Муххамад хайдар и его труд тарихи-рашиди

Историческое сочинение выдащегося средневекового историка и политического деятеля востока мирзы Мухаммеда хайдар дулати Тарих-и рашиди пользуется широкой и заслуженной известностью у востоковедов и историографов цетральной азии.Оно высоко оценивалось и егот современниками , историками крнца 16-18 веков.многие из них –амин ахмад рази, махмуд ибн вали, шах махмуд чурас и другие основывали разделы своих сочинений на материалах Тарихи Рашиди. Эта книга является одним из важнейших источников, Дающих возможность раскрыть проблему этногенеза и этнической истории казахского,Киргизского , уйгурского в определенной степени и узбекского народов. мухаммед Хайдар в своем труде отразил время завершения формирования 3 тюркских народностей Центральной Азии, и формирование их завершилось в эпоху Моголистана ( как и остальной части казахског народа, среднего и младшего жузов,- в эпоху Ак-орды. Ханства «кочевых узбеков», Ногайской орды).Они стали правопреемниками моголов, их государственности, этнического состава, достигнутого уровня социокультурного развития.одновременно вливались в эти народы части одних и тех же могольских племен и родов, что обусловило их родство.

Автор отразил в своем сочинении завершающий этап в дительном процессе сложения единой казахской народности-приобретение ею своенго национального имени. В своем кратком очерке истории казахских правителей он объясняет происхождение названия народности, показав трансформацию этнического названия «узбек-казахи» в «казахи».также он зафиксировал появление казахского этнополитического самосознания.

В его труде показано административно- военное и территориально-этническое деление государства моголистан., его социальная структура населения.

Сочинение мирзы Хайдара- единствееный труд.,где говорится о факте образования Казахског ханства. Впервые сказано о расколе племен восточного дешт-и кыпчака и туркестана на «узбеков» и «казахов». О так называемой откочевке казахов.около 1459г.