Доисламская Аравия

В VII в. на сцену истории вышло новое действующее лицо – мусульманское государство, сложившееся в Аравии.

Аравия в силу климатических условий делилась на две неравные части: 7/8 ее территории занимали пустыни и саванно-степные пространства, пригодные лишь для кочевого скотоводства и охоты, и лишь на юге, в гористом Йемене и Хадрамауте, где муссонные дожди позволяют заниматься земледелием, существовала развитая земледельческая цивилизация и проживало половина населения Аравийского полуострова.

В V-VI вв. политическое первенство постепенно переходит к бедуинским племенам, продвигавшимся с севера. Старая же структура общины юга Аравии была не в состоянии противостоять этому давлению, т.к. находилась в стадии разложения.

Кочевое общество Аравии существовалj в окружении древних земледельческих цивилизаций Египта, Передней Азии и Месопотамии. Через Аравию шли многие торговые пути, поэтому население невольно оказывалось втянутым в товарно-денежные отношения.

Йемен в конце VI в. оказался под властью Сасанидов и распался на несколько владений, часть северо-запада Аравии подчинялась Византии. Но все же 80 % территории Аравии были вне пределов каких-либо крупных государств.

В этих условиях происходит возвышение крупного торгового и религиозного центра Западной Аравии – Мекки. Этот город сложился вокруг древнего святилища, Каабы, четырехугольной постройки, в углы которой были вмурованы два священных камня, а внутри стоял наиболее почитаемый идол (в трудных ситуациях у него спрашивали совет). Неподалеку от Каабы находился священный колодец Замзам, немного поодаль – два холма с идолами на вершинах, а в 5-6 км. Восточнее Мекки – долина Мина, и еще дальше – Арафат, где также имелись объекты поклонения.

В Мекке, как и во всей Аравии, почитались:

- Иллах (Аллах) – верховное божество,

- Триада женских божеств (ал-Лат, ал-Узза, Манат)

- Солнце, Луна, звезды

- Множество земных объектов – деревья, скалы, камни.

- Множество племенных и семейных идолов-хранителей.

По косвенным данным установлено, что у них не существовало представлений о загробной жизни, воздаянии за дурные и добрые дела.

Вокруг наиболее почитаемых объектов складывалась сложная обрядность посещения и поклонения с жертвоприношениями, территория вокруг них объявлялась неприкосновенной, поэтому все деревья и животные признавались находящимися под покровительством святыни, и потому – неприкосновенными (охотиться и собирать было нельзя). Время паломничества становилось священным перемирием.

 

 


Мекка, представлявшая собой целый комплекс святынь, пользовалась особым почетом. В сезоны паломничества (Паломничество – хадж или хаджж) сюда стекались десятки тысяч арабов из разных племен Западной Аравии. Обойдя Каабу и прикоснувшись к ее священным камням, они посещали затем оба священных холма, а возвратившись, совершали жертвоприношение. Положение Мекки как комплекса святынь большого круга племен, статус неприкосновенности, стечение массы людей во время паломничества – все это создавало благоприятные условия для торговли. Начало ее расцвета приходится на сер. VI в., когда племя курайш (курейшитов), населявшее Мекку, заключили договор с бедуинами-кочевниками и тем самым обеспечили безопасность своих караванов (выплачивая бедуинам долю доходов от торговли). Результатом развития торговли стало обогащение мекканской верхушки, усиление имущественных контрастов, ослабление внутриплеменной взаимопомощи. Это привело к острым социальным конфликтам и поиску путей восстановления гармонии. Но в то время такие поиски могли проходить только в сфере религии.

Старые языческие верования никак не объясняли ситуацию и не помогали решить конфликты. Готовая система христианства, объяснявшая неизбежность страданий в земной жизни, но обещавшая компенсацию в другой, видимо, была сложна для восприятия. Поэтому Мекка оказалась идеальным местом для рождения проповедника новой жизни.