Культура доисламского Ирана

Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, и это казывает на преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста – сложный комплекс зороастрийских текстов разного времени. Произошло это, очевидно, в III—IV вв. (в основном стараниями мобеда Тансара).

В пределах Ирана еще в парфянский период появились христианские общины. При Сасанидах число христиан, особенно в областях с арамейским населением и в Хузистане, росло, несмотря на отдельные периоды гонений. После осуждения ереси Нестора на Эфесском соборе 431 г. несториане бегут в пределы Сасанидского государства, а сама несторианская церковь, как гонимая в Византии, пользуется известным покровительством со стороны шахиншахов.

Месопотамия издавна стала пристанищем для иудейских общин. Здесь был разработан «Вавилонский талмуд» – один из двух вариантов свода комментариев иудаизма.

В восточных же областях Ирана получил распространение буддизм. Таким образом, в пределах Ирана встретились крупнейшие религии той эпохи.

Помимо текстов Авесты при Сасанидах возникла значительная религиозная зороастрийская литература на среднеперсидском языке. Этот язык сложился на основе говоров Парса, но под влиянием наречий Мидии и Парфии, и впервые в истории иранских языков стал по-настоящему литературным языком. Однако активное употребление его несколько затруднялось тем обстоятельством, что при использовании графического письма (на основе арамейского шрифта) в среднеперсидском языке (парсик, пехлеви, дари) часть слов писалась в форме арамейских идеограмм, которые люди, знавшие письмо, должны были произносить по-ирански. Число таких идеограмм достаточно велико, и, что самое главное, ими обозначались наиболее употребительные глаголы, союзы и т.д. Такая сложность письма, естественно, затрудняла его распространение, и знание письма было в сасанидском Иране уделом образованных лиц – духовенства и писцов.

И все же к концу Сасанидского времени сложилась значительная литература на среднеперсидском языке. Основные жанры:

1) зороастрийские тексты

2) исторические сочинения, называемые «Хвадай-намак» («Книги владык»). В оригинале они не дошли до нас, но выдержки и пересказы сохранились у арабских авторов и у Фирдоуси. Эти сочинения содержали историю шахов, изложение велось по годам правления. Сохранились и биографические исторические сочинения (Арташира I, Маздака и др.)

3) при Сасанидах возникла и художественная литература. Она питалась богатейшим иранским эпосом, который включался в исторические труды. Цикл сеистанских сказаний о Рустаме бытовал в Иране в разных вариантах. Один из них впоследствии вошел как составная часть своеобразной антологии иранского эпоса в упомянутые «Хвадай-намак» и сохранился в пересказе Фирдоуси. Другой вариант сказания (возможно, северо-западного происхождения) известен нам из пересказа «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци. Дошли и отрывки среднеазиатских версий.

На иранской почве перерабатывались произведения, пришедшие из Индии и других стран. Пример – книга «Хазар афсане» («Тысяча сказок»), переложенная с одного из индийских языков на среднеперсидский. Позже арабский перевод стал основой знаменитой «Тысячи и одной ночи».

4) правовая литература была чрезвычайно актуальной. Существовали специальные школы правоведов, комментировавшие юридические акты с учетом мнений юристов разных эпох. Сохранился один памятник такого рода - «Книга тысячи решений», составленная в последние годы царствования Сасанидов.

5) существовала и другая научная литература – медицинская, географическая. На медицину Ирана большое влияние оказала греческая и индийская медицина. При Хосрове I в Иране нашли убежище сирийские и греческие врачи, основавшие в г. Гундешапуре медицинскую школу. Более развита была географическая литература, типа «Города Ирана» и др. Эта литература оказала большое влияние на арабскую и армянскую географическую литературу. Но среднеперсидские географы заимствовали у греков деление на «климаты», позже использованное и арабскими географами.

В Иране той поры высокого уровня достигли переписка и оформление рукописей. Многие образцы сохранялись в некоторых областях (например, в Фарсе) еще в Х в., и их видели арабские ученые. По описаниям последних, такие рукописи содержали не только тексты, но и богатые иллюстрации, в том числе портреты сасанидских владык.

С Сасанидским Ираном связано совершенствование индийской игры в шахматы и изобретение новой, ставшей популярной на Востоке – нардов.

Высокого уровня достигла строительная техника и архитектура. Об этом свидетельствуют развалины столицы, Ктезифона, ряд других памятников. Широко были распространены горельефные и барельефные изображения шахов и их противников или союзников.

Высокого искусства в Иране достигла чеканка по серебру. Великолепные образцы ваз, блюд, кубков, чаш, лампад, светильников, подносов и др. сохранились в Эрмитаже и других музеях.

Среди чудес империи Сасанидов называют трон и короны шахиншахов, богатство которых ослепляло. Среди величайших сокровищ, которыми обладал Хосров II, был ковер, изображавший весну с таким совершенством, что, разостланный в приемном зале царя зимой, он создавал иллюзию расцвета природы.

В целом культура Сасанидского Ирана оказала огромное влияние на формирование арабской культуры. В то же время сама Сасанидская цивилизация представляла собой сложный синтез культуры иранских народов с элементами индийской, арамейской, греческой культур. Это и позволило ей занять высокую ступень на лестнице общечеловеческой цивилизации.

 

АРАБЫ И АРАБСКИЕ ГОСУДАРСТВА

1. Доисламская Аравия.

2. Ранний ислам. Хиджра.

3. Внешняя политика Арабского халифата.

4. Социально-экономические отношения при первых халифах.

5. Халифат Омейядов.

6. Халифат Аббасидов.

7. Государства распавшегося халифата.