Халифат Аббасидов. 750-1258

Начало правления Аббасидов разочаровало многих участников движения, которые привели их к власти: шииты и хариджиты быстро поняли, что их лозунги были использованы Аббасидами лишь для маскировки, ожидавшееся всеобщее благоденствие не наступило, а обещанная справедливость обернулась казнями и преследованиями. Сначала были уничтожены все Умайяды, и даже прах умерших халифов был выброшен из могил. Затем пришла очередь людей, благодаря которым Аббасиды стали халифами. Так был убит сам Абу Муслим на глазах у халифа. Не сбылись и обещания нестяжательства: Аббасиды еще интенсивнее, чем прежняя династия, принялись за строительство дворцов и городов-резиденций. Самым большим мероприятием стало строительство новой столицы, Багдада (762-763). Аббасиды завели многочисленный двор, пышные дворцовые церемонии и приемы. Все это требовало изыскания новых источников доходов, совершенствования налоговой системы.

Важнейшим политическим и социальным следствием аббасидского переворота была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть. Мусульмане, арабы и неарабы сравнялись в правах. Халифат из арабской империи превратился в исламское государство. Вероисповедание реально стало важнее для определения статуса человека, чем его этническая принадлежность.

Наибольший выигрыш в новых условиях получила иранская и среднеазиатская знать, ставшая опорой новой династии. Иранцы, вошедшие в ближайшее окружение халифов, принесли с собой многие традиции сасанидской государственности и возродили некоторые институты. Так, рядом с халифом появляется фигура вазира (везира) – главы административного аппарата, аналог Сасанидского вазурга-фраматара. Первыми вазирами Аббасидов становятся Бармакиды. Вазир считался вторым лицом в государстве, и если первоначально установление этой должности способствовало усилению власти центра, то впоследствии вазиры настолько возвысились, что не халифы, а они фактически правили государством. Власть великих вазиров была значительно ограничена только халифом Харуном ар-Рашидом (786-809), который отстранил династию Бармакидов и уничтожил весь их род.

Помощником халифов в духовных делах был главный кадий (кади – судья), который руководил судом и просвещением. По своему влиянию он приближался к великому вазиру.

Обособление гражданской администрации повлекло за собой создание специализированных канцелярий, диванов, с многочисленным штатом, занятым перепиской с провинциями и между собой, регистрацией, составлением отчетов. Складывается влиятельный слой чиновничества, считающего себя главной опорой государства и успешно соперничающего с военной знатью.

В административном отношении Халифат делился на эмираты-наместничества, во главе которых находились эмиры.

Таким образом, Аббасидский халифат (или Багдадский) в конце VIII-IX вв. представлял собой мощное централизованное бюрократическое государство. Основной формой доходов Аббасидского халифата были поступления от поземельного налога. Государство, нуждаясь в срочном поступлении денег, часто отдавало сбор налогов на откуп. Откупщиками обычно становились высшие чины государства из ближайшего окружения халифа. Система откупов – даман или кабала была особенно тяжка для налогоплательщиков.

Сотни тысяч кг серебра и десятки тысяч кг золота, стекавшиеся ежегодно в Багдад, создавали огромный спрос на всевозможную ремесленную продукцию, что привлекало ремесленников и торговцев, строителей и поденщиков в столицу. Багдад быстро превратился в один из крупнейших городов мира с населением в четверть миллиона.

Концентрация средств способствовала развитию производства предметов роскоши внутри Халифата, прогрессу строительной техники, внедрению новых привозных культур, например, продвижению цитрусовых с Дальнего Востока на Ближний Восток и в Северную Африку, а оттуда – в Южную Европу. Вовлечение в единую политическую и экономическую систему ряда стран вызвало рост городов в Хорасане, Средней Азии и Закавказье. Избыток средств вызвал активность торговли с Дальним Востоком, Индией, Северной Европой и Тропической Африкой.

При Аббасидах Халифат не раздвинул своих границ, происходило лишь окончательное включение в состав мусульманского государства некоторых труднодоступных областей. В Малой Азии почти каждое лето мусульманские войска с большим или меньшим успехом вторгались в византийские владения, брали пленных, угоняли скот и к зиме возвращались обратно.

Периодом наибольшего политического могущества халифата Аббасидов была вторая половина VIII – первая половина IX вв. В дальнейшем восстания и борьба покоренных народов ослабили халифат и во второй половине IX в. появились первые признаки распадения Халифата.