рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Программа курса История Западноевропейского искусства Средних веков. Раздел 1

Программа курса История Западноевропейского искусства Средних веков. Раздел 1 - раздел История, Программа Курса «История Западноевропейского Искусства Средних Век...

Программа курса «История Западноевропейского искусства Средних веков».

Абраменко Н.М.

 

Раздел 1.

Понятие «Средние века». Историческая эволюция восприятия и отношения к искусству Средних веков в культурах Ренессанса и Нового времени. Статус «нормы», «образца для подражания», приданный античной культуре эпохой Возрождения, и обусловленные им оценки средневековой эпохи как «темные века». Восприятие разрыва с классической античной традицией как культурный «крах».

Эпоха романтизма как поворотный момент в понимании средневековой художественной культуры. Пробуждение интереса к готической архитектуре в английском сентиментализме и немецком движении «Бури и натиска» накануне XIX века.

Начало научного изучения средневековой художественной культуры, появление термина «романика» (приписывается ученому и антиквару Шарлю де Жервилю, 1818 г.), уточнение смысла термина «готика». Достижения археологии и филологии в области медиевистики, их влияние на историю искусства.

Периодизация и характеристика периодов.Особенности периодизации средневековой художественной культуры, принятой в истории искусства, по сравнению с общеисторической периодизацией эпохи: стиль как критерий, определяющий, начиная с XI века, этапы развития европейской культуры.

1. 476 г. – конец X в. – Раннее Средневековье, эпоха варварских королевств:

- V – VIII вв. – «тёмные века»,

- IX в. – Каролингский Ренессанс,

- начало X – начало XI в. – Оттоновский Ренессанс,

2. XI – по начало XIV вв. – Зрелое Средневековье:

- XI – XII вв. – романика,

- XIII – начало XIV вв. – готика.

3. XIV – началу XV вв. - позднее Средневековье.

 

Раздел 2.

Искусство Раннего Средневековья.

  1. Искусство варварских королевств 5 – 9 вв.

Характеристика локальных школ и традиций. Эволюция искусства (по видам).

Декоративные искусства и ассимиляция традиций варварских народов. «Полихромный стиль» и «звериный орнамент».

А). ИТАЛИЯ.

Архитектура: Равенна и расцвет искусств при короле Теодорихе. Типология архитектуры (базилика раннехристианского типа и центрический храм). Отношение конструкции и декора в новом их понимании.

-Церковь Сант Апполинаре Нуово, церковь Сант Аполлинаре ин Классе (в гавани), церковь Сан Витале в Равенне, мавзолей Теодориха.

Скульптура: типологические изменения, новые жанры. Два пути развития скульптурной декорации: портал и капители. Общие свойства стиля: схематизм, линеарность, переход к объемному рисунку по камню.

Живопись: Росписи на стенах центрального нефа церкви Сант Аполинаре Нуово.

Миниатюра: Кембриджское Евангелие, итальянское Евангелие VI в. в собрании Апостолической библиотеки Ватикана.

 

В). ИРЛАНДИЯ И БРИТАНИЯ.

Меньшая романизация Ирландских и Британских земель. Христианизация этих территорий и активное развитие монашества. Миссионерская деятельность ирландского монашества.

Развитие книжного искусства и книжной иллюстрации. Таблицы канонов и орнаментальные листы. Англо-ирландская орнаментальная традиция, монограммы, инициалы. Сакрализация книги как священного предмета.

-«Евангелие из Дурроу» (ок.680 г., Дублин, Библиотека Тринити колледжа), «Келлская книга» (начало IX в.. Дублин, Библиотека Тринити-колледжа), «Евангелие из Эхтернаха» (ок.690 г., Париж, Национальная библиотека), «Евангелие из Личфилда» (Личфилд, Сокровищница собора), «Санкт-Галленское Евангелие (Санкт-Галлен, Библиотека монастыря, начало 8 в.).

С). МЕРОВИНГСКАЯ ФРАНЦИЯ.

Династия Меровингов (496 – 751 гг.). Король Хлодвиг и принятие христианства. Развитие культуры на франкских землях.

Изменения в базиликальной системе храмов. Крипта (небольшое помещение под алтарем базилики, часто на месте захоронения мученика или мученика, склеп). Трансепт (поперечный неф) отодвигается от алтаря, благодаря чему расширяется восточная часть базилики и храм приобретает форму латинского креста. Строительство башен на пересечении нефа и трансепта, по концам трансепта и на западном фасаде.

- баптистерий Сен-Жан в Пуатье (IV в.), надгробный ораторий в Гренобле на старинном кладбище (VI-VII вв.), крипта – усыпальница Сен-Поль в Жуарре VII в.

Новый этап книжного искусства. Отсутствие повествовательных иллюстраций и антропоморфных изображений, что обусловлено характером наиболее популярных текстов. В отличие от Британии и Ирландии, где преобладали евангельские тексты, в Меровингской Франции наиболее популярной и востребованной была богослужебная литература и сочинения теологов, например, св.Августина или св.Григория, которые давали меньше возможности для иллюстрирования в собственном смысле этого слова. Кроме того, на характере меровингской книжной миниатюры, сказалось проникшее в то время в Европу влияние идей восточного иконоборчества.

-Гелазианский Сакраментарий (середина VIII в, Ватикан, Апостолическая библиотека), Геллонский Сакраментарий (конец VIII в., Париж, Национальная библиотека).

 

 

D). КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Воскрешение идеи сакральности императорской власти и создание Империи Карла Великого со столицей в Аахене. Стремление к воссозданию идеи былой славы Великого Рима и забота императора Карла Великого о развитии образования и искусств. Аахенская придворная Академия и монастырские образовательные центры.

Архитектура: Обращение к традициям античности и раннехристианского времени.

- капелла Карла Великого в Аахене (около 800 г., опора на образец - церковь Сан Витале в Равенне), капелла св. Михаила в Фульде, церковь в Жерминьи де Пре (806 г.), новая церковь аббатства Сен-Дени близ Парижа, церкви монастыря Сен-Рикье в Центуле, фасад церкви монастыря в Корби, ворота монастыря Лорше.

Живопись: мозаики апсиды церкви в Жерминьи де Пре, фрески церкви Св. Иоанна в Мюстайре (изображение Христа во славе, над ними располагалось Вознесение, на стенах нефа представлен цикл сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, а на западной стене – Страшный суд), Распятие в церкви Сан Винченцо ин Вольтурно в Южной Италии (IX в.), сцены мученической кончины св.Стефана на фресках крипты церкви Сен-Жермен в Оксерре.

В миниатюре проявляется стремление следовать образцам искусства Римской империи. Параллельное существование и развитие различных школ.

«Школа Годескалька» (или «школа рукописи Ады»): рукопись евангелия Парижской Национальной библиотеки; евангелие аббатисы Ады около 800 г.; евангелие из монастыря Сен Медард в Суассоне (около 827 г., Парижская Национальная библиотека). Характерно: отпечаток геометрически плоской трактовки форм, в орнаменте играет большую роль сложное ленточное плетение, восходящее к памятникам «варварского» искусства; стремление к монументальной значительности образов, к избытку и великолепию декоративных мотивов, широкому применению пурпура и золота.

«Школа евангелия Карла Великого»: евангелие Карла Великого (начало 9 в., Вена.

Реймская школа: Евангелие реймского архиепископа Эбо (816 и 835 гг.); Утрехтская псалтырь.

Турская школа: Евангелие Лотаря (около 840 г.); Библия Карла Лысого (около 850 г.).

 

Е). ИСКУССТВО ОТТОНОВСКОЙ ГЕРМАНИИ.

Оттон I Великий (936 – 973) и Саксонская династия, возрождение западноевропейской империи. Время нового обращения к античной традиции в области литературы и искусства.

В архитектуре - преобладает тип трехнефной базилики с высоким центральным нефом и более низкими боковыми, с апсидами на восточной и западной сторонах, трансептами, а также с башнями на средокрестиях и фасадах. - Церковь св. Кириака в Гернроде; церковь Св. Михаила в Гильдесгейме; церковь Санкт Панталоне в Кёльне.

Монументальная живопись: росписи конца Х в. в церкви св.Георгия в Оберцелле.

Книжная миниатюра: Кодекс святого Григория (983-985 гг.); Кодекс Экберта (около 985 г., Трит, Городская библиотека); Евангеларий Оттона III (ок.1000 г., Мюнхен, Баварская государственная библиотека); Бамбергский Апокалипсис (1020 г., Бамберг, государственная библиотека); Книга евангельских чтений (1007-1012 гг., Мюнхен, Баварская государственная библиотека); Сакраментарий Генриха II (1002-1014 гг., Мюнхен, Баварская Государственная библиотека); Евангелие, выполненный в Кельне по заказу аббатисы Хитды из монастыря Мешеде в Вестфалии (первая четверть XI в., Дармштадт, Гессенская областная библиотека); Евангеларий аббатисы Уты из Нидермюнстера (первая четверть XI в., Мюнхен, Баварская Государственная библиотека).

Скульптурный рельеф: бронзовые врата с рельефами, отлитые в 1008-1015 гг. для центрального портала западного фасада церкви Св. Михаила в Гильдесгейме.

 

Раздел 3.

Романское искусство.

 

Происхождение термина "романский" и его условность. Историческая и историко-культурная периодизация зрелого средневековья и место романской эпохи в этой схеме.

Историческая ситуация в середине 11 - середине 12 веков. Великая схизма, ее последствия для культуры; сложение самостоятельной средневековой культуры на Западе. Начало крестовых походов. Расцвет монастырских конгрегаций и монастырских школ; городские епископские школы и новая образованность конца 11-12 века. Интерес к античности и формирование самостоятельных философских систем. "Ренессанс" в латинской литературе 12 века. Начало схоластики.

Периодизация искусства романики; особенности национального развития.

АРХИТЕКТУРА.

Формирование романского искусства (950-1050 гг.). Проблема базиликального сводчатого здания как основная тема архитектурной истории в период формирования романского искусства. Постепенное вытеснение позднеантичной и каролингской традиции храмового здания и сложение многосоставной, сложной сводчатой базилики с ордерным декором внутреннего пространства в немецкой архитектуре к середине 11 века. Романская архитектурная система, особенности пространственной организации, декоративная функция ордера и распадение архитектоничной ордерной системы, произвольный характер романского ордера.

 

ФРАНЦИЯ.

Историко-культурные основания развития искусства во Франции в 11-12 веках. Расцвет литературы и искусств. Дифференциаций и самостоятельность географических центров и художественных школ. Различные типы храмов: храмы с купольным перекрытием, зальные (базиликальные в плане) церкви и базиликальные церкви с поднятым над боковыми нефами высоким средним нефом (этот тип с самыми различными вариациями и был самым распространенным).

Поиски нового решения восточной части здания в архитектуре 10-11 веков (развитие восточной части и сложение хора с обходом). Ранние памятники: Церковь Сен Филибер в Турню (начало 11 в.), церковь Богоматери в Мане (одно из самых ранних примеров использования обхода вокруг алтаря (так называемого деамбулатория), что получило в дальнейшем широкое распространение в ряде церквей развитого романского стиля).

В середине 11 в. в романском зодчестве определились основные школы или направления.

Нормандская школа: монастырская церковь Нотр-Дам в Жюмьеже (1018-1067), церкви мужского и женского монастырей в Кане, церковь Троицы женского монастыря в Кане (1059-1066, перестроена в 1120 1140 гг.).

Бургундская школа и архитектура французского Севера: третья церковь в Клюни (Клюни III) (пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл); однотрансептная церковь Богоматери и Иоанна Крестителя в Парэ ле Мониаль (начало 12 в.); храм в Отене; церковь св. Магдалины в Везеле (первая треть 12 в.).

Южная и юго-западная Франция. Распространение купольных сооружений, в плане имеющих форму равноконечного или латинского креста. Церковь Сен Фрон в Перигё (1120-1179 гг.); собор Сен Пьер в Ангулеме (окончен в 1128 г.).

Разнообразие базиликальных романских церквей в западной и центральной части Франции: Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране (середина 12 в.); Школа Пуату: Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье; церковь Сен Сернен в Тулузе (конец 11 -12 в.).

Прованс: ансамбль церкви Сен Трофим в Арле (12 в.).

Светская архитектура Франции: замок в Лоше (конец 10 в.), архитектура замок Гюзор в Нормандии (конец 11 в.).

 

ГЕРМАНИЯ.

Три крупнейшие немецкие школы романского зодчества: саксонская, вестфальская и рейнская.

Саксонская школа. Связь с каролингскими традициями. Переработка опыта бургундской и вообще французской церковной архитектуры. Господство типа плоско перекрытой раннероманской базилики, разработанной ещё во времена раннего христианства (церковь св. Михаила в Гильдесгейме, 1010—1086); церковь св. Кириака в Гернроде (построена после 960 г., западный хор —12 в.)).

 

Вестфальская школа. Господство церкви зального типа, то есть с тремя нефами равной высоты, перекрытых каменными сводами (капелла св. Варфоломея в Падерборне; западный фасад собора в Миндене (11 в.)).

Рейнская школа.Расцвет имперских городов-Вормс, Шпейер и Майнц. Формирование и широкое распространение связанной романской системы. Она заключается в том, что боковой распор давление) сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов, причем одному звену среднего нефа соответствуют звенья боковых нефов, по два с каждой стороны. Получается чередование опор: более массивные столбы поддерживают пяты сводов главного нефа, а на промежуточные опоры, более легкие, опираются пяты сводов боковых нефов. Все нефы перекрываются вспарушёнными крестовыми сводами, то есть такими, где каждая из четырех распалубок, образующих свод, вершиной своей довольно сильно приподнята, образуя небольшой куполок. Боковые нефы не имеют эмпор, и стена среднего нефа до яруса окон расчленяется только служебными колоннами, поддерживающими пяты сводов (Шпейерский, Вормсский и Майнцский соборы; церковь Сайта Мария им Капитоль (1045 —1065) в Кёльне; церковь Апостолов и церковь св. Мартина в Кёльне (конец 12 в.).

Светская архитектура (замки Вартбург в Эйзенахе, Вимпфен в Зеебурге (Саксония), императорский замок-дворец в Госларе и другие. Особенно интересны руины императорского замка в Гельнхаузене (1180—1230)).

АНГЛИЯ.

Нормандское завоевание 1066 г. способствовало преодолению прежней обособленности Англии. Оно усилило ее политические и культурные связи со странами континента, и прежде всего с Францией. Завоевание ускорило формирование в Англии романской художественной системы. Принципы французского искусства и, в частности, формы французского зодчества в его нормандском варианте были перенесены на английскую почву. Сохранение национального своеобразия и специфического характера романской архитектуры (вытянутость английских соборов в длину, «многосоставность» общего объема, своеобразный преизбыток форм, граничащий с раздробленностью). Собор в Норвиче (1096 г.); собор в Или, Даремский собор (1096—1133)).

 

ИСПАНИЯ.

Завоевание арабами Пиренейского полуострова в 7 в. Сохранение национальной христианской культуры, её сосуществование с арабским искусством, взаимовлияние и формирование своеобразных художественных форм. Пластическое восприятие архитектуры, обильный скульптурный декор.

Своеобразие испанской романской архитектуры: простота и единообразие конструктивных форм, сокращение длины нефов, вытянутость трансепта, выявление средокрестия. Прихотливость силуэта, тонкость отделки, красота деталей (собор в Сантьягого-де-Компостела, в Галисии, 1078 —1128 гг.; старый собора в Саламанке (12 в.).

 

Особое развитие светской архитектуры замков и крепостей. Алькасар (королевский дворец) в Сеговии.

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ РОМАНИКИ.

Изобразительное искуссство Западной Европы около 1000 года. Византия и Запад: античная традиция и ее значение для иконографии и художественного языка средневековья. Византийские образцы и пути их проникновения на Запад. Множественность национальных школ, основные центры и их отношение к Византии.

Иконографические принципы зрелого романского искусства и их отражение в монументальной живописи и книжной миниатюре.

 

СКУЛЬПТУРА.

Скульптура в раннесредневековом, каролингском и предроманском искусстве. Византийская пластика и ее влияние на европейскую скульптуру; декоративно-прикладное искусство и мелкая пластика как основной источник влияний. Алтарная преграда, декорация престола, кафедры, капителей, надгробий и портала как основные места для монументальной скульптурной декорации в романское время. Первые памятники монументальной пластики в раннероманский период и их зависимость от книжной миниатюры и ювелирного искусства. Сложение романской иконографии портала во Франции.

ФРАНЦИЯ.

Особенности романской скульптуры: условность фигур и пропорций, скованность поз и движений, уплощенность пластики, выразительность силуэта и акцентированность жеста. Наглядная передача сюжетной ситуации, схематичность и наивность.

Капители из аббатства Клюни (1109 – 1113 гг.) с изображением сцены грехопадения.

 

Скульптура различных центров Франции.

Северная и северо-восточная Франция (Нормандия и бывшая Неистрия, куда входил и район Парижа. Характерна бедность скульптурными украшениями в 11 – начале 12 вв., приобретают важное значение только в последнюю треть века, т. е. в период перехода к готике.

 

Школа Пуату. Скульптурный декор на фасадах строится на сочетании относительно крупных по размеру объемных статуй святых и сочной декоративной резьбы, заполняющей плоскость фасада и служащей как бы фоном для, статуй (фасад Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье).

 

Овернская школа. Преобладает скульптура на капителях (капитель «Бегство в Египет» в церкви Сен Лазар в Отене; «Ирод и Саломея» в Муассаке; «Тайная вечеря» на одной из капителей церкви Сен Поль в Иссуаре (Овернь)).

 

Три школы французской скульптуры: бургундская, лангедокская и провансальская школы.

Бургундская школа (тимпаны церкви Сен Мадлен в Везеле (1125-1130) и собора в Отене (1130-1140). Портал в Муассаке).

Прованс (фасадные композиции церкви Сен Жиль (1160-1170) и церкви Сен Трофим в Арле (конец 12 в.); портал церкви Сен Трофим в Арле).

Иль де Франс (северо-восток Франции, район Парижа) – Королевский портал Шартрского собора.

 

ГЕРМАНИЯ.

Распятие Кельнского собора (около 970 г.); деревянные двери церкви Сайта Мария им Капитоль в Кельне (середина 11 в.).

Надгробные изображения архиепископа Фридриха фон Веттина (после 1152 г.) и архиепископа Вихмана (около 1200 г.) в Магдебургском соборе.

Фасад церкви св. Иакова в Регенсбурге (вторая половина 12 в.).

 

ЖИВОПИСЬ.

Книжная миниатюра. Структура книги в каролингском искусстве и ее развитие в 10-11 веках. Основные типы иллюминированных рукописей в романское время. Маргинальные иллюстрации, инициалы, заставки, листовые иллюстрации. Византийские влияния и сложение новых иконографий в первой половине 12 века. Принципы романских догматических и повествовательных иконографий в искусстве книжной иллюстрации и аналогичные принципы в монументальной скульптуре. Эволюция романских иконографических схем к середине 12 века. Особенности национальных школ в восприятии византийских стилистических влияний.

Монументальная живопись. Памятники монументальной живописи, сохранившиеся от каролингского времени. Возобновление искусства фрески под византийскими влияниями в оттоновской Германии. Определяющее влияние Византии до 1200 года как основной фактор, направляющий стилистическое и отчасти иконографическое развитие.

Основные национальные школы. Фрески Сен Савен сюр Гартамп, Ламбаха и Сант Анджело ин Формис как крайние стилистические варианты искусства второй половины 11 века. Стилистическая эволюция первой половины 12 века. Проблемы провинциальных и столичных стилей в византийском искусстве и их отражение в романской живописи. Примитив и его художественный язык. Испания: фрески Каталонии и Леона. Фрески круга клюнийских мастеров.

Раздел 4.

ГОТИКА.

Историческая ситуация в Европе 12-15 столетий. Основные этапы историко-культурной периодизации зрелого и позднего средневековья; содержание данного периода как одновременно и высшего проявления средневековой культуры, и конца средневековья. 12-13 и 14-15 века как два разных периода в истории культуры. Термин "готика".

Развитие городской культуры. Университеты. Развитие философии и схоластики. Пьер Абеляр и Фома Аквинский.

 

АРХИТЕКТУРА.

Рождение готической архитектуры. Аббат Сугерий и архитектура хора в Сен Дени. Новая светоносная архитектура. Основные принципы и характеристики готического собора.

Каркасная система как основа готического собора. Нервюрный крестовый свод, его предистория в романской архитектуре. Нормандский вариант романских сводчатых покрытий и его отношение к готике. Ярусное построение готического собора. Способы достижения равновесия в ранней и зрелой готике; система контрфорсов и аркбутанов. Типология готического церковного строительства. Контрфорсы и аркбутаны.

Планы готических церквей, их эволюция.

Проблема готического церковного фасада. Национальные особенности конструктивного решения готических храмов. Изменение других типов построек средневековья под воздействием конструктивных систем готики. Монастырское и светское строительство; типология готического жилого дома и общественного здания.

ФРАНЦИЯ.

Сен-Денийская базилика и ее следствия в архитектуре второй половины 12 века. Сложение главных компонентов планировочной, объемно-пространственной и декоративной системы французского готического собора. Эволюция французской готики во второй половине 12 века.

Нотр-Дам де Пари. История сводов и опор в ранний период. Эволюция ордерного декора; соотношение романского и готического понимания ордера.

Собор в Лане, собор в Нуайоне (1157—1228) и собор в Суассоне (1177—1212); Шартрский собор, Реймсский собор, Амьенский собор, Сен Шапель в Париже, собор в Бурже.

Стилистика французской готики 14 века: церковь Сен Овен в Руане, Страсбургский собор.

Южнофранцузская готика. Интернациональные черты французской готики второй половины 13 века. Роль этого варианта стиля для европейской архитектуры. Собор в Альби.

 

ГЕРМАНИЯ.

Готическая архитектура Германии. Начало готики в Германии. Наумбургский собор: позднероманская инерция и начало изменений в немецкой готике под воздействием Франции в Магдебурге и Хальберштадте. Отношение к стене в ранней немецкой готике. Первые верные копии французской готической системы и их отличия от образца. Конструктивные и декоративные приемы, складывающиеся во втором поколении немецкой готической архитектуры; запаздывание развития немецкой готики по сравнению с Францией. Воздействие архитектуры великих готических соборов Франции на Германию и роль Кельнского собора в этом процессе. Памятники, связанные со следующей волной французских влияний, поколения архитектуры Пьера де Монтро. Сложение самостоятельных черт немецкой готики: зальные церкви 13-начала 14 века. Кирпичная готика северной Германии в 14 веке и ее отношение к зрелой готике других национальных школ.

 

АНГЛИЯ.

Готическая архитектура Англии. Дерхемский собор и его место в истории формирования английской готики. Влияние позднероманской архитектуры Нормандии и ранней готики Иль-де-Франс на Англию во второй половине 12 века. Сложение английской версии раннеготического стиля и ее особенности в Уэльсе и Солсбери. Конструктивные, планировочные и декоративные особенности ранней готики в Англии и их варианты в первой половине 13 века. Типологические особенности готического соборного комплекса в Англии; залы капитулов. Французские влияния в первой половине столетия; Солсбери и Вестминистер. Продолжение иной, более самостоятельной линии в английской готике 13 века; Линкольн, Или, Эксетер. Формирование зрелого стиля в английской готике после 1230 года. Сложные своды и их значение для английской школы; особенности понимания массы и стены; специфика английского готического ордера. Соотношение этих качеств с влиянием французской готики в ее варианте после Пьера де Монтро. Йоркский собор. Основные черты так называемого декоративного стиля, складывающегося после 1290 года. Восточная часть собора в Уэльсе как образец этого стиля; развитие одновременно с ним перпендикулярной готики и ее триумф в архитектуре после 1330 года. Хор собора в Глостере и неф Кентербери. Результаты эволюции к середине 14 века. Отличительные черты зрелой готики Англии и ее особое значение для архитектуры поздней готики.

 

ИТАЛИЯ.

Готическая архитектура Италии. Начало готики в Италии под влиянием Франции: Сан Франческо в Ассизи. Самостоятельность готического развития в Италии 13 -14 веков и специфика региональных стилей. Продолжение французских влияний: Сан Фортунато в Тоди. Сьенский собор: особенности понимания пространства, массы, ордера. Фасадная декорация и проблема готического фасада в Италии. Собор Орвьето. Готическая архитектура Тосканы 13 века. Санта Мария дель Фьоре во Флоренции: конструктивные и художественные особенности зрелой тосканской готики. Светская архитектура готики в Тоскане. Проблема общественного здания. Готическая архитектура Венеции. Сан Джованни э Паоло и Санта Мария Глориоза деи Фрари; особенности конструктивного и декоративного решения. Светская архитектура готики в Венеции; готический палаццо. Эмилия и ее школа от Сан Франческо до Сан Петронио. Отсутствие ярусно-иерархического понимания массы и ордера в итальянской готике. Романская и готическая архитектура Италии: черты преемственности. Нарастание французских влияний в итальянской готике второй половины 14 века: Сан Петронио в Болонье и Миланский собор. Несовершенство итальянского варианта французской готической конструкции в Миланском соборе и устойчивость ломбардской традиции.

 

ГОТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА.

Синтез искусств в готике. Общая характеристика готики как стиля в изобразительном искусстве. Проблема романской и византийской отстраненности от зрительного способа изображения и проблема готического натурализма. Изобразительное искусство готики: типология и общая иконографическая характеристика. Типологическая характеристика готической скульптуры: готический собор и возможные места для скульптурной декорации в соборе в зависимости от национальной школы. Другие виды скульптуры; мелкая пластика.

ФРАНЦИЯ.

Готическая скульптура Франции. Романская традиция Бургундии и северной Франции в середине 12 века. Расширение иконографических программ и сложение композиции портала с фигурами на откосах. Королевский портал Шартра.

Характеристика основных стилистических групп больших статуй на откосах портала. Стиль главных фигур и стиль повествовательных композиций; натурализм в отдельном изображении и натурализм действия, сцены. Иконографическая программа Королевского портала. Ближайшие стилистические аналогии Шартра. Сенлис и Лан; старые части западного портала собора Нотр Дам. Начало зрелого стиля в готической скульптуре 13 века во Франции. Византийские влияния. Иконографический и стилистический анализ порталов трансепта Шартра; история развития зрелой готики на примере двух групп фигур на порталах трансепта. Иконографическое расширение программ зрелой готики: Амьен. Фасад Амьена как иконографическое целое. Стиль Амьена. Реймс: иконография и варианты стилистики. Античные влияния и "стандарт" готического натурализма. Развитие стиля в середине-второй половине 13 века: порталы Буржа и трансепта Нотр Дам. Поздняя группа скульптур в Реймсе. Скульптура раннего 14 века: готический натурализм и условность куртуазного стиля. Алтарная преграда Нотр Дам и порталы собора в Осерре. Мелкая пластика 14 века.

ГЕРМАНИЯ.

Готическая скульптура Германии. Изобразительное искусство Германии около 1200 года: византийские влияния, их роль в различных видах искусств.

Николай Верденский и работы мастеров его круга. Проникновение византинизмов в монументальную пластику: Хальберштадт и связанные с ним памятники. Византинизмы и антикизация на переходе от романского к готическому в Германии.

Ранние памятники немецкой готики в скульптур: Магдебург, Фрайберг. Программы скульптур Бамберга. Бамбергский леттнер как памятник переходного типа. Другие скульптуры Бамберга: проблема французских влияний и антикизации для немецкой готической скультптуры. Наумбургская пластика. Программы леттнера и хора. Стилистика: наумбургский мастер и проблема готического натурализма для немецкой скульптуры. Проблема портрета; повествовательный и физиогномический натурализм. Портальные программы ранней готики в Германии и их расширение под воздействием Франции. Иконографическая программа Страсбурга; особенное положение Эльзаса. Стилистическая эволюция последней четверти 13 века: Эрфурт и Страсбург. Движение и аффект как главные цели стиля. Готический натурализм и готическая условность в экспрессивной манере мастеров первой половины 14 века.

АНГЛИЯ.

Готическая скульптура Англии. Романская традиция скульптуры в Англии и ее отношение к Франции. Ранняя готика в английской скульптуре. Скульптура собора в Уэльсе. Отражение высшей фазы готического стиля французской скульптуры в английской. Английские надгробия второй половины 13-14 веков от Дорчестерского рыцаря до королевских надгробий: история типологии и стилистики.

Скульптурная декорация собора в Эксетере и проблема иконографии западного фасада английского готического собора в 14 веке.

 

ГОТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ.

Общая характеристика искусства живописи в эпоху готики. Проблема стилистической эволюции искусства готики в ее отношении к живописи. Византийская условность, романский экспрессивный схематизм и готический натурализм. Иконографические свойства готической живописи; место живописи в готическом соборе; новые места для живописи в системе искусства готики. Типология готической живописи (миниатюра, алтарь, икона и станковая живопись, витраж, монументальная живопись) и ее зависимость от национальных школ; типологические изменения в искусстве живописи в ходе развития готики.

Проблема готического алтаря; створчатый алтарь как специфическое искусство готики, соединяющее работу скульптора и живописца. Вопросы синтеза искусств вготике в их отношении к живописи. Периодизация истории готической живописи.

 

ИТАЛИЯ.

Национальные школы в эпоху готики. Италия и Север: сравнительная характеристика развития живописи в 13 веке. Искусство готики за Альпами, искусство проторенессанса в Италии. Италия: нарастание византинизмов в итальянской живописи 13 века. Maniera byzantina. Общая характеристика итальянской живописи второй трети 13 века. Чимабуэ и Дуччо. Готика и византийская манера в искусстве Рима конца 13 века. Каваллини: проблема византийского, проторенессансного и готического в его искусстве. Джотто. Иконография и стиля капеллы делль Арена. Искусство Джотто (общая стилистическая характеристика).

Общая характеристика итальянской живописи первой половины 14 века; сиенская школа. Север: искусство витража. Иконография и стилистика раннеготического витража во Франции. Витражи Сен-Дени и их отношение к искусству времени аббата Сугерия. Книжная миниатюра и витраф во второй половине 12 века. Ранние витражи Шартра: иконография скульптурного фасада и иконография витража. Витражи Лана и Буржа. Витражи Сен-Шапель как характерный памятник середины 13 века. Эволюция искусства витража во второй половине 13 - начале 14 века: монументализация изображений и упрощение иконографии. Витражи Осерра и Эвре.

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА.

ФРАНЦИЯ.

Основные типы иллюстрированных рукописей. Новые принципы оформления листа и новые тексты для иллюстрирования. Программы иллюстрирования традиционных и новых текстов. Листовая миниатюра и инициал; маргинальные иллюстрации. Стилистическая характеристика. Движение от "византинизирующей" манеры начала 13 века к стилю зрелой готики. Изменения в стиле в начале 14 века. Итальянские влияния в искусстве Франции 14 века: значение открытий Джотто и Сиенского искусства для Севера. Авиньонская школа. Стилизация и натурализм как основы живописной манеры первой четверти 14 века; изменение их соотношения. Темы и сюжеты иллюстраций 14 века; иллюстрации к светской литературе: хронике, античным авторам, роману. Парижская школа во второй половине 14 века. Освобождение композиционных схем из-под канона византийской и раннеготической иконографии. Элементы портрета и пейзажа.

Проблема искусства "интернациональной готики". Особенности национальных школ и общеевропейские стилистические тенденции во второй половине 14 века.

 

– Конец работы –

Используемые теги: программа, курса, История, западноевропейского, искусства, средних, веков, раздел0.102

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Программа курса История Западноевропейского искусства Средних веков. Раздел 1

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...

Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая
Всеобщая история искусств в шести томах том второй quot Искусство средних веков quot книга вторая... Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств... От редакционной коллегии Авторами глав второй книги второго тома...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 ПРОГРАММА КУРСА 6 ПО КУРСУ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 33 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Положение на стыке цивилизаций постоянно ставило Россию перед выбором западного или восточного варианта развития
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА... ПРОГРАММА КУРСА УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА...

Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс ; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев
Социология Краткий курс... RU http www litru ru bd b Социология Краткий курс ООО Питер Пресс Санкт Петербург...

Раздел І. Учебно-методический 1. Программа курса история экономики Тема 1. Введение в историю экономики
Раздел І Учебно методический... Программа курса история экономики... Тема Введение в историю экономики Дополнительная литература...

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ... Кафедра истории древнего мира и средних веков... ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ...

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ... Кафедра истории древнего мира и средних веков... ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ...

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
РАЗВИТОЕ ИЛИ ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ середина XI XIII вв Средневековые города До возникновения...

Курс Екологія Курс Екологія Курс Екологія Практична робота № 1
Факультет міжнародних економічних відносин та туристичного бізнесу... Курс Екологія Практична робота...

Лекція 1. Вступ до курсу історії України 1. Курс історії України в системі гуманітарних наук. Предмет, мета та завдання курсу. 2. Періодизація історії України
Лекція Вступ до курсу історії України План...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам