История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.
История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения. - раздел История, Курс лекций по истории Казахстана История – Наука, Находящаяся В Постоянном Развитии. История – Прежде Всего От...
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.
задачи:
А) раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира
Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени
В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения)
Г) охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа
Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.
Цель курса - дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса па территории Казахстана с древнейших времен до наших дней, обратив особое внимание на проблемы формирования казахской народности и государственности, традиционного хозяйства, самобытной (кочевой) материальной и духовной культуры.
Ознакомить студентов с основным кругом актуальных и приоритетных проблем истории; обучить студентов использовать научный метод познание и сформировать у них научное мир;
2. Казахстан – зона древнейшего расселения человека на территории Евразии (антропогенез, техногенез, социогенез). Археологические памятники каменного века.
Техногенез развитие техники изготовления орудий труда
Социогенез развиие человеческого общества (первобытное стадо, родовая община, племенные союзы, государство)
№1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень. Такая техника получила название "техника обивки" или "галечная культура", поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька . Позже появились отбойники, которые позволяли добиваться лучших результатов. Орудия, выявленные в Южном Казахстане (Хребет Каратау) обработаны такой техникой. В последующую эпоху - верхнем палеолите (10 тыс. лет - 5500 лет до н.э.) - обработка каменных орудий была более сложной. Широкое применение получает и отжимная техника, которая позволяла получать орудия с лезвием, например наконечники копий, дротиков. На стоянке Шульбинка в Восточном Казахстанесреди 5000 каменных изделий выделены скребки, острия, резцы, проколки, нуклеусы, долотовидные орудия, а также очаги, сложенные из галек, и следы жилища. Сырьем для изготовления орудий служили полудрагоценные камни - халцедон, яшма, опал, кремень. Коллекции находят аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30-25 тыс. лет назад. В мезолите хозяйство и материальная культура испытывают значительные изменения, но, к сожалению, памятников этого времени на территории Казахстана насчитывается мало. Последующая эпоха -неолит- характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах республики. Одной из важных проблем казахстанского неолита является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зарождается земледелие и скотоводство. Важным открытием было и изготовление глиняной посуды, изобретение лука и стрелы, а также появление шлифованных орудий из камня; пиление и сверление получает широкое распространение. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных - кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади и т.д.
3. Андроновская историко-культурная общность: археологические памятники, периодизация и основные черты.
Андроновцы – индоиранцы, основное население Казахстанских степей в эпоху бронзы. Переселение индоевропейцев началось в III в. до н. э. Быстро разрастающееся стадо и демографический взрыв требовали большей территории. Культура получила название Андроновской, существовала около 8-10 веков. Они жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. Поселок принадлежал одному роду (10-12 больших полуземлянок). Главным источником средств существования является скотоводство, особенно кони. Начальная оседлость постепенно переходит в кочевничество из-за недостатка корма для скота. Уменьшение опасности нападений привела к отгонному скотоводству. Разделение общества на социальные слои. Градация захоронений по размерам и богатству. Рядовые общинники (пастухи, Землепашцы), военная аристократия. Конь – главное жертвенное животное. Возникают храмовые комплексы. Распространение каменной скульптуры, изображавшей древних богов.
Из бронзы изготовлялись различные орудия труда-мотыги, украшения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хоз-вом. Андроновская культура получила свое название по месту первых находок и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Сев. К. название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (ХУШ-ХУ! вв. до н.э.). Средняя бронза в Сев. К. носит название алакульского, в Центрального - атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.). Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки. Скотоводство было оседлым, пастушеским. Особой отраслью хоз-ва андроновских племен было горное дело и металлургия. Отличительной чертой этой культуры - использование керамики. Применялся геометрический орнамент. В эпоху ранней бронзы в северо-западном К. появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим. Это был своеобразный город с четкой планировкой. Хоронили умерших в каменных ящиках. Встречаются случаи трупосожжения.. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя.
4.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.
Древнегреческий историк Геродот саков называет «азиатскими скифами». По свидетельству древнеперсидских источников этноним «сак» означает «могучие мужи». Иранские источники саков называют «туры с быстрыми конями». Греческий писатель 2 века до нашей эры называет их «из всех стрелков самыми искусными, не пускающими стрел на удачу.
Памятники культуры саков открыты советскими археологами в южных районах Казахстана, в частности, в кургане «Иссык» близ Алматы.
Ц.К.: Тасмолинская культура (7-3 век до нашей эры). Исследования проводили А.Х.Маргулан, М.К.Кадырбаев. Особенность устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют, «усов». Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы,Каркары, Кызылтаса,Кента, Улытау. В развитии Тасмолинской культуры выделяют 3 этапа: 1) 6-7 век д.н.э. К нему относятся могильники Тасмола,Караморум,Нурмамбет 2) 5-3 в.д.н.э.- традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обряд захоронения лошадей. 3) 3-1 в.д.н.э.- сохраняется прежнее устройство курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды.
Восточный Казахстан: 3 этапа. 1) Майэмирский – 7-6 век д.н.э.
2 этапа: 1) ранний-8-6 век д.н.э. 2) поздний-5-3 в.д.н.э.
Термин сарматы употребляется в античных источниках с 3 века д.н.э. В основном, сведения греческих и римских авторов - Геродота, Диодора, Плиний, Полибий.
Археологические памятники: Богатые захоронения сарматов обнаружены в Чингирлауском районе Западного Казахстана. Курганы Целинный,Сынтас,Бесоба обнаружены в Актюбинской области.
Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана Жузы и родоплеменная... Историография проблемы присоединения Казахстана к... Проникновение российского и иностранного капитала в экономику Казахстана и зарождение промышленности в конце начале...
Верование и религии древних тюрков.
Основой религии древних тюрок было тенгрианство, поклонение Небу. Наряду с Тенгри тюрки поклонялись божествам Иер Су и Умай.
Тенгрианская космология подразделяла Вселенную на 3 сферы: подз
Этногенез тюрков и этапы сложения тюркской государственности.
Согласно тюркской легенде, записанной китайскими в 6 в. предки тюрков, «жившие на краю большого болота были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь 10-ти летний мальчик, которого выкормил
Этнополитическая история кыпчаков (9-11 вв.)
В Х в. на территории Казахстана появляется государство - Кыпчакское. Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлы-ков, кимако
Жузы и родоплеменная система казахского народа.
Жуз- историко-хозяйственный район, сложившийся на основе определенного хозяйственно-культурного типа. Ещё у древних и раннесредневековых племен Казахстана в силу естественно-географических условий
Казахстан в составе монгольских улусов.
После завоевания территории Казахстана Чингисхан разделил его на улусы между сыновьями и она вошла в состав трех объединений.
Кочевые племена оказались в составе улусов не без сопротивлени
Этнополитическая история Золотой Орды.
Преемником Джучи стал его сын Бату. Им были предприняты завоевательные походы на территорию Западного Дешт-и Кипчака, а затем волжских булгаров и далее на запад. Были разгромлены крупнейшие русские
Культура золотоордынской эпохи.
В эпоху Золотой Орды культура кочевников как никогда до этого обогащается плодами деятельности оседло-земледельческой цивилизации. Культура Золотой Орды, представляя собой цельный симбиоз, была дос
Письменные источники по истории казахского ханства.
Известный русский ориенталист В.В.вельяминов-зернов .Исторический труд «исследование о Касимовских царях и царевичах
.он реконструировал историю Казахского ханства, опираясь на данные пись
Муххамад хайдар и его труд тарихи-рашиди
Историческое сочинение выдащегося средневекового историка и политического деятеля востока мирзы Мухаммеда хайдар дулати Тарих-и рашиди пользуется широкой и заслуженной известностью у востоковедов и
Предпосылки и основные этапы образования Казахского ханства.
До образования Казахского Ханства складывается Казахская народность, основоположники которой саки и др. племена. Образование Казахской народности XIV-XV вв. Образование Казахского ханства связано с
Внутренняя и внешняя политика хана Абылая.
Абылай – выдающийся государственный деятель, полководец, восстановил территориальные владения Казахстана. С 15 лет активно принимает участие в борьбе с джунгарами, имел большой авторитет. В 1771 го
Чокан (Мухаммед-Ханафия) Валиханов и его научное наследие.
Чокан Чингисович Валиханов – великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник родился в 1835 году в крепости Кушмурун недалеко от
Устав о сибирских казахах 1822г.
Устав о сибирских киргизах 1822 г. Этот документ был разработан в 1822 г. под руководством М. Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822 г.) территория Казахской степи была причислена
Устав об оренбурских казахах 1824г.
"Устав об оренбургских киргизах 1824 г.". Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом
Цели и этапы переселенческой политики царизма в Казахстане.
После отмены крепостного права, с 60-х гг. XIX в., в казахскую степи и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний страны. Крестьянство искало выход из критического п
Экономическое положение в начале 20-х гг. 20 в. Переход к НЭПу.
Сразу после Октябрьской революции в Каз-не советской властью была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, банков и транспорта. Количество национализированных предприятий дошло
Попытки реформирования экономики в 1965-1966
Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя". После смещения Хрущева, пер
Казахстан в 70-нач.80 гг.
С 70-х годов начался спад экономики. Социально-экономическое развитие СССР проходит под знаком резкого усиления административного управления, ограничения экономической власти регионов. В 70-х - нач
Декабрьские события 1986 г. и их влияние на политизацию масс.
В марте 1985 г. генеральный секретарь ЦККПСС избран Горбачев. Курс на ускорение социально-экономического развития. Перемены провозглашены только на словах, на деле кризис углубляется. Противоречие
Распад СССР и создание СНГ. Алма-атинская декларация.
Выдвинутый в апреле 1985г. ЦК КПСС курс на ускорение социально- экономического развития страны, предпологавщий изменения и в сельском хозяйстве, довольно быстро обнаружили свою несостоятельность. Н
Этапы становления независимости Республики Казахстан.
1989-1990 гг. — углубление социально-экономического кризиса, политического противоречия. Принят закон о языках в 1991 г. Учрежден пост президента. Декларации о государственном суверенитете КазССР —
Основные положения послания Президента РК (2010)
Президент Казахстана, выступая с ежегодным Посланием к народу республики, традиционно обозначил векторы развития по основополагающим аспектам внутренней и внешней политики, подвел итоги развития ст
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов