рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Положение Русской православной церкви во второй половине XIX - начале ХХ вв.

Положение Русской православной церкви во второй половине XIX - начале ХХ вв. - раздел История, Федоров В.А ИСТОРИЯ РОССИИ. 1861 – 1917   Краткая Характеристика Системы Управления Русской Православно...

 

Краткая характеристика системы управления Русской православной церковью, статуса "белого" (приходского) и "черного" (монашествующего) духовенства, сведения о положении церкви и ее взаимоотношений с государством в первой половине XIX в. мною изложены в главе XXVI учебника "История России с древнейших времен до 1861 года" (М.,1996), к которой я и отсылаю читателя. Здесь же речь пойдет о том о том, какие изменения произошли в жизни Русской православной церкви в пореформенный период и накануне 1917 г., какой характер в эти периоды носила конфессиональная политика правительства.

Система управления церковью после 1861 г. не претерпела каких либо существенных изменений. Как и ранее, начиная с петровских времен, высшим органом церковного управления являлся Святейший Синод, состоявший из высших иерархов церкви, но все дела вершил возглавлявший Синод обер-прокурор - светское лицо, назначаемое императором и лично перед ним ответственное. Российский император официально считался и главой Русской православной церковью, что было зафиксировано в законе. Число церковных округов (епархий) с середины XIX до начала XX вв. увеличилось c 55 до 67. Еще в конце XVIII в. в наиболее крупных епархиях по указу Синода были введены должности викариев (или викарных епископов) - помощников епархиальных архиереев по управлению епархией. Таковых тогда было всего 5. Указ 1865г. Синода разрешал иметь викарных епископов всем епархиям, и численность их к концу XIX в. возросла до 38. В управление викариев стали выделяться и части епархии под названием викариатств. Например, в Московской епархии их было 4. Викарный епископ носил титул викарного преосвященного. Он мог "рукополагать" (возводить в сан) священников и дьяконов, но не имел ни своего кафедрального храма в викариатстве, ни консистории.

Возрастала численность православных церквей. Если в начале XIX в. их было 25,2 тыс., а в 1860 г. - 36,2 тыс., в 1880 г. - 45,7 тыс., то в 1914 г. - 54,2 тыс. (кроме того в том же году насчитывалось 23,6 тыс. часовен и домашних церквей). Однако медленнее возростала численность приходского духовенства: в начале XIX в. 102 тыс. человек, в 1860 г. - 113,6 тыс.; к 1880 г. даже произошло его уменьшение - до 98,9 тыс. человек, но к 1914 г. численность приходского духовенства возросла до 112, тыс. человек (без членов их семей).

Приходское духовенство (причт) состояло из священнослужителей (священников и дьяконов) и церковнослужителей (причетников - псаломщиков, пономарей, дьячков и пр.), обычно прислуживавших священнику при богослужениях и исполнявших другие его поручения. Церковнослужители составляли примерно 60% причта.

Установившаяся с начала XVIII в. практика передачи священнических должностей по наследству (а не по избранию прихожанами, как это было ранее), была узаконена Павлом I. Должность священника передавалась старшему сыну (за отсутствием сыновей - мужу старшей дочери). Остальные сыновья священника должны были искать вакантных мест в других приходах, либо довольствоваться должностью дьякона, а то и церковнослужителя в приходе своего отца. Но поскольку претендентов было больше, чем вакантных мест, то многие из детей духовенства шли на гражданскую службу - поставляли кадры для разраставшегося административно-чиновничьего аппарата. Так, к середине XIX в. более трети чиновников были выходцами из духовного сословия. При Александре II было отменено правило наследования священнических должностей. Представитель любого сословия, окончивший духовную семинарию, мог быть рукоположен в священники и поставлен на священническую или дьяконскую должности. Однако на практике традиция замещения этих должностей по наследству продолжала сохраняться.

"Черное" духовенство (монашество) в православии имеет преимущество перед "белым" (приходским), ибо только монашество, как "причисленное к ангельскому чину", церковь признает идеальным "путем к Богу". Поэтому все высшие чины церковной иерархии (патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы) назначаются только из среды монашествующего духовенства.

Для пострижения в монахи требовалось добровольное согласие постригаемого. Насильственное пострижение влекло по закону уголовное наказание. Тем не менее известны исторические примеры заточения в монастырь с насильственным пострижением даже особ великокняжеского и царского рода по политическим или иным мотивам.

Никакой прежний образ жизни, даже самый порочный, не мог служить препятствием ко вступлению в монашество, ибо оно само по себе рас сматривалось как "подвиг постоянного покаяния", а "доступ к покаянию открыт каждому грешнику". Постригавшийся в монахи давал обет "целомудрия, нестяжания и послушания", отречения от собственной воли. При пострижении его отпевали как уходящего в "иной мир"; он принимал новое имя, а в знак смирения и отрешения от мира носил черное одеяние (схиму).

По российским законам пострижение в монашество разрешалось муж чинам в возрасте не моложе 30, а женщинам - 40 лет. Кроме того поступающий в монашество должен был быть свободен от обязанностей, не совместимых с монашеским званием. Поэтому запрещалось постригать женатого мужчину или замужнюю женщину, если они оба по взаимному согласию не изъявят желания одновременно принять постриг, однако при условии либо их бездетности или когда дети их стали уже взрослыми и не нуждались в родительском попечении. Закон запрещал принимать в монашество лиц, состоявших под судом или за которыми числились невыплаченные долги. Находившиеся на военной или гражданской службе обязаны были получить увольнение от начальства, а лица податных сословий - увольнительные удостоверения от сельской или городской общин, к которым они были "приписаны". Закон требовал также, чтобы поступающий монастырь сделал распоряжение о своем имуществе. По гражданскому законодательству поступающий в монастырь должен был передать свое родовое имение наследникам, а "благоприобретенное" - кому пожелает, даже в тот монастырь, который он избрал. Обладавший таким имуществом по обычаю делал в монастырь взнос ("вклад"). В монастырь принимали и без "вклада" ("Бога ради"), но такие лица не имели голоса при решении монастырских дел.

Поступивший в монастырь не сразу принимал постриг, а обычно в течение трех лет проходил испытательный срок "послушания". От него освобождались окончившие курс богословия в духовных учебных заведениях, вдовые священники и дьяконы. По истечении срока "послушания" послушник (или послушница) могли отказаться от своего намерения принять постриг и покинуть монастырь. Как показывают приводимые ниже данные, в конце XIX - начале XX вв. численность послушников превышала монашествующих примерно в два раза. Следовательно, половина послушников (преимущественно женщин) не становилась монахами.

Закон предусматривал лишение монаха его сана ("расстрижение") в случае совершения уголовного преступления или проступков, не совместимых с монашеским званием. При определенных условиях допускался и добровольный выход из монашества.

Монастыри на Руси издавна играли роль не только крупных религиозных, но и культурных центров. В них сосредоточивалось летописание и иконописание, от них распространялась грамотность на Руси . Монастыри играли большую роль в хозяйственном освоении страны, особенно ее северных и восточных окраин. Монастыри выполняли важную функцию миссионерства и христианизации: в конце XIX в. эти функции выполняли до 20 монастырей в Заволжье, Приуралье, Западной и Восточной Сибири. Миссинерские функции выполняли и русские монастыри за рубежом. Вплоть до начала XVII в. монастыри, стоявшие по дорогам, ведущим к Москве, выполняли и военно-стратегическую функцию. Они строились как неприступные крепости, с мощными стенами и башня ми. Монахи получали от казны оружие и боеприпасы. Некоторые монастыри (например, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Спасо-Евфимиевский в Суздале) служили и местом отбывания наказаний за "преступления против веры". Во второй половине XIX в. насчитывалось до 20 мужских и 10 женских монастырских тюрем.

Численность православных монастырей и монахов в России особенно возросла во второй половине XIX - начале XX вв. В 1808 г. было 447 православных монастырей (353 мужских и 94 женских) с 5 тыс. монаха ми и 6 тыс. послушниками. В 1860 г. монастырей насчитывалось 614 (447 мужских и 136 женских) с 8,6 тыс. монахами и 13,2 послушниками.

В 1900 г. было уже 828 монастырей (503 мужских и 325 женских) с 18,7 тыс. монахами и 39,6 тыс. послушниками, а к 1917 г. число монастырей достигло 1257 с 33,8 тыс. монахами и 73,5 тыс. послушниками. Особенно быстро росла численность поступивших в монастыри женщин: если в 1860 г. числилось 2,3 тыс. монахинь и 6,2 тыс. послушниц, то в начале XX в. числилось свыше 10 тыс. монахинь и 32 тыс. послушниц.

Настоятели (игумены) важнейших монастырей носили титул архимандритов. Обычно в подчинении у этих монастырей находились более мел кие, называвшиеся "приписными монастырями" (т.е. приписанные к данному монастырю). Около крупных монастырей возникали скиты - поселения монахов-отшельников, как правило, выходцев из тех же монастырей. Скитами назывались и старообрядческие монастыри.

В 1764 г. была проведена секуляризация монастырей. У них отобрали крестьян и земли. Численность монастырей была существенно сок ращена, и они были подразделены на "штатные" и "заштатные". Первые состояли из трех категорий ("классов") в соответствии с численностью находившихся в каждом монахов и получали пособие от казны. Заштатные (обычно небольшие) монастыри были лишены казенного пособия. К "первоклассным" монастырям относились лавры - самые крупные и значительные из монастырей (Троице-Сергиева, Александро-Невская в Петербурге, Киево-Печерская и Почаевская на Украине) и 7 ставропигиальных (от греческих слов - ставрос - крест и пигиос - воздвигаю, когда на месте основания монастыря патриарх воздвигал крест в знак того, что монастырь берется под его непосредственное ведение и покровительство) - Соловецкий, Спасо-Яковлевский в Ростове, Симонов, Донской, Новоспасский, Заиконоспасский в Москве и Новоиерусалимский в Подмосковье. Лавры и ставропигиальные монастыри ранее подчинялись патриарху, а позднее - Синоду, пользуясь различного рода привилегиями.

Кроме того еще с момента возникновения монастырей на Руси они подразделялись на общежительные и не общежительные. В общежительных монастырях монахи не имели ничего своего: получали от монастыря кров (келью) и необходимую утварь, а также всё содержание. За это они должны были выполнять любую работу в монастыре. Могли они получать со стороны и заказную работу ( шитье облачений, писание икон, роспись храмов, изготовление церковной утвари и пр.), но плата за нее шла в монастырскую казну. Настоятель общежительного монастыря не назначался, а избирался самой монашеской братией, при этом послушники не имели права голоса. Общежительные монастыри отличались более строгими уставами, нежели необщежительные. К началу XX в. 60% православных монастырей являлись общежительными. Это были преимущественно женские монастыри. В необщежительных монастырях монахи пользовались бесплатно только кельей и общей монастырской трапезой. Всё остальное они приобретали сами за счет своего "трудоделания" и могли иметь свои сбережения. Настоятели крупных необщежительных монастырей назначались императором, остальных - Синодом.

Особым видом монастырского общежительства являлась пустынь - сначала небольшой монастырь или чаще всего уединенная келья в отдаленных безлюдных местах. Впоследствии некоторые пустыни превратились в крупные монастыри. Пустыни придерживались уставов, отмеченных особой строгостью монастырской жизни. Во второй половине XIX в. в России числилось 74 мужских и 12 женских обителей, отнесенных к категории пустыней. Особую известность получили Введенская Оптина пустынь в Козельском уезде Калужской губернии и Саровская в Нижегородской, которые в XIX - начале XX вв. прославились как важные центры православной духовности в России. В Оптиной пустыни широкую известность получил ее иеромонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков, канонизирован в 1988 г.), автор и переводчик ряда сочинений об аскетической жизни, тонкий психолог, славившийся, по отзывам его современников, "особой опытностью, широтою взгляда, кротостью и незлобием". К нему приходили со всей России люди всякого звания и положения: крестьяне, купцы, военные, представители демократических кругов. С ним вели беседы знаменитые русские писатели Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский (увековечивший его в образе старца Зосимы в романе "Братья Карамазовы"). Саровскую пустынь прославил ее иеромонах Серафим (в миру Прохор Сидорович Мошнин, канонизирован в 1903 г.).

В результате секуляризации 1764 г. монастыри лишились до 2 млн. обоего пола крестьян и до 8,5 млн. десятин земли. В начале XIX в. монастыри вновь стали превращаться в земельных собственников путем царских пожалований и покупки земель. В 1874 г. из 540 монастырей землевладельцев до 200 имели каждый в среднем 1230 десятин земли. На этих землях они вели многоотраслевое хозяйство. Так, Валаамский монастырь вел высокоэффективное огородно-садоводческое хозяйство. В суровых условиях севера здесь выращивались разнообразные сорта южных яблок, за которые монастырь получал премии на выставках. В монастыре было хорошо налажено молочное животноводство, создана система ирригации, имелись столярная, бочарная, гончарная и живописная мастерские, свечной, кирпичный, лесопильный и камне тесный заводы. Расположенный в исключительно живописной местности Валаамский монастырь привлекал писателей и художников. В нем бывали Н.С. Лесков, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И.Шишков. Обширное и разнообразное хозяйство велось в Соловецком монастыре. Ежегодно в монастырь по обету на год приезжали от 600 до 800 молодых мужчин потрудиться бесплатно в пользу монастыря. По данным 1888 г., 476 монастырей применяли труд 26 наемных работников.

Значительная часть монастырских земель, а также принадлежавшие монастырям мельницы, торговые лавки, пристани и прочие "оброчные статьи" сдавались в аренду и приносили монастырям немалый доход. Монастыри занимались и торгово-промышленной деятельностью, ссужали деньги под проценты, имели вклады в банках. Почти в каждом монастыре имелась особо чтимая икона или мощи местного святого (обычно основа теля этого монастыря), что привлекало в монастырь многочисленных паломников. Наиболее известные монастыри (как, например, Троице-Сергиев, Киево-Печерский, Нилова-пустынь) привлекали к себе ежегодно десятки и сотни тысяч богомольцев.

В конце XIX в. монастыри стали вкладывать свои капиталы в городские доходные дома. Так, в 1903 г. в Петербурге насчитывалось 266 доходных домов и 40 лабазов, принадлежавших монастырям, которые они сдавали в наем. В Москве примерно в то же время монастыри владели 146 жилыми домами, кроме того они имели 32 подворья, постоялые дворы, торговые склады, обширные огороды как в черте города, так и в его окрестностях.

По неполным данным, ежегодные доходы монастырей составляли: в 1861 г. 650 тыс. руб., в 1881 г. - 1,8 млн., в 1891 г. - 3,6 млн., а в 1913 г. - 20 млн. руб.

Современники поражались богатству некоторых монастырей, роскошной жизни их настоятелей. Характерно признание синодского указа от 28 мая 1892 г., направленного против роскоши в некоторых монастырях, не совместимой с иноческим званием: "До Св. Синода многократно доход или сведения о хранении настоятелями и настоятельницами монастырских сумм в своих келиях вместе с собственными деньгами и бесконтрольном расходовании их на потребности, удовлетворение которых решительно не соответствует иноческой простоте, каковы, например, украшение настоятельских келий дорогой мебелью, коврами и картинами, иногда светского содержания, покупка для настоятелей и настоятельниц дорогих экипажей и лошадей, устройство в храмовые праздники роскошных обедов с дорогими заграничными винами, приобретение ценных вещей для поднесения их почетным благотворителям монастыря и другим посторонним лицам".

Конечно, богатством и роскошной жизнью монашествующих лиц отличались крупные монастыри, которые составляли не более десятой части численности всех монастырей в России. В подавляющем своем большинстве монастыри представляли собой небольшие бедные обители. Обычно они находились в отдаленных глухих местах, имели незначительные угодья и пробавлялись мелкими "рукоделиями".

Огромную роль не только для подготовки кадров священнослужителей, но и для распространения грамотности в стране вообще, играла система духовного образования.

В 1854 г. в России были 4 духовных академии (Петербургская в Александро-Невской лавре, Московская в Троице-Сергиевой лавре, Киево-Могилянская при Киево-Печерской лавре и Казанская), 48 семинарий и 159 низших духовных (епархиальных) училищ, Общее число обучавшихся в указанных духовных заведениях составляло тогда 61 тыс. человек. В течение второй половины XIX - начала XX вв. численность духовных учебных заведений и обучавшихся в них оставалась примерно на одном и том же уровне. По данным годовых отчетов Синода, только за 55 лет (1837 - 1891) духовные учебные заведения окончили 2 млн. 878 тыс. человек, в том числе 28,6 тыс. - духовные академии, 850 тыс. семинарии и около 2 млн. епархиальные училища. Духовное образование подготовило не только священнослужителей и миссионеров. В числе воспитанников духовных академий и семинарий было немало известных политиков, публицистов, деятелей науки, литературы и искусства. Достаточно назвать выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского, писателей и публицистов Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.Н. Златовратского, Н.Г. Помяловского, историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и А.П. Щапова.

Во второй половине XIX - начале XX вв. Русская православная церковь продолжала вести активную миссионерскую деятельность.

Существовали внутренняя и внешняя миссии. Первая вела работу среди старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов и других христианских конфессий на территории России, вторая - среди нехристианского населения как в России, так и за рубежом.

Во второй половине XIX в. миссионерская деятельность Русской православной церкви получила более четкую организацию и координацию сил. В 1853 г. последовал указ Синода об открытии специальных отделений в духовных академиях и в некоторых семинариях для подготовки миссионерских кадров, особенно для работы среди "отпавших от православия раскольников". Было предписано отбирать в эти отделения наиболее способных семинаристов, освобождая их от изучения древних языков. В академиях вводились новые предметы: история русского раскола, современная статистика раскола во всех его видах, "обозрение сочинений раскольнических и против раскольнических", "опровержение раскола", практические наставления миссионерам. В церковные приходы с нерусским населением ставили священников, знающих местные языки. Миссионерам вменялось в обязанность заниматься также и врачеванием местного населения, даже "устройством их хозяйственного быта" советами, примерами, а иногда и материальной поддержкой, для чего от казны выдавались ссуды.

По данным Синода, за 1836 - 1892 гг. в пределах России были "обращены в православие" свыше 3 млн, человек, включая лиц христианских исповеданий - католиков, униатов, протестантов, старообрядцев.

В 1868 г. в Москве было основано Православное миссионерское общество. К концу XIX в. оно насчитывало уже около 20 тысяч членов. Главная его цель заключалась в том, чтобы содействовать православным миссиям в обращении в православие "обитающих в пределах Российской империи нехристиан" (в основном в восточной части России), а также бороться против распространения различных сектантских конфессий. Возглавил Православное миссионерское общество митрополит Московский Иннокентий, обладавший многолетним опытом миссионерской деятельности на Аляске, Чукотке и Камчатке (о нем см. ниже). Руководство отделениями миссионерского общества на местах было возложено на епархиальных архиереев. Издавались специальные миссионерские журналы - "Миссионерское обозрение" и "Православный благовест". Начиная с 1884 г. стали созываться миссионерские съезды. Всего было созвано 5 миссионерских съездов. Были изданы их "Труды".

Значительные успехи внешней миссии Русской православной церкви были достигнуты в Северной Америке и в Японии. Успех русской миссии в Северной Америке (на Аляске и на Алеутских островах) был связан с деятельностью иркутского священника Ивана Евсеевича Повова-Вениами нова (в монашестве Иннокентия, впоследствии, в 1868 - 1879 гг. Московского митрополита, канонизирован в 1977 г.). Его миссионерская деятельность в Америке продолжалась 40 лет. Попов-Вениаминов, прозванный "Апостолом Америки", получил также признание в научных кругах как ученый-лингвист, этнограф и географ. Он оставил интересные этнографические и географические описания Аляски и Алеутских островов, быта и нравов местного населения. Богослужение он проводил на местных языках, составил азбуки и словари местных языков; им были также сделаны переводы богослужебных книг на алеутский, колошский и якутский языки.

Успех русской православной миссии в Японии был связан с деятельностью ее основателя и руководителя о. Николая (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина). По окончании в 1860 г. Петербургской духов ной академии он был назначен настоятелем церкви при русском консульстве в г. Хакодате. Он в совершенстве изучил японский язык: при обрел основательные познания в литературе и истории Японии, конфуцианстве, синтоизме и буддизме. В 1870 г. он добился от Синода учреждения Японского православного миссионерского общества и стал его главой. В 1871 г. в Японии была учреждена православная епархия, которую возглавлял Николай, уже в сане митрополита, до своей кончины (1912). К началу XX в. его стараниями были обращены в православие 34 тысячи японцев, в Токио возведены православный кафедральный собор, 8 больших храмов, 275 малых церквей и 175 молитвенных домов.

Православная миссия в Китае, основанная в 1715 г., выполняла также функции дипломатического и торгового представительства России при пекинском дворе. Сотрудники русской миссии занимались изучением истории, культуры и экономики Китая. Русская духовная миссия в Китае издавала свой журнал "Китайский благовестник". К началу XX в. она имела в Пекине 17 православных церквей, 3 монастыря (два мужских и один женский), духовную семинарию, типографию, литографию, иконописную мастерскую, несколько промышленных предприятий, животноводческие фермы и пасеки.

В 1897 г. была основана русская духовная миссия в Корее, но ее успехи были более чем скромными: к началу XX в. ею было обращено в православие не более 500 местных жителей. В связи с началом русско-японской войны 1904 - 1905 гг. миссия вынуждена была выехать из страны и временно прекратить свою деятельность.

В 1847 г. была учреждена русская духовная миссия в Палестине (находилась в Иерусалиме). Она занималась не столько миссионерской, сколько ученой и благотворительной деятельностью, но преимущественно обслуживанием посещавших Палестину русских паломников. Выполняла она и дипломатические функции. В 1882 г. главой русской духовной миссии в Палестине архимандритом Антонием Капустиным было основано Императорское Российское Палестинское общество. Благодаря энергии и самоотверженной деятельности Антония Капустина были приобретены земли в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и других местах. Эти владения получили название Русской Палестиной. Палестинское общество сооружало православные храмы и монастыри, школы, больницы и богадельни, издавало научные труды, среди которых широкую известность получил "Палестинский сборник"

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Федоров В.А ИСТОРИЯ РОССИИ. 1861 – 1917

Введение... Глава Отмена крепостного права... Царь Освободитель Предпосылки и подготовка крестьянской реформы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Положение Русской православной церкви во второй половине XIX - начале ХХ вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Федоров В.А.
  ИСТОРИЯ РОССИИ. 1861 – 1917 Книга является продолжением учебника под ред. Н.И. Павленко "История России с древнейших времен до 1861 года" и охват

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
  1. "Царь-освободитель" 19 февраля 1855 г. на российский престол вступил Александр II (1818-1881) - старший сын Николая I. "Сдаю тебе мою ком

Предпосылки и подготовка крестьянской реформы
Предпосылки, которые в конечном счете привели к отмене крепостного права в России, складывались давно. В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861 г. со

Ответ крестьян на реформу.
Обнародование "Положений" 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на "полную волю", вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые пять м

Особенности проведение крестьянской реформы в национальных окраинах России. Реформы в государственной и удельной деревне.
  Проведение крестьянской реформы в национальных окраинах России исходило из основных принципов "Положений" 19 февраля 1861 г. - предоставление личной свободы крестьянам и н

Значение отмены крепостного права.
  Реформа 1861 г. ударила "одним концом по барину, другим по мужику". Являясь грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы

РЕФОРМЫ 1863 - 1874 ГОДОВ.
  Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ - в области местного управления, суда, образования, цензуры, финансов, в военном деле, а также цер

Реформы в области местного управления.
Вопрос о местном управлении возник в конце 50-х годов в связи с подготовкой крестьянской реформы. 27 марта 1859 г. при Министерстве внутренних дел была создана под председательством Н.А. Милютина к

Судебная реформа.
  Подготовка- судебной реформы началась в конце 1861 г., когда Александр II поручил Государственной канцелярии приступить к раз работке "Основных положений преобразования судебно

Финансовые реформы
  Расстройство финансов в ходе Крымской войны настоятельно потребовало упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60-х годах XIX в. серии финансовых реформ было направлено на ц

Реформы в области народного образования и печати.
  Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. Само осущ

Военные реформы 1861 - 1874 г.г Русская армия во второй половине XIX в.
  Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспа

Значение реформ 1863-1874 гг.
  Реформы 50 - 70-х годов XIX в., начиная с отмены крепостного права, знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Общий ход социально-экономического развития

Изменения в землевладении и землепользовании.
  Сельское хозяйство в пореформенной России продолжало оставаться доминирующей частью экономики, а аграрный вопрос являлся главнейшим в социально-экономической и политической жизни ст

Сельская община в пореформенной России.
  Крестьянская реформа 1861 г. сохранила сельскую общину. Надельная земля отводилась, как правило, не подворно, а всей общине, за тем каждому двору в соответствии с количеством в нем

Социальное расслоение пореформенной деревни.
  Еще в крепостную эпоху в деревне стал возникать небольшой слой зажиточных, так называемых "капиталистых" (по тогдашней терминологии) крестьян - ростовщиков, скупщиков, тор

Помещичье хозяйство.
  Пореформенная эпоха характеризуется постепенным переходом помещичьего хозяйства от барщинной системы к капиталистической. Автор знаменитых "Писем из деревни" (1872-1887),

Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового земледелия.
  Статистические данные за сорокалетие после отмены крепостного права показывают заметный рост сельскохозяйственного производства в России. С середины 60-х до конца 90-х годов XIX в.

Рост промышленности в пореформенной России. Завершение промышленного переворота.
  Промышленное развитие в пореформенной России носило сложный и противоречивый характер. С одной стороны, развитие капитализма сопровождалось экспроприацией мелких товаропроизводителе

Рост железнодорожной сети и парового водного транспорта.
  Громадную роль в индустриальном развитии пореформенной России играли рост механизированного транспорта и в первую очередь создание сети железных дорог. Для России, страны с огромным

Внутренний и внешний рынок.
  Для второй половины XIX в. был характерен значительный рост внутреннего и внешнего рынка. Особенно быстро развивался хлебный рынок. В 60 - 70-х годах на рынок поступало от 500 до 70

Капиталистический кредит и банки. Иностранный капитал в России.
  В пореформенной России, в отличие от крепостной эпохи, складывалась иная кредитная система, соответствующая капиталистическому развитию экономики страны. Создавалась новая сеть госу

Пореформенный город.
  Важным процессом в социально-экономическом развитии пореформенной России было увеличение численности и удельного веса городского населения. Оно сопровождалось и изменением его социа

Социальный состав населения к концу XIX в.
  По данным Всероссийской переписи 1897 г., население страны составляло 125 640 тыс. человек (без Финляндии, в которой в то время насчитывалось 2556 тыс. жителей). При этом на Европей

Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
  Характер и направление социально-экономического развития пореформенной России были безусловно капиталистическими. Однако темпы и степень этого развития в различных отраслях народног

Освободительное движение 1861 - 1864 гг.
  Освободительное движение в России в первые годы после отмены крепостного права проходило в обстановке общественно политического подъема, начавшегося в конце 50-х годов XIX в. Недово

Польское восстание 1863 гг. и русское общество.
  В обстановке широкого демократического подъема в России в конце 50-х-начале 60-х годов XIX в. оживилось польское национально освободительное движение, вылившееся в восстание 1863 -

Революционные организации и кружки середины 60-х-начала 70-х годов
  Революционно-демократическое направление в русском освободитель ном движении середины 60-х - начала 70-х годов XIX в. было представлено деятельностью различных кружков интеллигенции

Русское народничество 70-х- начала 80-х годов.
  В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, "самобытном" пути развития

Рабочее движение 70-х годов.
  Рабочее движение - новое явление в социальной жизни пореформенной России. Но о его возникновении может идти речь применительно к 70-м годам XIX в. В 60-е годы было зафиксировано все

Славянофилы в общественно-политической жизни пореформенной России. Земское либерально-оппозиционное движение на рубеже 70 - 80-х годов
Оппозиционное движение в стране представляли либерально-настроенные писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, земские деятели. Либеральная оппозиция выступала против административного произвола

Кризис самодержавной власти на рубеже 70 - 80-х годов. Политика лавирования.
  К концу 70-х годов заметно ухудшилось положение российского крестьянства, что было обусловлено рядом причин. К этому времени выявились грабительские последствия крестьянской реформы

Цензура и просвещение
  После отставки П.Н. Игнатьева во главе Министерства внутренних дел был поставлен Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. Это был представитель самой оголтелой

Аграрно-крестьянский вопрос
  Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству. 28 декабря 1881 г. б

Контрреформы в области местного управления и суда
  В начале 90-х годов были проведены земская и городская контр реформы, предприняты шаги к изменению Судебных уставов 1864 г. Несмотря на стремление самодержавия с самого нач

Национальный вопрос
  Национальная политика самодержавия в 80 - 90-е годы выражалась в ограничении прав некоторых национальностей, в русификации национальных окраин и распространении на них общеимперског

Финансово-экономическая политика
  В 80-е - начале 90-х годов принят ряд важных мер, способствовавших укреплению финансов и экономическому развитию страны. В апреле 1881 г., после отставки А.А. Абазы министр

Итоги внутренней политики самодержавия в 80 - 90-х годах
  Внутренняя политика самодержавия характерна своей противоречивостью. Общее направление ее выражалось в откате к реакции путем "пересмотра" и "исправления" реформ

Борьба России за отмену ограничительных условий Парижского мирного договора 1856 г.
  После поражения России в Крымской войне (1853-1856) 18(30) марта 1856 г. в Париже был заключен мир. Россия лишалась Южной части Бессарабии с устьем Дуная, но ей возвращались взятые

Россия и европейские державы в начале 70-х годов
  Новая международная обстановка после поражения Франции во франко-прусской войне 1870 1871 гг. способствовала временному сближению между Германией, Австро-Венгрией и Россией

Россия и балканский кризис середины 70-х годов XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  Рост национально-освободительного движения народов Балканского полуострова против османского ига и вмешательство европейских держав в балканские дела вызвал в середине 70-х годов &q

Взаимоотношения России с европейскими государствами в 80-90-е годы XIX в. Образование русско-французского союза.
  Во взаимоотношениях России с европейскими странами в 80-90-е годы XIX в. происходили следующие изменения. Сменивший на посту министра иностранных дел А.М. Горчакова Н.К. Гирс, в усл

Политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX века.
  Во второй половине XIX в. активизируется политика России на Даль нем Востоке. Россия стремилась укрепить свои позиции в Приамурье и Приморье. В 1849 г. экспедиция Г.И. Невельского п

Присоединение Средней Азии
  Начало наступления России на Среднюю Азию было положено походом оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского. 14 декабря 1839 г. его отряд в числе 5 тыс. солдат и казаков с 12

Особенности развития русской культуры в пореформенную эпоху.
  В истории русской культуры весь ХIХ век характерен своей неповторимой цельностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе и искусстве, которые складывались в п

Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать.
  Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта, внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники требовали расширения народного образования. Само осуществлени

Наука и техника
  Вторая половина XIX в. особенно богата крупными достижениями мировой науки и техники, многими выдающимися открытиями и изобретениями, которые положили начало "второй техническо

Динамика промышленного развития России в конце XIX - начале XX вв.
  Для России, как и для всякой страны рыночного хозяйства, была характерна неравномерность экономического развития: в зависимости от менявшейся рыночной конъюнктуры период подъема сме

Сельское хозяйство в России в конце XIX - начале XX вв.
  За данный период заметных успехов достигло сельское хозяйство. Посевные площади за 1900 - 1913 г. возросли на 15 %, а урожайность поднялась в среднем на 10%; среднегодовые сборы зер

Кооперация в дореволюционной России.
  Характерным явлением в экономической жизни России начала XX в. был бурный рост кооперативного движения. Первые кооперативы в России появились в 1865 г. В 1900 г. было уже 1348 коопе

Состояние транспорта.
  За 20-летие (1897 - 1917) железнодорожная сеть России (без Польши и Финляндии) выросла с 58 млн. до 71 млн. верст. В первое десятилетие XX в. были построены дороги Оренбург-Ташкент,

Внутренняя и внешняя торговля.
  Интенсивно развивалась внутренняя и внешняя торговля. В сфере торговли было занято свыше 2 млн. человек. Внутри торговый оборот возрос в полтора раза и к 1913 г. достиг 18 млрд. руб

Финансовая система.
  Введение в 1897 г. в обращение золотого стандарта денежной реформой С.Ю. Витте благотворно сказалось на состоянии финансов России. Поступления в госбюджет возросли с 2,4 млрд. до 3,

Иностранные капиталы в русской промышленности.
  Россия была страной, импортирующей капиталы, и являлась важным объектом приложения иностранного капитала. Иностранный капитал направлялся в виде инвестиций (вложений) в народное хоз

Общий итого социально-экономического развития России в конце XIX-начале XX в.
  За 1897 - 1916 гг. численность населения России возросла со 125,6 млн. до 165,7 млн. человек (без Польши и Финляндии), или на 32%. Ежегодный прирост населения в начале XX в. составл

Личность Николая II и его окружение.
  В 1894 г. на российский престол вступил Николай II - последний русский император. Он получил хорошее образование, особенно гуманитарное и военное. В течение 8 лет он прошел обучение

Экономическая политика правительства.
  Рубеж XIX - XX вв. характерен усилением государственного вмешательства в экономику страны. В 90-х годах XIX в. был принят ряд экономических мер, направленных на поощрение развития п

Крестьянский вопрос.
  "Оскудение" земледельческого Центра России, падение платежеспособности крестьян и рост аграрных волнений заставили правительство заняться пересмотром законодательства по к

Рабочий вопрос.
  Меры правительства в "рабочем вопросе" сводились к противодействию нараставшего рабочему движению. При этом правительство осознавало неэффективность одних только репрессив

Самодержавие и земство.
  В 1898 г. был поднят вопрос о новой реформе земского управления. В представленном в 1899 г. председателем Совета министров И.Л. Горемыкиным проекте предусматривалось введение земств

Отношения России со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока на рубеже XIX-XX вв.
  Рубеж XIX-XX вв. характерен обострением противоречий между ведущими мировыми державами из-за передела колоний и сфер влияния, оформлением военно-политических блоков и в связи с этим

Обострение международных отношений на Дальнем Востоке.
  На рубеже XIX-XX вв. активизируется захватническая политика на Дальнем Востоке Англии, Франции, Германии, США, Японии. Объектом их устремлений являлись Китай, Корея и Манчжурия. Рос

Начало войны. Силы и планы сторон
  Правящие круги Японии, опираясь на поддержку великих держав, в первую очередь Англии, открыто шли на развязывание войны с Россией, считая, что наступил для этого удобный момент. Что

Военные действия на море и на суше в 1904 г.
  Уже в первый день войны выявились ошибки русского командования: беспечность, непринятие должных мер для отражения неприятельского удара, хотя еще в середине января 1904 г. в Порт-Ар

Оборона Порт-Артура.
  В начале мая 1904 г., после овладения японцами укрепленной линии на Кинджоуском перешейке Ляодунского полуострова, Порт-Артур оказался отрезанным от русской армии в Маньчжурии. Нача

Военные действия в 1905 г.
  Падение Порт-Артура поставило перед русским командованием необходимость перейти в наступление до подхода освободившихся после взятия Порт-Артура японских войск. Куропаткин был назна

Цусима.
  Последним в ходе войны было морское сражение 14-15 (27-28) мая 1905 г. у о. Цусима в Японском море. Еще 6 апреля 1904 г., после гибели адмирала Макарова и потерь, понесенных русской

Портсмутский мир.
  Поражение при Цусиме и нарастание революционных событий в Рос сии заставили царское правительство поторопиться с заключением мира. Однако и Япония нуждалась в скорейшем окончании во

Стачечное движение рабочих на рубеже XIX - XX вв.
  К концу XIX в. в связи с индустриальным развитием России сформировалась и новая социальная категория населения - промышленный пролетариат, который становится главной движущей силой

Крестьянское движение
  На рубеже XIX - XX вв. заметно нарастало и крестьянское движение. К этому времени крестьянин бы уже не тот, каким он вышел из крепостного права. На смену забитому, патриархальному &

Возникновение на рубеже XIX- ХХ вв. Социал-демократических и неонароднических партий и групп.
В России политические партии стали возникать примерно на рубеже 80 - 90-х годов XIX в - на полвека позже, чем в странах Западной Европы и в США. При этом в России сначала оформлялись "левые&qu

Возникновение либерально-оппозиционных групп и объединений
С середины 90-х годов происходит оживление либерально-оппозиционного движения. Ведущее место в нем занимала земская интеллигенция. Голод 1891 г. дал импульс земской оппозиции, которая выступила про

Начало революции 1905 - 1907 гг. ее характер и движущие силы
3 января 1905 г. началась давно готовившаяся стачка на Путиловском заводе в Петербурге. Рабочие потребовали повышения заработной платы, отмены обязательных сверхурочных работ и установления 8-часов

Нарастание революции (весна-лето 1905 г.)
Революционное движение в этот период проявлялось в небывалом росте стачечного движения рабочих с преобладанием политических требований и принимало всё более организованный характер. К лету 1905 г.

Высший подъем революции (октябрь - декабрь 1905 г.)
  Осенью 1905 г. центр революции переместился в Москву. Начавшаяся в 3 Москве Всероссийская Октябрьская политическая стачка, затем вооруженное восстание в декабре 1905 г. явились высш

Отступление революции (1906- весна 1907)
  После декабрьских событий 1905 г. начинается отступление революции. В первую очередь оно выразилось в постепенном спаде стачечного движения рабочих. Если в течение 1905 г. было заре

Основные политические партии в России и их программы
  Революция 1905 - 1907 гг. создала благоприятные условия для образования множества политических партий, как русских, так и национальных. Все они в те годы действовали вполне легально

I и II Государственные думы
  В марте-апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. Были избраны 448 депутатов, представлявших преимущественно либерально-буржуазные и демократические партии: 153 кадета,

Государственный переворот 3 июня 1907 г. Итоги и значение революции 1905 - 1907 гг.
  Острые дебаты во II Думе и выдвинутые ею радикальные требования, особенно по аграрному вопросу, сильно встревожили правительство. Именно обсуждение аграрного вопроса в Думе и явилос

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ В 1907 - 1914 гг.
1. "Третьеиюньская" политическая система. III Государственная дума. П.А. Столыпин и его программа   В результате государственного переворота 3 июня

Столыпинская аграрная реформа.
  С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского на дельного землевладения, получившей название "столыпинской аграрной реформы". Аграрный вопрос занимал важнейш

Рабочий и национальный вопросы.
  Еще в начале 1905 г., под влиянием начавшейся мощной волны стачечного движения правительство вынуждено было созвать специальную комиссию под председательством министра финансов В.Н.

Революционное и общественное движение. IV Дума и русская буржуазия.
  Период середины 1907- начала 1910 гг. характерен спадом рабочего и крестьянского движения, резким сокращением численности политических партий. В 1908 г. бастовало 176 тыс.

Международное положение России после русско-японской войны.
  В 1905 - 1914 гг. на международной арене происходит дальнейшее обострение противоречий между крупнейшими мировыми державами, что в конечном счете привело к развязыванию в 1914 г. ми

Россия и Франция в 1905 - 1914 гг.
  В апреле 1906 г., после пятилетнего перерыва, состоялось новое совещание начальников генеральных штабов России и Франции. На совещании Россия обязалась принять срочные меры к усилен

Англо-русский союз 1907 г.
  На сближение с Россией пошла и Англия, видя в ней существенный противовес Германии на европейском континенте, к тому же позиции России на Востоке после поражения ее в войне с Японие

Отношения России с Японией
  По заключении Портсмутского мира отношения между Россией и Японией продолжали оставаться напряженными. Япония предъявляла ряд требований, направленных на расширение ее влияния на Да

Русско-германские отношения.
  Еще в октябре 1904 г. Германия, пользуясь неудачами России в войне с Японией, предприняла попытку оторвать ее от союза с Францией, но переговоры, длившиеся до декабря того же года,

Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.
  Германия и ее союзница по военному блоку Австро-Венгрии стремились превратить Балканы и Турцию в сферу своего экономического, политического и военного влияния, что затрагивало интер

Потсдамское соглашение 1911г. с Германией.
  В сентябре 1910 г. Извольский ушел с поста министра иностранных дел и был направлен послом в Париж. Министром иностранных дел по рекомендации Столыпина был назначен его свояк С.Д. С

Россия и Балканские войны 1912-1913 гг.
  Новое обострение военно-политической ситуации произошло в 1912 - 1913 гг. При непосредственном участии России 29 февраля 1912 г. между Сербией и Болгарией был заключен военный союз,

На путях к мировой войне.
  Последние предвоенные годы были отмечены невиданной гонкой вооружений. Резко возросли военные ассигнования, расширился численный состав армий и увеличился срок военной службы.

Стратегические планы и военный потенциал России и австро-германского блока накануне первой мировой войны.
    В России главными противниками в предстоящей войне считали Германию и Австро-Венгрию. Не исключали выступления на их стороне Румынии и Турции, даже Швеции. В связи с

Вступление России в войну.
  Поводом к развязыванию мировой войны послужили события на Балканах летом 1914 г. На конец июня 1914 г. Австро-Венгрия назначила в аннексированной ею Боснии, близ границы с Сербией,

Ход военных действий в 1914 г
  2 августа немецкие войска вторглись в Люксембург, а 4 августа в Бельгию. К этому времени на границе с Люксембургом и Бельгией Германия сосредоточила до 90 % своих вооруженных сил. В

Выступление Турции в войну на стороне австро-германского блока.
  В ходе кампании 1914 г. к австро-германскому блоку присоединилась Турция. Еще в середине августа 1914 г. между Турцией и Германией был подписан секретный военный союз. Однако некото

Кампания 1915 г.
  В начале января 1915 г. русская ставка разработала план наступательных действий в двух направлениях: заняв плацдарм в Восточной Пруссии, нанести главный удар на Берлин, а на Юго-Зап

Кампания 1916 г.
  Кампания 1916 г. началась генеральным наступлением в феврале германских войск на Западном фронте. Главный удар был направлен на крупную французскую крепость Верден, прикрывавшую пря

Дипломатические отношения России с союзниками в ходе войны.
  Основными направлениями внешней политики в ходе первой мировой войны были - борьба за союзников и решение проблемы будущего переустройства мира. Эти проблемы решались в первую очере

Социально-экономическая и политическая обстановка в России в годы войны.
  Участие в невиданной по своим масштабам войны вызвало сильнейшее напряжение сил России, существенно отразилось на состоянии ее экономики, обострило социальные отношения в стране, а

Причины и характер Февральской революции
    Февральская революция 1917 года в России была вызвана теми же причинами, носила тот же характер, решала те же задачи и имела такую же расстановку противоборствующих

Восстание в Петрограде 27 февраля 1917 г.
  Хотя факторы, подготовившие революционный взрыв в феврале 1917 г., складывались уже давно, политики и публицисты, справа и слева, предрекали его неизбежность, революция не была ни &

Образование Временного правительства.
С образованием 27 февраля Петроградского совета и Временного комитета Государственной думы фактически стало складываться двоевластие. До 1 марта 1917 г. Совет и думский Комитет действовали независи

Отречение Николая II.
  Переход войск столичного гарнизона на сторону восставших заставил Ставку приступить к принятию решительных мер для подавления революции в Петрограде. 27 февраля Николай II через нач

Свержение старой власти в Москве и на периферии.. Первые декреты Временного правительства .
  Победа Февральской революции на местах прошла быстро и сравнительно мирно. В Москве весть о начале восстания в Петрограде пришла вечером 27 февраля. С утра 28 февраля в Москве начал

Сущность двоевластия.
  В переходный период - с момента победы революции до принятия конституции и сформирования в соответствии с нею постоянных органов власти - действует Временное революционное правитель

Конфессиональная политика Александра II и Александра III
  В обстановке общественно-политического подъема в России на рубеже 50 - 60-х годов XIX в. в церковной и светской прессе развернулось оживленное обсуждение проблем, связанных с положе

Русская православная церковь и государство в начале XX в.
  Противоречивость конфессиональной политики правительства во время оберпрокурорства Победоносцева заключалась в том, что его ведомство, с одной стороны, стремилось активизировать дея

ХРОНОЛОГИЯ
1855-1881 - Царствование Александра II. 1856, 18 (30) марта - Парижский мирный договор. 1856 - Основание П.М. Третьяковым в Москве Музея русского искусства. 1857, 3 январ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги