Вольф Kpucma (1929).

Немецкая писательница, одна из самых знаменитых писателей ГДР. Настоящее имя – Криста Иленфельд (Christa Ihlenfeld). Родилась в небольшом силезском городе Ландсберге (ныне Гожув-Велькопольски, Польша) в семье Герты и Отто Иленфельд, владельцев небольшого продовольственного магазина.

С 1945 года семья девять раз переезжала из одного города в другой, пока не осела в Мекленбурге, где Криста работала писарем у бургомистра в маленькой деревушке и училась в школе, которую закончила в 1949 году. Тогда же она вступает в СЕПГ (оставалась членом партии до лета 1989 г.) и поступает в университет города Йены на факультет германистики. Спустя два года она выходит замуж за студента-германиста Герхарда Вольфа и в том же году, уже в ожидании ребенка, они перебираются в Лейпциг. Там Криста продолжает учебу, а Герхард устраивается литературным редактором на радио. В 1952 году родилась дочь Аннетта, а в 1956-м – Катрин. С 1962 года писательница с семьей подолгу жила в небольшом местечке Кляйнманхов под Берлином, а с 1976 года – в Берлине. В это время много путешествовала – бывала в СССР, США, ФРГ, Франции, Италии, Швейцарии и др. странах. Являлась членом Академии искусств ГДР (1974) и одноименной академии в западном Берлине (1981), лауреатом Национальной премии ГДР и ряда других литературных премий. Живет в Берлине. Многие произведения писательницы переводились в СССР – в журналах и сборниках, а также отдельными изданиями.

Писать начала в юношестве, но печататься не решалась. С 1962 года Криста Вольф – профессиональная писательница, а в 1963-м выходит ее первый роман «Расколотое небо». Главные произведения писательницы – романы и повести «Размышления о Кристе Т.», «Образы детства», «Кассандра» и др.

В 1974 году Криста Вольф выпускает сборник из трех рассказов «Унтер-ден-Линден», написанных ею в период с 1969 по 1972 год. Сюжеты произведений, описанные в них конфликты, уносят читателя в сон, утопию, гротеск, но к фантастике, собственно, имеет отношение разве что последний из них – «Опыт на себе», в котором рассказывается о фантастическом эксперименте, преследующем цель превращения женщины в мужчину с помощью чудодейственного средства, разработанного в Институте гормональных проблем.

В 1990 году открыто выступает против воссоединения Восточной и Западной Германии, чем вызывает на себя яростную критику. В 1992-м она становится стипендиатом Центра Джетти калифорнийского городка Санта-Моника и некоторое время проводит в США. А через год выходит ее книги «Медея», благодушно принятая читателями и повествующая (также как и в повести «Кассандра») о мифической женщине, дерзнувшей вмешаться в общественную жизнь мужчин.

Зюскинд Патрик (1949). Обращение к истори­ческому материалу как средству осознания проблем современ­ности в романе «Парфюмер». Изображение Франции XVII века как царства Разума. Пансион мадам Гайар - воплощение абсо­лютной рассудительности, правильности. Способы воздействия и манипулирования сознанием. Жан Батист Гренуй - синтез образов Крошки Цахеса, Квазимодо, Генриха фон Офтердингера, Г. Касторпа. Формирование героя в духе жажды власти, желания быть отцом Народа. Проблема безумно-разумного. Формулы тоталитаризма. Причины формирования монстра. Позиция героя вне общества, вне духовности, вне культуры. Интертекстуальность романа. Использование романтических структур Шамиссо, Новалиса, Гофмана, стилевых кодов Гюго, Золя, Гюйсманса, Т. Манна. Основные проблемы рома­на «Голубка». Поэтика прозы.

Ленц Зигфрид (1926). Проблема нравственного соп­ротивления фашизму в романе «Урок немецкого». Особенности сюжетно-композиционного построения: первый план - немец­кая действительность и исправительная колония; второй план - штрафное сочинение Зигги Йепсена «Радость исполненного долга». Идеи верноподданничества и верности фюреру в образе Гудрун Йепсен. Мораль и долг. Способы утверждения индиви­дуальности. Положение художника в условиях гитлеровской Германии. Два представления о долге - инспектор Йепсен и ху­дожник Макс Нансен. Лжепатриотизм и лженародность. При­емы и способы сатирической типизации.