Культура X-XIII вв.

Благодаря ксилографии еще шире распространились книги, книгопечатание стало обыденностью. Удешевление книжной продукции способствовало росту грамотности, возросло количество казенных училищ, открылись многочисленные частные школы. В столицах открылись специализированные училища, где преподавались правоведение, математика, астрономия, медицина, военное дело, изящная словесность, изобразительное искусство. В Кайфыне и Ханчжоу стала издаваться первая газета – «Столичный вестник», которая информировала о событиях с мест.

На базе роста образованности развиваются научные знания. Опыты алхимиков, искавших элексир бессмертия, привели в конце X в. к изобретению пороха. В начале XII в. в мореплавании стал использоваться изобретенный в Китае компас. Большое общекультурное значение имело изобретение и применение ассигнаций. В исторической науке в X-XIII вв. было создано 6 официальных династийных историй и множество классических сочинений. С XII в. появляется жанр региональных географических описаний. Составляются новые описания зарубежных и заморских краев, новые словари и др.

В быт с X в. входят устройство в домах отапливаемых лежанок, употребление высоких столов и стульев (среди состоятельных горожан), обычай путем бинтования сдерживать рост ступней у женщин (среди горожан). К XIII в. изменяются некоторые элементы одежды, разнообразятся блюда китайской кухни. Городской быт становится резко отличным от деревенского. Приметами города были бани, аптеки, меняльные конторы, пункты проката вещей, харчевни, питейные заведения, увеселительные кварталы, ночная жизнь, зрелищные мероприятия, игорные дома, а также налаженная противопожарная служба, вывоз нечистот, подметание улиц, водоснабжение (через водоносов), сточные канавы и т.п.

Радикальные изменения происходят и в неоконфуцианстве. В социальном плане оно утверждало существующие иерархию и неравенство, соотнося их с понятием личного долга. Неоконфуцианство рождалось в противовес буддизму и даосизму. Однако в него вошли и многие уже укоренившиеся положения буддизма и даосизма (например, космогонические теории).

Начинавшиеся еще при Тан гонения на буддизм и утверждение неоконфуцианства как господствующей идеологии способствовали постепенному ослаблению позиций буддийского вероучения в Китае. Правительства Поздней Чжоу и Сун также издавали указы о закрытии монастырей, роспуске монахов, но это не означало, что буддизм окончательно утратил свое влияние. Буддизм потерял поощрение верхов, но он остался в низах общества. Сохранение буддизма и даосизма наряду с неокунфуцианством, их взаимовлияние привели к их переплетению и религиозному синкретизму, в рамках которого наблюдались и единство и разнообразие обрядов и верований. Проникшие в Китай ближневосточные религии (несторианство, манихейство, зороастризм) практически не участвовали в этом синтезе и уже в X в. сошли на нет.

Большого расцвета достигло литературное творчество. Основателем сунской школы поэзии стал Оуян Сю – замечательный мастер ритмической прозы и поэзии, возглавивший движение за обновление поэзии. В поэзии также развивается жанр стихов песенного типа. Особую известность получило творчество Су Ши. (XI в.). Из сборников записанных рассказов устных сказителей в XI в. вырос новый литературный жанр прозы на разговорном языке. В X-XII вв. происходит четкое отделение сугубо письменного языка от разговорного.

Интерес к живописи и каллиграфии охватил просвещенные и привилегированные слои и считается, что X-XIII вв. – золотой век китайской живописи. В конце X в. в Нанкине открылась придворная Академия живописи. В XII в. в Кайфэне, при дворе был организован музей, где хранились произведения живописи и художественные изделия (был разграблен во время вторжения чжурчжэней). Особенно одухотворенным и лиричным в эпоху Сун стал пейзаж, ведущим мастером которого был Го Си (XI в.). Живописные свитки, пронизанные идеями единства человека с природой, выражали, скорее , настрой художника, а не саму реальность. С развитием книгопечатания появляется книжная гравюра.

Итак, именно в X-XII вв. в китайском обществе закрепляются многие черты, сохранившиеся с небольшими изменениями и в дальнейшем. Это дает основание исследователям считать, что в X-XIII вв. Китай вступил в новый этап своего развития.