рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История русской литературы конца 19-го – начала 20-го века

История русской литературы конца 19-го – начала 20-го века - раздел История, Красовский Вячеслав Евгеньевич Доцент Кафедра Истории Русск...

Красовский Вячеслав Евгеньевич

Доцент

Кафедра истории русской литературы и журналистики

 

История русской литературы конца 19-го – начала 20-го века

Деление довольно условное, т.к. в это время присутствовали Чехов, Толстой – и творили довольно активно. Короленко также примерно в это время творил.

Активные временные рамки - 1892 г. – 1917 гг. Это последний этап развития русской классической литературы – «литературы императорской эпохи».

Есть такой мифопоэтический псевдоним – «Серебряный век», понятие ненаучное, скорее бытовое. Поэтому чаще употребляется термин «литература последнего царствования», либо термин «литература рубежа 19-20 веков». Литература находится в тесной связи с историческими событиями того времени.

 

Литература имеет два слагаемых – собственно тексты, литературные произведения – которые надо читать. Писателей много, но всех надо читать. Не так много, как в следующем семестре.

Принцип списка - круг обязательного чтения.

 

Аверченко – русская юмористика начала века – Весёлые устрицы. В сборниках они обычно есть

Андрей Белый – роман Петербург. Один из самых крупных и сложных романов начала века. Роман существует в двух авторских редакциях – можно читать любую. В случае письменной работы нужна «полная» редакция. Плюс, из трёх сборников («Золотое руно», «Блоку»)

Леонид Андреев – прозаические произведения, читать надо каждое (Большой шлем – первый по времени в списке – до Иуды Искариота (1907), в сумме около тысячи страниц), плюс, две пьесы – обе разные, нужные.

Анна Ахматова – стихи из дореволюционных сборников поэтессы.

Константин Бальмонт – несколько наиболее характерных для него стихов.

Блок – крупнейшая поэтическая фигура начала века, поэтому его больше всего, нужны поэмы («Соловьиный сад» и «Возмездие» - обязательно). Некоторые циклы – полностью, например «Осенняя любовь», а из цикла «Смертная маска» - выбранное.

Валерий Брюсов – основной для символизма. Важное для него – «Каменщик», «Наполеон».

Иван Бунин – поэзия: лирическая поэма «Листопад», плюс, несколько стихотворений, проза: роман Жизнь Арсеньева – основное, плюс, рассказы от Антоновских яблок, новеллы из сборника «Темные аллеи» (также около тысячи страниц в сумме).

Зинаида Гиппиус.

Горький – максимально сокращённый список: важно перечитать уже читанные произведения – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и проч. Исповедь – отражение религиозно-философских исканий Горького; 1910-ые годы – Детство, а из сборника По Руси – три рассказа.

Николай Гумилёв – стихотворения от ранних (сборник 1905 года) до сборника последнего – «Огненный столп» (1921)

Куприн – сравнительно небольшое количество: самые крупные Яма и Поединок.

Осип Мандельштам - из сборника «Камень» несколько самых важных стихов.

Владимир Маяковский – ранние стихи, поэма «Облако в штанах».

Дмитрий Мережковский – начинатель в 1902-ом году русского символизма - известнейший роман, читать третью часть лучшего произведения Мережковского – «Христос и Антихристом» - Петр и Алексей. Либо можно прочитать «Александр I» - где видна историческая концепция М., его преломления истории.

Ремизов – Часы и Крестовые сестры – как и большинство произведений Ремизова начала века, это мифопоэтические произведения, сны из произведений надо запоминать.

Василий Розанов - один из ярких журналистов и публицистов начала века, автор множества статей на разнообразные темы (в т.ч. в «Новом времени» Суворина). Но нас интересует как автор своеобразных произведений – 1910-ого года произведения, из них – 1 и 2 часть (коробы) «Опавших листьев».

Саша Чёрный – ряд юмористических и сатирических произведений, в т.ч. ядовитые стихи о современных ему журналистов.

Фёдор Сологуб – главной темой его была смерть. Роман «Мелкий бес» - культовый, также, как «Недотымкомка серая» - стали фразеологизмами. «Мы пленённые звери» - образ людей, Чёртовы качели – жизни.

Иван Шмелёв – Автобиографический роман «Лето Господне» написан в 30-ые годы, в эмиграции (выходим за пределы нашего периода).

Хлебников – Поэма «Ладомир» и «Воззвание…», плюс, стихи.

 

По выбору:

Арцыбашев. «Санин» – считался первым порнографическим романом, на самом деле – невинная, робкая эротика.

Зайцев – «Голубая звезда» - лирический настрой.

Замятин – «Уездное» - сказовое направление. Это произведение сильно повлияло на раннюю советскую прозу.

 

Учебник Соколова лучше брать в 4-ом издании, так как прошлые – советского времени, устаревшие. 1999-2003

Собрание манифестов – сост. Джимбинов, 2000

Двухтомный словарь «Русская литература. XX век». Кн. 1-2. 1998

Русская литература ХХ века – под. ред. проф. С.А.Венгерова, сборник автобиографий авторов ещё начала 20-го века. 2000

Русская литература рубежа веков. Составитель – Келдыш. 2000-2001

 

 

www.vek-2007.narod.ru

Персональный сайтик Красовского. Иллюстрации и ссылке.

 

Экзамен – сначала беседа, что читали – и потом тебя отпускают домой, либо допускают до сдачи.

Подача заявок на реферат – с 10 по 20 сентября. Более 1-2 человек одну тему не получат – как только на тему поступают 2 заявки, она удаляется из списка на сайте.

svek-vopros2006@yandex.ru

В запросе – приветствие, просьба забить темы с номером и названием.

Размер темы – 10-12 страниц 12 кеглем 1,5 интервалом – ПЛЮС библиография.

Сдача – только с 1 по 16 декабря прислать, до 22-00.

Вопросы на экзамене – собеседование – общие, по несколько авторам за раз каждый.

 


16/09/09

 

Общая характеристика литературного процесса конца 19-го – начала 20-го веков

Хронологические границы изучаемого периода. События, опорные даты Основные направления и течения рубежа веков Периодизация литературного процесса

Основные направления и течения в литературе

В 90-ые годы реализму уже не надо было утверждать своего господства; но зарождается новое направление – модернизм, включающий широкий спектр… Литературный авангард появляется в 1910-ом году, мощно и ярко – многие… Соцреализма было мало, это позже многих объявили соцреалистами – а основоположников М. Горького с «Матерью».

Периодизация лит. процесса

  1890-ые - 1ый период – попытка выйти из кризиса, в который ввело литературу…

Литературную репутацию – создавали критики, среди которых по-прежнему самым авторитетным оставался Михайловский («властитель дум того времени», яркий критик, народник), Скобичевский, Протопопов (также народники, писавшие часто догматически со своих позиций) – статьи их задавал тон критике. Но Михайловский одним из первых в «Русском отражении французского символизма» поднял тему символизма в критике.

Первые русские символисты/модерниста могли печататься в толстом журнале «Северный вестник»; печатались далеко не все (например, Брюсов говорил, что только в СВ можно напечататься символистам признанным, умеренным; дикие символисты там не могли появиться), а, с разрешения Акима Волынского - Гиппиус, Бальмонт, стихи Сологуба, первый исторический роман Мережковского «Отверженный».

Одно из важнейших свойств модернистской поэзии – цикличность; но в СВ модернисты печатались урывками. К тому же, масса текущей литературы задавливала небольшое сравнительно число публикаций модернистов.

Волынский с 1893 по 1895 публиковал в СВ цикл статей «Русские критики», которые позднее вышли отдельной книгой. Это была первая попытка дать переоценку деятельности критиков-утилитаристов с позиции философии идеализма: Белинского, Писарева и друг. Критика «священных коров» освобождал пространство для модернистов.

Отсутствие общественных причин в то время читали основной причиной наступившего упадка литературы; другая причина – «дефицит крупных литературных талантов». Эстетические аспекты критики традиционно оставались на заднем плане. В это время впервые начинают говорить о том, что эстетическая функция литературы должна быть на первом плане.

Принципами нового искусства, по мнению Мережковского, которое он описал в статье «Причины упадка…», должно стать мистическое содержание (а в современной литературе всё мистическое было закрыто от писателей), и особенно это касается поэзии. Символы и символизация – второе условие, считал Мережковский, ввода нового содержания, перерождения литературы в новом течении; расширение художественного восприятия, впечатлительности, активизация творческой способности писателя – это третье важное условие возникновения нового течения.

В середине 1890-ых годов Брюсов заявил о новом движении, издав сборник: «Русские символисты», основным автором которого стал сам Брюсов под разными псевдонимами, со своим предисловием. Всего позже вышло 3 сборника «Русских символистов», невысокими тиражами (1-е издание 200 экз., 2-ой выпуск – 400 экз., 3-й – 200 экз.).Но в те времена смелости в провозглашении новых форм было сравнительно мало – по сравнению с будущими футуристами. Брюсов сожалел, что слишком толст слой старых вкусов. Он пробудил некоторый интерес к символистам в русском обществе; но в ответ на это тогда поднялись только статьи о психических заболеваниях декадентов – написанных по немецкой книге.

Брюсов говорил в сборниках о том, что новые поэта ценят самоценное творчество, далёкое от политики и религии; символ не является непременным признаком современной поэмы, однако задачи поэзии – сделать так, чтобы читатель испытал художественное внушение и заражение.

Позднее появляются персональные сборники Брюсова, в т.ч. «Шедевры», а также сборник несимволистских произведений; но в пос

ледние годы десятилетия издаёт «Me eum esse» (Это – я), которая содержала только символистские стихи. В последнем сборнике есть стихотворение «Юному поэту» - написанное под впечатлением от одного гимназиста, поборника Надсона и старой поэзии, которые пришёл к Брюсову и стал того упрекать: «Юноша бледный со взором горящим…», далее даются принципы поэзии по-символистски – «только грядущее» важно для поэта; «не люби, не сочувствуй, сам же себя обожай беспредельно»; «поклоняйся искусству, только ему, безраздумно и бесцельно». В конце: «Юноша бледный со взором смущённым – если ты примешь мои три завета», то автор (Брюсов) с гордостью умрёт, что оставил в мире поэта.

Брюсов: «Я не вижу действительности», «Родину я ненавижу», «я не вижу идеал человека» - эти строки идут вразрез с популярными в этот и прошлые периоды проповедями о человечности и любви к Родине.

Кстати, Толстой и многие другие классики оставались в тот период в литературе, активно творили; в частности, Толстой тогда публикует «Что такое искусство?»; также пишут Мамин-Сибиряк, Короленко, Чехов; Вересаев, Сергей Иванович Гусев-Оренбургский, В.В. Муйжель.

Успешно тогда развивались документально-художественные жанры: литературный дневник, зарисовка с натуры, очерк, путевые заметки – реалистического направления.

Основные события конца 1890-ых:

В конец 90-ых годов, когда русская интеллигенция бурно пережевала наступление нового века. В это время - в 1898-99 гг. – публикуются «Повести и рассказы» Горького, который враз становится знаменитым писателем.

О Бунине же, Андрееве в то время никто не слышал.

В конце 1890-ых годов в России рождается новый театр – Московский Художественный (Чеховский) театр, который отражал в себе все новейшие тенденции, ставил произведения Чехова, Горького и проч.

С 1898 по 1904 издаётся организованный Дягилевым, Бенуа и другими первыми модернистский журнал – журнал художников и художественных критиков «Мир Искусства»; некоторые символисты смогли публиковаться в МИ в 1904-ом году.

В 1899-ом году праздновался официальный праздник – столетие с рождения Пушкина, что обозначало, что в России начали задумываться о своих классиках.

Начинает работу первое и самое знаменитое символистское издательство: «Скорпион» (1899-1915 г.).

  1900-ые гг.  

Реалисты выступали, в свою очередь, против мистицизма.

  Вражда между реалистами и символистами наложила большой отпечаток на… Потребность в условиях литературной борьбы в объединении чувствовали и символисты, и реалисты. Символисты стремились к…

Большую роль в известности этих писателей играли журналы «Для всех» и «Мир божий».

С символистами, разумеется, такого не происходило. Поворотным временем для многих реалистов стал 1905-ый год – Первая Российская…

Иуда Искариот» - одно из таких произведений: проблема предательства и провокации серьёзно существовала в революционных организациях. Хотя Андреев и говорил, что это свободная фантазия на тему добра и зла, она была очень близка к реальным проблемам периода. Другое крупное произведение Андреева – «Рассказ о 7 повешенных», где связь с революционными событиями откровенна: 5 из повешенных были несостоявшимися террористами (прототипом ситуации был реальный случай), которых послали на дело люди-агенты охранки. 2 других повешенных – уголовники с тяжёлыми преступлениями на их совести; но в прошлые эпохи они могли попасть на каторгу, максимум – а в условиях военно-полевых их также казнят. Другой рассказ Андреева, «Тьма» – основан на рассказах человека, лично казнившего Гапона и потом прятавшегося от царской охранки в публичном доме.

По мнению Горького, в этот период опускается сам вид писателя – Максим опирается в мнении на произведении Куприна «Ученик и морская качка», которое считал порнографическим.

Писатели в следующий за революцией период уходят от социальной проблематики – а именно в этом была задача реализма, и этот уход повлёк за собой резкое сокращение самого направления. Большой интерес общества к произошедшему и последствиям Первой Российской революции вызвал появление группы писателей, который эту серьёзную проблематику вывели в сферу массовой (но не бульварной) литературы: Михаил Петрович Арцибашев (роман «Санин», породивший самую активную полемику в периоде), Анатолий Петрович Каменский (роман «Люди», где ставится вопрос естественного человека; большое внимание обращал на эротику и порнографию; с исчезновением цензуры начал активно печататься), Владимир Кириллович Виниченко (политический деятель – представитель Центральной Рады, политический писатель, публиковавшийся часто в сборнике «Земля» сочинения о социал-демократах, представленных в необычном виде) и другие «неонатуралисты». Любопытно, что при сопоставлении неонатуралистов с русскими золаистами получается некоторое сходство, хотя сами писатели направления не видели золаистов как свой источник. Каждый из этих писателей стремился дать своё представление о человеке как сумму психофизиологических форм; целью жизни человека они считали максимальное насыщение чувственной радостью, а основным двигателем человека являлись непосредственные потребности и страх смерти.

 

Во второй половине 1900-ых годов размышления о роли революции появлялись во многих произведениях и философов, и публицистов, литераторов. В частности, сборник «Вехи», сборник о русской интеллигенции - вызвал большой резонанс (говорилось, что он был больше против русской интеллигенции). Это был альтернативный взгляд на русскую интеллигенцию – по сравнению со взглядом начала 1900-ых годов.

Важный момент в том, что противостояние реализма и символизма оказалось ослаблено к концу 1900-ых годов; критики стали говорить о взаимодействии символизма и бытового реализма, приводя в пример произведения Леонида Андреева, который в те годы стал величиной номер один в литературе: он, дескать, стремился к экспрессионизму, к символизму. Хотя Андреев и сопротивлялся такому навязыванию его произведениям элементов символизма.

Других примером таких критиков были произведения Ремизова – «Пруд», «Часы», которые сравнивали с болотом. Белый: «Это произведение нельзя не читать, не запасшись болотными сапогами», Чуковский: «Возникает чувство вселенской тошноты». Другой автор – Борис Зайцев, автор «Голубой звезды», «Аграфены»; Сергей Вценский. Это сравнительно молодые писатели, своеобразные авторы, которые пытались синтезировать реализм и символизм – утверждали критики.

Однако эти идеи вызывали яростное неприятие среди самих авторов; Горький – находясь в ссылке – не допускал таких мыслей, и символисты полемизировали против, например, мнения критика Иванова, что истинный реализм – реализм символический. Символисты писали в «Весах», например, что нельзя «в святую лиру искусства допустить обозную сволочь».

С 1908-ого года публикуются и быстро становятся очень популярными издания «Шиповника», первым редактором которого был Андреев. В сборниках Андреев стремился печатать «всё ценное, независимо от партийной принадлежности авторов». С точки зрений публиковавшихся там авторов, они таки образом могли перебросить мост через пропасть первых годов 1900-ых между реалистами и символистами; однако другие символисты презирали тех, кто публиковался в «Шиповнике». Другой журнал – «Земля», стремившийся публиковать всё и вся, под редакцией Бунина (хотя и оказывавшего небольшое влияние на политику издания).

30/09/09

 

90-ые и 900-ые годы – период существования символизма. Как течение в конце 900-ых годов сам себя символизм исчерпал – решающая полемика состоялась как раз в конце 900-ых.

 

Русские символисты

1890-ые гг. Старший символизм: Старшие символисты 1900-ые гг. Младший символизм (младосимволизм): Младосимволисты
А) Мистики-богоискатели (неохристиане) Б) Декаденты-индивидуалисты А) Группа «аргонавтов»  
* писатель и критик Д.С. Мережковский (1865-1941); * его супруга З.Н. Гиппиус (1869-1945); * писатель-критик Н.М. Минский (Виленкин) (1855-1937) · * поэт В.Я. Брюсов (1873-1924) · * прозаик Ф.К. Сологуб (Ф.К. Тетерников) (1863-1927) · * К.Д. Бальмонт (1867-1942) · * А.М. Добролюбов (1876-1945) · * И.И. Коневской (Ореус) (1877-1901) · * поэт А.Л. Миропольский (А.А.Ланг) (1872-1917) · * поэт Ю.К. Балтушайтис (1873-1944) * А. А. Блок (1880-1921) * Андрей Белый (Б.Н.Бугаев) (1880-1934) * Эллис (Л.Л.Кобылинский) (1879-1947) * С.М. Соловьёв (1885-1942) * Вяч. Ив. Иванов (1866-1949) * Г.И. Чулков (1879-1938)

 

Несколько замечаний по поводу символизма: символизм был первым и долгое время лидирующим в среде модернистической литературы, и это объясняет то, что под этим знаменем выходили многие представители новой литературы; кроме того, к 1890-ые годы ещё не всё было ясно, поэтому символизм сближали с декадансом (fin du siècle). Декаданс – впервые слово возникает во Франции, у Верлена. После Верлена выражение пошло в массы; в частности, выходила даже газета «Декаданс», где говорилось, что это не просто литературная школа, а это направление детей шопенгауэрской теории; их цель не в созидании, а в разрушении старинного.

Французское влияние на русских символистов дополнилось влиянием из Бельгии, писателей скандинавских стран, Австрии, Польши и проч. Вдобавок к этому повлияла книжка немецкого психолога «Вырождение».

Важнейший момент, когда выделились и осознали себя отдельно символисты – 1891-1895 гг.

Символизм, в целом, создал наиболее полную теоретическую базу – самую полную, по сравнению с последующими направлениями. Общекультурное значение… Главное достижение символизма связано с лирической поэзией. Более скромными…  

Брюсов в предисловиях к «Русским символистам» высказывался о своём понимании символизма, декадентов. Цель символизма, пишет он, при помощи сопоставленных символов, образов взволновать читателя.

Несмотря на то, что символисты называли себя символистами, в 90-ые годы у них символ ещё не стал основной составляющей произведений.

 

Главным итогом развития символизма в первый период стало становление «Скорпионовской кучки» - возможности издавать свои произведения под крылом издательства (прежде с изданием каждой книги были большие сложности), кроме того, получилось публиковаться в «Мире искусства». Брюсов работал над созданием своего журнала; планировали вместе с Мережковским сделать журнал «Новый путь», но разошлись, т.к. выяснили, что понимают задачи по-разному.

Выходцы из 90-ых годов – Брюсов, Мережковский, Гиппиус, Сологуб – их творчество стало лабораторией становления русского символизма.

Что до эмпирической точности, то ей оставались верны Мережковские, к примеру. Кроме того, в это время появляются первые неомифологические тексты – в…   Одна из основных идей символистов - Европейский художественный процесс, и отставание России от него; Брюсов считал,…

Младосимволисты.

По Брюсову, первая половина 1900-ых это период, когда безраздельно царил в русской поэзии Бальмонт, укрепивший в середине 1900-ых годов своё…

Новый путь» начинает выходить в 1903-ем году.

Первые книги младосимволистов появляются в 1903-ем году (Блок – «Стихи о прекрасной даме», название, предложенное Брюсовым, оригинально называлось – «Вечная женственность»; Андрей Белый – «Золото в лазури», книга лирики).

Сильнейшее влияние испытали на себе младосимволисты как философа и поэта Владимира Соловьёва, который сам ядовито отзывался о символистах, но сам он умер в 1900-ом году и ничего не мог сказать против своей эксплуатации младосимволистами. Поэтому их называли «символистами-соловьёвцами». Тогда как Ницше и Шопенгауэр были философскими кумирами старших символистов.

Аспекты соловьёвского влияния – это вопросы из программного произведения Соловьёва без названия от 1893 г. - в стихах Соловьёв обращается к «милому другу», человеку, который понимает его (мысль о невидимом содержании в видимых вещах; о том, что в трескучем шуме быта слышно великое; о том, что есть нечто, что объединяет души и привечает друг друга – об этом много младосимволисты говорили между собой):

1) Манифесты самопознания (для молодых людей 20+ лет – ими стали философские эссе Соловьёва, напечатанные в «Вестнике Европы», «Смысл любви» и «Жизненная драма Платона»; особое влияние было оказано на Блока, как влюблённого)

2) Религиозно-историческую утопию («Три разговора…» - здесь у Соловьёва нашли учение о конце света, но с религиозным оптимизмом и обещанием обновления вселенского мира после конца света)

3) Ясное понимание искусства как фона практической деятельности; его целей и путей (почерпнуты из трактатов Соловьёва, например – из статьи «Общий смысл искусства» - цель искусства в освобождении красоты из под оков косной материи, пресуществление/перевоплощение искусства)

4) Разрыв между внутренним и социальным взаимодействий людей («немой привет от сердца к сердцу»

5) Пророчество прихода вечной женственности (произведение «Три свидания»)

Новый поэтический язык

 

К 1903-ему году в Москве сложился аргонавтический кружок – кружок не литературный (в отличие от полностью литературного «Цеха поэтов»), а «братство» людей, объединённых мистической связью душ. Отличие от романтиков у символистов в том, в основном, что не искусство, не умение что-то сочинять или писать допускает в число «адептов», а «искусство жить» (Белый: искусство – это искусство жить).

Поэтому 19-го века можно понять, оставаясь в пределах текстов (хотя и не всегда), но понять те перемены, что происходили в творчестве символистов невозможно без их жизненных событий и духовных скитаний.

Символ для них был инструментов познания, вызовом рациональному способу познания (которое якобы способно проникнуть неглубоко); символы должны быть неясны, пока не воплотится «иное», а когда это произойдёт – тогда прояснится и символ, «окно в вечность».

Для символистов символ – религиозно-гносеологическое понятие. Брюсов агрессивно относился к такому пониманию.

Он публикует стихотворение «Младшие» под впечатлением от цикла стихов Блока, где объясняет расхождение в мнениях старосимволистов с младосимволистами. Брюсов заключает: старому поэту, мэтру символистов, нет хода к новым празднующим – невесте (прекрасной дамой) и жениху. «Пальцы бессильны» сломать вход в дворец, где идёт эта свадьба; так выражается подозрение и недоверие «младшим» символистам.

 

Аргонавты – сильно повлияли на первый этап развития ряда поэтов, в т.ч. Блока (который, правда, потом жалел об утрате в то время первоначальной цельности и ясности). Название восходит к «Аргонавтике» Аполлония Родосского, но важно влияние Ницше (его трактата «Весёлая наука», где в 5-й книге говорится об аргонаватах идеала, которые устремлены в страну, лежавшую по ту сторону всех прежних земель и уголков идеала». Почитаемым автором был Станислав Пшебышевский, автор пьесы «Аргонавты».

Аргонавтика молодых поэтов – это мистическое путешествие душ, сливающихся в едином порыве в поисках абслютного знания и абсолютной гармонии, вообще всего того, что доступно нормальным обычным людям «с очками трезвости на носу».

Это способ реализации картины мира в попытке слить творчество и повседневный быт; повседневность рассматривалась как нечто совершенно необычное порой. Местом мифотворческих встреч была вся Москва, а форма встреч – разговоры с друзьями; считалось, что о главном нужно было молчать, и когда рты открывались, начинались обычные разговоры за чаем. Собирались часто у Белого, у его товарищей. Разговор с друзьями мог происходить в коридоре университета, в Александровском саду, в Новодевичьем монастыре и проч.

Собрание не было никак формализовано; это было очень свободное и вольное общение, никакой конкретной идеи творческой или другой; но среди аргонавтов сложилось объединение трёх поэтов – Эллис, Белый и Блок. Последние двое в течение 1903-го года постоянно переписывались, обсуждая, например, космический костяк – «Что есть прекрасная дама? В каком отношении она находится к учению Соловьёва к будущей теократии? В каком отношении стоит к церкви…» и проч. Позже Блоку первому надоело обсуждение таких философских тем.

Всё сущее – символистам казалось тайными знаками; задача человека духовного, считалось, была во вскрытии красоты. Например, в провалах грунта в центре Москвы, в которых встречали жалких собак – видели ужасное состояние, до которого доводили собаку стояние над бездной.

Переживания свои они ожидали, как у сказочных героев, с чудесными событиями и проч. Ожидали откровения при встрече зорь на Воробьёвых горах; читали газеты, встречали с диким восторгом сообщение о вспышке сверхновой (интерес к звёздам и космической тематике на перемене веков обострился), ожидая второе пришествие Христа.

Аргонавты искали в любых чужих текстах явление каких-то примет.

Текст жизни, они считали, должен был предшествовать их тексту, тексту искусств.

Москва становилась полигоном для всяких игровых начинаний аргонавтов, которые помимо разработки своих внутренних миров занимались розыгрышами/арлекинадами друг друга, которые играли роль юмористических интермедий в мистическом процессе. Себя они воображали магическими существами (фавнами, единорогами и проч.), в обычной жизни носили маски. Устраивали шутовские танцы («козловак» – так называли и человека, опошлявшего сокровенное - и «галоп кентавра»).

Аргонавты были обычными людьми, которые затем жили простой жизнью, но среди них были Белый, Эллис, которые потом подчёркивали, что это была питательная среда для приобретения духовного символистического облика.

Многие стихотворения, например, «Гимн Аргонавтики» приукрашивали условия становления аргонавтом, что дублировалось и в прозаических эпистолярных текстах («встать на заре и из обрезанных лучей солнца сделать броненосец, который понесётся к солнцу – будущему – золотому руну).

Яркие цветовые символы – особенности стихов ранних младосимволистов, Белого и Блока («золотая труба», «пламенный напиток», «лазурные свечи» и проч.). Эти символы у них были эквивалентами поэтической утопии о приходе вечной женственности, основанными на сложном толковании цветов. Белый цвет, например, обозначал мифическое прозрение абсолюта. Голубой и золотой цвета – солнце, солнечные лучи, небо и проч. Эти цвета постоянно сопутствуют грядущим надеждам. Чёрное и красное – тревога; зелёный – земное, природное начало; жёлтый – буржуазная, мещанская пошлость. У Блока и Белого в ранних произведениях это очень явно, в позднейших – слабее, но всё равно видно.

Стадия мифической близости была к 1903-1904 гг. пройдена, в 1905 г. поэты переросли эту стадию своего развития. Кроме того, они поняли, что миф, созданный ими, не мог реализоваться, ожидание «грядущих зорь» было несбыточным, а «козловаки» исказили и опошлили все красивые символы («прекрасная дама» становилось крестьянкой из Дульсинеи; а кружок аргонавтов стал «балаганчиком» - по выражению Блока, оскорбившему Соловьёва и Белого).

 

На первом этапе (первое пятилетие) среди символистов господствовала объединительная тенденция, соединявшая поэтов самых разных воззрений; однако Брюсов хотел всех их объединить, опираясь на общее стремление к красоте и проч. принципы. Это реализовывалось в главном символистском журнале «Весы» (основан - октябрь 1904 г.). По мнению Гумилёва, «Весы» представляли историю символизма в её главном русле. Этот журнал был не политическим, а общественных проблем Брюсов касался крайне редко, да и то, в своём контексте (например, статья «Свобода слова» - в 1905 г., ответ на нашумевшую статью-предупреждение Ленина Горькому). В первые же два года существования журнала (а это был именно главный орган течения, хотя прежде многие символисты печатались в религиозно-философском журнале «Новый путь» - в котором сотрудничал Брюсов, отойдя потом из-за того, что Мережковские покинули сферу искусства) он был журналом-ревю, т.к. создавался по образцу западных журналов, функция которых была давать обзоры. Но привлечь внимание читателей можно было только публикацией и художественных текстов, что со временем и начинается (первая повесть – Кузьмина «Крылья», повышает популярность). В журнале на короткое время сходятся все течения символизма – ортодоксальные символисты (индивидуалистический символизм, не ставивший никаких общественно-религиозных задач; сторонники – Брюсов, Ю. Балтушайтис) и другие направления (например, теория символизма как теургии, религиозного взгляда, взорвавшей полемикой сообщество символистов, мылсь объединения общенациональным мифом поэта и народа; основной сторонник - В. Иванов).

14/10/09

Заключительные этапы существования младосимволистов: с 1906-го года (с полемики между символистами), затем с 1908-го года до 1910-го года – до заключительной полемики в 1910 г.

После 1905 г. началось время глубокого осмысления достигнутого русскими символистами; во второй половине 1900-ых годов у многих меняется видение, традиция, например, у Белого происходит переключение с мифа об арго на некрасовскую традицию, в которых созданы две книги – «Пепел» и «Урна». Блок отходит также от аргонавтов, что выражается в пьесе «Балаганчик»; затем он издаёт книгу «Встреча с радостным», а затем стихи – цикл «Снежная маска», в 1907-1908 гг. вместе с другими стихотворениями выходят в книге «Земля в снегу». Юность символистов проходит, и на смену «тезе» приходит «антитеза».

В это время появляются кроме «Весов» и «Скорпиона» - московское «Золотое руно» (вых. до 1910 г.), главными сотрудниками которого были петербургские символисты (Блок с обзорами,В.Иванов с принципиальными статьями, Г.Чулков); наряду с альманахом «Скорпиона» «Северные цветы» выходит ещё один – «Факел» (Г.Чулков в СПб задумал его как журнал в пику «Весам» Брюсова, но получается только как альманах). Работает издательство «Оры»; выходит журнал «Перевал» (редактор – бывший сотрудник «Золотого руна»). Закрывались многие издание символистов чаще всего из-за финансовых причин. Издательство «Гриф» (возник. 1903 г.) долгое время переживало большие трудности с деньгами (издавались сочинения и боевые альманахи символистов, которые крупных прибылей приносить не могли).

Для символистов огромное значение имела литературные пристрастия и отношения между собой. Причиной конфликтов и разделения между символистами стали:

1) Теоретическое значение и понимание символа, в т.ч. в связи с цивилизацией; представление задач отдельных символистов и в общем

2) Недовольство «москвичей» (Брюсов и редакция «Весов») опошлением, сближением символизма с массовым искусством; требование демократизации символистского искусства со стороны петербургских символистов (Иванов и Ко.)

Усложнение личных и творческих отношений между авторами-символистами

4) Конкуренция между символистскими изданиями (напр., между «Золотым руном» и «Весами» - тогда как в прошлые годы символистские отдельные издания были монополистами, ощущалась настоящая нехватка; кроме того, многие символисты участвовали в «непартийных журналах» - сборниках литературы высокого качества, к примеру, «Шиповник»)

Теоретические расхождения: Иванов считал что символизм должен стать теургией, религиозным символизмом, предполагалось раскрыть рамки литературной школы, кроме того, Иванов стоял за соборность в символизме (то есть коллективность), то, что противостояло индивидуализму, индивидуальной замкнутости символистов; дилетантская теория мистического анархизма в брошюре Чулкова, статья «Молодая поэзия» - эти публикации в 1906-ом году вызвали полемический всплеск в среде символистов

В теории своей Иванов развернул настоящую утопию, ряд его идей оттуда имеют общее значение для всего искусства; «соборное искусство – высшая форма религиозного творчества», к этому, считал Иванов, должны были стремиться символисты, и соборность должна была стать выходом из тупика символизма (который тогда считали высшей формой искусства); «родное должно стать вселенским», где родное – то, что выработано символистами внутри себя на пути традиции. Цель символизма – миф, который создаётся из стиха, цепи метафор; миф – правда о сути.

Лозунги и идеи Иванова вызывали крайнее раздражении у Брюсова, который считал, что Иванов и сторонники предпринимают наступление на символизм в попытке растворить его в религиозном искусстве.

Особенное возмущение вызывало положение Иванова «a realibus ad realiora» - «от реального к реальнейшему» об истинном пути символизма. Истинный символизм называл Иванов реалистическим, и любое слово с корнем «реал» приводило в неистовство символистов. Иванов, откликаясь на упрёки московских сиволистов, увлекал их в том, что они стали ортодоксами, консерваторами.

Чулков с единомышленниками в своих изданиях много писали о русском и западноевропейском анархизме, с которым пытались связать символизм («неограниченную свободу личности, которая своим мистическим бунтом утверждает себя в поисках абсолюта»). «Если поэт обратится к земли, он увидит здесь всё богатство чаяний, религиозных верований, мистических чувств народа», - Чулков. Мистико-анархисты называли себя новым литературно-философским движением.

В статье «Молодая поэзия» говорилось, что мистико-анархизм - это новое движение по отношению к символизму (т.е. символизм уже устарел и отмирает).

Брюсов увидел у Иванова растворение литературы в религии, упрекал его за предание символизма.

 

Самое главное, что в сумме обнаружилось – под именем символизма выступили очень разные по своим устремлениям, по опыту, по своим предшественникам писатели. В конечном счёте, это были просто модернисты; и когда символизм устоялся, стало ясно, что как течение символизм существовать уже не мог – т.к. собрать всех под одной обложкой нельзя было, это были группы самых разных направленностей.

Блок печатает в «Золотом руне» статью «О лирике», где косвенно называет современные группировки, характеризует их, чётко цитируя статьи этих групп.

 

Полемика, сначала очень ярая, постепенно переходит из журналов на личную переписку; Брюсов постепенно отходит от «Весов», теряя интерес к ним, и к 1909-ому году уходит из журнала, тот прекращает издаваться, также и «Золотое руно».
Итого, символисты за 10 лет из тайного движения одиночек перерос в известное всем широкое движение людей, которых никто изгоями не считал, кого приглашали в обычную прессу (например, Брюсова пригласили заведовать литературным отделом в «Русской мысли»); сами авторы-символисты находились в расцвете сил.

 

Последняя полемика о символизме – 1910 г. В «Обществе ревнителей художественного слова» (неформальное объединение, сбор любителей современной поэзии, среди которых были молодые поэты-петербуржцы), она же «Академия стиха», под сборы которой отдавал пространство Иванов (сначала у себя дома, потом в редакции журнала «Аполлон» - последнего модернистского журнала, хотя далеко не только литературного), читал там лекции по истории поэзии, знатоком которой он был; Иванов устраивал нечто вроде «Школы юного символиста», ибо всё толковал в символистском духе.

Весной 1910 г. Иванов решил выступить с докладом «Заветы символизма», а также уговорил Блока выступить с содокладом «О современном состоянии символизма». Полемизировать они не собирались; оба развивали концепцию теургического символизма, давали особую – но схожую шкалу ценностей, обозревали историю и обозревали нынешнее состояние символизма. Блок больше говорил о своём (он тогда подходил к собственному развитию, собираясь издавать собрание стихов), о пережитом им развитии символизма, о своих коллегах-символистах, говорил о состоянии своей души поэта-символиста. Блок: «Отчего померк золотой меч? Откуда пришёл хаос и опустошение души?..Мы совершили грехопадение! Мы были пророками, а пожелали стать поэтами» (это об аргонавтическом периоде жизни и уходе от него) и т.д. Блок выражал опыт поколения, спустившегося с мистических высот к чудовищному и блистательному акту поэзии.

Брюсов в ответ на эти два доклада (которые, будучи доработанными, были напечатаны в 8-ом номере «Аполлона» за 1910 г.) прислал статью «О речи рабской в защиту поэзии» (используя выражение Блока из доклада), которая была напечатана в 9-ом номере «Аполлона». Статья классическая – о том, что в широком смысле можно называть символистами Эсхила и Гёте; тогда понятие символистской поэзии совпадает с понятием поэзии вообще (в широком смысле символизм является синонимом поэзии); в более узком смысле символизм – художественное движение последних лет (отрицается теургия, философские направления, прибившиеся к символизму), отличающийся и от рационалистического познания науки (которого недостаточно, по мнению всех символистов) и от потоков внерассудочного проникновения в тайный мир мифа и мистики (камень в огород Иванова). Вывод – что практика, подобная ивановской, может привести к упадку движения; хотя Блок (его Брюсов выделяет) один из всех клевещет, называя свои стихи рабскими, но в отношении остальных – это настоящая правда.

Других словесных ристалищ из-за разлада взглядов на символизм не было; последней статьёй на тему стала публикация А. Белого «Венок или венец», статья запутанная, экспромтная, где говорилось многое – но особенно упрекался Брюсов.

 

Итоги были подведены тем, что трибуны символистов перестали существовать, а индивидуальное развитие символистов взяло верх над развитием школы.

Позднее существовало издательство «Мусаге», где очень редко, но выходил журнал «Труды и дни», искусствоведческий журнал – выходивший в 1911-12 гг. и несколько последующих лет. В журнале печатались важные статьи философского плана о границах искусства, музыке, живописи, об интерпретации творчества Пушкина и т.д.

В итоге символизм сумел – в лице Иванова, Белого – выработать даже свою философию творчества; все понимали, что символизм «кончился», но необходимости в воскрешении его никто и не видел.

Фёдор Августович Степун, русский философ, критик, автор – по молодости – нескольких романов; любимый критик Бунина, считавшего его лучшим критиком бунинского творчества, писал о символизме в 1936-ом году: «В мыслях той эпохи было много выдумки, в чувствах – экзальтации, в построениях – конструктивизма; все гадали по звёздам и картам; всем не хватало предметности, трезвости и выдержки».

 

 

Постсимволистские течения в поэзии 1910-ых годов

Несмотря на многочисленные критические выступления о синтезе реализма и символизма мало было реакции, в этот период в большом количестве возникают разные кружки и прочие явления; авангардные явления в России о себе заявляют очень рано.

Одним из первых был «Цех поэтов», из тех, кто входили в число символистов, но решили мистическому туману символизма противопоставить более чёткое и явное видение поэзии; молодые поэты почувствовали потребность объединиться и заниматься не теоретическими построениями, а написанием и обсуждением своих стихов. Они собирались совершенствовать таким образом своё поэтическое мастерство. Объединение, не имевшее никакой программы, появилось в октябре 1911 года – это был какой-то литературный кружок.Никаких религиозных или философских задач группа перед собой не ставила; они считали, что поэзии можно и нужно учиться, добиваться большего профессионализма – это следовало идеям Брюсова о возможности совершенствовать мастерство поэзии. Название шло от средневековых немецких цехов «Мейстерзингеров», ремесленников-поэтов. Действовал кружок без изменений с осени 1911 по осень 1912 гг., участники собирались, читали стихи друг другу и судили их.

Важно не путать «Цех поэтов» и акмеизм.

В «Цех поэтов» входили Ахматова, Лозинский, Мандельштам, Гумилёв и проч. Заходили порой на собрание Блок (один раз, потом решил не приходить), Хлебников, Клюев («народный писатель», крестьянин). После рекомендаций и обсуждений рождались и первые сборники – как первый сборник Ахматовой (1912 г.), Мандельштама (1913 г.), Кузьминой-Караваевой.

Глав Цеха называли мастерами, старейшинами, синдиками. Их было двое – Николай Гумилёв (один из главных, создатель и инициатор организации по освоению молодыми поэтами поэтического мастерства) и Сергей Митрофанович Городецкий (к тому времени уже автор сборников «Я» и «Перун»; Гумилёв в тот период уже издал сборники «Жемчуга», «Путь конкистадора» и «Романтические цветы»). Рядовых участников называли подмастерьями, с их согласия. Подмастерьями в первые годы были Ахматова, Мандельштам, Михаил Зенкевич, Наргут, Георгий Иванов, Николай Бурлюк и проч. Состав «Цеха поэтов» был очень не стабильным, часть ушла в эгофутуристов; в 1912-ом году некоторые участники (Гумилёв, Ахматова, Мандельштам) поставили вопрос о постановке в новом сезоне программы (ведь футуристы к тому времени уже активно читали лекции, делали выставки и проч.).

Тогда «Цех» решил создать новое течение, которое назвали «акмеизмом» (не все участники «Цеха» поддержали создание нового течения), от греческого «акме» (пора цветения, высшего расцвета). Притом некоторые предлагали назвать течение «адамизмом», из-за желания этих поэтов взглянуть на мир глазами первого человека, Адама. В январе 1913 г. появляется в журнале «Аполлон» (ближе к концу издания) манифесты акмеистов, разработанные синдиками Городецким и Гумилёвым - «Наследие символизма и акмеизм» (Гумилёв) и «Некоторые течения в современной поэзии» (Городецкий). Устраивались дебаты, в частности, в кабаре «Бродячая собака», но там их легко перекрикивали футуристы. Акмеисты же не выпускали с тех пор никаких крупных манифестов, хотя на фоне отсутствия даже некоторые их выступления пользовались популярностью.

Статья Кузьмина (человек близкого В. Иванову) «Аполлон» - предакмеистический манифест, где говорилось о необходимом приходе на смену символизму «кларизма» (т.е. «движения чистого»); статья Мандельштама «Утро акмеизма», которая была опубликована только в 1919 г., но написана в тот период.

21/10/09

 

В статье «Наследие символизма и акмеизма» Гумилёв не стремится свергнуть символизм, речь идёт о «славных предках» акмеизма – в т.ч. это и символизм, и это обязывает держать высокий уровень. Заслуга символизма – создание особой трактовки символа, головокружительность метафора, вызывающее головокружительное движение мысли, внимание к цепкости слов – в т.ч. к народному слову. Поэтому, считает, Гумилёв, символизм был важным этапом развития литературы. Однако была и критика – из символа символисты построил свою мистическую башню, а акмеисты строят не башню, а собор; у новых поэтов не иерархии явления, всё, что есть в мире, достойно изображения, предмет искусства – всё сущее в мире, а символисты ставили во главу угла символ.

Краеугольными камнями Гумилёв объявил 4 принципа: внимание к внутреннему миру (т.е. психологизм, идущий от Шекспира), мудрая физиологичность (внимание к человеческому телу и его радостям – традиция Рабле), утверждение жизни, не сомневающейся в себе (законность прекрасного и безобразного – вслед за Вийоном), стремление найти в искусстве достойные одежды безупречных форм для любых проявлений (предшественник – Готье, кумир Гумилёва).

 

Городецкий в своей статье дополнил Гумилёва указанием на то, что главной чертой акмеистов есть акцент на поэтической индивидуальности. У символистов земное время и пространство надо преодолеть, эмпирический мир – мир пошлый; акмеисты же декларировали поворот к земным страстям, к земной, а не нездешней красоте (например, роза – любимый символ символистов – стала снова прекрасной своими листочками и лепестками, а не её мистические подобия с какими-то глубинными подтекстами).

Мандельштам позднее, в 1922 г.: «Русские символисты запечатали все слова, все образы, предназначив их только для литургических задач. Получилось крайне неудобно – ни пройти, ни встать, ни сесть. Вся утварь взбунтовалась…»

Подводя итоги акмеизма – а вообще, многие участники движения после гибели Гумилёва занимались этим – Мандельштам писал, что акмеизм хотел быть лишь совестью поэзии – он был соткан поэзией, но не был самой поэзией. Акмеизм, говорила Ахматова, это все черты Гумилёва.

Старшие современники относились к акмеизму критично: Брюсов утверждал, что это тепличное растение, салонное построение, созданное несколькими молодыми талантливыми поэтами, которые хотели сказать новое слово. Поэты-акмеисты были талантливыми, но сам акмеизм существовал только надуманно, он лишь формула. Таким образом, претензии акмеистов на лидерство всячески отвергались.

Акмеистов объединяло создание поэзии без мифологизации, поэзии реального мира и реальных переживаний. «Это оправдание земного во всех его проявлениях», - писал позднее автор, преодолевший сиволизм. Земное же в понимании акмеистов представлялось довольно широкой категорией. В ранних сборниках акмеистов видна эстетизация реальности, и идеалом их была «Падаль» Бодлера.

Иннокентий Фёдорович Аннинский (1856-1909)

Чаще всего его связывают с символизмом, хотя он уже написал сотни стихотворений к 1870-ым; он был специалистом по Древней Греции, переводил трагедии древнегреческих трагиков; писал свои трагедии; был авторитетным критиком; 10 лет был директором Царскосельского лицея.

Накануне своей внезапной смерти Аннинский опубликовал серию статей в «Аполлоне», с которым активно сотрудничал, и последняя статья, напечатанная им, была «Оне» - статья о женской поэзии (Гиппиус, Соколова и др., хотя любимая поэтесса Северянина там обходилась вниманием).

Единственный прижизненный сборник Аннинского вышел в 1904 г. (т.е. когда он был вдвое старше поэтов-символистов) – «Тихие песни», под псевдонимом Ник Т-о (аллюзия на Одиссея, проникшего в логово циклопа). Автора стихов сочли молодым, «подающим надежды» поэтом (посмертное издание стихов Аннинского вышло в 1910 г., называлось «Кипарисовый ларец» - и книга стала культовой для акмеистов).

В «Тихих песнях» Аннинский пишет следующие слова, которые можно расценивать как первые выпады против символизма: «всегда над нами власть вещей», - такие слова были невозможны со стороны символистов; на «я» человека всегда смотрит «не-я» – т.е. мир вещей. Кроме того, говорилось о путанности и ребусности «некоторых стихов». Другие тезисы во многом принадлежали 19-ому веку.

Участники акмеистского движения заявляли позднее, что в 1914-15 гг. акмеисты разошлись по сторонам искать своего индивидуального развития.

Ранняя лирика Ахматовой была опубликована в трёх сборниках, которые были несколько раз переизданы в 1914-22 гг. Мандельштам опубликовал стихотворения своего акмеистского периода в сборнике «Камень»; Гумилёв – «Чужое небо», которые выделяется «акмеизмом», тогда как прежние сборники поэта несли в себе черты чужой поэзии – Киплинг и др.

 

 

Футуризм

В состав движения входили многие крупные поэтические личности, которые просто примкнули к футуризму, стремясь развиться или опереться на что-то,… Футуризм не стоит рассматривать единственно как поэтическое движение – многие…  

Василий Васильевич Розанов

«Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти» - Розанов о себе. Розанов работал в «Новом времени», был на хорошем счету у Суворина. «Никакого Розанова не существует, есть Василий Блаженный, есть Василий… «Я писал во всех направлениях. Мне кажется, я объединил либералов, символистов, Максима Горького».

Литературная и общественная позиция Розанова

О Розанове: мировоззрение Розанова складывалось в условиях личных несчастий и обид.   Происходил Розанов из духовенства, отец был чиновником лесного ведомства в Костромской губернии (умер, когда Розанову…

Творчество Алексея Михайловича Ремизова

Ремизов: а) не ищет виновных, т.к. все грешны, все люди – порождения Сатанаила; б) отсутствие общественного прогресса, ход времени – иллюзия. Ремизов стремился показать жизнь как вечную борьбу человека в вечном круге…  

– Конец работы –

Используемые теги: История, Русской, литературы, конца, 19-го, начала, 20-го, века0.105

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История русской литературы конца 19-го – начала 20-го века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Наука в России в конце 19-го, в начале 20-го века
Появляются такие науки как космонавтика, учения о биосфере и ноосфере. Страны Европы и Америки начинают переходить с паровых двигателей на… Именно русские ученые изобретают новые способы добычи нефти – главного сырья… Ещё в 18–ом веке воздухоплавание имело место, но это были лишь дирижабли (которые возникли в 1 половине 19–го века) и…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

Идеи традиционализма и модернизма работах русских консерваторов конца XIX–начала ХХ века
В этом же духе воспринималось и понятие "государственная идеология", которое в 90 е годы ассоциировалось, прежде всего, с тоталитарным обществом. … Причем "модернизация" воспринимается, как исключительно заимствование… В поиски ответов на поставленные вопросы все чаще и чаще исследователи обращаются к исторически-философскому наследию…

П.А.Орлов История русской литературы XVIII века
Содержание... Предисловие...

История России конца 19 - начала 20 века
С 1988 нач. межнац. столкновения. Признали восст-ть роль Советов, кот. якобы забрала партия. Рук. роль партии при этом. д. сохр-ся. В 06.88 19… С 90 КПСС утрач. монополию на власть, возн. полит. партии. В 90 разраб.… Суды местные местные, мир. судьи и общие. Несмен. судей и след-лей, прокур. надзор. Адвокаты. 4. Изм-я в составе СССР…

Тема поэта и поэзии в русской литературе начала XX века
Введение. Две эпохи Исследование и сравнение поэзии двух разных эпох немыслимо без связи… Основные события здесь: две революции, перевернувшие всю Россию, которые можно сравнить даже не с бурей, а с падением…

Литература Кубани конца XIX – начала XX века
В результате и среди коренных жителей края, не знакомых ранее даже с элементарной грамотностью, стали появляться кадры национальной интеллигенции, в… Ярким представителем украинской литературной традиции на Кубани являлся В.С.… На становление писателя оказало большое влияние знакомство с Я.Г. Кухаренко. Последующая учеба на…

Русское искусство конца 19 – начала 20 веков
На сайте allrefs.net читайте: Русское искусство конца 19 – начала 20 веков. Введение...

История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы скачать - Юрий Владимирович Лебедев
История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы fb... История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы... Введение...

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам