Халифат Омейядов (Умайядов). 661-750

Возвращаясь к политической истории Халифата, вспоминаем, что после смерти Али претендентом на престол халифа оказался Муавия. Откупившись от Хасана, Муавия простил всех боровшихся против него, задарил наиболее влиятельных из них и обеспечил мир и единство Халифата.

Наиболее опасным внутриполитическим противоречием Халифата был раскол внутри мусульманской общины. Кроме политического раскола, выразившегося в образовании партии сторонников Али, все более обострялись социальные противоречия между рядовыми мусульманами и элитой, получавшей большие жалования и превращавшейся в крупных землевладельцев. Первыми среди них был сам халиф и его родственники. Внутри мусульманской элиты также не было единства. Старые сподвижники Мухаммада и их дети были ущемлены переносом столицы в Дамаск – это превратило Мекку и Медину в заурядные провинциальные города. К этому времени сложилась и значительная прослойка новообращенных мусульман-неарабов из вольноотпущенных (мавали) и свободных людей, наиболее многочисленная в Ираке. Эта категория мусульман особенно ратовала за возвращение к демократии первоначального ислама и представляла благодатную почву для разного рода религиозно-демократических учений и ересей, в частности, для распространения шиизма и хариджитства.

Муавия стремился укрепить свою власть, окончательно оформить империю, создать административно-фискальный аппарат собственную денежную систему. Для этого он закрепил власть своем роду, объявив преемником своего сына, начал пересмотр налоговых списков в Северной Месопотамии, начал также некоторые реформы в Египте.

Отдельно следует сказать об аграрных отношениях при Умайядах.

1. Наибольшая часть земельного фонда и оросительных сооружений являлась собственностью государства, которое передавало эту собственность общинам для обработки с условием уплаты в казну ренты-налога в форме хараджа или ушра;

2. Меньшую часть составляли земли халифской фамилии – савафи и

3. Земли, находившиеся в частной собственности – мульк, которые продавались и покупались. Обработка этих земель не была обязательным условием – если собственник не обрабатывал эти земли, то и не платил налогов.

4. Возникли зачатки условной собственности на землю – государство стало наделять землей на правах икта (катиа). Условиями владения этими участками была военная служба и обязательная обработка земли. Владеющий участком на правах икта имел право взимать подушную и поземельную подать в свою пользу.

5. Существовали также вакфы – земли религиозных учреждений, которые налогами не облагались, но и не могли отчуждаться. Забегая вперед, необходимо сказать, что с IX в. земли в вакф стали жаловаться и правителями. Получателями таких земель были мусульманские учреждения – мечети, школы, больницы, богадельни, духовные лица. Государство не взимало никаких налогов с вакфов, все доходы шли лицу или учреждению. Вакфами могли быть не только земли, но и любое недвижимое имущество – лавки, караван-сараи, бани и т.п. Любой мусульманин получал право объявить свое владение вакфом и передать его религиозному учреждению на определенных условиях (вакф на время; фиктивный вакф).

Стабилизация внутреннего положения позволила начать завоевания в Индии, за Амударьей и на западе Северной Африки. С новой силой возобновились походы на Византию. Был создан большой арабский военный флот на Средиземном море, что поставило Византию в сложное положение. В 674-680 гг. армия арабов обложила Константинополь с суши, а флот блокировал Дарданеллы; только применение новоизобретенного «греческого огня», уничтожившего арабский флот, спасло город от падения.

Со смертью Муавии (апр. 680 г.) Алиды вновь заявили претензии на халифат. Второй сын Али от дочери пророка Фатимы, Хусейн, отказавшись присягнуть сыну Муавии (Йазиду), двинулся со всей семьей из Медины через Мекку (куда он прибыл якобы для паломничества) на Куфу, где его сторонники готовы были поднять восстание. Однако их выступление было предотвращено, прямой путь на Куфу закрыт, и Хусейн с ближайшими родственниками и горсткой приверженцев оказался окружен войсками халифа в безводной степи. Он отказался сдаться, но долго никто не решался поднять руку на внука пророка. Наконец, воины толпой набросились на него, чтобы не нести единоличной ответственности за убийство, и изрубили его мечами; с ним погибло полтора десятка других потомков Али.

Мученическая смерть Хусейна стала поворотным пунктом в истории шиизма. С этого времени шиизм, обретя легенду о праведнике-мученике, погибшем от рук тиранов, стал быстро превращаться из политического движения в религиозное. День гибели Хусейна навсегда стал днем величайшего траура для шиитов, которые отмечают день его гибели торжественными процессиями с самобичеваниями и даже самоубийствами религиозных фанатиков – шахсей-вахсей.

При Омейядах продолжалась активная завоевательная политика Халифата. На севере и востоке к 705-715 г. были завоеваны земли между Амударьей и Сырдарьей, Фергана, Ташкентский оазис, Белуджистан и Синд.

На Западе мусульманские войска (состоявшие в основном из берберов) в 711 г. переправились через пролив на Пиренейский полуостров. Армия вестготов была разгромлена в первом же сражении (19 июля 711 г.), дальнейшее сопротивление мусульмане встретили лишь у стен некоторых крупных городов. Через два с половиной года огромный полуостров (за исключением Галисии и Астурии) был присоединен к Халифату. В 717-718 гг. мусульманские войска перешли через Пиренеи и заняли Нарбонн, но далее военное счастье изменило мусульманам. В 732 г. под Пуатье франкское ополчение под командованием Карла Мартелла нанесло удар, положивший конец дальнейшим попыткам мусульман проникнуть далеко на север, а через 2-3 десятилетия мусульмане отступили назад за Пиренеи. В 715 г. арабы начали осаду Константинополя, длившуюся до 719 г.

В целом можно сказать, что второе десятилетие VIII в. было апогеем политического могущества Халифата. Он достиг максимальных размеров, на его территории насчитывалось 70-80 млн. жителей, гигантские суммы стекались в казну халифов, позволяя не только содержать огромную армию и флот, но и вести монументальное строительство. В городах возводятся роскошные мечети и дворцы наместников, отделанные мрамором и мозаикой, скромные мечети Мекки и Медины заменяются богато отделанными зданиями, для строительства которых приглашали византийских мастеров.

Вместе с тем было подорвано единство арабов, существовавшее в первые десятилетия эпохи завоеваний. В первой четверти VIII в. в Хорасане, Египте и Северной Африке появляется поколение арабов, для которых не Аравия, а эти страны были родиной, ощущение единства ослабляется, усиливаются местные интересы, складывается местная элита. Растет и недовольство прослойки завоеванных, принявших ислам. Теоретически они должны были становиться полноправными членами мусульманского общества, но в большинстве случаев продолжали платить тяжелые налоги и повседневно испытывали на себе пренебрежительное отношение к себе чистокровных арабов. Некоторые из Омейядов пытались избежать крайностей и искали выход в буквальном следовании предписаниям ислама. Но когда отменялось обложение церквей и монастырей, освобождали новообращенных мусульман от подушной подати, это вызывало такую недостачу в средствах, что приходилось восстанавливать старый порядок. При составлении новых земельных кадастров сумма, как правило, увеличивалась, что также вызывало волнение.

Недовольство усилившимся налоговым гнетом, неравноправие мусульман-неарабов были прекрасной питательной средой для распространение шиитской пропаганды, обещавшей установление справедливости при праведном халифе из потомков пророка. Особенные надежды на перемены возлагались на сотый год хиджры, который должен был стать последним годом неправедной власти: одни ждали конца власти Умайядов, другие – власти арабов вообще. Этим надеждам не суждено было сбыться, но власть Умайядов все более расшатывалась.

Всем этим недовольством воспользовались враги Умайядов, сгруппировавшиеся в середине VIII в. вокруг влиятельного рода Аббасидов, потомков Аббаса, дяди Мухаммеда и Али. Опираясь на недовольство иранцев, Аббасиды спровоцировали в 747 г. в Хорасане, в Мерве, восстание, во главе которого стоял бывший раб Абу Муслим. Восставшие, среди которых было немало и шиитов, вели успешные сражения с войсками Омейядов, но плодами их успехов воспользовались Аббасиды, представитель которых в 749 г. был провозглашен халифом.