рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БИБЛИОГРАФИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ И СОКРАЩЕНИЯ - раздел История, Георгий Владимирович Вернадский Россия в средние века История России – 4   Ааэ. См.: Акты Археологической Экспедиции. Азр. См.:...

 

ААЭ. См.: Акты археологической экспедиции.

АЗР. См.: Акты Западной России.

АИ. См.: Акты исторические.

Акты археологической экспедиции (ААЭ) (С.‑Петербург, 1836). 3тт.

Акты Западной России (АЗР) (С.‑Петербург, 1846‑53). 5 тт.

Акты исторические (С.‑Петербург, 1841‑42). 5 тт.

Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России (С.‑Петербург, 1863‑

92). 15 тт.

Акты социально‑экономической истории Северо‑восточной Руси конца XIV – начала XVI веков., Б.Д. Греков и Л.В. Черепнин, ред., 1.2 (Москва, 1952‑58).

Архангельский А.С., Очерки из истории западнорусской литературы XVI – XVII

веков (Москва, 1888).

Архив Юго‑западной России (Киев, 1859‑1911). 24 тт.

АФЕД. См.: Казакова Н.А. и Лурье И.С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века.

АЮЗР. См.: Архив Юго‑западной России.

Базилевич КВ., Внешняя политика русского централизованного государства. Вторая половина XV века (Москва, 1952).

Белокуров С., Сношения России с Кавказом (Москва. 1889).

Бершадский С.А. Документы и регесты к истории евреев в Литве (С.‑Петербург, 1883).

Бершадский С.А. Литовские еореи (С.‑Петербург, 1898).

Бестужев‑Рюмин К.Н., Русская история, 2. Ч. I (С.‑Петербург, 1885).

Брогкауз‑Ефрон, Энциклопедический словарь (ЭС). Отсылки к изданию полутома.

БСЭ. Большая Советская Энциклопедия (2‑е изд.).

Будовиц И., Русская публицистика XVI века (Москва, 1947).

Вальденберг В., Древнерусские учения о пределах царской власти (Петроград, 1916).

Вальденберг В., «Наставление писателя VI в. Агапита и русской письменности», Византийский Временник, 24 (1926), 27‑34.

Василенко Н.П., «Литовско‑русское государство», ЭС, 34 (1896), 818‑827.

Василенко Н.П., «Право Магдебургское», ЭС, 48 (1898), 890‑896.

Вельяминов‑Зернов В.В., Исследование о касимовских царях и царевичах (С.‑Петербург, 1863‑87). 4 тт.

Вернадский Г., Древняя Русь.

Вернадский Г., Киевская Русь.

Вернадский Г., Монголы и Русь.

Вернадский Г., Начертание русской истории (Прага, 1927).

Веселовский Н.И., Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время (Петроград, 1922).

Веселовский С.Б., Феодальное землевладение в северо‑восточной Руси (Москва и Ленинград, 1947).

Веселовский С.Б., «Владимир Гусев, составитель судебника 1497 года», Исторические записки, 5 (1939), 31‑47.

Вилинский С.Г., Послание старца Артемия XVI века (Одесса, 1906).

Владимирский‑Буданов М.Ф., Хрестоматия но истории русского права (С.‑Петербург и Киев). 3 тт. Т. I, 6‑е изд. (1908); Т. 2, 5‑е изд. (1915); 4‑е изд. (1908).

Владимирский‑Буданов М.Ф., «Население Юго‑западной России от половины XV века до Люблинской Унии», АЮЗР, 7, Ч. II (Киев, 1891).

Владимирский‑Буданов М.Ф., «Немецкое право в Польше и Литве», ЖМНП, 8‑12 (1866). Владимирский‑Буданов М.Ф., Обзор истории русского права (7‑е изд., С.‑Петербург и Киев, 1915).

Власовский И., Нарыс истории украинской православной церкви, I (Нью‑Йорк, 1955). Воскресенская Летопись, ПСРЛ, 7‑8 (1856‑59).

Временник– Временник общества истории и древностей.

Гаркави А., «Караимы», ЭС, 27 (1895), 427‑431.

Герберштейн‑Малеин. Герберштейп С. фон, Записки о московских делах, А.И. Малеин, изд. и пер. (на русский) (С.‑Петербург, 1908).

ГНП. Грамоты Великого Новгорода и Пскова.

Голобуцкий В.А., Запорожское казачество (Киев, 1957).

Голубинский Е.Е., История русской церкви (Москва, 1901‑17). 2 тт., каждый – в двух частях.

Грабарь И., История русского искусства. 6 тт., не завершена (Москва б/д (1909‑1912); 2‑е изд. 1‑3, Москва, 1953‑55).

Грабеньский В., История польского народа, русский перевод, Н. Ястребов, ред. (С.Петербург, 1910).

Грамоты Великого Новгорода и Пскова (ГНП), С.Н. Валк, ред. (Москва и Ленинград, 1949).

Греков Б.Д., Крестьяне на Руси до XVII века (Москва и Ленинград, 1946).

Греков Б.Д. и Якубовский А.И., Золотая Орла и ее падение (Москва и Ленинград, 1950).

Грушевский М., История украинской литературы (Киев, 1923‑27). 5 тт.

Грушевский М., История Украины‑Руси (Киев и Львов, 1898‑1937). 10 тт.

Гудзий Н.К., История древнерусской литературы (2‑е изд., Москва. 1941).

Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка (С.‑Петербург, 1881; новое издание, Москва, 1954). 4 тт.

ДДГ. См.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI веков.

ДМАО. Древности Московского археологического общества. Труды славянской комиссии.

Дмитриева Р.П., Сказание о князьях Владимирских (Москва и Ленинград, 1955).

Дневник Люблинского Сейма 1569 года, М.И. Коялович. ред. (С.‑Петербург, 1869).

Довнар‑Запольский М.В., Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах (С.‑Петербург, 1901).

Долгоруков П.Д., князь, Российская родословная книга (С.‑Петербург, 1854‑55). 4 тт.

Дорошенко Д., Нарыс истории Украины (Варшава, 1932‑33), 2 тт.

Древности Московского археологического общества. Труды славянской комиссии (ДМАО).

Древняя Русь. См.: Вернадский, Древняя Русь.

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI веков (ДДГ), С.В. Бахрушин и Л.В. Черепнин, ред. (Москва и Ленинград, 1950).

Дьяконов М.А., Очерки общественного и государственного строя древней Руси" (4‑е изд., С.‑Петербург, 1912).

Еврейская энциклопедия, А. Гаркави и Л. Каценельсон, ред. (С.‑Петербург, 1906‑13). 15 тт.

Жереда до истории Украины‑Руси (Львов, Комиссия Шевченковского научного общества, 1895‑1919). 16 тт.

Жмакин В., Митрополит Даниил и его сочинения (Москва, 1881).

ЖМНП. Журнал Министерства народного просвещения (ЖМНП).

Записки научно‑исследовательского объединения (ЗНИОП) (Прага).

Записки наукового товарыства имени Шевченка (ЗНТШ).

Записки Одесского общества истории и древностей (ЗОО).

Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества (ЗОРСА).

Записки Русского исторического общества в Праге (ЗРИОП).

Записки русского научного института в Белграде (ЗРНИБ).

Зимин А.А., И.С. Пересветов и его современники (Москва, 1958).

Зиновий Отенский, монах. Истины показание (Казань, 1863).

ЗНИОП. Записки научно‑исследовательского объединения (Прага).

ЗНТШ. Записки наукового товарыства имя Шевченка.

Золотая Орда. См.: Греков БД. и Якубовский А.И., Золотая Орла и ее падение.

ЗОО. Записки Одесского общества истории и древностей.

ЗОРСА. Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества.

Зотов Р.В., О черниговских князьях по Любецскому синодику (С.‑Петербург, 1892).

ЗРИОП. Записки русского исторического общества в Праге.

ЗРНИБ. Записки русского научного института и Белграде.

Зуров Л., Отчина (Рига, 1929).

ИА. Исторический архив.

ИЗ. Исторические записки.

Иконников B.C., Максим Грек (Киев, 1866).

Иконников B.C., Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории (Киев, 1869).

Иконников B.C., Опыт русской историографии (Киев, 1891‑98). 2 тт., каждый – в двух частях.

Иоасафовская летопись (Москва, 1957).

Иосиф (Санин), Просветитель, или обличение ереси жидовствующих (3‑е изд., Казань, 1896).

Исторические записки (ИЗ).

Исторический архив (ИА).

Источниковедение истории СССР, I, M.H. Тихомиров, ред. (Москва, 1940).

Казакова Н.А. и Лурье И.С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века (АФЕД) (Москва и Ленинград, 1955).

Казанская история, В.П. Адрианова‑Перетц и Г.Н. Моисеева, ред. (Москва и Ленинград, 1954).

Калугин Ф:, Зиновий, инок Отенский (С.‑Петербург, 1894).

Карамзин Н.М., История Государства Российского (6‑е изд., С.‑Петербург, А. Смирдин, 1851‑53). 12 тт.

Карамзин Н.М., Примечания к истории Государства Российского (6‑е изд., С.‑Петербург, А. Смирдин, 1852‑53). 12 тт.

Каратаев И., Описание славяно‑русских книг, I (С.‑Петербург, 1878).

Киевская Русь. См.: Вернадский, Киевская Русь.

Киевская старина (КиСт).

КиСт. Киевская старина.

КиУнИзв. Киев, Университет, Известия.

Ключевский В.О., Боярская дума древней Руси (4‑е изд., Москва, 1910).

Ключевский В.О., Древнерусские жития как исторический источник (Москва, 1871).

Ключевский В.О., Курс русской истории (Anirrikan Council of Learned Societies Reprints, Russian Series, No 14). Воспроизведении московского издания 1937 г. 5 тт.

Кондаков Н.П., Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, I (С.Петербург, 1905).

Кондаков Н.П., Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры (Прага. 1929).

Константин, Архимандрит [К.И. Зайцев], «Чудо русской истории», I, «Возникновение православного царства», Православный путь (1951). сс. 108‑126.

Копанев А.И., Манков А.Г., Носов Н.Е., Очерки истории СССР. Конец XV – начало XVII вв. (Ленинград. 1957).

Корсакова В., «Курбский», РБС, том «Кнанпе‑Кюхельбекер», сс. 589‑591.

Костомаров Н.И., Богдан Хмельницкий (4‑е изд., С.‑Петербург, 1884). 3 тт.

Костомаров Н.И.. Севернорусские народоправства (С.‑Петербург, 1863).2 тт.

Крымский А.Е., История Туреччины (Киев, 1924).

Курбский А.М., князь, «Сочинения», Г.З. Кунцевич, изд., РИБ, 31 (1914).

Лаппо И.И., Литовский Статут 1588 года, I (Ч. 1‑11), Исследование; 2, Текст (Каунас, 1934‑37).

Лаппо И.И., Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской Унии до смерти Стефана Батория, I‑II (С.‑Петербург, 1901). Лаппо И.И., Западная Россия и ее соединение с Польшею (Прага, 1924).

Леонтович Ф.И., Крестьяне Юго‑западной России по литовскому праву XV и XVI веков (Киев, 1863).

Леонтович Ф.И., «Крестьянский двор в Литовско‑Русском государстве», ЖМНП, 2‑4, 7, 10, 12 (1896), 4‑5 (1897).

Леонтович Ф.И., «Рада великих князей литовских», ЖМНП, 9‑10 (1907).

Лихачев Д.С., Русские летописи (Москва и Ленинград, 1947).

Лихачев Н.П., Разрядные дьяки XVI века (С.‑Петербург, 1888).

«Литовская Метрика», РИБ, 20 (1903), 27 (1910), 30 (1914), 33 (1915).

«Литовский Статут», Первый (1529): и Временник, 21. Второй (1566): Временник, I. Третий (1588): Временник, 18. О последнем издании Третьего Статута см.: Лаппо, Литовский Статут 1588 года, 2.

Лобанов‑Ростовский А.Б., князь. Русская родословная книга (2‑е изд., С.‑Петербург, 1895). 2 тт.

Лурье И.С., «Из истории политической борьбы при Иване III», Ленинградский университет. Отдел исторических наук, Ученые Записки, 10 (1940), 90‑91.

Любавский М.К., Литовско‑русский сейм (Москва, 1901).

Любавский М.К., Начальная история казачества, ЖМНП, 300 (1895), 217‑244.

Любавский М.К., Областное деление и местное управление Литовско‑Русского государства (Москва, 1892).

Любавский М.К., Образование основной государственной территории великорусской народности (Ленинград, 1929).

Любавский М.К., Очерк истории Литовско‑Русского государства (2‑е изд., Москва, 1915).

Любович Н.Н., История реформации в Польше: кальвинисты и антитринитарии (Варшава, 1883).

Любович Н.Н., Начало католической реакции и упадок реформации в Польше (Варшава, 1890).

Лященко П.И., История народного хозяйства СССР, I (Москва, 1947).

Макарий (Булгаков), митрополит, История русской церкви (С.‑Петербург, 1877‑91). 12 тт.

Максимович Е.Ф., «Первосоветник Думы боярской», ЗРИОП, 2 (1930), 141‑162.

Малинин В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания (Москва, 1901).

Матвей из Мехова (Меховита, Меховский), Трактат о двух сарматиях, С.А. Аннинский, ред. и пер. на русский, (Москва и Ленинград, 1936).

Материалы по истории СССР, 2, А.А. Новосельский, Л.В. Череинин, Л.Н. Пушкарев, ред. (Москва, 1955).

Меховита. См.: Матвей из Мехова.

Меховский. См.: Матвей из Мехова.

Милюков П., Очерки по истории русской культуры,2‑3 (Париж, 1930‑31).

Монголы и Русь. См.: Вернадский, Монголы и Русь.

Московский университет. Общество истории и древностей. Чтения.

Никитин, Афанасий, Хождение за три моря Афанасия Никитина, 1466‑1472 гг., Б.Д. Греков и В.П. Адрианова‑Перетц, ред. (Москва и Ленинград, 1948).

Никитский А., История экономического быта Великого Новгорода (Москва, 1893).

Никитский А., Очерк внутренней истории Пскова (С.‑Петербург, 1873).

Никитский А., Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде (С.‑Петербург, 1879).

Никоновская летопись, ПСРЛ, 9‑13 (1862‑1906).

Новгородская первая летопись, А.Н. Насонов, ред. (Москва и Ленинград, 1950).

Новгородская третья летопись, ПСРЛ, 3, 205‑279.

Новгородская четвертая летопись, ПСРЛ, 4 (2‑е изд., Петроград, 1925)

Новицкий И.П., «Очерк истории крестьянского сословия Юго‑западной России», АЮЗР, 6, Ч. I (Киев, 1876), 1‑161.

Новосельский А.А., Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века (Москва, 1948).

Носов Н.Е., Очерки по истории местного управления русского государства первой половины XVI века (Москва и Ленинград, 1957).

Охлоблын О., Московская теория III Рима в XVI‑XVII стол. (Мюнхен, 1951) Очерки 2, Очерки 3. Очерки истории СССР, Период феодализма:[602]XIV‑XV вв.;[603]Конец XV – начало XVII вв. (Москва, 1953‑55).

Павлов А. С., Исторический очерк секуляризации церковных земель к России (Одесса, 1871).

Павлов‑Сильванский Н.П., Феодализм в удельной Руси (С.‑Петербург, 1910).

Памятники дипломатических сношений (ПДС), I (С.‑Петербург, 1851).

Памятники русского права (ПРП), 1‑4, С.В. Юшков, Л.В. Череннин, А.А. Зимин, ред. (Москва, 1952‑56).

Памятники старинной русской литературы (Памятники СРЛ),опубликованы графом Г. Кушелевым‑Безбородько, тт. 1,2, 4, Н. Костомаров, ред.; Т. 3, А.Н. Пыпии, ред. (С.‑Петербург, 1860‑62).

Панков А., Братства (Москва, 1900).

ПДС. См.: Памятники дипломатических сношений.

Пересветов И., Сочинения И. Пересветова, Д.С. Лихачев и А.А. Зимин, ред. (Москва и Ленинград, 1956).

Петухов Е.В., Русская литература, древний период (Юрьев, 1912).

Письма. Письма русских государей (Москва, 1848).

Пичета В.И„ Аграрная реформа Сигизмуида‑Августа в Литовско‑Русском государстве (Москва, 1958).

Платонов С.Ф., Лекции по русской истории (6‑е изд., С.‑Петербург, 1909).

Платонов С.Ф., Очерки по истории Смуты (С.‑Петербург, 1899).

Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков, В.И. Малышев, ред. (Москва и Ленинград, 1952).

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ).

Порфиридов Н.Г., Древний Новгород (Москва и Ленинград, 1947).

Послания Ивана Грозного. Текст подготовлен Д.С. Лихачевым и И.С. Лурье и отредактирован В.П. Адриановой‑Перетц (Москва и Ленинград, 1951).

Потемкин В.П., ред., История дипломатии, 1 (Москва, 1941).

Пресняков А.Е., Лекции но русской истории, 2, выпуск 1 (Москва, 1939).

Пресняков А.Е., Образование Великорусского государства (Петроград, 1918).

Просветитель. См.: Иосиф (Санин), Просветитель, или обличение ереси жидовствующих.

ПРП. См.: Памятники русской) права.

Псковские летописи, 1. А. Насонов, ред. (Москва и Ленинград, 1941). См. также ПСРЛ, 4.

Пушкарев СТ., Обзор русской истории (Нью‑Йорк, Издательство имени Чехова, 1953).

Пушкарев С.Г., «Целовальники в суде и управлении Московской Руси», ЗРНИБ, 9 (1953), 17‑53.

РАНИОН. Российская ассоциация научных институтеов общественных наук. Институт истории. Расовский Д.А., «К вопросу о происхождении Codex Ciimanicus», SK, 3 (1929), 193‑214.

РБС. См.: Русский биографический словарь.

Ржига В.Ф., «Боярин‑Западник XVI века (Ф.И. Карпов)», РАНИОН, 4 (1929), 39‑50.

РИБ. См.: Русская историческая библиотека.

Родословная книга («Бархатная книга») (Москва, 1787). 2 тт.

«Родословная книга». Временник, 10 (1851), 1‑286.

Российская ассоциация научных институтов общественных наук (РАНИОН).

Русская историческая библиотека (РИБ) (С.‑Петербург, 1872‑1927). 39 тт.

Русский биографический словарь (РБС) (С.‑Петербург, 1896‑1918). 25 тт.. не завершен.

Рязановский В.А., Обзор русской культуры, 1‑2 (Нью‑Йорк, 1947‑48). т. 2 в двух частях.

Савва В., Московские цари и византийские василевсы (Харьков, 1901).

Садиков П.А., Очерки по истории опричнины (Москва и Ленинград, 1950).

Сборник. Сборник Императорского Русского исторического общества.

Сборник Русского археологического общества о королевстве С.Х.С. (СРАОКС).

Сборник старинных грамот и узаконении Российской Империи касательно прав и состояния русско‑подданных караимов (С.‑Петербург, 1890).

СГТД. См.: Собрание государственных грамот и договоров.

Сергеевич В.И., Древности русского права (С.‑Петербург, 1908‑11). 3 тт.

Смирнов В.Д., Крымское ханство под верховенством Оттоманском Порты (С.‑Петербург, 1887). Смирнов И.И., Очерки политической истории русского государства 30‑50х годов XVI века (Москва, 1958).

Смирнов Н.А., Россия и Турция в XVI – XVII веках, 1 (Москва, 1946).

Собрание государственных грамот и договоров (СГГД) (С.‑Петербург, 1813‑94). 5 тт.

Соловьев А., «Святая Русь», СРАОКС, 1 (1927), 77‑113

Соловьев С.М., История России с древнейших времен (1‑е изд., Москва, 1851‑79). 29 тт.

Соловьев С.М., Об отношениях Новгорода к великим князьям (Москва, 1845).

Спасский И.Г., Русская монетная система (Москва, 1957).

Сперанский М.Н., История древней русской литературы, 2 (Москва, 1921).

СРАОКС. Сборник Русского археологического общества в королевстве C.Х.C.

Струве П., «Наблюдения и исследования из области хозяйственной жизни и права древней Руси», отдельный оттиск из «Сборника Русского института в Праге», 1 (Прага, 1929).

Струве П., Социальная и экономическая история России (Париж, 1952).

Суворов Н., Учебник церковного права (4‑е изд., Москва 1912).

Судебники. Судебники XV‑XVI веков, БД. Греков, ред. (Москва и Ленинград, 1952). Таврическое общество истории, археологии и этнографии (Симферополь), Известия (ТОИАЭ).

Тарановский Ф.В., Обзор памятников Магдебургского права (Варшава, 1897).

Типографская летопись, ПСРЛ, 24 (1921).

ТОДРЛ. См.: Труды отдела древнерусской литературы.

ТОИАЭ. См.: Таврическое... Известия.

Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ) (Академия наук. Институт русской литературы).

Тупиков Н.М., «Словарь древнерусских личных собственных имен», ЗОРСА, 6 (1909). 58‑913.

Ульянов Н.И., «Комплекс Фкяофея», Новый Журнал, 45 (1956), 249‑273.

Устрялов Н., ред.. Сказания князя Курбского (2‑е изд., С.‑Петербург, 1842).

Устюжский летописный свод, К.Н. Сербина, ред. (Москва и Ленинград. 1950)

[Федоров И.] Первопечатник Иван Федоров (Москва, 1935).

Федотов Г.П., Святые Древней Руси (Париж, YMCA Press. 1931).

Флоровский А.В., Чехи и восточные славяне (Прага, 1936‑1947). 2 тт.

Флоровский Г., Пути русского богословия (‑Париж, 1937).

Форстен Г.В., Борьба из‑за господства на Балтийском море в XV – XVI столетиях (С.‑Петербург, 1884).

Харлампович К.В., Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века (Казань, 1898). Хрущев И., Исследования о сочинениях Иосифа Санина (С.‑Петербург, 1868).

Черепнин Л.В., Русская палеография (Москва, 1956).

Черепнин Л.В., Русские феодальные архивы XIV – XVI веков, 1‑2 (Москва, 1948‑51).

Чтения. См.: Московский университет... Чтения.

Чубатый Н., «Державно‑правне становище украиньскых земель Литовской державы», ЗНТШ (1926), 134‑135, 144‑145.

Шахматов М.В., «Государственно‑национальные идеи чиновных книг венчания на царство московских государей», ЗРНИБ, 1 (1930), 245‑278.

Шахматов М.В., «Исполнительная власть в Московской Руси», ЗНИОП, 1, No 5 (1935).

Шмурло Е., Курс русской истории, 2, Ч. 1‑2 (Прага, 1933‑34).

Штаков А.И., Учреждение патриаршества в России, 1 (Одесса, 1912), Приложения (Одесса, 1912).

Экземплярский А.В., «Глинский, князь М.Л.», ЭС, 16 (1893), 866‑867.

Экземплярский А.В., Великие и удельные князья северной Руси в татарский период (С.‑Петербург, 1889‑91). 2 тт.

Эльяшевич В.Б., История права поземельной собственности в России, 1‑2 (Париж, 1948‑51).

Энциклопедический словарь (ЭС). См.: Брокгауз‑Ефрон.

ЭС. См.: Брокгауз‑Ефрон.

Ясинский И., «Сочинения князя Курбского как исторический источник», КиУнИзв (1888), NoNo 10‑11.

 


[1]1. См. Монголы и Русь.

 

[2]2. Там же.

 

[3]3. Об их происхождении см.: Монголы и Русь.

 

[4]4. Об истоках терминов черкес и казак см.: Монголы и Русь.

 

[5]5. О древнеславянской религии и ее выживании в устной традиции, народной музыке и искусствах см.: Vernadsky. The Origins of Russia, pp. 108‑173, 305‑316.

 

[6]6. См. Монголы и Русь.

 

[7]7. Ibid, pp. 307‑309.

 

[8]8. Ibid, pp. 296‑297.

 

[9]9. Ibid, pp. 307‑309, 311‑312.

 

[10]10. ПДС, 1, 11‑12; Базилевич, с. 263‑264.

 

[11]11. См. генеалогическую таблицу I.

 

[12]12. Contarini, p. 163.

 

[13]13. Pierling, 1, 159.

 

[14]14. Приведено в «Очерках», т. 3, с. 103.

 

[15]15. Приведено в «Очерках», т. 3, после с. 206.

 

[16]16. Contarini, p. 159.

 

[17]17. Среди недавних работ относительно личности и наследственности см.: L. Szondi. Schicksalanalyse (Basel, 1944); M. de Ferdinandy. Ahnen and Schicksal (Munich, 1955).

 

[18]18. Монголы и Русь.

 

[19]19. Ibid, pp. 322‑323.

 

[20]20. Базилевич, с. 76.

 

[21]21. Относительно Вольнс см.: Шмурло. «Вольпе», БЭ, 13 (1892), 147; Pierling, 1,130‑134.

 

[22]22. «Документы говорят ато непрямо», Pierling, I, 150.

 

[23]23. Ibid, p. 162.

 

[24]24. Псковские летописи, с. 74.

 

[25]25. Об эпизоде с Вольпе и Тревизано см.: Базилевич, с. 105‑106.

 

[26]26. О титуле «деспот» см.: Монголы и Русь.

 

[27]27. См.: Савва, с. 43‑45.

 

[28]28. Contarini, p. 164.

 

[29]29. Pierling, 1, 159.

 

[30]30. Ibid, pp.150‑152; Савва, с. 42.

 

[31]31. Contarini, p. 163.

 

[32]32. ПСРЛ, 4, 154; 6, 21 и 232. Ср. Савва, с. 30.

 

[33]33. Herberstein‑Backiis, p. 10.

 

[34]34. См.: Савва, с. 36‑37.

 

[35]35. Там же, с. 1‑57; Базилевич, с. 83‑88

 

[36]36. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Под редакцией Б.Д. Грекова и В.П. Адриановой‑Перетц (Москва и Ленинград, 1948).

 

[37]37. Псковские летописи, с. 98.

 

[38]38. См. Монголы и Русь.

 

[39]39. Никитский. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде, с. 44‑45.

 

[40]40. См.: Макарий. История русской церкви, 7, 123‑125.

 

[41]41. Hamilton, plate 54B.

 

[42]42. Гудзий, с. 456.

 

[43]43. См.: Лихачев. Русские летописи, с. 312‑316.

 

[44]44. Первая новгородская летопись, с. 475‑477.

 

[45]45. Лихачев. Русские летописи, с. 341, Изображения новгородской архитектуры XII в. смотри у Гамильтона, илл. 8 и 9; XV в. представлен у Грабаря, I, 212‑214. См. также Грабаря (2‑е изд., 30‑40, 63‑71, текст и иллюстрации).

 

[46]46. См. Монголы и Русь.

 

[47]47. Грушевский. История Украины‑Руси, 4, 225‑226.

 

[48]48. Там же, с. 200.

 

[49]49. Новгородские договора с великими князьями Владимира и Москвы опубликованы в ГНП. Смотри также: Соловьев. Об отношении Новгорода к великим князьям. О Новгороде в целом см.: Н.И. Костомаров. Северорусские народоправства. 1,2; Никитский. История экономического быта Великого Новгорода, ЖМНП, 145 (1869), 294‑309 и ЖМНП, 150 (1870), 201‑234; Ключевский. Курс русской истории, 2; Порфиридов. Древний Новгород; Очерки, 2

 

[50]50. Смотри: Никитский. «Очерки из жизни Великого Новгорода». Что касается новгородских глав города (посадников), то в научной литературе обычно подразумевается существование одного главы (степенного посадника); другие главы упоминаются как «старые», не находящиеся официально у власти. По моему мнению, в Новгороде было несколько городских голов в каждый момент времени. Старший именовался «степенным посадником»; другие известны как просто «посадники». «Степенный» производно от «степень», «помост», с которого делались официальные объявления.

 

[51]51. Соловьев. История России с древнейших времен, 5, 19.

 

[52]52. Vernadsky. Medieval Russian Laws, p. 84 (art. 6).

 

[53]53. ПСРЛ, 12,111.

 

[54]54. Текст договора 1456 г. см. в ГНП, с. 39‑43.

 

[55]55. ПСРЛ, 12, 126.

 

[56]56. Четвертая новгородская летопись, с. 503; ПСРЛ, 6, 5.

 

[57]57. ГНП, с. 113.

 

[58]58. ГНП, с. 242‑243, 300.

 

[59]59. М. Пришвин. Избранное (Москва, 1946), с. 23.

 

[60]60. ГНП, 236.

 

[61]61. ГНП, 235.

 

[62]62. Л, 12, 126. Базилевич (с. 91) говорит, что псковская летопись также рассматривает Михаила как агента Казимира, цитируя фразу «от королевской руки». Это недоразумение. Фраза относится не к прибытию Михаила в Новгород, а к утверждению Казимира Олелько и его рода на киевском троне (ПСРЛ, 4, 235).

 

[63]63. Четвертая новгородская летопись, с.446.

 

[64]64. Великом княжестве Литовском этого периода как евреи талмудистской традиции, так и караимы именовались «евреями». Вопрос о том, были ли Захария его спутники последователями талмудизма или караимами, станет предметом о суждения в 5 т.

 

[65]65. См ее воспроизведение у Грабаря, 6, 261.

 

[66]66. Текст городского договора с Казимиром (1470 г.) см. в ГНП, с. 130‑132.

 

[67]67. Грушевский. История Украины‑Руси, 4, 224‑225.

 

[68]68. ПСРЛ, 4, 237.

 

[69]69. ПСРЛ, 12, 129.

 

[70]70. Diugosz, 14, 698. См.: Базилевич, с. 98‑99.

 

[71]71. О Нешавском статуте см.: Wojciechowski. Etat Polonais, pp. 254‑256,290.

 

[72]72. См.: Базилевич, с. 99.

 

[73]73. ПСРЛ, 12, 133‑135.

 

[74]74. Четвертая новгородская летопись, с. 446‑447.

 

[75]75. Там же, с. 447.

 

[76]76. Текст договора 1471 г. см.: ГНП, с. 45‑51.

 

[77]77. Фрагмент уточненного текста Новгородской судной грамоты см.: Владимирский‑Буданов. Хрестоматия, 1, 172‑185; ПРП, 2, 212‑218; английский перевод см.: Vernadsky. Medieval Russian Laws, pp. 83‑92.

 

[78]78. ПСРЛ, 12, 163.

 

[79]79. Соловьев. История, 5, 23.

 

[80]80. Об этом см.: ПСРЛ, 6,200‑205 и 12,158‑168; Четвертая новгородская летопись, с. 449;

 

[81]81. ПСРЛ, 12, 169.

 

[82]82. ПСРЛ, 12, 169‑170.

 

[83]83. Карамзин. Примечания, № 147 к т. 6.

 

[84]84. Об этом см.: ПСРЛ, 6, 207‑221; 12, 171‑179.

 

[85]85. Diugosz, 14, 697‑698; Карамзин. История, 6, 131 и Примечания, 6, № 182.

 

[86]86. Карамзин. История, 6, 131 и Примечания, 6, № 182, содержащие ссылки на Arnt, Liefland Chronicle.

 

[87]87. Никитский. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде, с. 128.

 

[88]88. ПСРЛ, 4, 152‑154; 6, 19‑20; 12, 197‑200; Четвертая новгородская летопись, с. 516

 

[89]89. Соловьев. История, 5, 37‑39.

 

[90]90. Карамзин. Примечания, № 196 к т. 6; Никитский. Очерк...Новгороде, с. 127; ААЭ, 1, 476.

 

[91]91. ПСРЛ, 12, 214‑215.

 

[92]92. Четвертая новгородская летопись, с. 467; Никитский. Очерк‑Новгороде, с. 132‑134.

 

[93]93. Соловьев. История, 5, 39‑40.

 

[94]94. Согласно В.Н. Лазарцеву, та форма фрески, что известна в XIX веке, сложилась в XVI в. Она погибла во время немецкой оккупации Новгорода в 1941‑1944 гг. (Грабарь, 2‑е изд., 2, 73‑74).

 

[95]95. Кондаков. Иконография Спаса, с. 50‑51 и The Russian Icon, p. 94. О фреске см.: Кондаков. Иконография Спаса, с. 50; Грабарь, 6, 130.

 

[96]96. Кондаков. Иконография Спаса, с. 50; ПСРЛ, 3, с. 211.

 

[97]97. ПСРЛ, 6, 182.

 

[98]98. Ключевский. Курс русской истории, 2, 109.

 

[99]99. Памятники СРЛ, 1, 283‑284; Гудзий, с. 261‑262.

 

[100]100. Гудзий, с. 261.

 

[101]101. ПСРЛ, 12, 137‑138.

 

[102]102. ПСРЛ, 4, 127.

 

[103]103. Гудзий, с. 260.

 

[104]104. Ключевский. Жития, с. 151‑152; Гудзий, с. 259‑260.

 

[105]105. Напомним, что тогда в Великом княжестве Литовском не делалось различий между раввинизмом и караизмом. Это также справедливо и в отношении Восточной Руси.

 

[106]106. Следует отметить, что некоторые ученые придерживаются мнения, что этот Захария был итальянцем, а не евреем. Так или иначе, Иван III трижды обращался к нему как к «Захарию иудею»; см. Сборник, 41, 41, 71.

 

[107]107. Kurat, p.49, line 17. Базилеиич (с. 112, No 2) дает неправильную страницу при ссылке на публикацию Курата.

 

[108]108. См. Монголы и Русь. Генеалогическая таблица VI.

 

[109]109. ДДГ, с. 197.

 

[110]110. ДДГ, с. 209.

 

[111]111. Казанская история, с. 55. См. также Г.Н. Моисеева. Автор Казанской Истории. ТОДРЛ, 9 (1953), 266‑288.

 

[112]112. См. Монголы и Русь.

 

[113]113. ПСРЛ, 12, 113.

 

[114]114. ПСРЛ, 12. 116‑117.

 

[115]115. Базилевич, ее. 99‑101.

 

[116]116. Сборник. 41, 16‑20.

 

[117]117. См. Базилевич, с. 133.

 

[118]118. Базилевич, ее. 134‑147.

 

[119]119. Текст послания Вассиана (в известной нам форме) см. в ПСРЛ, 6, 225‑230; 12, 203‑212. См. также И.М. Кудрявцев, «Послание на Угру Вассиана Рыло», ТОДРЛ, 8 (1951), 158‑186.

 

[120]120. Базилевич, с. 147.

 

[121]121. Грушевский, История Украины и Руси, 4, 228‑229; Базилевич, ее. 150‑153; Яблоновский, ее. 118‑123.

 

[122]122. Базилевич, с. 154.

 

[123]123. Базилевич, с. 159, № 3.

 

[124]124. Казанская история, с. 56.

 

[125]125. См. текст в Базилевич, ее. 164‑165. См. также Золотая Орда, с. 427. Статья К.В. Базилевича «Ярлык Ахмат‑хана Ивану III», Вестник Московского Университета (1948), № 1. недоступна для меня (цитируется в Золотой Орде, с. 426.

 

[126]126. См. Монголы и Русь.

 

[127]127. Устюжская летопись, ее. 93‑94.

 

[128]128. О термине выход см. Монголы и Русь.

 

[129]129. N. Machiavelli, The Prince and the Discoiirces (Modern Library ed., C.E. Detmold's translations), pp. 172‑173.

 

[130]130. См. Крымский, с. 108.

 

[131]131. Базилевич, с. 239.

 

[132]132. См. R, Loewe, Die Restc dcr Gennanen am Schwarzen Meerc (Halle, 1896), pp. 38‑40.

 

[133]133. Базилевич, с. 239, сноска на МХХ, VI, No. 33.

 

[134]134. См. Сборник, 41, ее. 72‑73, 77.

 

[135]135. Базилевич, с. 410.

 

[136]136. См. Н.Л. Эрнст, «Конфликт Ивана III с генуэзской Каффой», ТОИАЕ, 1 (1927), 167‑180.

 

[137]137. См. Монголы и Русь, Генеалогическая таблица VII; Вельяминов‑Зернов, 1, 3‑4, 13‑14, 58‑59.

 

[138]138. О Hyp Салтап см. Базилевич, с.с. 177‑178; Б.С. Ижболдин, «Царица Татарская Нурсултана,» Новик (1951), ее. 11‑15.

 

[139]139. Базилевич, с. 206.

 

[140]140. Карамзин, История, 6, 227, и Примечания, NoNo 360, 361 к т. 6.

 

[141]141. Карамзин, История, 6, 228‑229, и No 362 к т. 6.

 

[142]142. J.H. Gleason, The Genesis of Riissophobia in Great Britain (Cambridge, Нагvard University Press, 1950), pp. 9, 11, 15, 19.

 

[143]143. Wojciechowski, pp. 238‑140; Любавский, Очерк, cc. 117‑118.

 

[144]144. См.: Szyszinan, Die Катает in Ost‑Mitteleuropa, pp. 37‑38.

 

[145]145. AFED, p. 377.

 

[146]146. См. Монголы и Русь.

 

[147]147. ДДГ, с. 11.

 

[148]148. ДДГ, с. 39.

 

[149]149. ДДГ, cc. 290, 295, 301, 315, 332.

 

[150]150. Текст договора см. в ДДГ, cc. 329‑332. Ср.: Базилевич, cc. 326‑329.

 

[151]151. Сборник, 35, 182‑187. Ср.: Базилевич, cc. 332‑334.

 

[152]152. Слово тапкана, судя по всему, – осетинское заимствование. По‑осетински тапка значит навес, полог". Тапкана, по всей видимости, представляла собой крытую подводу или сани (Елена ехала в январе).

 

[153]153. Кика – древнерусский головной убор. Его вариант известен как кокошник.

 

[154]154. Базилевич, cc. 206‑208.

 

[155]155. ПСРЛ, 8, 220; Базилевич, с. 413.

 

[156]156. ПСРЛ, 12, 232.

 

[157]157. См. выше; и Базилевич, cc. 409‑411.

 

[158]158. Текст письма царя Александра см. Карамзин, Примечания, No 370 к т. 6; Белокуров, 1, сс. xxi‑xxii.

 

[159]159. Во времена Ивана мамлюкский султанат был еще независимым государством. Его захватил оттоманский султан Селим Ужасный в 1517 г.

 

[160]160. Сборник, 41, 107.

 

[161]161. Андреев, с. 318.

 

[162]162. Сборник, 41, 312‑313; Базилевич, cc. 417‑418.

 

[163]163. Крымский, с. 113.

 

[164]164. О посольстве Плещеева к султану см. Сборник, 41,231‑236, 241‑249.

 

[165]165. О посольстве Голохвастова см. Сборник, 41, 280‑282.

 

[166]166. Базилевич, с. 399.

 

[167]167. Forsten, pp. 597‑598; Базилевич, с. 379.

 

[168]168. Базилевич, cc. 387‑393.

 

[169]169. Макарий, 9, 100‑102.

 

[170]170. Сборник, 41, 288; Базилевич, с. 446.

 

[171]171. Базилевич, с. 451.

 

[172]172. ПСРЛ, 12, 252.

 

[173]173. ПСРЛ, 12. 2577; Базилевич, cc. 494‑495.

 

[174]174. Сборник, 35, 398‑402; Базилевич, cc. 518‑521.

 

[175]175. Карамзин, Примечания, No 551 к т. 6.

 

[176]176. Договор от 1450 г.; см.: ДДГ, с. 164.

 

[177]177. ДДГ, с. 207.

 

[178]178. ДДГ, с. 277.

 

[179]179. ДДГ, с. 293.

 

[180]180. ДДГ, с. 301.

 

[181]181. ДДГ, сс. 193‑198.

 

[182]182. ПСРЛ, 6, 222.

 

[183]183. ПСРЛ. 6, 222.

 

[184]184. ПСРЛ, 6, 222.

 

[185]185. ДДГ, сс. 295‑301.

 

[186]186. См. Костомаров, Народоправства, 1, 241‑242.

 

[187]187. См. Монголы и Русь.

 

[188]188. Костомаров, Народоправства, 1, 248‑249.

 

[189]189. Устюжская летопись, сс. 97‑98.

 

[190]190. Владимирский‑Буданов, Обзор, с. 192.

 

[191]191. См. Монголы и Русь.

 

[192]192. Там же.

 

[193]193. С.В. Веселовский, сс. 270‑271.

 

[194]194. Самой ранней региональной грамотой, выданной московским великим князем, является «Грамота Двинской Земли», изданная Василием I в 1397 году. Англ. перевод текста ем. Vernadsky, Medieval Russian Laws, pp. 57‑60.

 

[195]195. См. Череннин, Русские феодальные архивы, 2, 33‑34.

 

[196]196. Новое исследование белозерской грамоты и англ. перевод текста см. H.W. Dewey, «The White Lake Charter: A Mediaeval Russian Administrative Statute», Speculum, 32 (1957), 74‑83. Русский текст белозерской грамоты см. ПРП, 3, 170‑174.

 

[197]197. ПСРЛ, 24, 213.

 

[198]198. Лихачев, Разрядные дьяки, с. 133.

 

[199]199. С.В. Веселовский в ИЗ, 5 (1939). 31‑47.

 

[200]200. И.С. Лурье, «Из истории политической борьбы при Иване III», Ученые записки, Ленинградский университет, Исторические науки, 10 (1940).

 

[201]201. Черепнин, Русские феодальные архивы, 2, 273, 289‑303.

 

[202]202. Там же, 306‑310.

 

[203]203. Общую характеристику судебника см. H.W. Dewey, «The 1497 Sudebnik», ASEER, 15 (1956), 325‑338; M. Szeftel, «Le Justicier (Sudebnik) dii Grand Due Ivan III», RHDFE (1956), pp. 531‑568 (with French translation). Русский текст судебника см. Судебники, ред. Б.Д. Греков, сс. 17‑29; ПРП, 3, 346‑357.

 

[204]204. Англ. перевод «Русской правды» и Псковской судной грамоты см. Vernadsky, Medieval Russian Laws, pp. 26‑56, 61‑82.

 

[205]205. Государский убойца и коромольник. Следует заметить, что словосочетание государский убойца в статье 9 понимается современными учеными по разному. Термин государь (производным от которой) является прилагательное государский) означает «суверен», но также имеет значение «господин» (господин рабов; господин крестьян, живущих в поместье). Термин убойца тоже многозначен. Он может означать «убийца, политический убийца». Герберштейн, который в XVI веке перевел часть судебника на латинский язык, интерпретировал слова государский убойца как «убийство своего господина» (Herberstein‑Backus, p. 60). Некоторые современные историки, включая Черепнина, Dewey и Szeftel, приняли интерпретацию Герберштейна и утверждали, что эти слова относятся к восставшим рабам. С моей точки зрения, интерпретация неверна. Прежде всего, статья 9 в целом имеет дело с преступлениями против государства и церкви (она базировалась на статье 7 Псковской судной грамоты). Кроме того, прилагательное государский в статье 9 судебника совершенно очевидно относится не только к существительному убойца, но также и к следующему за ним существительному коромольник, В ней говорится о вооруженном восстании и заговоре против суверена (государя).

 

[206]206. См. Монголы и Русь

 

[207]207. Ильяшевич, 1, 139. Другую интерпретацию статьи 57 см. в комментариях К статье Л.В. Черепнина в «Судебники», ред. Б.Д. Греков. По Черепнину, этот судебник «создал юридические предпосылки для закрепления крепостного права и усиления феодальной эксплуатации».

 

[208]208. См. Vernadsky, «Feudalism»; и Vernadsky, «Serfdom».

 

[209]209. Ильяшевич, 1, 232‑233.

 

[210]210. Монголы и Русь.

 

[211]211. См. Киевская Русь.

 

[212]212. См. Монголы и Русь.

 

[213]213. Там же.

 

[214]214. Ильяшевич, 1, 259‑263.

 

[215]215. Монголы и Русь.

 

[216]216. О дворе как военном институте см. Монголы и Русь.

 

[217]217. См. Монголы и Русь.

 

[218]218. ДДГ, с. 10.

 

[219]219. Монголы и Русь.

 

[220]220. ПСРЛ, 12, XII, 121‑123.

 

[221]221. Очерки, 3, 36.

 

[222]222. См. Никитский, Очерк о Новгороде, сс. 125‑126.

 

[223]223. Там же, ее. 193‑194.

 

[224]224. Веселовский, с. 289.

 

[225]225. ПСРЛ, 12, 220.

 

[226]226. См. Веселовский, сс. 288‑299; Базилевич, сс. 340‑345.

 

[227]227. Веселовский, сс. 287 и 296. Ср. Очерки, 3, 39.

 

[228]228. Базилевич, с. 454.

 

[229]229. См. Максимович, с. 141.

 

[230]230. ПСРЛ, 6, 39‑40; Карамзин, История, 6, 203‑204.

 

[231]231. «Ересь жидовствующих» будет обсуждаться в т. 5 настоящего издания.

 

[232]232. ПСРЛ, 4, 72.

 

[233]233. АФЕД, с. 109.

 

[234]234. ПСРЛ, 6, 335.

 

[235]235. ПСРЛ, 6, 279; 12, 263.

 

[236]236. ПСРЛ 6 279

 

[237]237. ПСРЛ, 22, 513; Черепнин, 2, с. 302.

 

[238]238. Черепнин, Русские феодальные архивы, 2, 293‑303. См. также Базилевич, сс. 360‑364.

 

[239]239. Герберштейн описывает бармы как высокий воротник из черного шелка, украшенный золотом и драгоценными камнями (Herberstein‑Backiis, p. 386).

 

[240]240. Так называемую «шапку Мономаха». См. также Монголы и Русь.

 

[241]241. ПСРЛ, 6, 241‑243; 12, 246‑248. См. также Herbcrstein‑Backiis, pp. 22‑24.

 

[242]242. Herberstein‑Backus, p. 13.

 

[243]243. Contarini, сс. 163‑165.

 

[244]244. Сборник, 35, 250‑253.

 

[245]245. ПСРЛ, 6, 43; 12, 246.

 

[246]246. Базилевич, сс. 371‑375.

 

[247]247. Устюжская летопись, с. 100.

 

[248]248. ПСРЛ, 6, 43; 12, 248‑249; Устюжская летопись, с.100; Карамзин, Примечания, примечание 451 к т. 6.

 

[249]249. Сборник, 35, 275; Базилевич, с. 375.

 

[250]250. Псковская летопись, сс. 83‑84.

 

[251]251. Соловьев, История, 5, 180.

 

[252]252. ПСРЛ, 6, 48; 5, 255.

 

[253]253. Соловьев, История, 5, 81.

 

[254]254. Herberstein‑Backus, p. 81.

 

[255]255. Хрущев, сс. 178‑179.

 

[256]256. О дате бесед см. АФЕД, с. 205.

 

[257]257. Текст письма Иосифа Митрофану см. АФЕД, сс. 436‑438.

 

[258]258. См. Павлов, Очерк, ее. 39 и следующие; Vernadsky, «Heresy», p. 146.

 

[259]259. ПСРЛ, 6, 49; 12, 258; Никитский, Очерк о Новгороде, с. 187.

 

[260]260. АФЕД, с. 439.

 

[261]261. ДДГ, сс. 353‑364.

 

[262]262. ПСРЛ, 6, 495; 12, 258; АФЕД, ее. 216‑217.

 

[263]263. Herberstein‑Backiis, p. 11. Следует отметить, что «Гавриил» было христианским именем Василия, а «Василий» его «княжеским именем». В киевский период княжеские имена обычно были славянского и норвежского происхождения (см. Киевская Русь). В монгольский и постмонгольский периоды оба имени были именами христианских святых.

 

[264]264. Герберштейн – Бакус, сс. 15 и 18.

 

[265]265. Карамзин, История, 7, 190.

 

[266]266. Там же, 190; ПСРЛ, 6, 280.

 

[267]267. Псковская летопись, с. 103.

 

[268]268. Письма, 1, 3‑5.

 

[269]269. Герберштейп‑Бакус, сс. 31‑32.

 

[270]270. О князе Михаиле Львовиче Глинском и роде Глинских см.: А.Э. [А.В. Экземплярский], «Глинский, кн. М.Л.», ЭС, 16 (1893), 866‑867; Р.В. Зотов, О Черниговских князьях по Любечскому Синодику (С.‑Петербург, 1892), с. 131; Временник, 10, сс. 157‑158.

 

[271]271. Лаппо, Западная Россия, с. 123.

 

[272]272. О монастыре в Печерах см.: Andreyev, «Pskov‑Pechery Monastery». См. также: Л. Зуров, Отчина (Рига, 1929).

 

[273]273. Герберпггейн‑Бакус, с. 17.

 

[274]274. Псковская летопись, с. 105.

 

[275]275. Герберштсйн‑Бакус, с. 11.

 

[276]276. О дальнейшем см.: Псковская летопись, ее. 92‑97; ПСРЛ, 4, 282‑288.

 

[277]277. ПСРЛ, 4, 282.

 

[278]278. ААЭ, 1, 116‑117. Она пересказана в: Соловьев, История, 5, 443‑444.

 

[279]279. О причинах этого см. ниже.

 

[280]280. Текст письма Филофея псковичам см. в: Малинин, приложение, ее. 7‑24.

 

[281]281. Текст этого письма см. в: Малинин, приложение, ее. 49‑56.

 

[282]282. Малинин, с. 372.

 

[283]283. Псковская летопись, с. 97.

 

[284]284. Герберштейн‑Бакус, с. 88.

 

[285]285. АФЕД, сс. 511‑513, 522‑523.

 

[286]286. АФЕД, сс. 488‑489, 518‑520.

 

[287]287. См.: Киевская Русь.

 

[288]288. Хрущев, с. 206. 2С Там же, сс. 208‑209.

 

[289]289. Гродненский повет относился к воеводству Трокай.

 

[290]290. Там же, сс. 209‑215.

 

[291]291. Жмакин, с. 71.

 

[292]292. Об этом татарском набеге см.: ПСРЛ, 6, 263; 13, 38‑43; Соловьев, История, 5, 365‑369; Герберштейн‑Бакус, сс. 107‑109.

 

[293]293. Вельяминов‑Зернов, 1, 250‑252.

 

[294]294. Там же, 256‑260.

 

[295]295. ЭС, 22, 600.

 

[296]296. ПСРЛ, 6, 255; 13, 19.

 

[297]297. ПСРЛ, 13, 21‑22; Псковская летопись, с. 98. Примечательно, что сообщение о битве при Орше в Псковской летописи написано в стиле «Слова о полку Игореве».

 

[298]298. Сборник, 35, 629‑642.

 

[299]299. Соловьев, История, 5, 390.

 

[300]300. Там же, 390‑391.

 

[301]301. Хрущев, сс. 249‑251; Соловьев, История, 5, 391‑392.

 

[302]302. О Максиме Греке см.: Иконников, Максим Грек; Denissoff, Maxime le Grec et I'Occident.

 

[303]303. Соловьев, История, 5, 386‑387.

 

[304]304. Жмакин, с. 135.

 

[305]305. Соловьев, История, 5, 387‑389.

 

[306]306. Жмакин, с. 137.

 

[307]307. ПСРЛ, 4, 295.

 

[308]308. Жмакин, с. 140.

 

[309]309. Следственное дело, касающееся Берсеня, известно лишь частично. Оно опубликовано в ААЭ, 1, 141‑145; см.: Жмакин, сс. 172‑173

 

[310]310. Жмакин, сс. 173‑181.

 

[311]311. Там же, сс. 185‑196.

 

[312]312. Там же, сс. 196‑232.

 

[313]313. Курбский (изд. Устрялова) с. 5.

 

[314]314. Сборник, 35, 727‑731.

 

[315]315. ПСРЛ, 13, 43‑44.

 

[316]316. Вельяминов‑Зернов, 1, 268‑271.

 

[317]317. Карамзин, История, 7, 141.

 

[318]318. См.: Forstreuter, pp. 101‑115.

 

[319]319. Pierling, 1, Livre III, chaps. 1‑2.

 

[320]320. См.: Малинин, сс. 256‑266.

 

[321]321. В.Ф. Ржига, «Боярин‑западник XVI века (Ф.И. Карпов)», РАНИОН, 4 (1929), 39‑50.

 

[322]322. ПСРЛ, 6, 267‑276; Соловьев, История, 5, 395‑404.

 

[323]323. Базилевич, ее. 87‑88. Первое известное нам упоминание о двуглавом орле на великокняжеской печати датируется 1497 г. См. также: Очерки, 2, с. 331. Об археологических основах этой эмблемы см.: Кондаков, Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры (Прага, 1929), сс. 115‑119. Ср.: A.V. Soloviev, «Leg Emblemes heraldiques de Byzance et les Slaves», SK, 7 (1935), 119‑164.

 

[324]324. Савва, сс. 118‑128. В Византийской империи термин «цезарь» прилагался ко второму по важности официальному рангу. Византийских император был известен как Basilcus Autocrator. Русские обычно переводили Basileus как «царь», а Autocrator – как «самодержец», этот последний термин является буквальным переводом слова Autocrator на славянский язык.

 

[325]325. ПСРЛ, 6, 242.

 

[326]326. ПСРЛ, 1, табл.2 (2‑е изд., 1927), кол.370. Цитата здесь анонимна, но может быть атрибутирована читателями, как относящаяся к Св. Павлу (цитата из которого предшествует цитате из Агапета). О «Пчеле» см.: Киевская Русь. Ср.: Шевченко, сс. 142‑144.

 

[327]327. Просветитель, с. 547; Письма Иосифа к Василию III см.: АФЕД, сс. 513‑520; Вальденберг, Древнерусские учения, сс.197‑220, и «Наставление»; Шевченко, сс.156‑159.

 

[328]328. Макарий, 9, 63‑68.

 

[329]329. Текст послания Сниридона см.: Дмитриева, сс. 159‑170.

 

[330]330. Герберштейн‑Малеин, с. 32.

 

[331]331. Герберштейн‑Бакус, с. 4.

 

[332]332. Сказание о князьях Владимирских: Дмитриева, сс. 171‑178.

 

[333]333. Малинин, приложение, с. 55.

 

[334]334. О Третьем Риме см.: Н. Schaeder, Moskau das Drilte Rom (Hamburg, 1929); Medlin, Moscow and East Rome; О. Охлоблин, Московека теория III Рима в XVI‑XVII стол (Мюнхен, 1951); Архимандрит Константин [К. Зайцев], «Чудо русской истории, 1. Возникновение православного царства», Православный путь (1951), сс. 108‑126; А.В. Соловьев, «Святая Русь», СРАОКС, 1, (1927), 77‑113;idem,"Helles Russland‑Heiliges Russland", Festschrift fur D. Cyzevskyj (Berlin, 1954), pp. 282‑289; Ульянов, «Комплекс Филофея»; Chemiavsky, «Holy Russia».

 

[335]335. Жемайтия (по‑русски; по‑польски Zmudz) – название северо‑западной части литовской территории, спор за которую на протяжении долгого времени велся между Тевтонским орденом и Литвой. Окончательно присоединилась к Великому княжеству Литовскому в 1411 г.

 

[336]336. О русской федерации киевского периода см.: Киевская Русь.

 

[337]337. См.: Монголы и Русь.

 

[338]338. Akta Unji, p. 2.

 

[339]339. Лаппо, Западная Россия, ее. 122,126.

 

[340]340. Там же, с. 122.

 

[341]341. См.: Монголы и Русь, карта 5.

 

[342]342. Rutkowski, p. 20; Дорошенко, Нарыс истории Украины, 1, 139.

 

[343]343. Дорошенко (сн 8, выше).

 

[344]344. См.: Монголы и Русь.

 

[345]345. РИБ, 33, кол.2‑231; Korzon, 1, 340‑341.

 

[346]346. См.: Backus, Motives of West Russian Nobles, pp. 107‑110.

 

[347]347. Любавский, Очерк, ее. 86‑87.

 

[348]348. Kutrzeba, I, 124‑127; 168‑172; Wojciechowski, pp. 178‑183, 252‑258.

 

[349]349. Представляется, что славянское слово «хоругвь» происходит от монгольского orunga, «знак», «знамя». См.: asmer, REW, 3, 206.

 

[350]350. О Свидригайло см.: Монголы и Русь.

 

[351]351. Kutrzeba, 2, 120.

 

[352]352. Лаппо, Западная Россия, с. 118.

 

[353]353. Монголы и Русь.

 

[354]354. Там же.

 

[355]355. Грабеньский, с. 94.

 

[356]356. Довнар‑Занольгкий, с. 426.

 

[357]357. Kutrzeba, 1, 77 и 154‑162; Wojciechowski, pp. 66‑69, 241‑244, 267‑279.

 

[358]358. Существование двух видов казны отражает основное разделение дохода великого княжества на две категории: налоги с земли и платы, взимавшиеся великим князем. В XV и XVI веках оба эти источника дохода использовались, главным образом, на государственные нужды. Личный доход великого князя отделялся от его дохода как суверена. См.: Довнар‑Запольский, сс. 2‑6.

 

[359]359. Главнокомандующий, так же, как и его заместитель, назывался гетманом. Само слово «гетман» происходит от немецкого «Haiiptmann», см.: Vasnier, REW, 1, 266.

 

[360]360. Гродненский повет относился к воеводству Трокай.

 

[361]361. Любавский, Очерк, сс. 184‑185. 21

 

[362]362. Базилевич, сс. 306‑312, 372.

 

[363]363. Там же с 318

 

[364]364. Макарий, 9, 286‑287; ПСРЛ, 13, 248‑249.

 

[365]365. Kutrzeba, 1, 169‑176; Wojciechowski, pp. 252‑263.

 

[366]366. Обычная форма этого термина в западнорусских документах – сойм. Я использую здесь форму «сейм», поскольку она вошла в современный русский язык и привычна в русской исторической литературе.

 

[367]367. Kutrzeba, 2, 140.

 

[368]368. Имена членов совета вельмож, а также сановников центральной и местной администрации см.: Любавский, Сейм; его же, Областное деление; Леонтович, «Рада»; Лаппо, Великое Княжеств") Литовское, 1; Грушевский, История Украины‑Руси, 5. Во всех этих работах, кроме Леонтовича, есть перечни имен. Очень полезные списки областных и районных должностных лиц есть в кн.: Backus, Motives, pp. 61‑78, 153‑154.

 

[369]369. Вольские привилегии 1564 г. появились перед II Литовским Статутом: Временник, 23 (1855). Об именах, названных выше, см. ее. 6‑7 и 10 названного издания.

 

[370]370. Любавский, Очерк, ее. 207‑211; Kutrzeba, 2, 172‑177; Korzon, 1, 331‑343.

 

[371]371. РИБ, 33 (1915), 2‑231. см. также: Любавский, Сейм, сс. 355‑360; его же, Очерк, с. 135; Грушевский (выше, сн. 34), 5, 31; Korzon, 1, 340‑341.

 

[372]372. А. Флоровский, Чехи, 2, 302‑322.

 

[373]373. См.: Монголы и Русь.

 

[374]374. Список татарских князей и казаков в литовской армии см. в армейском реестре 1528 г., РИБ, 3, кол.109‑120. См. также

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Георгий Владимирович Вернадский Россия в средние века История России – 4

Россия в средние века... История России...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БИБЛИОГРАФИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек и правитель
  Старшему сыну и наследнику Василия II Ивану III ко времени кончины его отца было двадцать два года. С тем чтобы обеспечить ему престолонаследование, Василий II провозгласил его вели

Софья Палеолог
  Основные тенденции политической программы Ивана III cтали очевидными уже в первые годы его правления. В 1463 г. последние ярославские князья потеряли свою независимость, и их княжес

Зоя в Москве
  Для Софьи (Зои) ее переселение из Италии в Москву означало коренное изменение жизни. Ее детство не было счастливым. Отец Зои, Фома Палеолог, брат последнего византийского императора

Культурные традиции
  Карта 2. Пять новгородских провинций (пятины)

Между Москвой и Литвой
  Благосостояние Новгорода и расцвет его культуры зависели от свободы, равно как и принадлежности к русскому миру. В соответствии с этим, политическая программа Новгорода состояла из

Конституция
  Новгород был политически связан с Москвою правлением князя, который обычно был одновременно и великим князем московским. Князь в Новгороде, однако, обладал совершенно иным статусом,

Конфликты с Москвой, 1456 и 1470‑1471 гг.
  Политическая программа Москвы, подобно новгородской, основывалась на сплочении русского народа. Ее методы достижения единства весьма отличались от новгородских. Москва предложила ру

Капитуляция, 1478 г.
  Результаты войны 1471 г. были ужасны для Новгорода. Многие из его провинций были опустошены. Новым договором подтверждались не только наиболее унизительные статьи договора 1456 г.,

Восстание и конечное подчинение
  В то время как большинство новгородцев подчинились, хотя и в мрачном состоянии духа, своей судьбе, некоторые из бояр попытались найти пути избавления от московского контроля. Опасая

Легенды
  Падение Новгорода произвело чрезвычайное впечатление на современников, как в самом Новгороде, так и в Москве. Это отражено во множестве легенд, некоторые из них могли появиться даже

Основные факторы
  Карта 3. Россия в 1462 г. Глав

Борьба с Золотой Ордой
  Во время новгородского кризиса (1470‑71) король Казимир заключил с золотоордынским ханом Ахматом союз против Москвы. Хотя Казимир и не смог поддержать Новгород в 1471 г., он п

Отношения с Турцией, Крымом и Казанью к 1487 году
  Оттоманская Турция, сформировавшаяся на руинах Византийской империи, во второй половине XV и первой половине XVI веков являлась самым могущественным государством в регионе, который

Москва и Литва, 1487‑95 гг.
  Частичное решение проблемы с Казанским ханством позволило Ивану III уделить больше внимания Литве. Объявления войны с ней пока не было, но в 1487 г. и в последующие годы имела место

Ближний Восток и Казань, 1490‑96 гг.
  Установление сюзеренитета Ивана III над Казанью заметно повысило его престиж на Востоке. В августе 1490 г. мурзы Ногайской орды направили в Москву посольство, предлагая Ивану III со

Конфликты со Швецией, Литвой и Ливонией, 1492‑1503 гг.
  После присоединения Новгорода Московия превратилась в балтийскую державу, и перед Иваном III встали новые проблемы. В балтийской политике он преследовал следующие цели: разрушить то

Объединение Великороссии
  Главной целью Ивана III во внутренней политике было распространение великокняжеской власти на всю Великороссию, а в конечном итоге на всю Русь. В сферу его политической деятельности

Региональные грамоты и судебник
  Распространение великокняжеской политической власти на прежде независимые великорусские государства являлось лишь первым шагом на пути приведения государственного управления и орган

Землевладение, армия и возвышение дворянства
  Даже после политического объединения Великой Руси и установления единой системы судопроизводства оставалось множество препятствий для осуществления непосредственного управления людь

Боярская дума и секуляризация церковных земель
  Хотя во второй половине правления Ивана III и произошел глубокий социальный переворот, который должен был выдвинуть класс средней аристократии (дворянство), правительство и органы ц

Политический и династический кризис, 1497‑99 гг.
  В продолжение большей части правления Ивана III работа московского правительства шла гладко, без каких‑либо резких противоречий внутри правящей группы. В 90‑х гг. XV век

Последние годы Ивана III
  Ни Софья, ни Василий не собирались молча удовлетворяться частичным успехом, и борьба за власть в великокняжеском дворце не утихала. Обстоятельства теперь, несомненно, были против Дм

Василий и его советники
  Карта 4. Россия около 1530 г.

Присоединение Пскова
  Важная историческая задача объединения Великой Руси был в основном, решена в царствование Ивана III. Однако проблем оставалось еще немало. Нужно было распространить поместную систем

Внутренняя и внешняя политика, 1505‑1522 гг.
  Религиозное брожение на Руси не окончилось после церковных соборов 1503 и 1504 гг., и конфессиональные проблемы продолжали играть важную роль в политике Василия III. Правда голос ер

Победа иосифлян и второй брак Василия III
  С возведением Даниила в сан митрополита московского можно было ожидать, что иосифлянство окончательно утвердится в Московии. И действительно, вскоре Даниил устранил своих основных п

Рост имперской идеологии
  Объединение Великой Руси и подъем авторитета великого князя московского при Иване III и Василии III привели, как уже было сказано, к глубоким изменениям в русском правительстве и уп

Правительство и администрация
  Ко времени своего образования, в конце XIII века и XIV веке, Великое княжество Литовское представляло собой конфедерацию литовских и русских земель и княжеств, объединенных под сюзе

Аристократия
  Следует вспомнить, что аристократия Великого княжества Литовского состояла из князей и нетитулованной знати.[375] Большинство князей было потомками либо Рюрика, либо Гедими

Дворянство
  Как уже говорилось, во время образования Великого княжества Литовского в нем не было единого дворянского класса.. землях, которыми управлял великий князь, проживали средние мелкие з

Рабы (холопы)
  Рабство, которое существовало на Руси в киевский период, хранилось и в Великом княжестве Литовском и в Московии. Рабов было немного, но их труд широко использовался, особенно на бол

Крестьяне
  Так же, как и формирование дворянства, становление крестьянского класса в Великом княжестве Литовском было сложным к длительным процессом. Исторически, в его основе лежало многообра

Горожане
  В киевский период город был составной частью управления землей (government of a land). Одной из форм управления было вече.[394]В Новгороде и Пскове народное собрание пользовалось бо

Караимы
  Караимизм – это иудейское вероисповедание, во многих отношениях отличающееся от раввинского иудаизма. Караимы не признают авторитет Талмуда. В наши дни караимов очень мало, и их вер

Люблинская уния 1569 г.
  21 декабря 1568 г. Сигизмунд Август выдал литовским представителям указание касательно плана работы совместного польско‑литовского сейма. Заседания сейма начались в январе 156

Рост влияния украинских казаков
  Карта 7. Излучина Днепра в XVI в.

Положение православной церкви в Западной Руси
  После отделения западнорусской церкви от восточнорусской, первая все же осталась зоной влияния патриарха константинопольского. Вслед за разрушением Византийской империи оттоманскими

Протестантский период
  Вполне вероятно, что усилия католиков подчинить западнорусскую церковь папе привели бы к навязыванию церковной унии гораздо раньше, чем это случилось на самом деле, если бы не произ

Католическая контрреформация
  На первых порах ни католики, ни православные в Великом княжестве Литовском не оказались способными противостоять протестантскому движению на достаточно высоком интеллектуальном уров

Православие в Западной Руси
  Оказавшись между протестантизмом и католицизмом, православие в Западной Руси боролось за свое выживание. Как уже было сказано, православные иерархи противостояли здесь другим конфес

Причины конфликта между епископами и мирянами
  Хотя на подъеме протестантского движения в Литве православные одинаково спорили и с протестантами, и с католиками, отношение православных к протестантизму значительно переменилось,

Западнорусские епископы и Рим
  Меры, принятые патриархом Иеремией в его попытке реорганизовать администрацию западнорусской церкви, оказались неэффективными. Особо возмущало епископов то, что патриарх поддерживал

Брестский собор и провозглашение унии
  Как униаты, так и православные собрались в Бресте 5 октября 1596 г.[599] Униатов возглавлял митрополит Михаил Рогоза в сопровождении пяти епископов – Ипатия Поцея из Владим

ЗАМЕЧАНИЕ О РУССКИХ ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ
  Фамилии в современном смысле этого слова редко употреблялись на Руси в XV и XVI веках. А когда употреблялись, то он главным образом, происходили от личного имени (или прозвища отца

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги