рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Научная

Научная - раздел История, Б.В. Личман История России. 1. Монографии: Альшиц Д.н. Начало Самодержавия В России: Государство И...

1. Монографии: Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1989 (либеральная). Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960 (материалистическая). Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. (материалистическая).Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992—1993 (религиозная). Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Новосибирск, 1990 (либеральная). Скрынников Р.Г. Царство террора. Новосибирск, 1992 (либеральная).Станиславский А.Л. Гражданская война в России. XVII в. М., 1990 (либеральная). Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999 (либеральная).Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная). Шапиро А. Л. Русское крестьянство перед закрепощением. (XIV-XVI вв.). Л., 1987 . (материалистическая).

2. Статьи: Морозова Л.Е. Федор Иоаннович// Вопросы истории, 1997, № 2 (либеральная). Морозова Л.Е. Борис Федорович Годунов// Вопросы истории, 1998, № 1 (либеральная). Кобрин В.Б. Смутное время — утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ — начало ХХ вв./ Сост. С.В.Мироненко. М., 1991 (либеральная). Кобрин В.Б. Иван Грозный. Избранная Рада или опричнина?// История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991 (либеральная). Филюшкин А. Избранная Рада — историче­ский миф?// Родина, 1995, № 7 (либеральная). Нефедов С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние// Вопросы истории, 2002, № 11 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Osman.htm (технологическая).

Объяснения исторических фактов
в различных теориях изучения


Каждая теория выбирает из множества историче­ских фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

 

 

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ ЦАРЕМ ИВАНОМ IV

 

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

Христианские историки (А. В. Карташов и др.), признавая всю суро­вость Ивана IV, от­но­сят­ся к нему с уважением. Царь — помазанник Божий. Отсюда оценка дея­тель­ности Ивана IV — грозный, но справедливый6.

 

Представитель всемирно-исторической теорииН.М. Ка­рам­зин (1766—1826) ввел в историографию идею “двух Иванов”, со­зданную политическим противником, а сначала верным воеводой царя Ивана — князем Андреем Курбским. По ней, Иван Грозный — добродетельный герой и мудрый государственный муж в первую половину своего царствования и тиран-деспот — во вторую. Многие историки связывали резкую перемену в политике государя с его психическим заболеванием, подготовленным тяжелым детством и вызванным смертью первой жены Анастасии Романовны7.

Историки “государственной школы” и, прежде всего, С.М. Соловьев (1820—1879) рас­сматривали историю России XV—XVI веков как процесс постепенного вы­теснения старых “родовых” начал “государственными”. Деятельность Ива­на Грозного, по мысли Соловьева, была при всех жестокостях шагом вперед, к победе государственных начал.

Историк конца XIX — первой половины ХХ века С.Ф. Плато­нов (1860—1933) создал ту концепцию деятельности Ивана IV, которая с небольшими изме­нениями стала базовой у советских историков. По мнению Платонова, Иван Грозный вел борьбу против боярства как главного тормоза на пути центра­лизации страны.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Материалистическая историография (А. А. Зимин, Б. А. Рыбаков) рассматривает оприч­ни­ну как необходимость изменения методов управ­ления государством. Боярство, борясь против централизации, вынудило Ивана IV перейти от отношения к нему лояльного (реформ) к отношению жесткому, силовому. Примененные Иваном IV методы форсированной централизации государства весьма импо­нировали И. В. Сталину. Уже в конце 30-х годов было дано указание оп­рав­ды­вать террор Грозного как госу­дарственную необходимость.
С начала 40-х годов Грозного рассматри­вали уже как выдающегося государственного мужа и патриота.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральные историки (Б. В. Кобрин, И. Н. Ионов, Р. Пайпс, Р. Г. Скрынников и др.) основное внимание уделяют людским судь­бам, цене преобразований Ивана IV. В.Б. Кобрин (1930—1990) считал, что Иван IV осуществлял геноцид народа с целью установления личной диктатуры. А опричнина не только не укрепила государство, наоборот, привела его к кризису. Исследуя по­ли­ти­ку “добродетельного героя и мудрого государственного мужа в первую по­ло­ви­ну царствования”, он приходит к мнению, что без введения опричнины госу­дар­ство “на пути либеральных преобразований” продвинулось бы вперед в XVI веке и получило ровное, поступательное движение в последующие века.

Технологическое направлениевсемирно-историче­ской теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе.

Историки технологического направления (С. А. Нефедов и др.) видят первопричину событий времен Ивана Грозного в модернизации России по османскому образцу. Главным явлением мировой истории XV—XVI веков было распространение нового фундаментального открытия — артиллерии. Это открытие стало основой могущества османских султанов, которые первыми создали регу­лярную армию, вооруженную огнестрельным оружием. В первую очередь Россия заимствовала это оружие; был создан регулярный корпус стрельцов и “пушечный наряд”; была заимствована тактика полевых сражений, когда стрельцы и пушки занимали укрепления “гуляй-города”, а конница заманивала врага под огонь артиллерии и пехоты. Конница также была организована по турецкому образцу и комплектовалась из дворян-помещиков, которые получали поместья на условии службы, регулярно вызывались на смотры и могли взять с крестьянина только то, что указывалось в переписных листах. Крестьяне — также по турецкому образцу — во избежание уклонения от повинностей были прикреплены к земле. Постоянно проводились переписи, были созданы канцелярии-приказы, в том числе и Челобитный приказ, призванный принимать жалобы и охранять справедливость — потому что идеологической основой Османской империи была исламская справедливость, “адалет”, идея о справедливом распределении обязанностей между сословиями.

В политической сфере модернизация по османскому образцу завершилась оформлением абсолютной монархии восточного типа – с самодержавной властью монарха, безусловной покор­ностью знати и простонародья,
с царским двором, дворцовыми землями и дворцовой гвардией — знаменитая “опричнина” была учреждена по образцу дво­ра османских султанов. Характерно также отделение судебной власти от административного управления и поручение ее выборным зем­ским старостам.

Распространение на Россию османского культурно-технологического круга привело к конфликту со старинными “норманнскими” традициями, этот конфликт нашел свое выражение в столкновении между боярами и Иваном Грозным. Столкновение привело к разгрому боярского сословия, ликвидации большей части вотчин, роспуску боярских дружин; уцелевшие бояре были вынуждены подчиниться самодержавной власти царей.

 

 

причины Смуты

 

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

Христианские историки (А. В. Карташов и др.) причину Смуты видят в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья. Смута — это одно­вре­мен­но кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать на­роду явить свою силу.

 

Всемирно-историческая теория ХIХ—нач. ХХ вв. в объяснении причин, вы­зы­вав­ших Смуту, неоднозначна.

Н.М. Карамзин (1766—1826) считал, что Смута вызвана вмешательством инозем­ных врагов России.

Н.И. Костомаров (1817—1885) сводил кризис к политическому вмеша­тельству Польши, а самозванцам отводил роль проводников като­ли­чес­кого влияния.

С.М. Соловьев (1820—1879) связывал причины Смуты с внутренними факторами — “династическим кризисом”, то есть пресечением Московской династии Рюри­ко­вичей — Калиты, а также “с дурным состоянием нравст­вен­ности в обществе”.

В.О. Ключевский (1841—1911) выстроил концепцию “смутного времени” как по­рож­дения сложного социального кризиса. Согласно данной концепции, поводом к Смуте по­служило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей ко­то­рой народное сознание признавало в качестве “природных государей”. При­чи­ны самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повин­нос­тей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского, начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отноше­ний.

Историки-материалисты (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. А. Федоров и др.) трактуют события Смут­но­го вре­ме­ни исключи­тельно как “крестьянскую революцию”; историки-материалисты отвергли сам термин “Смута”. Понятие “Смута” в советский период бы­­ло заменено формулировкой “восстание”. В материалистической теории на первый план выдвигается противостояние “эксплуататоров и эксплуатируемых”, фактор классовой борьбы. Отсюда, Смута началась не сверху, как считал В.О. Клю­чевский, а снизу. Закрепощение крестьян в конце XVI века вылилось в вос­ста­ния начала XVII века.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральные историки (В. Б. Кобрин, Р. Г. Скрынников и др.) термин “крестьянская война” заменяют “граж­дан­ской войной”. В.Б. Кобрин (1930—1990) в своих трудах определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и на­цио­нальных, внутриклассовых и межклассовых”. Он один из первых российских историков по­ста­вил под сомнение историко-материалистиче­ское утверждение о Смуте как о крестьянской войне и задал вопрос: “Вправе ли мы бушевавшую в России начала XVII века граж­дан­скую войну свести к крестьянской?”. Отказавшись от негативных стерео­ти­пов в оценках государственных деятелей, Кобрин показывает и Бориса Году­но­ва, и Лжедмитрия I как мудрых лично­стей-реформаторов.

 

Локально-историческая теория изучает единство человека и его среды обитания, составляющее понятие локальная цивили­зация.

Л.Н. Гу­­милев (1912—1992) определяет рубеж XVI—XVII веков как акматическую фазу российского этноса. “Обычно в истории эта фаза,— пишет Л.Н. Гу­ми­лев,— сопровождается таким внутренним сопер­ни­чеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится... Начинаются гражданские войны... она сопровождается огромным рассеиванием энер­гии...”. Действительно, истори­ческие факты вписываются в схему-логику, предложенную Л. Н. Гумилевым. Рубеж XVI—XVII веков — это хаос в Евразийском государстве и мощный “выброс” народа из центра на Украину, Дон, Сибирь.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Б.В. Личман История России.

Б В Личман История... Научные категории истории...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научная

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История России.
    История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-в

КНИГА I. С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА
Часть I. ВВЕДЕНИЕ В МНОГОТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИГлава 1. Что такое история и как ее изучают? Глава 2. Отражение научных категорий в трудах по российской истории

Теории изучения
  Правила многотеоретического ИЗУЧЕНИЯ   1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обу­чаемого, способ

Понятийный аппарат истории
  (каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия, а общепринятые наполняет своим смыслом)   Государство: 1) Фра

Теории изучения
  Теории изучения исторических фактов Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)   Всемирио-

Различия в теориях изучения
Название теории Принципы теории Главное в теории Религиозно-историческая (Христианская) Вера в Бога, в

Всемирно-историческая теория
  Предмет изучения – общемировой прогресс человечества Направления изучения Европоцентризм Передовые регионы (Запад

Историческое время (периодизация) в трудах российских историков
В. Татищев (1686–1750) Всемирно- историческая теория 1) 1) Единовластие (от Рюрика до Мстислава 862–1132 гг.). 2) 2) Аристократия удельного период

Теории происхождения славян
  Миграционная Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе. Мнения о прародине славян: Дунайская, Пр

Государства и народы на территории Восточной Европы и Сибири до XII в.
1) 1) Киммерийцы (?– VII в. до н. э.); 2) 2) Скифы (VII в до н. э. – III в. н. э.); 3) 3) Сарматы ( II в. до н. э. – IV в. н. э.); 4) 4) Готы ( II – IV в. н. э.);

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Па

Научная
1. Монографии: Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999 (либеральная). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992—1993 (религиозная).

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   № 1. Всемирно-историческая теория о возникновении государства Киевская Русь  

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три те

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Па

Научная
1. 1. Монографии: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989 (локальная). Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. М., 1985 (материали

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   Монгольское завоевание Руси   Название интерпрета

Из правил многотеоретического изучения
  1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалисти­ческ

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заве

Научная
1. Монографии: Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991 (либеральная). Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. М., 1990 (либеральная).

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   № 1. Причины возвышения Москвы   Название интерпр

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГОизучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три тео

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очер­ки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А. М.

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Причины опричнины Ивана IV (Грозного)     Назв

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: ре

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997;Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Пан

Научная
1. Монографии: Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1989 (материалистическая). Карташов А.В. Ист

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Причины введения крепостного права в России Название теории

Из правил многотеоретическоГО изучения
  1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалисти­ческ

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII — XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная – синтез теорий)

Научная
1. Монографии: Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л., 1989 (материалистическая).Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодер­жавие Петра Великого в перв

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: ре

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н.Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная – синтез теорий).

Научная
1. Монографии: Аниси­мов Е.В., Эйдельман Н.Я. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. М., 1988 (материа­листическая). Брикнер А.Г. Ис

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Причины дворцовых переворотов     Название тео

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII–XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная). Верн

Научная
1. Монографии: Балязин В.М. Император Александр I. М., 1999(либеральная). Власть и реформы. СПб., 1996(либеральная). Гордин Я.А. Мятеж реформа

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   № 1. Оценки политического развития России в первой половине XIX века  

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три те

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная). Верн

Научная
1. Монографии: Великие реформы в России 1856—1874. М., 1992 (либеральная).Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. СПб., 1996 (либеральная). В

Правила изучения
  1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обу­чаемого, способного аргу­мен­ти­­ровано и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и пони­маю

Переход на главную страницу
Глава 1 Российская империя 1900–19141

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий Учебная: Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). Вер

Каждая теория изучения имеет свою периодизацию.
Религиозно-историческая теория делит историю на периоды: 1) От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа; 2) От рождения Иисуса Христа до конца Мира. Всемирно-исто

Переход на главную страницу
Глава 2 Мировая война и смена монархии республикой. Возникновение Советского государства[i][1]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П.

Переход на главную страницу
Глава 3 Гражданская война1  

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.

Переход на главную страницу
Глава 1 Россия в 20-е годы[ii][1]    

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
  литература различных теорий   Учебная: Вернадский Г. В.Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). Верт Н.

ПРИМЕЧАНИЕ
    Переход на главную страницу Глава 2 Россия в конце 1920-х–1930-е гг.[iii]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П.,

Переход на главную страницу
Глава 3 Россия в период Великой Отечественной войны (1941–1945)[iv][1]  

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История Росси

ВЕЛИКая ОТЕЧЕСТВЕННая ВОЙНа
Религиозно-историческая теорияизучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души). Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно

Переход на главную страницу
Глава 4 Россия после Великой Отечественной войны (1946 – середина 1950-х годов)[v][1]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. Ист

Оценки РАЗВИТИЯ СССР ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогр

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П.,

Оценки РАЗВИТИЯ СССР В середине 1950-х– середине 1960-х годов
Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогр

Деятельность совнархозов
  Название теории Предмет изучения (алгоритм)   Интерпретации факта в различных теориях Всем

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
  литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. Ист

Развитие советского общества середины 1960 – середины 1980-х гг.
  Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теор

Итоги Хельсинского совещания 1975 года
и подписание заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в европе Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, про

ПРИМЕЧАНИЕ
.       Переход на главную страницу Глава 1 «Новое политическое мышл

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. Ист

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: История России. XX век / Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1998. (универсальная). Рябикин С. Новейшая истор

ПРИМЕЧАНИЕ
      1 Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории. 2 Часть историков считает, что февральские дни 1917 г.,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги