Социально-экономическое развитие и государственная структура

Сасанидская держава стала наследницей такого известного вам государства, как Парфия. Парфянская держава не являлась централизованным государством, и в большинстве областей Парфии правили полунезависимые, а порой и полностью самостоятельные правители, которые в официальной титулатуре назывались шахами (царями). Сам же парфянский правитель носил титул шаханшаха – царя всех царей. Одним из шахов был правитель Парса (Персиды).

В 20-х гг. III в., когда Парфянское государство было истощено борьбой с Римом и внутренними смутами, правитель области Парс, Арташир (Артаксеркс римских источников, сын Папака и внук Сасана), поднял восстание и лишил последнего парфянского владыку Артабана V власти в 227-229 гг. Процесс формирования нового государства затянулся, т.к. далеко не все местные правители Парфии сразу признали нового шахиншаха, и завершился уже в правление сына и наследника Арташира – шахиншаха Шапура I (241-272).

Именно при шаханшахе Шапуре I сложились границы державы. К концу III в. в состав нового государства Сасанидов входили Парфия, Парс, Армения, основная часть Хорасана, часть Месопотамии. Т.е. Сасанидская держава представляла со­бой обширную империю, населенную разными народами, находящимися на неодинаковом уровне экономического и социального развития, исповедующими различные религии и верования.

В Иране существовали 2 основных сектора экономики – земледельческий и кочевой, включая и многочисленные переходные формы.

Оседлое население преобладало в политическом и экономическом центре государства – Саваде (совр. Ирак), где была хорошая ирригационная сеть и развито сельское хозяйство, а также в оазисных зонах. Возделывались различные зерновые культуры, прежде всего ячмень и пшеница, а также рис. В Южном Иране большое значение имела финиковая пальма. Садоводство и виноградарство было распространено повсеместно. В некоторых районах возделывался сахарный тростник.

Кочевое и полукочевое население обитало во всех областях Ирана. В отличие от последующего времени, все кочевники раннего средневековья были этнически иранцами. Называли их в то время и позже курдами. Эти кочевники оставались полунезависимыми от центральной власти до 30-х гг. XX в.

Важную роль в жизни Сасанидского Ирана играли города. В предшествующие эпохи (селевкидскую и парфянскую) города Ирана были самоуправляющимися организмами типа античного полиса. В Сасанидское время городами управляли представители центральной власти. Крупнейшим городом была столица Тибзон (или Ктезифон). Столица была большим населенным городом, с рынками, ремесленными кварталами, царскими дворцами и строениями знати. Знамениты были и царские парки. Исследование этого города затруднено тем, что позже, при арабах, материалы ее сооружений были использованы при постройке Багдада. Сасаниды не только развивали уже существующие, но и строили новые города. В целом для Сасанидского времени характерен расцвет городов и городской жизни.

Относительно общественного строя сасанидского Ирана в современной историографии существуют разные точки зрения. До, недавнего времени в советской историографии преобладало мнение о периоде Сасанидов как о времени сложения феодального общества в Иране. В зарубежной историографии также господствует точка зрения о существовании в Иране уже с эпохи Ахеменидов феодализма (правда, в несколько ином понимании).

Все эти точки зрения возникли еще до обстоятельного научного изучения оригинальных сасанидских памятников, прежде всего правовых. Проведенное в последнее время такое исследование (А.Г.Периханян) показало, что иранское общество раннесасанидской эпохи немногим отличалось от парфянского. И то и другое можно считать вариантами древнего общества в широком его понимании, как предшественника средневекового (феодального) общества.

Однако представляется, что позднесасанидское время, наступившее после событий V—VI вв., характеризуется уже появлением раннефеодальных отношений и ломкой древнеиранских социальных институтов, связанных с архаичными сословиями и агнатическими группами. Но здесь многое подлежит дополнительному изучению.

По нормам права, существовавшим в Иране парфянской и сасанидской эпох, все население делилось на две основные категории: полноправные члены общин («граждане») и неполноправные лица, не принадлежавшие к общине («не-граждане»). Среди последних были и рабы. Община (наф) была, по сути дела, агнатической группой. А.Г.Периханян переводит этот термин как «гражданская группа», «гражданская община». Агнатические группы (общины) были весьма различными по своему юридическому и тем более реальному социальному положению. «Рядовые» представители нафов были азатами, т.е. занимали привилегированное положение в государстве, однако все «граждане» именовались «рабы шаханшаха».

Важной спецификой общественной структуры Ирана той поры были так называемые сословия (пешак). Как показывает и этимология этого термина (букв. «профессия»), речь идет об общественных структурах, возникших и развившихся из общественного разделения труда. В западной литературеих склонны считать специфически индоевропейским явлением, хотя похожие институты обнаруживаются и у древних грузин, египтян, инков и других неиндоевропейских народов. Эти иранские сословия в принципе идентичны древнеиндийским варнам. Первоначально сословий в Иране было четыре: жрецы, воины, земледельцы и ремесленники. Позже, по-видимому, шел процесс дробления этих сословий, нашедший отражение в позднесасанидских источниках. Первые два сословия были привилегированными – они не платили налогов и не несли повинностей кроме своей службы. Купцы, ремесленники и крестьяне были податным населением – они были лично свободными, но политически зависимыми от государства.

Роль рабства в сасанидском Иране установить трудно, но нет оснований утверждать, что раб являлся основным производителем материальных благ.

Таковыми были общинники, первоначально члены нафов, оформившиеся позднее (очевидно, в VI в.) в особую категорию – рам(простонародье). Позже арабы, по сути дела, переняли это понятие, передавая его арабским райат.

Процесс превращения членов нафов в категорию рам был чрезвычайно сложным и происходил при сохранении в официальном праве старых сословных форм. В то же время выделяется общинная верхушка, которую называли дехкане (букв. тоже «общинники», «жители деревни»). В период маздакитского движения конца V – первой трети VI в. они подорвали значение древних знатных родов Ирана, ранее господствовавших в державе, и постепенно заняли их место.

Говоря о государственной структуре, следует отметить, что главой государства был шахиншах. Престолонаследие еще не имело своих строгих законов, поэтому шах стремился назначить своего наследника еще при жизни (но и это не спасало от многих затруднений). Наиболее высокое положение в государстве занимали шахрдары, – самостоятельные правители областей, цари, подчиняющиеся Сасанидам. Следующий ранг после них занимали виспухры. Это были семь древнейших иранских родов с наследственными правами на главнейшие должности, имевшие большой вес в государстве. Из представителей следующей группы, вазургов (или визургов) вербовались высшие чины административного и военного управления. Визурги были знатью чуть меньшего калибра, они творили суд в своих владениях, сами собирали налоги, содержали собственное войско, с которым являлись по требованию царя на поле боя. Иногда они на поле боя не являются. Иногда являются, но оказываются почему-то по другую сторону поля боя.

В современном государстве три вещи не переходят в частную собственность и не наследуются – это взимание налогов, судопроизводство и армия. В феодальном же все наоборот. При системе федеративного деспотизма вассальные цари и виспухры подчиняются центральному правительству в меру своих желаний и в меру возможностей шахиншаха. Восстания происходят регулярно, как президентские выборы. Зато налоги платятся со второго года на третий. Еще чаще, как муниципальные выборы, происходят войны между вассалами шахиншаха.

Общество – это иерархия ценностей, и официальное мировоззрение закрепляло почтение нижестоящего – к вышестоящему. Такова в целом была структура государства и его социально-политическое состояние.