СУДЕБНИК 1497 ГОДА.

Первый юридический документ единого Русского государства. Судебник сыграл важную объединительную роль.

Консолидирующий документ – судебник:

- Вводит единые формы судебного процесса на всей территории Российского государства

- Устанавливает единую систему взимания налогов

- Юридически фиксирует право перехода крестьян от одного хозяина к другому за неделю и через неделю после Юрьева дня (26 ноября) – это завершение сельскохозяйственного цикла работ. Крестьянин имел право переходить от одного помещика к другому, только если он заплатит «пожилое» - плата за то, чем он пользовался = ½ стоимости крестьянской избы. Ведение права Юрьева дня свидетельствовало о закрепощении крестьян

- Судебник устанавливал систему судебных учреждений, иерархию суда: князь –> боярская дума –> наместник –> волостель –> мирской суд.

- 9-ая статья судебника устанавливает смертную казнь за государственное преступление (вооруженный мятеж или заговор против князя).

 

14. Зарождение и развитие политической концепции русского самодержавия XV – XVI вв.

В конце XV века, когда обозначились тенденции на усиление и укрепление власти великого князя, начинает складываться концепция, обосновывающая необходимость княжеской власти. У её истоков – деятели церкви, монах Фиофей и новгородский митрополит Геннадий.

Формирование этой концепции прошло в 3 этапа:

1. Первый этап связан с концепцией «Москва – третий Рим». Суть по Фиофею: 1-ый православный царь – император Византии Константин, основал Константинополь. Владимир – второй Константин, Киев – второй Рим, Иван III – современный Константин, Москва – третий Рим. 1453 год – падение Константинополя, следовательно, центр православия уничтожен. Единственное крупное православное государство Россия, город – Москва. Из этого возникла концепция «Третьего Рима».

2. Второй этап (конец XV века) – процесс образования государства завершен, складываются дипломатические отношения Российского государства с Европой. Российское государство развивает тезис, что род московских князей генеалогически связан с римскими императорами. С другой стороны: придание легитимности Российскому государству, пропагандистская цель.

3. Третий этап связан с подведением теоретической документальной основы под тезис о преемственности русских князей с римскими императорами. Важную роль выполняло произведение (90-е годы XV века) «Сказание о князьях Владимирских». Оно основано на реальных исторических фактах. Это доказательство стопроцентного родства русских князей и римских императоров. Владимир Мономах – внук Константина IX Мономаха (византийский император). Владимир – сын его дочери Марии и сын Всеволода, отсюда идет родство к Долгоруким и, соответственно, к Калите. То есть генеалогическая династия московских князей происходит от римских императоров. 1472 г. Иван III сочетается браком с племянницей последнего Византийского императора Софьей (церемониал, двуглавый орел)

15. Политика "Избранной Рады".

В реформах Избранной рады можно выделить 7 главных направлений:

1. Начало деятельности Земских соборов (1549)

2. Судебник (1550)

3. Попытка ограничения церковного землевладения; «Стоглавый собор» 1551

4. Завершение процесса формирования системы приказов (50-е годы)

5. Завершение реформы местного управления (земская реформа, отмена кормлений – 50 годы)

6. Военная реформа (50-е годы)

7. Финансовая и таможенная реформы.

1. Земские соборы. 27 февраля 1549 года Иван IV созывает 2 совещания. На первом присутствует родовая аристократия и представители высшего духовенства. Он подверг критике бояр в период боярского правления и заявил, что если это продлиться, применит все средства против них. Бояре покаялись, царь их простил.

Во второй половине дня прошло второе собрание. Иван IV покаялся во всех проступках в период боярского правления – собрание примирения. С этого совещания ведет свою историю Земский собор – сословно-представительное учреждение с совещательными функциями при царе. Структура Земского собора следующая:

1. В Земский собор входила боярская дума в полном составе

2. «Освященный собор» - это верхи духовенства

3. Представители местного дворянства – служивые люди.

4. Представители городского населения – верхи посада и купечества

5. Представители черносошного крестьянства (присутствовали на соборе в 1612-1613 годах на избрании царя).

Земский собор в смуту – стабилизирующая сила. Земский собор прекратил существование либо в 1654 г., либо в 1682-1683 гг. Нет четкого критерия для определения даты прекращения деятельности Земского собора. Если судить по тому, что Земский собор - это когда представлены все 4 категории населения, то дата прекращения его деятельности 1654, если должны были присутствовать не меньше 2 категорий – 1682-83 гг. Термин Земский собор ввели славянофилы в 40-е годы 19 века. К идее Земского собора обращались вплоть до начала XX века. Земский собор рассматривался как альтернатива прозападным реформам Александра I.

2. Судебник. Основа судебника 1550 года – судебник 1497 года. Из 99 статей нового судебника, 33 были абсолютно новые. 1/3 статей отражала характер изменений в Российском государстве. Условно статьи можно разделить на три категории:

1. Землевладение (купля, продажа, наследование и т.д.)

2. Крестьяне и холопы

3. Проблемы высшего и центрального управления.

3. «Стоглавый» собор (1551 г.) Иван IV долго готовился к церковному собору. Царь направил собору вопросы, на которые хотел получить ответы. Ответы на них были оформлены в документе, который имел 100 глав, отсюда название «стоглавый» собор. Вопросы можно условно объединить в три группы:

1. Вопросы внутренней организации церкви

2. Вопросы церковного землевладения – церковь должна добровольно уступить часть земель государству

3. Искоренение языческих пережитков из народного быта

До конца XVII века в России существовал только один вид образования – церковный. Следовательно, все русские государи прекрасно знали все тонкости обрядов и церкви. Церковь решительно выступила против любой передачи земли государству. К этому времени в церкви существовало 2 течения: нестяжатели и иосифляне (во главе с Макарием) – ни в коем случае не отдавать государству церковное богатство. Макарий – иосифлянин и светский политик, следовательно, компрмисс между церковью и государством. В мае 1551 г. издается три указа Иван IV, который закрепляет компромисс между церковью и государством по вопросам земельной собственности:

1. Церковь не могла приобретать новых земель без разрешения царя

2. Церковь обязана вернуть все земельные владения, приобретенные в период боярского правления (1538 – 1547)

3. Церковь должна отчислять средства (полоняничный налог) на выкуп пленных.