековой художественной культуры. ГММК. Материалы и исследования. М., 1990. С.107-117.

Раздел 10. Живопись и прикладное искусство конца XVII в.