рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Словарь терминов и редко употребляемых слов

Словарь терминов и редко употребляемых слов - раздел История, Очерки этнической истории Адаптация — Приспособление Этноса К Ландшафту, Происходящее ...

Адаптация — приспособление этноса к ландшафту, происходящее путем выработки новых стереотипов поведения.

Антисистема этническая— сообщество людей, объединенных не-г: тивным мироощущением.

Архиерей— высший священнослужитель православной церкви.

Багатур (монг.) — буквально «тот, в ком живет бог»; неофициальное наименование степных богатырей.

Барма/бармы — на Руси: украшение государей и высших духовных лиц в виде широкого ожерелья.

Варяг — в Византии: любой наемный воин; на Руси в IX—X вв.: воин — выходец из Скандинавии.

Василевс/базилевс (греч.) — император в Византии.

Вежа — шатер, юрта, разборное переносное жилище степняков.

Гармоничные люди — люди, пассионарный импульс у которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения.

Гомеостаз этнический — устойчивое состояние этнической системы, при котором колебания количества биохимической энергии — пас-сионарности — незначительны, что определяет этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.

Гридень — на Руси: воин из личной охраны князя или боярина.

Гривна — 1) древнерусская денежная единица в виде серебряного слитка определенного веса; 2) мужское шейное украшение.

Гулям (тюрк.) — профессиональный воин.

Губные старосты — главы небольших административно-территориальных единиц — губ, существовавших на Руси до реформ Петра I.

Дзкетэ — разбойничья банда

Джуд — гололед в степи, сопровождающийся массовой гибелью скота.

Дискретность этнической истории — прерывистость причинно-следственных связей, отмечающая начало и конец любого этногенеза.

Евхаристия (греч.) — буквально «благодать»; главный обряд христианской церкви — причащение, одно из семи христианских таинств, при котором происходит превращение хлеба и вина в тело и кровь Господни.

Ересиарх (греч.) — создатель учения, отклоняющегося от догматов Церкви и соборно осужденного ею.

Иерарх (греч.) — высший священнослужитель; в православии — архиерей.

Ильхан (монг.) — хан страны, завоеванной монголами и находящейся в составе Монг. улуса.

Императив поведения— принципы отношения коллектива к индивиду; господство тех или иных принципов определяет стереотип поведения этноса, связанный с конкретной фазой этногенеза.

Инкубационный (скрытый) период — часть фазы подъема от момента пассионарного толчка до появления этноса как новой эгносоциальной системы.

Инсургент — участник восстания, повстанец.

Исихия (греч.) — особый род внутренней молитвы, с помощью которой монахи-молчальники (исихасты) наблюдали так называемый Фаворский свет. Фаворский свет считался непосредственной эманацией Св. Духа.

Историческая судьба — цепочка событий, каузально связанных их внутренней логикой.

Капище — место языческих поклонений.

Киновия (греч.) — монастырь с общежительным уставом.

Клирик — священнослужитель, член клира — сообщества служителей Церкви.

Комплиментарность — подсознательное ощущение взаимной симпатии и общности людей, определяющее деление на «своих» и «чужих».

Конвиксия — группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями; низший элемент в этнической иерархии.

Консорция — группа людей, объединенных общей исторической судьбой.

Конунг (сканд.) — князь.

Кунтуш— польская мужская верхняя одежда.

Курултай(монг.) — собрание представителей всего народа-войска для выборов хана или принятия других важнейших решений.

Легат — посланник папы рим., выполняющий особые поручения. Логика событий — причинно-следственные связи между событиями, детерминирующие дальнейший -од самих событий.

Магнат — в Польше и Венгрии: богатый вельможа, способный на проведение политики, достаточно независимой от королевской власти.

Мироощущение — фиксированное сознанием отношение человека к идеальным ценностям и материальному миру;

М. негативное — отношение к идеальным ценностям и материальному миру, проявляющееся в стремлении к упрощению этнических систем.

М. позитивное — отношение к идеальным ценностям и материальному миру, проявляющееся в стремлении к усложнению этнических систем. Мурза (тат.) — вельможа.

Наварх (греч.) — мореплаватель, командующий эскадрой, флотом. Нойон (монг.) — правитель рода, обычно приравниваемый по своему достоинству к князю.

Нухур/нукер (монг.) — дружинник-телохранитель.

Окольничий — в Русском государстве в XIII—XVII вв.: один из высших боярских чинов, придворная должность.

Пассионарии — люди, пассионарный импульс у которых превышает импульс инстинкта самосохранения.

Пассионарность (как характеристика поведения) — избыток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению.

Пассионарный импульс — поведенческий импульс, имеющий направленность, противоположную инстинкту личного и видового сохранения.

Пассионарный толчок — «микромутация», вызывающая в популяции повышенную абсорбцию биохимической энергии из внешней среды и приводящая к появлению новых этнических систем.

Патерик — сборник рассказов о жизни христианских подвижников.

Популяция — совокупность свободно скрещивающихся особей, в том числе людей, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию.

Посполитое рушение — в Польше: шляхетское ополчение, собираемое королем.

Принцепс — в Древнем Риме с I в. н.э.: первый из сенаторов, сосредоточивавший в своих руках всю полноту государственной власти.

Рада (укр.) — народное собрание, совет.

Рахдонит (перс.) — буквально «знающий путь»; еврей или согдиец, занимавшийся торговлей на Великом караванном пути.

Реликт — этническая система, находящаяся в состоянии гомео-стаза.

Рокош — в Польше: восстание шляхтичей против власти короля.

Сардар (перс.) — офицер.

Сердюк (укр.) — казак из личной охраны гетмана.

Синодик — список имен покойных, составляемый для церковного поминовения.

Смещение — нарушение хода этногенеза вследствие внешнего воздействия.

Старшина — общее наименование руководителей в казачьих войсках.

Стереотип поведения — специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения.

Стол — на Руси: престол, княжение.

Сторджи — на Руси в XV—XVI вв.: пограничные наблюдательные пункты.

Стратиг (греч.) — военачальник, полководец.

Субпассионарии — люди, пассионарный импульс у которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

Субэтнос — этническая система, являющаяся подсистемой этноса.

Суперэтнос — этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших в одном ландшафтном регионе, и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность.

Схизматик — в Западной Европе в IX—XIV вв.: приверженец православной церкви.

Темник — военачальник, стоящий во главе 10 тысяч воинов в монг. войсках.

Тумен (монг.) — подразделение численностью в 10 тысяч человек в монг. войсках (по-русски — тьма).

Тысячник — военачальник, стоящий во главе тысячи воинов в монг. войсках.

Улем — в мусульманском мире: ученый, богослов и правовед. Улус (монг.) — стойбище; в широком смысле слова — страна или область, находящаяся под единым управлением.

Ушкуйник — на Руси в XIV в.: участник грабительских походов.

Фаза этногенеза— четко фиксируемый этап развития этноса, характеризуемый определенным уровнем пассионарного напряжения и соответствующим ему стереотипом поведения людей; выделяется шесть фаз.

Ф. акматияеская — фаза, наступающая после фазы подъема и характеризующаяся предельным для данной системы уровнем пассионарного напряжения.

Ф. инерционная — фаза, характеризующаяся плавным снижением уровня пассионарного напряжения после фазы надлома.

Ф. надлома — фаза, характеризующаяся резким снижением уровня пассионарного напряжения после акматической фазы.

Ф. мемориальная — фаза, наступающая после фазы обскурации, когда отдельные представители этноса еще сохраняют культурную традицию.

Ф. обскурации — фаза, характеризующаяся снижением уровня пассионарного напряжения ниже уровня, свойственного гомеоста-зу; при этом происходит либо исчезновение этноса как системы, либо превращение его ъреликт.

Ф. подъема — фаза, характеризующаяся стабильным повышением уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка.

Чамбул (тэт.) — конный отряд.

Шаньюп — титул хуннского военного вождя.

Этническая история — зафиксированные источниками последствия этногенеза и этнических контактов.

Этническая система— сообщество людей, объединенных мироощущением и стереотипом поведения.

Этническая традиция — совокупность стандартов поведения, передаваемых через механизм условного рефлекса.

Этнический субстрат — исходные этнические компоненты, интегрирующиеся вследствие пассионарного толчка в новый этнос.

Этногенез — процесс возникновения, развития и исчезновения этносов.

Этнология — географическая наука, изучающая этногенез в историческую эпоху.

Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности.

Янычар (турецк.) — буквально «новое войско»; в Османской империи в XIV—XVIII вв.: пехотинцы, принудительно набираемые в войска на завоеванных территориях.

Ярлык (монг.) — документ, выдаваемый монг. ханом и удостоверяющий право местного властителя на занимаемую должность.

Ясак (тат.) — ежегодная натуральная дань.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Очерки этнической истории

Лев Николаевич Гумил в... От Руси до России...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Словарь терминов и редко употребляемых слов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Киевская держава
Глава I. Славяне и их соседи: Две Европы, Готы, Хунны и гунны, Рождение Киевской державы Глава II. Славяне и их враги: В низовья Волги, Пришельцы с юга, В

В союзе с Ордой
Глава I. Рождение Монгольской имеперии: Великая степь, Юность Чингиса, За право на жизнь, Наследника Чингисхана Глава II. Лицом на восток: Калка, Великий

Царство Московское
Глава I. Неистовые люди: Рубеж, В Москве и на границах, Иосифляне и нестяжатели, На юг и восток, Ливонская война, Кромешники, «Зять Малюты» Глава II. Смутное время

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
  Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории. Чем он вызван, на чем основан? Часто можно слышать, что, запутавшись в проблемах современных, люди обращаются к

СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ
Две Европы. Попробуем посмотреть с точки зрения сказанного выше на этническую историю нашей страны. В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество насе

СЛАВЯНЕ И ИХ ВРАГИ
В низовьях Волги. По соседству с Киевской державой в Восточной Европе зарождалось могучее государство — Хазарский каганат. История его заслуживает внимания. Сами хазары были одним

КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Святослав и Калокир. Результаты похода 964—965 гг. не могли не поднять авторитет Руси в глазах византийского союзника, который старался всеми силами привлечь Святослава к решению в

ПРИХОТИ СУДЬБЫ
Сыновья Владимира. Накануне своей смерти, в 1015 г., Владимир столкнулся с острой проблемой управления завоеванными землями. Его собственных военных сил было достаточно для того, ч

МИГ ЕДИНСТВА
В поисках союзников. Всеволод, ставший великим князем, на короткое время объединил под своей властью большую часть Руси, посадив сыновей в удельных городах. Византийские симпатии В

РОЖДЕНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ
Великая степь. Тринадцатый век, без сомнения, является наиболее сложным столетием русской истории. Ни одна другая эпоха не породила исторических мифов больше, нежели последний век

ЛИЦОМ НА ВОСТОК
Калка. Бросив самый общий взгляд на историю создания огромного Монгольского улуса, мы вправе теперь вернуться на Русь. Но, прежде чем приступить к рассказу о тогдашних русско-монго

ПОЯВЛЕНИЕ РОССИИ
Сыновья и сыновцы. Часто говорят, что на детях великих людей природа отдыхает. У Александра Ярославича Невского было несколько сыновей, но всем им было далеко до своего великого от

ВОЗМУЖАНИЕ
Тохтамыш и Тимур. Столкновение с Тохтамышем сильно ослабило положение великого князя Дмитрия. Ведь ярлык на великое княжение, как и раньше, давал хан, поскольку Куликовская битва н

Если эта прекрасная турчанка Понесет в руках мое сердце, За ее индийскую родинку Я отдам и Самарканд и Бухару.
Тимур, конечно, знал эти стихи. И вот, взяв Шираз, он сел на ковре в центре площади среди моря жестокости и насилия: гулямы грабили дома, гнали пленных, насиловали женщин и резали последних сопроти

НЕИСТОВЫЕ ЛЮДИ
Рубеж. Изучая историю России XVI столетия, исследователь сталкивается с обилием информации. Если для анализа истории Древней Руси у нас часто не хватало сведений и мы вынуждены был

Россия в начале XVI в.
Разумеется, Русское государство было крайне заинтересовано в решении вопроса о погр

СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Самозванец. Правительство Бориса Годунова с самого начала проводило политику довольно серьезной изоляции России от сопредельных западных государств: Речи Посполитой и Швеции. Тем н

ВОССОЕДИНЕНИЕ
В борьбе за совесть. По Столбовскому миру (1617) и Деулинскому перемирию (1618) западные русские земли отошли к Швеции и Полыпе. Но если в шведских владениях было немного русского

НА ПРОСТОРАХ ЕВРАЗИИ
В глубь улуса Джучиева. В отношениях России и Украины ярко проявилось такое качество русского человека, как терпимость к нравам и обычаям других народов. Прав был наш великий сооте

ЦЕРКОВЬ И ВЛАСТЬ
Истоки раскола. В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства — Церковь. Мы уже упоминали о конфликтах XV—XVI вв., связанных с борьбой между иосифлянами и нестяжателям

НА ПОРОГЕ ИМПЕРИИ
В Священной лиге. С усмирением стрелецкого бунта началось открытое правление Софьи, опиравшейся на клан Милославских. Главой правительства стал фаворит правительницы — князь Васили

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Мы проследили логику основных событий этнической истории Руси и России. Легко увидеть, что изложение этой логики вовсе не похоже на повествование об истории социальной. Этническую историю любой стр

ЗАВЕЩАНИЕ ВЕЛИКОГО ЕВРАЗИЙЦА
Начиная читать последнюю книгу Л. Н. Гумилева «От Руси до России: очерки этнической истории» — ту, которая сейчас перед вами,—я испытывал чувство неуверенности. Ведь сюжеты, о которых в ней идет ре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги