События. События как предмет исторического познания.

Прошлая социальная реальность - не статическое состояние, а динамический процесс, состоящий из событий. Событие всегда было и остается основой, исходным пунктом, основой исторического исследования. На протяжении большей части своего существования - история была событийной и записывалось в виде рассказов. Существует типа событий: трансцендентные, природные, социальные.
Вмешательство трансцендентных сил было распространено в древних и средневековых событиях
Природные события - физические, биологические - солнечное затмение, засуха.
Природные – рождение, болезни, смерть,

События социальные – человеческие действия. Социальные события соотносятся с социальными и культурными действиями. Социальные действия можно разделить на культурные, бытовые, научное познания, действия, ритуалы и т.д.

Отбор исторических событий, интерпретация - тема постоянных дискуссий историков.
События - как элемент исторического анализа.

Представление о значимости событий, историчности меняются со временем. В христианской историографии - действия христианской истории: трансцендентные события, природные. Ключевыми, базовыми в средневековых представлениях были события трансцендентные.

В 17-19 веках идут процессы рационализации знаний, секуляризации сознания. Понижается статус, значимость событий трансцендентных. Появляется дифференцированное отношение к социальным событиям, дифференциация событий по масштабам и качеству. Эти историки противопоставляли свои сочинения - хроникам. Для хроник характерно внимание к индивидуальным событиям, а в нового времени - общезначимым событиям. Для хроник характерна несвязность описания, а для текстов нового времени - тесная взаимосвязь между событиями в истории. В нововременных сочинениях есть логическая упорядоченность событий, поверхностность.

В середине 20 века - рационализм на пределе, анализ событий недоверие к ним, скептическое отношение. Февр считал, что «события – мелкая пыль, гребни волн океана истории». Бродель говорил, что «событие - взрыв, его угар заполняет все, но кратковременен и пламя едва заметно». История – это человеческие действия.
Интерпретация события: внешняя сторона социального действия и его внутреннее содержание.

Сущность подобного разделения была сформулирована Р. Дж. Коллингвудом (1889-1943гг), автором труда «Идеи истории». Книга была опубликована в 1946 году. В этой работе он формулирует внешнюю критику события – все, что может быть описано в терминах, которые применимы к телам и их движениям, и внутреннюю - то, что может быть описано только с помощью категорий мысли, критику события. Коллингвуд подчёркивает, что нельзя отделять внешнюю сторону от внутренней.
Марк Блок также выделяет внутренний и внешний анализ событий, а также сравнивает работу историка с работой детектива. Для него важна не только критика событий, но и личность авторов, которые их описывают.