Эпоха Троецарствия

Падение империи Хань на рубеже II-III вв. повлекло за собой глубокие структурные изменения. Рушился имперский порядок – устоявшийся за предшествующие четыре столетия тип государственного и социального устройства, который в Китае отождествлялся с понятием цивилизации как таковой.

В политической сфере вехами распада были:

- утрата императором к последним годам II в. реальной власти;

- установление контроля местных лидеров и полководцев над отдельными районами страны;

- постоянные междоусобицы.

Современники воспринимали это как наступление «смутного века», «начало всеобщего хаоса и вражды». С падением дома Хань было утрачено и номинальное территориальное единство. На просторах прежней империи образовалось три противостоящих друг другу государства. Первое из них – царство Вэй, существовавшее с 220 по 263 гг. и занимавшее большую часть Северного Китая. Его основателями были потомки потомки Цао Цао. Вторым было государство Шу, существовавшее с 221 по 265 гг. и охватывавшее юго-запад Китая; основателем считается Лю Бэй. Третьим государством стало У, продержавшееся с 222 по 280 гг. и занимавшее юго-восток Китая. Создателем этого государства был Сунь Цюань.

Основатели этих государств пытались организовать управление по классическим китайским имперским образцам, то есть старались поддерживать представление о сакральности правителя, сохранять названия имперских правительственных учреждений, соответствующий ритуал и т.д. Но их правление приближалось скорее к военной диктатуре, чем к прежним нормативам. Режим жесткой личной власти опирался прежде всего на армии. Причем армии, подчиненные непосредственно правителям. Появление такого рода «личных» армий – характерное явление эпохи перемен. Царство Вэй было самым сильным среди новых государств. Основой его могущества стала система военных поселений, в которых состояло около 80 % податного населения.

Опора на армию и на группировку связанных с правителем личными узами людей вместе с ростом регионализма на местах порождали характерную для всех трех царств непрочность режимов. Внутренняя нестабильность трех царств усугублялась постоянными войнами между ними.

Военная функция в этот период стала в Китае господствующей. В деревнях увеличилось количество военных поселений, крестьяне стремились перейти в дружину «сильных домов», чтобы защитить себя и близких от произвола. Появились и культивировались идея верности и преданности патрону до гроба, культ рыцарской этики. Однако структура китайского общества при этом не изменилась.

Дело в том, что в традиционном китайском обществе статус военного не был почетен: «из хорошего металла не делают гвоздей, хороший человек не идет в солдаты». Военное дело никогда не было в Китае престижным занятием. В отличие от других восточных обществ, от Турции до Японии, включая арабов, индийцев, и многих других с их иктадарами, джагирдарами, тимариотами, самураями и т.п., китайцы никогда не ценили воинов-профессионалов. Их армия обычно набиралась из деклассированных элементов и возглавлялась малообразованными (в конфуцианском смысле) и поэтому не очень уважаемыми обществом военачальниками.

В то же время, в Китае всегда, даже в периоды смут и междоусобиц, высоким социальным статусом и соответствующим престижем пользовались грамотные и образованные конфуцианцы, знатоки истории и ценители поэзии, люди мудрые и ученые, хорошо знакомые с тонкостями нормативной этики и пышного, детально разработанного китайского церемониала. Эти ши превратились в тип духовной элиты страны, в аристократов конфуцианского духа, в конфуцианский генотип, который всякий раз способствовал возрождению китайской империи. Так вот именно благодаря ши китайская империя сохранила устойчивость и не изменила внутренней своей структуры.


Как положительный момент эпохи Троецарствия можно отметить деятельность правителей царства У. Они, в целях защиты от царства Вэй и опираясь на такой стратегически важный рубеж, как река Янцзы, создали речной флот. Одновременно они распространяли свое влияние на юг вплоть до современного Вьетнама.

В процессе борьбы трех государств победа в конечном счете оказалась за преемницей Вэй – империей Цзинь (265-316 гг.). В государстве Вэй потомки Цао Цао утратили власть и она была захвачена могущественным вэйским кланом, полководцем Сыма. Еще в 265 г. Сыма Янь присоединил царство Шу, а в 280 г. пало У. Страна объединилась, и казалось бы, вновь возобладал имперский порядок. Но власть захвативших престол полководцев из рода Сыма мало чем отличалась от прежней: опорой ее были армия и отдельные группировки знати. Пытаясь расширить опору своей власти, Сыма Янь роздал в уделы родичам более 20 областей. Эти местные властители быстро усилились и после смерти Сыма Яня (290 г.) начали междоусобную войну, получившую название «мятежа восьми князей.» Единство и относительная стабильность в государстве спустя всего 10 лет вновь были утрачены. Распри и перевороты продолжались до 306 г. Они изнурили и ослабили страну, сделав ее легкой добычей кочевых и полукочевых племен, в начале IV в. хлынувших на северные и западные территорию Китая. В 308 г. предводитель сюнну провозгласил себя императором, а три года спустя конница кочевников захватила и разграбила цзиньскую столицу Лоян. Это событие можно считать завершением эпохи древних империй.

Бурные политические перемены III века не могли не отразиться на экономической жизни страны. Первое, что бросается в глаза – это разруха, непосредственное разрушение производительных сил. Более всего пострадали процветавшие прежде центральные районы империи Хань. Войны сопровождались уничтожением городов, разграблением накопленных богатств, угоном и пленением населения, гибелью людей. Побоища влекли за собой голод и эпидемии. Уцелевшие, но разоренные жители массами бежали с насиженных мест, что усиливало запустение, вело к сокращению хозяйственной деятельности на севере и в центральных районах страны.

Однако вряд ли можно однозначно говорить об экономическом упадке в это время. В качестве примера поиска новых форм хозяйственной организации можно привести царство Вэй. Там широко насаждались государственные военные поселения – тунь тянь для обеспечения армии провиантом. Такие государственные, или военные поселения создавались из солдат, а во времена Вэй наряду с солдатами стали вербовать и поселенцев из гражданского люда. Поселенцам предоставлялись земля, орудия труда и иногда – рабочий скот. В среднем им давалось от 10 до 25 му[6] земли. Они должны были отдавать от 50 до 60 % урожая, нести караульную службу и сражаться во время войны.

Государственные поселения в сменившей царство Вэй империи Цзинь к охватывали ок.80 % податного населения. Поступления от них стали основным источником доходов казны. Широко практиковались они и в царстве У. Такая форма организации хозяйства была очень тяжелой для рядовых работников. При организации поселений их принудительно переселяли, «привязывали» к земле, окружали строгим надзором. Доля отбираемой продукции была очень высока. К тому же администрация, военное начальство эксплуатировало их в свою пользу. Попадавшие в поселения не радовались этому, часто бежали, система постепенно разлагалась. Это побуждало власти искать новые методы налаживания хозяйства.

В результате появляется и развивается т.н. надельная система землепользования (чжан тянь, сюнь тянь). Её сущность заключалась в том, что за каждым работником закреплялось право на получение участка земли определенных размеров; устанавливались фиксированные налоги, нормы владения землей и подневольными работниками.

Первые проекты введения подобного порядка выдвигались в царстве Вэй в начале III в. Однако декретирована была надельная система в 280 г. указами Сыма Яня. Все взрослое население от 16 до 60 лет, относимое к сословию лично-свободных простолюдинов, имело право получать наделы земли в собственное пользование: мужчины – 70 му, женщины – 30 му. Кроме того, мужчина еще получал 50 му, а женщина – 20 му урочной, то есть облагаемой налогами земли. На подростков и пожилых людей выделяли наделы в половинном размере. Таким образом, семья могла получить, в зависимости от своего состава, от 170 до нескольких сот му земли.

Налоги и повинности выражались в следующем:

- натуральный налог, составлявший 4 ху[7] зерна с 50 му земли;[8]

- промысловую подворную подать (тканями домашнего производства в размере 3 отрезов по 9,2 м; тонкого шелка и 3 цзиней[9] шелка-сырца с каждого двора);

- обязанность отрабатывать в пользу государства определенное количество дней в году.

Чиновники в зависимости от ранга (их тогда было 9) могли получать от 50 до 10 цин[10] земли и держать от 53 до 2 дворов освобожденных от обложения работников. От налогов освобождались также родичи чиновников и прямые потомки людей служилого (ученого) сословия. Вопрос, насколько пунктуально соблюдались эти правила и нормы, остается открытым. Наиболее вероятно, что надельная система практиковалась в районах, примыкавших к столице и на землях бывших государственных поселений.