Социально-экономические отношения при первых халифах

Если на первом этапе существования Халифата экономические отношения не были жестко отрегулированы, то при Омаре положение изменилось.

Ознакомившись с ситуацией на месте, Омар принял решение: вся завоеванная земля иноверцев становится коллективной собственностью мусульман (фай) и налог с нее поступает в распоряжение халифа. Воины и все заслуженные мусульмане получают твердое жалование и пайки. Разрыв в размерах жалования был огромным: вдовы Мухаммада получали 6-12 тыс. дирхемов в год, а рядовые воины – от 300 до 500 дирхемов (для сравнения можно сказать, что баран стоил 5-10 дирхемов, а корова – 30-40). Для учета воинов учреждались реестры-диваны. Это и некоторые другие установления превратили разросшуюся религиозную общину в настоящее государство.

Следующим шагом военно-административной реформы была проверка земельных кадастров с целью упорядочения взимания поземельной подати – хараджа. Ставки налога с различных культур, видимо, были те же, что и при Сасанидах, т.е. от 1/3 до 2/3 урожая натурой. Харадж был основным источником налоговых поступлений и его платили все – и мусульмане и немусульмане. В Сирии и Палестине основой для исчисления налога служили суммы, предусмотренные договорами. Сбором их ведали местные власти.

Все немусульмане-мужчины с 15 лет должны были платить джизью в 12, 24 или 48 дирхемов в зависимости от состоятельности. Таким образом, джизья была подушным налогом для немусульман, собиравшимся в денежной форме. Для рядовых ремесленников это равнялось примерно месячному заработку. Источником денежных поступлений был и закят (закат) (вспомните, что это такое было при Мухаммеде – благотворительный налог). Теперь закят – это пошлина на товары, взимавшаяся с торговцев. Размер закята варьировался: с мусульман он брался в размере 2,5 %; с покоренных народов, живших в Халифате – 5 %; с иностранных торговцев – 10 % от суммы товара. К тому же в пользу государства отходила 1/5 часть всей военной добычи.

Так при первых халифах начала формироваться система социально-экономических отношений, которая впоследствии совершенствовалась, оставаясь в основе своей неизменной.