рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ранний ислам. Хиджра

Ранний ислам. Хиджра - раздел История, ИСТОРИЯ СТРАН В 610 Г. Сорокалетнему Курайшиту Мухаммаду Из Аристократического Рода ...

В 610 г. сорокалетнему курайшиту Мухаммаду из аристократического рода хашим, в котором наследовался ряд почетных функций, связанных с культом Каабы, стали являться какие-то неясные видения, которые он сначала принимал за козни злых духов – шайтанов, а потом расценил как откровение. Несмотря на принадлежность по рождению к мекканской верхушке, он, с раннего детства оставшийся сиротой, испытал немало обид и трудностей. Только женитьба на богатой вдове изменила его положение в лучшую сторону.

Осознав вдруг себя глашатаем высшей силы, он ужаснулся слепоте своих соплеменников – мир идет к гибели, а они, вместо спасения души занимаются накоплением богатств, обирают сирот и бедняков, обманывают, обвешивают, берут огромные проценты. В первых своих проповедях Мухаммад вселял в слушателей страх за эти действия и указывал выход – раскаяние, праведный образ жизни, помощь беднякам, сиротам, вдовам, вера в милосердие единственного и всемогущего бога, которого Мухаммад называл ар-Рахман («Милостивый») – так во многих областях Аравии именовали верховное божество.

Проповеди Мухаммада сначала не имели успеха и его признавали семья и несколько близких друзей. Эти его последователи стали называться «вручившими себя богу» – муслимуна, мусульмане. В 614 г., когда число мусульман достигло 40-50 чел., Мухаммад решил начать публичную проповедь. Она увеличила число мусульман, но и вызвала преследования. Мухаммад подвергался различным оскорблениям, его замужние дочери были изгнаны мужьями, мусульман избивали и т.п. Особенное возмущение вызывали слова Мухаммада, что все языческие предки, отцы и деды будут гореть в адском огне.

В проповеди Мухаммада не содержалось уравнительных идей, призывов к разделу имущества, освобождению рабов – он лишь осуждал явные злоупотребления и жестокосердие. Но когда он обличал, над ним смеялись, требовали в доказательство чуда, воскрешения мертвых и т.п. Наконец, когда преследования достигли невиданной остроты и значительная часть мусульман переселилась в Эфиопию, с которой курайшиты поддерживали торговые связи. Сам Мухаммад с частью верных последователей остался в Мекке.

В спорах с противниками вырабатывалась четкая система взглядов: Аллах сотворил мир на благо людей, но люди неблагодарны и в гордыне забывают об этом. Аллах открыл истинную религию Ибрахиму (Аврааму), затем Мусе (Моисею), но люди каждый раз отклонялись от истинной веры и приходилось наказывать их и посылать новых пророков. Последним был Иса (Иисус), а теперь послан он, Мухаммад, чтобы отвратить людей от скверны многобожия и идолопоклонства.

Но борьба с идолопоклонством, на котором специализировалась Мекка, могла привести к разорению мекканской верхушки. Преследования Мухаммада и его рода – хашимитов – достигли остроты бойкота – с начала 617 г. курайшитские роды договорились не иметь деловых контактов с хашимитами, не торговать и не заключать браки. Несмотря на это, хашимиты не лишили Мухаммада своей поддержки, хотя жили в крайне тяжелых условиях, голодали, ютились в одном квартале на краю города. Бойкот продолжался до 619 г., но в этом году Мухаммада постигли несчастья – умерли любимая жена Хадиджа и глава хашимитов Абу Талиб, который его поддерживал.

В сезон хаджжа Мухаммад проповедывал свои идеи, и его проповедь стала находить отклики у паломников из соседнего оазиса Йасриб – Медина. Этот оазис был измучен постоянными междоусобицами между арабскими и иудейскими племенами, жившими там. В Мухаммеде они увидели того мессию, который, как они слышали от иудеев, должен скоро появиться. Новообращенные, вернувшись на родину, так подготовили почву, что через год во время паломничества представители Йасриба от имени всех арабов Йасриба заключили с Мухаммадом устное соглашение, по которому признавали его духовный авторитет и гарантировали убежище в Йасрибе.

Весной 622 г. началось постепенное переселение мусульман из Мекки в Медину, завершившееся тайным переездом Мухаммеда в сопровождении его друга Абу Бакра. День 24 сентября 622 г.(12 числа месяца раби, третьего по мусульманскому летоисчислению), когда они прибыли в Йасриб, стал поворотным пунктом в истории ислама, а год переезда, хиджры, (т.е. разрыва связей со своим племенем и укрытия у другого), стал впоследствии отправной точкой мусульманского летоисчисления.

С Мухаммедом переехало 70-80 взрослых мужчин-курайшитов, которых стали называть мухаджирами – (совершившими хиджру). Оказавшись в Ясрибе, Мухаммед превратился из проповедника в политического деятеля. Первой его задачей стало решение проблемы коллективных молений большой массы людей и организации мечети. Второй проблемой была борьба с мекканцами. Мухаммед попытался набегами на караваны расстроить их торговлю, но первые попытки оказались неудачными. На исходе зимы в феврале 624 г. он решил лично возглавить нападение на огромный богатый караван, который вел тогда из Сирии глава мекканцев Абу Суфйан. Мекканцы на выручку ему собрали отряд в 950 человек и пошли навстречу. И когда Мухаммед с тремя сотнями мусульман 15 марта 624 г. подошел к колодцам Бадр, то перед ним оказался во много раз лучше вооруженный и более многочисленный противник.

Мусульмане стойко выдержали конную атаку мекканцев и так отчаянно сражались, что победили: мекканцы, потеряв около полусотни убитыми, обратились в бегство, мусульмане их преследовали и захватили еще несколько десятков пленных и богатую добычу. Эта неожиданная блистательная победа сразу подняла авторитет Мухаммеда. То чудо, которого так требовали от него скептики, свершилось, доказав верующим, что им помогает Аллах.

Победа при Бадре имела и другие последствия. Воодушевившись ею, Мухаммед потребовал от иудейского племени кайнука принять ислам, те отказались, и после небольшого конфликта, расцененного как повод к войне, мусульмане осадили кайнука в их квартале, и те вскоре вынуждены были сдаться на милость победителя, который изгнал их из Йасриба, разрешив взять только то, что они могли унести с собой. Все недвижимое имущество, оружие, утварь, оставшиеся после них, Мухаммед разделил между мухаджирами.

В марте 625 г. мекканцы, совершили ответное нападение на Медину. Битва под Ухудом (рядом с Мединой) началась успешно для мусульман, но когда они, преследуя бегущих, ворвались в лагерь, то фланговое охранение оставило свою позицию, чтобы принять участие в грабеже. Это решило исход битвы: мусульмане потерпели поражение, были обращены в бегство нападающими. Мухаммед был оглушен ударом по голове и некоторое время лежал без сознания. Мусульмане потеряли 70 чел. убитыми и несколько сот ранеными.

Поражение тем не менее не поколебало авторитет Мухаммеда: он сумел убедить, что вина лежит не на нем, а на тех, кто его ослушался. Он ощущал себя достаточно уверенно, чтобы в сентябре того же года расправиться со вторым иудейским племенем Медины, ан-надир, обвиненным в попытке покушения на пророка. Оно было также изгнано, а его земли были разделены между мухаджирами.

Поражение под Ухудом не остановило распространения влияния Мухаммеда на племена, обитавшие между Меккой и Мединой. Мухаммед вынудил подчиниться и последнее мединское иудейское племя – курайза. Обвинив их в помощи врагам мусульман, мекканцам, Мухаммед казнил всех мужчин племени, а женщин и детей обратил в рабство. Так были уничтожены последние потенциальные противники ислама в Медине.

В ходе споров о вере с иудаистами Мухаммед отчетливее формулировал положения ислама и отрабатывал обрядность. Вначале он не видел разницы между своим учением и другими монотеистическими религиями, но затем стал противопоставлять им ислам, как самое правильное откровение, которое христиане и иудеи исказили. Ориентация на Иерусалим было заменена ориентацией на Каабу, праздничным днем стала пятница, был установлен новый месяц поста – рамадан, в течение которого в светлое время суток предписывалось воздерживаться от еды и питья. Вырабатывались основы мусульманского права: порядок раздела добычи, право наследования, семейные отношения, уголовное право.

Таким образом, ислам все более приобретал специфические черты особой монотеистической религии, связанной с культом Каабы. Священный черный камень, вмурованный в восточный угол храма, оказался причудливым образом слитым с поклонением Аллаху. Естественно поэтому стремление Мухаммада при первой же возможности совершить поклонение Каабе. Реализовать его Мухаммад решил в 628 г. Появление в марте того же года на границе священной территории полуторатысячного отряда мусульман паломников вызвало переполох среди мекканцев. Они не решились дать бой паломникам, а Мухаммед всячески подчеркивал мирный характер своих намерений. Мекканцы пошли на переговоры, в результате которых был заключен договор о ненападении, признавший право Мухаммеда совершать паломничество на следующий год. Сам факт заключения договора, был большой политической победой Мухаммеда – мекканцы признали его равной стороной.

В марте 629 г. Мухаммед с 2000 мусульман осуществил свое право хаджа в Мекку. Организованность и безусловное повиновение такой большой группы людей произвели большое впечатление на мекканцев. Наиболее дальновидным из них стало ясно, что будущее за Мухаммедом. Под этим впечатлением принял ислам один из военачальников курайшитов.

Но перемирие с Меккой, с курайшитами оказалось недолгим и в декабре 629 г. союзники Мухаммеда подверглись нападению с их стороны. В ответ Мухаммед собрал к началу января 630 г. десятитысячную армию, которая двинулась на Мекку. Попытка мекканцев уладить конфликт мирным путем была отвергнута. Стало ясно, что судьба Мекки решена. Дядя Мухаммеда, ал-Аббас, поспешил навстречу из Мекки к племяннику, чтобы принять ислам. Другие мекканцы оставались в растерянности. С помощью ал-Аббаса глава мекканцев, Абу Суфйан тайком прибыл в лагерь Мухаммеда, вступил в переговоры об условиях сдачи, а затем принял ислам. Мекканцам была гарантирована личная безопасность, если они не покинут своих домов.

12 января 630 г. мусульманская армия вступила в Мекку. Лишь небольшая группа курайшитов с оружием в руках встретила мусульман. В тот же день Мухаммед распорядился уничтожить всех идолов в Каабе и вокруг нее, а затем в речи изложил основные положения мусульманского права и этики. Главной была идея превосходства веры над родовитостью.

Мухаммед обошелся с побежденными соплеменниками очень милостиво: никто (кроме нескольких участников вооруженного сопротивления) не был казнен, все привилегии, связанные с обслуживанием Каабы, были оставлены за теми же родами, которым они принадлежали прежде. Приняв присягу от всех мекканцев, Мухаммед разослал отряды для уничтожения языческих святилищ в окрестностях Мекки.

631 год ознаменовался триумфальным шествием ислама по Аравии. К Мухаммеду прибывали послы из различных частей Аравии. Это было показателем того, что Мухаммед и его учение превратились в крупнейшую политическую силу, с которой все были вынуждены считаться. Ислам размежевался с «людьми Писания», т.е. с иудеями и христианами: с ними предписывалось вести войну, пока они не покорятся и не станут платить подушную подать – джизью, так как они отступили от единобожия и сделали своими божествами раввинов, монахов и «Мессию, сына Марии».

К концу 631 г. почти вся Аравия, за исключением северо-восточной части, хотя бы формально приняла ислам.

Заключительным этапом религиозной и политической деятельности Мухаммада стали паломничество в Мекку в начале марта 632 г., закрепившее новый, мусульманский обряд хаджа, и рассылка в следующем месяце сборщиков благотворительного налога (закат или садака, взимавшегося в размере 1/50 поголовья скота или 1/10 продукции земледелия).

Появление сборщиков садаки во всех вновь присоединившихся районах было встречено с недовольством, в ряде мест перешедшим в открытые восстания. В большинстве случаев их возглавили пророки, подобно Мухаммаду прорицавшие от имени ар-Рахмана. В разгар этих событий Мухаммад внезапно тяжело заболел и через 2 недели в муках скончался в возрасте ок. 63 лет. Смерть пророка потрясла общину, некоторые не хотели верить и ожидали воскресения. Наиболее трезво мыслящие напоминали слова Мухаммеда, что он самый обычный человек, лишь отмеченный благодатью откровения. Смятение усугублялось отсутствием преемника. Наследника-сына у Мухаммеда не было, как не было и постоянного заместителя или помощника. В момент смерти только одно лицо по прямому указанию Мухаммада исполняло важнейшую обязанность руководителя молитвы (имама) – его ближайший друг и тесть Абу Бакр. Он и стал преемником – был избран халифом (т.е. заместителем или посланником Аллаха на земле). По некоторым сведениям, только двоюродный брат и зять Мухаммада, Али, полгода отказывался присягнуть ему, считая себя обойденным.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СТРАН

О П Жалменова... ИСТОРИЯ СТРАН...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ранний ислам. Хиджра

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Империя Цинь
На протяжении длительного времени на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы шел процесс этногенеза древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централи

Становление империи Хань
Если говорить в целом о действиях Лю Бана, то, придя к власти, он отменил жестокие законы Цинь, облегчил бремя налогов и повинностей. Однако административное деление и бюрократическая система остав

Реформы Ван Мана и крушение Старшей Хань
Реформы были Китаю жизненно необходимы, вопрос был лишь в том, кому и как проводить эти реформы. Первая попытка реформ была предпринята в годы императора Ай-ди (6-1 гг. до н.э.), но вызвала резкий

Младшая династия Хань
Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев, что удалось ему сделать к 29 г. Но все же мощнейшее в истории Китая движение «Краснобровых» привело к некоторому облегчению положения

Эпоха Троецарствия
Падение империи Хань на рубеже II-III вв. повлекло за собой глубокие структурные изменения. Рушился имперский порядок – устоявшийся за предшествующие четыре столетия тип государственного и социальн

Период Нань-бэй чао (IV-VI вв.)
Необходимо отметить грандиозные политические изменения, происходившие в период Нань бэй чао. После создания империи Цзинь Сыма Янем уже через 10 лет, как уже упоминалось, единство страны было утрач

Социальная структура
Характерной чертой общественной жизни Китая в III-VI вв. являлось глубокое социальное неравенство. С одной стороны, возрастает роль родовитости, принадлежности к высшим круг

Культура Китая в раннее средневековье
Несмотря на политическую нестабильность и разорение, в III-VI вв. в Китае продолжает развиваться материальная и духовная культура. Распространяется новый метод глубокой вспашки плугом, на юге осваи

Государственное устройство
На рубеже V-VI вв. стабилизируется политическое и экономическое положение Китая. Стихают междоусобицы, нет новых разрушительных набегов кочевников. Растет население, налаживается хозяйство, пополня

Внешняя политика
Объединение страны, систематизация управления, расширение и укрепление надельного землепользования обеспечили укрепление экономического положения, что позволило в конце VI – начале VII в. активизир

Кризис VIII-IX вв.
Потеря внешнеполитических позиций отражала постепенное нарастание кризисных явлений в империи, которые были обусловлены разложением и крушением в конце VIII в. ее экономической основы – надельной с

Экономическое развитие
Экономика возродившейся в конце VI в. империи базировалась на аграрном производстве. А его состояние зависело от уровня возделывания земли, от системы землепользования, от политики регулирования се

Социальный строй
В VI-IX вв. официально было принято деление на «чиновников» и «народ». «Народ», в свою очередь, состоял из четырех категорий – ученые, земледельцы, ремесленники, торговцы. Но подобное деление не от

Культура
Восстановление имперского порядка открыло дорогу взлету культуры страны. Расширяются посевные площади, на севере страны распространение получает овощеводство, на юге осваивается ранний и поздний со

Политика первых императоров династии Сун (960-1279)
Политическая раздробленность – следствие ослабления и разложения централизованной власти и грандиозной крестьянской войны Хуан Чао – охватывает страну еще с конца IX в. После падения династии Тан р

Положение в деревне
Аграрная политика сунского правительства показывала ослабление государственности. Для пополнения государственной казны было необходимо упорядочить взимание налоговых поступлений, а сделать это было

Реформаторское движение в 30-80-гг. XI в.
Настоятельность и срочность перемен в жизни империи ярко выразил идеолог реформ Фань Чжунъянь (989-1052), утверждавший, что «устои государства с каждым днем ветшают, чиновников становится все больш

Новые тенденции в развитии экономики XI-XIII вв.
Бурные политические события X-XIII вв. отразились и на экономической жизни страны. Междоусобицы IX – начала X вв. привели к заметному запустению и разрухе. Особенно пострадал район прежних столиц –

Нашествие кочевников
К сожалению, сунская империя была слишком цивилизованной для своего времени. В то время как при дворе рассуждали о литературе, экономической теории и политической философии, дикие кочевники степей

Изменения социального строя
В X-XIII вв. происходят дальнейшие перемены в социальном портрете китайского общества. Заметно падает влияние аристократических кланов. Еще с н. XI в. перестают составляться генеалогические списки-

Культура X-XIII вв.
Благодаря ксилографии еще шире распространились книги, книгопечатание стало обыденностью. Удешевление книжной продукции способствовало росту грамотности, возросло количество казенных училищ, открыл

Период Трех государств.
В первые века нашей эры на территории Корейского полуострова существовал ряд политических объединений, возникавших на племенной основе. На самом севере располагалось Пуё, к югу от него – родственно

Государство Объединенное Силла
Итак, государство Силла к V в. было самым слабым из трех ранних корейских государств, но с сер. VI в. началось его быстрое усиление и оно вступило в борьбу за первенство на полуострове. Ваны Силла,

Япония в III-VI вв.
Япония – древнее, самобытное островное государство, заселение которого продолжалось на протяжении многих веков. Этническая история страны связана с 5 компонентами. Это айны, индонезийский элемент,

Реформы Тайка
К VII в. в Японии сложилась кризисная обстановка. Причиной этого была борьба за частное обладание зависимыми людьми и землей, борьба за господство над свободными общинниками между правителями Ямато

Японское общество и государство в VII-X вв.
Новое общество имело следующие экономические, социальные и политические черты. После переворота 645 г. был взят курс на объединение всего господствующего класса в централизованную бюрократ

Особенности развития Японии в XI-XII вв.
В середине XI в. произошло усиление автократического правления императорской фамилии. Интересной особенностью этого периода был рост влияния в светских делах экс-императоров, принимавших монашество

Культура Японии раннего средневековья
Традиция связывает возникновение письменности с VI в. Формирование государственного аппарата потребовало расширения делопроизводства, что способствовало повышению значения письменности и уже в 662

Расселение, территориальные захваты тюрок и создание государства.
В I тысячелетии н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, в горах Средней и Центральной Азии. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Этими

Внутриполитический кризис империи. Восточнотюркский каганат.
Тюркское общество в период расселения и территориальных захватов переживало социальную перестройку, в ходе которой возникали многие противоречия. Непрерывные завоевательные войны несколько приглуша

Западнотюркский каганат
Западнотюркский каганат имел, по существу, свою историю. Первым правителем западных территорий каганата стал Истеми, брат Бумын-кагана. Он носил титул ябгу-кагана, в дальнейшем традиционный для зап

Социально-экономическое развитие и государственная структура
Сасанидская держава стала наследницей такого известного вам государства, как Парфия. Парфянская держава не являлась централизованным государством, и в большинстве областей Парфии правили полунезави

Религия и ереси
При Сасанидах государственной религией Ирана был реформированный зороастризм. Зороастризм – древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иранс. – Заратуштра). Возникнув в

Реформы Хосрова I Ануширвана
Следствием восстания стали стремительные реформы Хосрова, который находился у власти с 531 по 579 г. Чиновника, рискнувшего высказаться против реформ, Хосров приказал на своих глазах забросать черн

Внешняя политика
Внешняя политика Ирана сосредотачивалась исключительно на взаимоотношениях с соседями. Главной была борьба с Римом за сирийские области и Закавказье. С Кушанской империей Сасаниды боролись

Культура доисламского Ирана
Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, и это казывает на преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста – сложны

Доисламская Аравия
В VII в. на сцену истории вышло новое действующее лицо – мусульманское государство, сложившееся в Аравии. Аравия в силу климатических условий делилась на две неравные части: 7/8 ее террито

Внешняя политика Арабского халифата
Едва весть о смерти пророка распространилась по Аравии, как отовсюду стали изгонять сборщиков садаки и отвергать власть Медины, так как по мнению большинства, договоры были заключены лично с пророк

Социально-экономические отношения при первых халифах
Если на первом этапе существования Халифата экономические отношения не были жестко отрегулированы, то при Омаре положение изменилось. Ознакомившись с ситуацией на месте, Омар принял решени

Халифат Омейядов (Умайядов). 661-750
Возвращаясь к политической истории Халифата, вспоминаем, что после смерти Али претендентом на престол халифа оказался Муавия. Откупившись от Хасана, Муавия простил всех боровшихся против него, зада

Халифат Аббасидов. 750-1258
Начало правления Аббасидов разочаровало многих участников движения, которые привели их к власти: шииты и хариджиты быстро поняли, что их лозунги были использованы Аббасидами лишь для маскировки, ож

Государства распавшегося халифата
Окончательно политическую власть Аббасидские халифы потеряли в 945 г., когда Багдад был взят представителями иранского шиитского рода Буидов (945-1056). За халифами был оставлена только духовная вл

Египет и Сирия
В 60-х гг. IX в. эмир Египта Ахмад ибн Тулун, укрепив свою власть, создал фактически независимое государство Тулунидов (868-905). С начала X в. Египет стал объектом притязан

Северная Африка
В 788-789 гг. праправнук Али, Идрис, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов (788-974). Образование государства

Иран и Средняя Азия
Пестрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов сохраняла свое единство в основном благодаря силе оружия, огромной армии. Ядром этой наемной армии были хорасанские и среднеазиатские

Индия в IV-V вв.
В географическом отношении Индия делилась на две части: Северную (от реки Нарбадды и Виндхийских гор) и Южную часть, которая называлась Декан (на языке хинди это слово означало юг). Еще в

Б) Южная Индия
Самыми значительными явлениями общественной и политической жизни Южной Индии в первые века нашей эры было создание крупных государственных объединений, возникновение и становление раннефеодальных о

Особенности социальной организации
Главная особенность социальной организации индийского общества был кастовый строй. Еще в древности сложилось деление общества на четыре варны (сословия): брахманы – жрецы кшатрии

Вторжение гуннов-эфталитов
Золотой век Гуптов продолжался недолго, и в сер. V в. т.н. «белые гунны», или гунны-эфталиты из Центральной Азии вторглись в Индию Гуптов, и к концу этого столетия империя была разрушена. Из курса

Государства Северной Индии в VI-XII вв.
После распада империи Гуптов, а затем и гуннского государства Михиракулы Северная Индия была раздроблена на множество мелких княжеств. В них продолжали править в качестве независимых государей преж

Государства Декана в Южной Индии в VI-XII вв.
На Декане в середине VII в. было несколько десятков государств. Возникшее еще в III в. государство Паллавов превратилось в крупную политическую силу. Однако распространению власти Паллавов в сторон

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги