рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Футуризм

Футуризм - раздел История, История русской литературы конца 19-го – начала 20-го века Если Акмеисты Относились К Наследию Очень Бережно, Так Же И К Современникам, ...

Если акмеисты относились к наследию очень бережно, так же и к современникам, попыток свергнуть прошлое не было, то агрессивное отношение к всей прошлой традиции выражали сторонники движения «футуризм». Первым футуристом (правда, «эгофутуризмом») назвал себя Игорь Северянин (хотя гилейцы относили начало русского футуризма к 1908-ому год, однако сам термин впервые назвал Северянин), но позднее передовые футуристы отказывались от этого названия, считая, что Северянин его опошлил.

В состав движения входили многие крупные поэтические личности, которые просто примкнули к футуризму, стремясь развиться или опереться на что-то, откуда-то стартовать.

Футуризм не стоит рассматривать единственно как поэтическое движение – многие поэты-футуристы были художниками, футуристы стремились обновить театр, писали футуристическую музыку, проявляли большое внимание к кинематографу; и в каждом из этих искусств находили своё проявление футуристы. Особый вид книгоиздательства привнесли с собой футуристы – и, наконец, особую форму общественного поведения (например, публичность, ораторство). Футуристы, по сути, были молодёжной контркультурой 1910-ых годов.

 

Почвой футуризма стало острое недовольство сложившимися формами жизни и искусства (а для футуриста искусство и жизнь были всегда рядом – и изменить искусство означало изменить и жизнь теми же методами). Нигилизм в отношение классического искусства был характерной чертой футуризма – при этом искались принципы, которые могли бы лечь в самую основу искусства (куб, луч в художестве, звуки и слово в литературе – например, заумь Кручёных – «Дыр бул щыл» и др. стихи на своём языке из сборника «Помада»). «Любая мертвечина как в искусстве, так и в жизни должна быть разрушена», - утверждали футуристы.

В зависимости от отношения к традиции среди футуристов можно было выделить правый фланг (с пиететом к традиции), среднюю группу (относились к традициям спокойно), левый фланг (с агрессией).

На правом фланге установилась первая во времени группа, «Академия эгопоэзии», или «Эго». Участниками группы были Игорь-Северянин (наст. имя Игорь Васильевич Лотарёв) - самый крупный поэт группы (коронованный как король поэтов), Константин Олимпов (наст. имя Константин Константинович Фофанов), Грааль Арельский (наст. имя Степан Степанович/Стефан Стефанович Петров), Иван Игнатьев. Эти поэты составляли ядро группы, просуществовавшей один год в 1912-1913 гг.; главой группы себя считал Северянин, позднее прозвавший Олимпова Иудой. У группы был свой символ, придуманный Олимповым (треугольником со словом «Ego» внутри). Северянин оповещал листовками писателей и журналистов о своих замыслах, в частности, о создании собой в 1911 г. вселенской группы «Эго», затем шли доктрины. Добавлялось, что «эгофутуризм» не имеет ничего общего с «футуризмом» - движением европейским с Маринетти во главе; причина: иностранные футуристы осмертили «я».

В книге «Громокипящий кубок» Северянина в прологе говорилось о смерти прошлых великих поэтов («Для нас Державиным стал Пушкин»), о нужде в новых голосах; летят дирижабли сегодня, и должен придти новый поэт, который воспоёт своих одалисок.

Кружок «Эго» вскоре распался.

Центр футуристический – «Центрифуга» (Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак, 1914-1915 гг.) и «Мезонин поэзии» (Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков), умеренная московская группа. Эти группы стали для некоторых поэтов началом, побаловавшись в которых они перешли к более достойным делам; участники этих групп стали инициаторами приглашения Маринетти в Россию.

Но центральной по значению группой стала крайне левая группа «Гилея» (возникшая в 1910 г.), первый главный манифест которой вышел в декабре 1912 г. («Пощёчина общественному вкусу»). Текст этого манифеста долго обсуждался, затем был подписан Давидом Бурлюком, Александром (на самом деле, Алексеем) Кручёных, Хлебниковым, Маяковским (который добавлял один из самых радикальных элементов в манифест, в частности, он ввёл мысль «сбросить с парохода современности…» как Пушкина, Достоевского, так и современников – Брюсова, Бальмонта, Андреевых). В разные годы участниками группы были, помимо ядра, Василий Каменский (авиатор, а авиаторов очень уважали среди футуристов; «железобетонный поэт»), Бенедикт Лившиц, Василиск (Василий Иванович) Гнедов, Елена Гуро.

Поэты и других футуристических групп периодически примыкали к «Гилее» (например, для гастролей ради денег).

Манифесты: «ПОВ», «Ряв», «Дохлая луна», «Доители изнурённых жаб», «Взял!». Но в «ПОВ» самые яркие моменты – предложение с пароходом, мысль о том, что всем Горьким и другим писателям нужна только «дача на реке»; утверждение права поэтов на непреодолимую ненависть к существовавшему до сих пор языку, право на необходимое расширение словаря. Годом позднее был создан проект свержения всего пушкинианства, а новым Пушкиным, ХХ века, был объявлен Велимир Хлебников.

28/10/09

Паша Кошкин:

 

Кубофутуристы связывали себя с футуристами. Представители леворадикальной группировки «Гилея» ни с кем из европейских футуристов себя не ассоциировали.

Петербургуские критики считали Хлебникова сумасшедшим и не публиковали его произведений, несмотря на этот факт, его признали новы гением 20-го века.

Стихотворения Хлебникова, Маяковского, Кручёных были опубликованы с работами Пушкина, Лермонтова и Гоголя соответственно, чтобы читатели могли сопоставить нескольких гениев.

«Гилейцы» объединили в своей группе самые разные творческие устремления:

1) авангардно-архаическая тенденция

Авангардная поэзия: Хлебникова и его единомышленники чувствовали себя младенцами, которые радуются бракосочетанию новых слов (Хлебников, Кручёных)

2) социально-нигилистическая тенденция (Маяковский)

Мандельштам («Буря и натиск»): «Хлебников написал требник-«упраздник», которым будут питаться много лет все кому не лень».

Маяковский воспринимался Мандельштамом «великим реформатором газеты».

Маяковский поднимал политические темы, тему урбанизации и т.д. и т.п.

Бурлюк, Большаков, Василиск Гнедов – были также представителями социально-нигилистической тенденции.

Карабчиевский считает Хлебникова «гениальным человеком», но не поэтом. Он только отдаёт дань уважения Маяковскому, называя его «Большим Паханом». Остальных называет «урками».

По большей части, футуристы – графоманы, считает Карабчиевский.

Стремление создать новую литературу и свержение старых.

Февраля 1913 года – Хлебников объявлен гением современности. Должен заменить Пушкина и затмить «пушкинианцев» - табун пушкинских поэтов, которые ассоциировались у футуристов с традициями.

«Победа над солнцем» - опера Кручёных. Победа над солнцем традиционной поэзии.

1. Декабрь 1912 года – 1-ый этап борьбы с Пушкинскими поэтами. Декларативный период: сборник «Пощёчина общественному вкусу».

2. 1913 год – листовка «Пощёчина общественному вкусу». Мессианский период.

3. Ноябрь 1913 г. – лекция Давида Бурлюка «О речетворцах. Доители изнурённых жаб» - так он назвал всех представителей традиционной поэзии.

 

3 ноября 1913 года – лекция «Пушкин и Хлебников». иМенно на этой лекции было объявлено, что Хлебников – новый Пушкин. 1) Хлебников – разрушитель; 2) Хлебников – созидатель; 3) Хлебников как личность.

Так структурировал лекцию Бурлюк. 19 век был объявлен веком Пушкина, и его надо третировать.

На лекции присутствовали Кручёных и Маяковский. Потом эта лекция была прочитана и в Москве. Из газетных отчётов о лекции Бурлюка известны следующие положения:

1) Бурлюк обрушился на пушкинистов, которые сделали из поэта идола, «нечто вроде гербария».

2) Пушкина можно любить за его недостатки. Пушкин – «мозоль русской жизни».

3) Пушкин был барин, а Хлебников – настоящая простота, гений.

4) Не понимая Хлебникова, не понимают красоты античной вазы.

5) Пушкин к современности относится как екатерининский вигвам к экспрессу Петербург-Москва.

Маяковский признал Пушкина поэтом 19 века, но посоветовал ему окончить 4-хклассную гимназию.

Футуристы критиковали тех, кто с подобострастием относился к Пушкину.

«Пушкина расстреляли за городом как бешеную собаку».

Кручёных: «Дантес перенял славу Пшукина». После смерти Пушкина появился «табун пушкинских поэтогв».

Матюшин: «Победа над Солнцем – победа над старым романтизмом». Опера «Победа над солнцем» вышла после лекции Бурлюка.

Матюшин – музыка для опоры, Малевич – декорации; Кручёных – стихи.

Бурлюк «Плодоносящие».

Памятник Пушкина – «нелепость». Это источник гротескных образов для футуристов.

«Идите к чёрту»: «Беломраморный Пушкин танцует танго». «Умолкнул Пушкин – о нём лишь в гробе говорят», - Хлебников в стихе «Тверской».

Все футуристы прекрасно знали пушкинские тексты. Поэтому легко ими манипулриовали.

Кручёных: «Дыр Бул Щил».

В этом стихотворении, считал Кручёных, больше национального русского, чем во всей пушкинской поэзии.

Футуристы считали, что и Пушкин баловался футуризмом – смысловые и звуковые сдвиги в его стихах подтверждают это.

Кручёных считал, что Пушкин, как и Лермонтов, и символисты, «жидок», т.е. его язык, язык Пушкина – монотонен.

Пушкин, дескать «Сюсюкал ямбом».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История русской литературы конца 19-го – начала 20-го века

Доцент... Кафедра истории русской литературы и журналистики... История русской литературы конца го начала го века...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Футуризм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика литературного процесса конца 19-го – начала 20-го веков
  Хронологические границы изучаемого периода. События, опорные даты Основные направления и течения рубежа веков Периодизация литературного процесса Краткая

Основные направления и течения в литературе
Господствующее направление – реализм; складывается русский реализм в 40-60-ые годы, хотя название он получает – от французских коллег – в 1849-ом году, а полностью права реализм получил в 60-ые год

Периодизация лит. процесса
Такая периодизация в некоторых учебниках отвергается, однако этого достаточно для того, чтобы представить себе ход литературного процесса.   1890-ые - 1ый период – по

Начинает работу первое и самое знаменитое символистское издательство: «Скорпион» (1899-1915 г.).
25/09/09   1900-ые гг.   В первой половине 1900-ых существование символизма тесно связано с концом 1890-ых. Первое десятилетие – в ответ на ра

Реалисты выступали, в свою очередь, против мистицизма.
«Писатели верхних этажей касались религиозных сфер и смотрели с презрением на своих приземлённых демократических, архаических коллег». Чувства зависти в этом было – зависти к литераторам, чьи сочин

Большую роль в известности этих писателей играли журналы «Для всех» и «Мир божий».
Однако не стоит считать, что в 1900-ые годы литературу просто захлестнул поток реалистов – по-прежнему выходили Боборыкин, Потапенко, хотя интерес к ним среди читателей и снизился. А произведения р

Важнейший момент, когда выделились и осознали себя отдельно символисты – 1891-1895 гг.
Литературное направление символизма испытывало воздействие других видов искусства и влияло на них, не замыкаясь на себе. Символисты подмечали, что к музыке, как к особо философской категори

Выходцы из 90-ых годов – Брюсов, Мережковский, Гиппиус, Сологуб – их творчество стало лабораторией становления русского символизма.
К этому времени в поэзии сложился, наконец, в литературе стиль эмпирической точности; но на смену ему приходит стиль импрессионистический. Многие импрессионистические произведения конца 19-го века

Младосимволисты.
Первый период: уже к середине 1900-ых годов символизм становится массовым (относительно), наряду со старшими символистами, продолжавшими активно работать в литературе (а в 1900-ые годы даже происхо

Василий Васильевич Розанов
Ни одного полноценного произведения Розанов не написал. Тем не менее, его признали одним из влиятельнейших писателей 20-го века как для российских, так и для американских исследователей. Это одновр

Литературная и общественная позиция Розанова
Изобрёл 7 гениальных тем (Пол, Семья, Религия, Иудаизм, Христианство, Язычество, Психология творчества) + 2 сверхтемы, темы-интеграторы (тема частной жизни, «незыблемой ценности», с позиций которой

Творчество Алексея Михайловича Ремизова
Как и другие произведения Ремизова, опубликованные позднее, «Пруд» начал создаваться в ссылке. Ремизов: а) не ищет виновных, т.к. все грешны, все люди – порождения Сатанаила; б) отсутствие

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги