Культура Китая в раннее средневековье

Несмотря на политическую нестабильность и разорение, в III-VI вв. в Китае продолжает развиваться материальная и духовная культура. Распространяется новый метод глубокой вспашки плугом, на юге осваивается ирригация, усовершенствуются водоподъемные устройства, увеличивается урожайность, усовершенствуется ткацкий станок.

В V-VI вв. закладываются основы новой – осевой, симметричной планировки города. При постройке жилищ распространяется применение кирпича и кровельной черепицы. В быт на севере страны входят «варварские сиденья» (складные кресла), практика верховой езды на лошади, появляются стремена. В пищевом рационе наиболее примечательным является распространение чая в III-IV вв. как обыденного напитка.

Продолжалось накопление научных знаний. В конце V в. южно-китайский ученый Цзу Чунчжи с большой точностью вычислил значение числа p, Были усовершенствованы картографические принципы, пополнились историко-географические сведения о стране, расширялись и представления об окружающем мире, в частности, о странах Юго-Восточной Азии. Историческая наука пополнилась пятью новыми династийными (официальными) историями. Совершенствуется право, появляются первые труды по теории литературного творчества. Люди науки того времени были энциклопедистами. Ярким примером того может быть Го Пу (276-324), который в комментариях к различным трактатам проявил себя как знаток древних текстов, астроном, математик, ботаник, зоолог, географ и геолог.

Значительные сдвиги происходят в мироощущении. Большим престижем начинают пользоваться отшельничество, бегство от суетности политической жизни, медитация. В аристократической и интеллектуальной среде получает распространение особый стиль жизни «ветра и потока» (фэн лю), характеризующийся демонстративной отрешенностью от политических дел и повседневных забот, нарочитым равнодушием к богатству и почестям. Это новое видение мира неотделимо от тех кардинальных изменений в идеологии, произошедших в этот период, а именно оттеснения позиций прежнего ортодоксального конфуцианства религиозным даосизмом и буддизмом.

Становление даосизма как широкого религиозного течения происходит в II-V вв. Даосская религиозная практика основывалась на поисках бессмертия и выливалась в поиски соответствующего элексира с помощью алхимии, в медитацию, общие моления и мистерии, гадания и прорицания, гигиену питания и т.п. В одном из царств в IV в. даосизм даже стал государственной идеологией. Он пользовался и немалым влиянием при дворе Восточной Цзинь, а в 444 г. благодаря стараниями одного из проповедников даосизм был провозглашен государственной религией в империи Северная Вэй. Но преобладание его оказалось непродолжительным и он был потеснен буддизмом.

Буддийское учение начало проникать в Китай с середины I в. из Центральной Азии. В III в. буддизм активно проникает в южные районы Китая. Резкий подъем его влияния наблюдается с IV в. Растет количество монастырей и монахов, при храмах появляются общины мирян, переводятся на китайский язык обширный буддийский канон, появляются оригинальные китайские буддийский сочинения. С рубежа IV-V вв. почти все правители китайских государств покровительствовали буддизму. В Северной Вэй он фактически завоевал положение государственной религии со второй половины V в., а в южной империи – с начала VI в. Монастыри, пользуясь покровительством властей, не только превращаются в центры образования, но и приобретают значительные земельные владения, накапливают богатство.

Попадая на китайскую почву, новое учение впитывало многие черты китайской идеологии и культуры. Происходила «китаизация» буддизма, становление здесь особого, самостоятельного очага его развития. Все это способствовало тому, что буддизм здесь быстро занял преобладающие позиции в идеологии и органически вошел в сам образ жизни широких масс населения. Конечно, не все происходило так гладко, распространение буддизма встречало и сопротивление в стране как со стороны конфуцианцев, так и со стороны даосов, однако остановить распространение нового учения было невозможно.

Перемены, происходившие в III-VI вв. охватывают также искусство и литературу. Здесь прослеживаются большая утонченность, аристократизация, мощное влияние буддийской идеологии и активное проникновение иноземных культурных достижений. В китайской архитектуре появляется такой новый тип сооружений, как пагода. Вырабатываются и закрепляются новые эстетические представления в живописи. В IV в. возникает утонченная пейзажная лирика, совершенствуется портрет, разнообразятся его типы. Под сильным непосредственным воздействием буддийской традиции происходит становление китайской скульптуры как самостоятельного вида искусства. В Китай проникает индийская (буддийская) музыка.

В литературе также отразилось изменение мировоззренческих ориентиров и жизненных ценностей. Характерными чертами того времени стали внимание к индивидуальным чертам и проявлениям, утонченность, пессимизм, душевная потерянность, отрешенность, одиночество. Все эти черты можно проследить в сборнике «Новое изложение рассказов, в свете ходящих».

Несмотря на всю сложность политической ситуации III-VI вв., не прекращались культурные и дипломатические контакты Китая с отдаленными странами. Продолжали, хотя и не так интенсивно, использоваться обе ветви Великого Шелкового пути, ведшего из Китая в Среднюю Азию, Иран и далее вплоть до восточных провинций Римской империи. Сильный толчок развитию связей с отмеченными районами, а также с Северной Индией дало проникновение в Китай буддизма, сопровождавшееся встречным движением миссионеров и паломников.

Итак, в Китае III-VI вв. происходят радикальные перемены, затронувшие все важнейшие сферы жизни общества. Их истоки восходят к кризису древней империи. Иноземные вторжения лишь ускорили отмеченные перемены, а не явились их первопричиной. Изживание старого порядка было результатом внутреннего процесса развития, а не случайным или принесенным извне. Значимость и всесторонность перемен позволяет назвать это время переходным. От чего к чему - вопрос дискуссионный.

С одной стороны, мы видим разложение имперских порядков, усугубленное вторжением иноземных племен, стоявших на более низкой ступени развития; милитаризацию общества; распад его на локальные ячейки; натурализацию хозяйства; появление новых категорий полузависимых работников и выделение аристократической верхушки; усиление личностных взаимоотношений. Все это можно рассматривать как признаки феодализации.

Однако, с другой стороны, в III-VI вв. в стране наблюдаются явления, не характерные для феодальных классических нормативов. Несмотря на резкое повышение роли и влияния военных кругов, их преобладание не было закреплено соответствующими привилегиями, т.е. военно-феодальное сословие не сложилось. Равным образом не получила доступ к власти верхушка «сильных домов». Ее ведущая на местном уровне роль так и осталась неформальной, а это, соответственно не привело к появлению соответствующей государственной надстройки. Не оформилась как самостоятельное сословие аристократия. Большинство крестьянства, как охваченного надельной системой, так и не охваченное, юридически не утратило личной свободы. Расплывчатостью отмечалось и положение неполноправных слоев. Реальные сословные различия, т.е. не совпадали с формально провозглашенными, что и не позволяло сложиться завершенному сословному строю.

 

КИТАЙ В КОНЦЕ VI – НАЧАЛЕ X ВВ. ИМПЕРИИ СУЙ И ТАН

1. Государственное устройство.

2. Внешняя политика

3. Кризис VIII-IX вв.

4. Экономическое развитие

5. Социальный строй.