Нашествие кочевников

К сожалению, сунская империя была слишком цивилизованной для своего времени. В то время как при дворе рассуждали о литературе, экономической теории и политической философии, дикие кочевники степей объединялись в государства и готовились к войне.

Новые могущественные соседи Китая – кидани – усилились в начале X в. на северо-восточных рубежах. Кидани – кочевой народ, переживавший стадию разложения родоплеменного строя и становления государства. В 916 г. их вождь Апоки из рода Елюй, нарушив выборное начало, провозгласил себя императором. В 937 г. новое государство киданей в Маньчжурии и Внутренней Монголии стало называться Ляо. Его глава широко привлекал китайских чиновников, попавших в плен, к строительству государственного аппарата. Кидани, основавшие государство Ляо в, быстро восприняли культуру своих соседей. Они заимствовали китайские обычаи, забросили кочевую жизнь ради комфортабельных постоянных жилищ и городов, изучили язык и литературу Китая. По китайскому образцу была создана и киданьская письменность.

Киданьские правители вмешивались в политическую жизнь Китая. Сунское правительство, занятое внутренними проблемами, с трудом обеспечивало оборону границ и проводило пассивную внешнюю политику. Первый сунский император считал главным установление мирных отношений с киданями. Той же политике следовали и его преемники, постоянно посылая своих представителей к государям Ляо. По договору 1004 г. сунская империя обязалась ежегодно выплачивать киданям огромную дань в 200 тыс. отрезов шелка и 100 тыс. лян[12] серебра. Для этого потребовалось резко увеличить налоги. По некоторым данным, общая их сумма возросла за первые полвека существования династии в 3,6 раза.

В первой четверти XI в. киданям удалось захватить северные территории Сунской империи и прочно обосноваться на Ляодунском полуострове, прервав связь Китая с Кореей. Под властью киданьского государства Ляо оказались 16 округов Китая. В последующее время, по новому договору, выплаты китайцами дани увеличились до 300 тыс. отрезов шелка и 200 тыс. лянов серебра. Однако перенимая китайскую культуру, кидани потеряли боевой дух и мужество. Китайская культура принесла кочевникам гибель. Вскоре кидани утратили престиж среди диких северных племен.

В к.X–н.XI вв. на северо-западе появился новый опасный противник – тангутское государство Западное Ся. Сначала китайские правители считали его вассалом. Но когда тангуты заняли провинцию Ганьсу и северную часть Шэньси (на северо-западе нынешней Внутренней Монголии), ситуация изменилась. Уже в начале XI в. Западное Ся превратилось в сильную державу, а его правитель Юань Хао в 1038 г. принял титул императора. Ударной силой молодого государства была конница. Изнурительные китайско-тангутские войны шли на протяжении всего XI в. После редких мирных перерывов вновь вспыхивали пограничные конфликты. Вторжения тангутов превратили в пустыню некогда цветущие земли и нанесли серьезный ущерб сельскому хозяйству Китая. Кроме того, активная внешняя политика тангутов мешала торговле по Великому Шелковому пути с Индией и Средней Азией. Неоднократные попытки китайцев открыть новые караванные пути через северо-восточный Тибет и Наньшань закончились неудачей. В 1043 г. по условиям мира с Западным Ся китайская сторона согласилась ежегодно уплачивать тангутам 100 тыс. штук шелка и 30 тыс. цзиней чая. Однако и эта перемирие не принесло желанного покоя. Взаимоотношения Западного Ся и империи Сун осложнялись также тем, что тангуты часто действовали заодно с другим противником Китая – киданьским государством Ляо.

В 1114 г. чжурчжэни, одно из родственных вассальных племен, ветвь тунгусских племен, отказались повиноваться киданьским правителям и начали войну против бывших хозяев. Кидани не смогли отразить нападение воинственных противников, поэтому в 1115 г. чжурчжэни провозгласили себя империей Цзинь (Золотая). Китай вступил с ней в союз для совместных действий против Ляо, рассчитывая вернуть 16 северных округов. К 1123 г. китайцам удалось вернуть часть этих земель, но при условии передачи чжурчжэням дани, которая прежде платилась киданям.

В 1125 г. киданьская империя Ляо окончательно пала, кидани бежали в Западный Туркестан и народам Западной Азии и Европы стали известны как кераиты, кара-кидани или кара-китаи, откуда и произошло название «Китай». Западные кидани приняли несторианство, а их государство было уничтожено монголами.

 


Натиск чжурчжэней после этого обратился на Китай. Вскоре чжурчжэни дошли до столицы Сун и в начале 1127 г. взяли ее. Император был пленен и увезен на север. Династия практически пала. Однако один из братьев бывшего императора, находившийся вне столицы, отошел на юг и был провозглашен императором. Возродившаяся династия получила название Южная Сун. Столицей империи стал г. Ханьчжоу. Ее власть распространялась лишь на южные районы страны.

В течение последующих 15 лет империя Цзинь пыталась уничтожить Южную Сун, а та – отвоевать утраченные северные районы. В 1141 г. это противостояние обернулось заключением самого тяжелого для Китая соглашения, по которому война прекращалась и Китай выплачивал огромную дань, при этом сохранялось разделение Китая на север и юг. Китайский император Цинь Гуй, заключивший этот мир и его жена считаются в Китае национальными предателями, и в их изображения люди плюют до сих пор в знак презрения.

Обрисованная ситуация приходила в явное противоречие с традиционной концепцией об универсальности китайской империи и ее преобладании над всеми иноземцами. Это вызвало у некоторых идеологов стремление отойти от заданной схемы и более реально посмотреть на вещи. Однако власти не одобряли таких взглядов и продолжали политику замалчивания.

Реформы XI в. и мирное урегулирование взаимоотношений с чжурчжэнями в XII в. позволили сунскому Китаю, пусть территориально ограниченному, просуществовать еще свыше столетия. Южносунская империя со столицей в великолепном городе Ханчжоу стала центром дальневосточной государственности и культуры. Хотя конфуцианские историки и обвиняли императоров Южной Сун в том, что они не пытались вернуть север и не оказали покровительство философу Чжу Си, государство процветало, а народ был доволен. Мир продолжался, пока из-за внешней политики императора Ли-цзуна на империю не обрушились монголы. В 1279 г. последний претендент на сунский престол был заперт со своим флотом в ловушку около побережья Гуандуна (в районе современного Гонконга). Чтобы избежать плена, он со своей семьей и министрами бросился в море. Сунская династия погибла вместе с ним. Фактически это императрица-мать бросилась с малолетним государем на руках. Во Вьетнаме впоследствии существовала легенда, что они чудесным образом спаслись, приплыли во Вьетнам и прожили мирно оставшуюся жизнь.