рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура как предмет исторического исследования

Структура как предмет исторического исследования - Лекция, раздел История, Предмет: теория истории 09 В Новое Время Наряду С Вышеозначенным Подходом Оформляется И Другой Подход, Е...

В новое время наряду с вышеозначенным подходом оформляется и другой подход, его сторонники предпочитают анализировать историю, игнорируя исторические события и фокусируя внимание на социальных целостностях - общества, культуры, цивилизации, формации и т.д. Подход можно определить как структурный, существует две его модификации:

1. Собственно структурализм.

2. Функционализм.

 

1. Структурализм - общее название методов гуманитарных наук, связанных с обнаружением и анализом структур в разных областях социальной реальности и культуры. Становление структурализма происходило в конце 19 - начале 20 века, он произошёл в лингвистике, распространился на философию и сферу социальных наук - не философию и историческую науку. Структурализм концентрирует свое внимание на структурах. Сторонников интересовали не социальные структуры, а лингвистические. Такая смена ориентации интересов получило название лингвистический поворот. В 70 е - новый лингвистический поворот.

Первый связан с именем Хейдена Уайта. Структура - совокупность устойчивых связей социального объекта, обеспечивающих его воспроизводимость при изменяющихся условиях. Слово структура - латинское - здание, сооружение, постройка; расположение, порядок. В средние века термин структура был одним из способов понятия формы. Форма - организация содержания, в новое время используется в 19 веке в химии. Во второй половине 19 века употребляется в психологии В.Вундта. Переворот был совершен в рамках лингвистики. В ее рамках устанавливается структурализм.

Основы структурной лингвистики заложил Фердинанд де Соссюр (1857-1913гг). Он является создателем структурной концепции языка, который был описан в труде «Курс общей лингвистики». До Соссюра исследования языка были связаны с анализом детальных изменений, способом употребления отдельных слов. Чтоб что-то понять, надо выяснить этимологию спора. Такой подход является второстепенным. Он упускает из виду основную особенность языка - наличие взаимосвязей между элементами и подсистемами языка. Соссюр критиковал традиционный подход, ибо если заниматься анализом слов, то нельзя поймать лингвистические структуры. Язык состоит из грамматических правил и значений, лежащих в словах, но не указанных там. Для глубокого понимания языка надо абстрагироваться от его истории и сконцентрироваться на языке как таковом. Только этот подход помогает проникнуть в структуру языка. В основе лингвистического структурализма лежали два принципа:

1. Методологический примат синхронии - внимание связи объекта с другими сосуществующими объектами, над диохронией (дио - через, хроно - время) - исторический подход.

2. Примат отношений над элементами. Примат реляционизма над субстантивизмом, ибо отношения важнее элементов. Соссюр опровергает здравый смысл – мир состоит из независимо существующих вещей, связанных со своими именами. Нет прямой и причинно-следственной связи между объектом и буквами. Термин - результат социального согласия. Есть слова, у которых нет референтов в реальности, и существуют слова, обозначающие мифические предметы. Если нет связи между объектом и понятием, то значения создаются различиями между родственными понятиями. И эти различия распознаются правилами языка. Значения создаются внутри языка а не объектами. Вывод: чтобы понять, как работает язык не надо изучать историю слова, неправильно рассматривать язык как совокупность отдельных единиц

Язык - произвольная система знаков, в рамках этой системы смысл каждого знака понятен между знаками в системе. Особенное значение имеют отношения различий и бинарной оппозиции. Значения создаются внутри языка. Знак - это любое средство, с помощью которого люди вступают в коммуникацию друг с другом, значения могут изображать не только звук, а любой объект, который можно выделять для задания значения. Соссюр называл это семиология - наука о языковых значениях. Анализ текста

Структурализм в антропологию ввел Клодт Леви-Стросс (1908-2009гг). Он изучал культуру и быт народов Бразилии, систему родства примитивных народов, затем сравнительное изучение мифологии отсталых этнических групп. Его труды: «Структурная антропология» (1957 год), «Тотемизм сегодня» (1962 год), «Сравнительное изучение мифологики» (1961-1971гг), «Структурная антропология – 2» (1973 год), «Печальные тропики» (1975 год). В них излагаются принципы структурной методологии. Внимание уделялось не элементам, а структурам – структуры руководят поведением. Структурные феномены не исследуют культуру – надо их ставить не диахронно, а синхронно – приоритет принадлежит не субъектам, а структурам. Люди – конструкты языка и внешних сил.

Он выдвинул идею сходства между языковыми и социальными системами. Коммуникация - обмен. В речи происходит обмен значениями, а в экономике - товарами. Леви-Стросс пытался найти скрытые структуры – концепция структурализма опиралась на внеисторическую структуру, которая появляется благодаря рассудку. Он выделял бессознательные структуры мышления, а в их основе – бинарные оппозиции (в родственных отношениях примитивных народами всё очень плохо - оппозиция среди женщин, между женами и сестрами, например). В антропологии использовался данный подход, он применятся в изучении родственных связей, мифов и религиозных представлений.

Слабые стороны подхода:

- он полезен для изучения коммуникации и культур, а в политике и экономике не годен

- человек является конструктом

 

Мишель Фуко (1926-1984гг) – начинал с изучения медицины, психиатрии, а затем изобрёл свой способ мышления. Проецировал протест на интеллектуальные конструкции.

На него оказал влиянии Вебер, марксизм, психоанализ, Ницше. Его относят к структурализму и постструктурализму.

Работы: «История безумия в классический век» (1961 год) - анализ становления психиатрии, «Рождение клиники - археология взгляда медика» (1963 год), «Археология гуманитарных наук - слова и вещи» (1966 год), «Археология гуманитарного знания» (1966 год), «Надзирать и наказывать» (1975 год), «История сексуальности» (1976 год).

В своей «Археологии науки» пишет о том, как организуется знание, вводит понятие «эпистема» - это способ объяснять системы и связывать значения между собой. Более подробная эпистема - основополагающие коды культуры. На разных этапах существует одна эпистема.

Задача Фуко как историка культуры состояла в том чтобы вскрыть модели, которые скрыты в бессознательном и по которым строятся культурные образования эпох.

У Томаса Куна тоже речь идет о модели порождения знания - парадигмы. У Куна - это сознательные модели, у Фуко - бессознательные.

Фуко выделяет для анализа три сферы знания:

1. О языке

2. О живых организмах

3. Знания о богатстве - политико-экономические знания.

На основе анализа Фуко выделяет три эпистемы, которые лежали в основе трёх эпох:

1. Эпоха ренессанса 15-16вв

2. Классическая 17-18вв - эпоха рационализма

3. Эпоха современная 18-19вв до наших дней.

Главная проблема познания - соотношение слов и вещей. Три эпистемы различаются между собой пониманием этого отношения.

1. Ренессанс 15-16 вв: она основана на сопричастности языка миру вещей и мира вещей языку. Для этой эпистемы характерны сходства между словами языка и вещами мира. Основным принципом становится категория сходства. Вещи и слова переплетаются. Вещи и слова тождественны, непосредственно соотносимы и взаимозаменяемы. Слово есть символ.

Для знания данного периода характерно высказываете: «Растение волчий корень помогает от глазной болезни, потому что похоже на глаз».

2. Классический рационализм 17-18вв: в эту эпоху слова и вещи лишаются непосредственного сходства и соотносятся лишь опосредованно, через мышление, в пространстве познавательных представлений. Слово начинает выполнять функцию образа вещи. В классический период господствует принцип репрезентации. Слово - знак представления вещи в пространстве мышления. Категория сходства уступает место категориям тождества и различия. Вместо поиска подобий и аналогий ученые занимаются сравнением и анализом. Внимание обращается на анализ, классификация, порядок познания. Основной целью рационального мышления становится создание единой науки об универсальном порядке. Расцветают естественная история - универсальное учение о систематизации растений и животных, всеобщая грамматика - универсальная дисциплина, которая разрабатывала правила, присущие всем языкам, а также математизация знаний.

3. Современная эпоха 18-19вв – наши дни: отношение слов к вещам усложняется. Вместо идеи порядка основной идеей знания становится история. Слово - знак в системе знаков. В классический период - разум, сознание, то теперь эпистема поворачивается к бессознательному. Преобладает детерминирующее начало. В эпистеме 19 века язык превращается из посредника мышление превращается в объект сознания. В основе смены эпистем - разная роль языка в культуре.
30.09.13 лекция №5: функционализм.

На развитие его значительное влияние оказали труды антропологов. До начала 20 века антропология базировалась на материалах докладов и документов чиновников миссионеров и путешественников. Антропология 19 века была спекулятивной - опиралась на источники с сомнительной достоверностью. Авторы привлекали примеры со всего мира и игнорировали ненужную по их мнению информацию, а также контекст.

В начале 20 века такой подход перестал удовлетворять исследователей. Они проводят длительные полевые исследования разных культур мира, проживая определенное время с представителями этих культур. Родоначальниками считаются 2 антрополога: Альфред Реджинальд Радклиф-Браун(1881-1955гг) и Бронислав Малиновский(1884-1942гг). Последний исследовал культуру на Тробрианских островах Тихого океана. В 1922 году Малиновский опубликовал итоги наблюдений а книге «Аргонавты западной части Тихого океана». Радклиф-Браун изучал Андоманские острова. Оба они считали, что если ученый хочет понять важнейшие институты, то должен изучать общество и культуру как целое. При изучении любого общества необходимо определить, как его институты взаимодействуют между собой, приводя к непрерывному развитию общества во времени. Например, мы можем анализировать религиозные верования и обычаи общества при условии, что будем рассматривать их связь с другими институтами общества.

Изучать функцию вида деятельности или института - анализировать их вклад в жизнедеятельность общества в целом.

Слабые места:

- Функционализм не уделяет внимания конфликтам

- Не чувствителен к социальным изменениям.

- В рамках такого анализа отсутствует интерес к смыслам, которые индивид уделяет своим действиям.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет: теория истории 09

лекция Специфика общественно научного знания... История является частью общественно научного знания Фокус исторической науки... В архаичных культурах доминировало синкретическое мышление мир был единым целым Не было разницы между людьми и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура как предмет исторического исследования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место истории в системе социальных наук или в системе общественно-научного знания.
Задача общественных наук – эмпирико-этический анализ объективной реальности. В системе общественных наук существует отдельная специализированная дисциплина, которая изучает уже сложившуюся, прошедш

С точки зрения метода
В общественно-научном знании, теории, модели, подходы привязаны к времени и социальному пространству. Даже формальные экономические модели исходят из реальности, которая происходит сейчас, к тому ч

События. События как предмет исторического познания.
Прошлая социальная реальность - не статическое состояние, а динамический процесс, состоящий из событий. Событие всегда было и остается основой, исходным пунктом, основой исторического исследования.

Определение роли значимости события в истории
События становятся значимыми, когда видны их последствия. Необходимо включить событие в контекст, социальную структуру. Нормы представления событий в исторических исследования:

Типовые переменные.
Он начинал свои занятия наукой с биологии - это повлияло на разработанную им версию функционализма. Человеческое общество подобно биологическому организму и может изучаться также или по аналогии с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги