Лекция 35.

Иконы и росписи ярославских храмов рубежа XVII–XVIII вв. Фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и церкви Благовещения на Волжском берегу (Ярославль).

Последний этап истории иконописной мастерской Оружейной палаты. Произведения Тихона Филатьева и Кирилла Уланова. Иконостасы московских церквей и подмосковных усадебных храмов. Карп Золотарев (иконостасы Большого собора Донского монастыря и церкви Покрова в Филях). Рама иконы “Донской Богоматери” (Благовещенский собор Кремля).

Произведения “светского” жанра. Иллюстрации к Букварю Кариона Истомина, виды мест, “картины” познавательного характера – документально-исторические и аллегорические. Портрет (парсуна) в живописи второй половины – конца XVII в. Работы иностранных мастеров (Стефана Лопуцкого, Даниила Вухтерса). Конные портреты царей Михаила Федоровича и Плексея Михайловича (ГИМ); Портрет патриарха Никона с клиром (г. Истра. Музей), Портрет царя Федора Алексеевича (ГИМ). Распространение формы парадного “геральдического” (“сарматского”) портрета. Портреты стольников Г.П Годунова и В.Ф.Люткина (оба в ГИМ).

Золотое и серебряное дело. Потир, вклад А.И.Морозовой (Оружейная палата). Искусство черни и гравировки. Использование сюжетных изображений, заимствуемых из западных произведений. Произведения В.Андреева (серебряные стопы, стаканы, кружки).

Сольвычегодская расписная эмаль.

Вопросы для дискуссий:

Риторический жанр в литературе и искусстве.

Что такое “сарматский портрет”; в чем его отличие от западноевропейского портрета эпохи барокко.

Влияние придворного быта и вкусов аристократической среды на основные виды искусства, в том числе на иконопись.

Принцип ансамблевости и “театрализации” как средство преодоления космической замкнутости храмового пространства, его “инаковости” по отношению к миру окружающему этот космос.

 

Вопросы:

1. Какие иконы Карпа Золотарева находятся в церкви Покрова в Филях.

2. В каких храмах Москвы и Подмосковья сохранились иконостасные комплексы рубежа XVII–XVIII вв.

3. Какие парсуны хранятся в собрании Третьяковской галереи.

4. В каких храмах Москвы сохранились росписи последних десятилетий XVII – первых лет XVIII в.

5. Что такое “конклюзия”.

6. Приведите примеры произведений “познавательного жанра”

7. Какие виды и техники ювелирного дела получают особо широкое распространение на рубеже XVII–XVIII вв. Приведите примеры.

Литература.

· Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII – начала XVIII в. М., 1969