рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА - Лекция, раздел История, ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ Вероучение Христианской Религии С Момента Возникновения И По Настоящее Время ...

Вероучение христианской религии с момента возникновения и по настоящее время прошло довольно тернистый путь формирования, развития и отстаивания своих положений.

Первоначальной основой раннего христианства была вера в искупительную жертву миссии Иисуса Христа, который, придя в мир людей, пострадал за их грехи и воскрес, впредь обещая тем самым спасение для всех, уверовавших в него.

Первые христианские проповедники и пророки пропагандировали свое учение, не располагая разработанной догматикой. Она складывалась и шлифовалась на протяжении многих веков вместе с формированием и развитием церкви. Первые проповедники энергично убеждали своих слушателей в том, что Единый Бог Духом Святым и силою Своею помазал Иисуса из Назаре-та, наделил Его способностью творить людям благо и исцелять всех, обуреваемых диаволом. Он нес правду о Боге для возрождения веры среди богоизбранного народа, за что его и убили безбожники. Но Бог воскресил убитого на третий день после смерти и дал ему возможность явиться пред свидетелями, пред избранными от Бога. Все христианские пророки убеждали, что всякий верующий в него получит прощение грехов именем Его.

Итак, первые христиане верили в миссию Христа, в то, что Он пострадал за верующий люд, что Он вернется на землю, чтобы установить царство божье на земле. Уже в ранних проповедях можно выделить стержневые моменты, основы христианского вероучения, которые со временем, все более развиваясь и совершенствуясь, получат концептуальное оформление. Сюда относятся идея греховности всего человеческого


рода, унаследовавшего первородный грех прародителей своих Адама и Евы; идея спасения каждого человека и искупления вины всех людей перед Богом; путь, который Своими страданиями и добровольной жертвой открыл человечеству Иисус Христос.

Характерная особенность верований ранних христиан заключалась в том, что их учение еще не выступало как самостоятельная религия, т.е. оно отстаивало себя еще в рамках иудаизма, но при этом считало себя "истинным иудаизмом".

Невозможность физически изменить бесчеловечные отношения, угнетение вынудила христиан переориентировать нараставший революционный протест против существующих порядков в моральный протест, что позволило несовершенство, бесчеловечность общественных отношений объявить результатом несовершенства каждого человека, его изначальной греховности. А поэтому стала популярной проповедь терпения и покорности, непротивления злу, прощения обид, личного морально-духовного совершенства, ибо придет час, когда явится Иисус, и все предстанут перед судом праведным. Основы раннехристианской этики требовали от верующего отказа от норм этого греховного мира и соединения в вере во Христа Спасителя.

Вся деятельность ранних христиан сводилась к пропаганде преимуществ, развитию и сохранению их учения среди других религий. С ростом числа сторонников христиан и их общин в различных частях империи, с возникновением клира, признанием христианской религии государственной возникла потребность в сведении всех имеющихся представлений о вере в единую систему.

Государству нужна была единая религия, единый центр управления религиозными организациями, т.е. единая церковь.

Однако после легализации христианства выявились и стали активно проявляться острые противоречия между различными христианскими общинами в вопросах веры, догматики, в подходе к интерпретации биб-

^


лейских текстов и устных поучений. Все это не позволяло говорить о единой религии и единой церкви. Вопрос о возникновении и распространении различных ересей достаточно сложный и трудный. Поэтому мы начнем с того, что первоначальные противоречия в вероучении христиан возникли под воздействием религиозного синкретизма периода зарождения христианства, с одной стороны, и различных культурных традиций вероисповедания и философствования в различных провинциях Римской империи - с другой.

Ярким примером такой противоречивости можно считать вероучение Ария. В начале IV в. священник из АлександрииАрий стал проповедовать свое учение о сущности Троицы. Он не принимал единосущность Бога-отца и Бога-сына. Подход Ария к пониманию сущности Иисуса Христа отражал еще античный способ мышления, попытку применить формальную логику к христианскому иррационализму. Он считал, что Сын Божий Иисус Христос не вечен, не существовав до рождения, не безначален; только Бог един и вечен, все остальное сотворено. По существу, в арианстве возрождалось учение о Логосе. Египетские епископы выступили против Ария, но в ряде провинций у него нашлись сторонники.

За этим богословским спором скрывалось сложное переплетение верований и традиций в новой религии, стремление к унификации вероучения и его догматики. Арий и большинство его сторонников были выходцами из городской среды, усвоившими принципы античного образования.

Однако христианское вероучение в большей степени апеллировало не к рассудочной логике, а ориентировалось на мистическое познание Творца и веру в чудо, чудесное воскресение, в возможность каждого верующего спастись через приобщение к Богочеловеку.

Для того чтобы положить конец богословским спорам, по инициативе императора Константина был созван первый Собор представителей христиан, который впоследствии получил название Первого Вселенского


Собора. На этом соборе Арий был отлучен от церкви, его учение осуждено как еретическое. Однако после Собора епископов в Никее в 325 г. спор о сущности Троицы еще долгое время не утихал. Только на Втором Вселенском Соборе(381 г.) христиане окончательно выработали формулировку о сущности божественной Троицы. В отдельных регионах учение Ария просуществовало до середины VII века.

Сущность Никее-Константинопольского символа веры выразилась в осуждении того, что получило впоследствии название субординациализма, т.е. подчинения Бога-сына Богу-отцу, ибо оно ставило под сомнение полноценность божественного воплощения в образе Христа, а вместе с тем и единоспасающую роль церкви.

Никейский собор впервые в истории христианства попытался сформулировать основные вероучительные положения новой религии, установил основной догмат вероучения христиан - догмат о сущности триединого Бога: будучи единственным и единым, Он одновременно существует как бы в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог Дух Святой. Христианская церковь, выполняя решения Собора, требовала от богословов и священнослужителей активно объяснять догматы.

Жесткое определение догматических основ христианского вероучения и требование строго соблюдать их обусловили появление новых богословских трений, новых ересей и новых потрясений для церкви.

Можно с уверенностью сказать, что основные богословские споры, ереси и расколы всегда проистекали из различного понимания и интерпретации христианского представления о Боге. История семи Вселенских Соборов яркое тому подтверждение. На каждом из них обличалась какая-либо ересь или какое-нибудь отклонение от церковного учения о Боге, или следствия этого понимания сверхъестественного.

Протоиерей Александр Шмеман, писал: "Века между четвертым и восьмым в учебниках церковной истории называются обычно эпохой Вселенских Соборов. И конечно, в этом процессе вхождения человеческого


ума в "разум Истины" их непреходящее значение". (Прот. А. Шмеман. Исторический путь православия. Нью-Йорк, 1954. С. 154.).

Если кратко изложить сущность ересей, которые обсуждались и осуждались на Вселенских Соборах, то она состояла в следующем: Первым и Вторым Вселенским Соборами учение Ария было осуждено как не соответствующее духу христианства; ересь Нестория (несто-рианство), осужденная Третьим Собором, состояла в том, что дева Мария родила не Бога, а человека, с которым помимо нее соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный Марией, был только обителью божества и орудием человеческого спасения, человек этот через наитие Духа Святого стал Христом, т.е. помазанником, и слово Божие пребывало с ним в особом соединении; ересь Евтихия (монофизианство), осужденная Четвертым и Пятым Соборами, отрицала человеческую сущность Христа: в нем человеческое начало было поглощено божественным и он имел лишь кажущуюся плоть. Ересь монофилитов, осужденная Шестым Собором, находила в Христе не только два естества, но и две воли, что противоречило установившейся формулировке. На Соборе, после осуждения этой ереси, было принято решение рассматривать Христа состоящим из двух естеств - человеческого и божественного, но обладающим одной волею - божественной. Иконоборческая ересь, отрицавшая иконопочита-ния, была осуждена Седьмым Собором как идолослуже-ние.

Даже этот короткий перечень осужденных Соборами ересей, на наш взгляд, дает представление, как сложно, мучительно, противоречиво и неоднозначно развивалось христианское вероучение.

Однако Соборы скликались не только для осуждения ересей, но главным образом для выработки основ вероучения христиан.

Главное в развитии христианской теории эпохи Соборов может быть сведено к следующему:1 Никейский Собор в 325 г. сформулировал первую часть символа


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

В В Кудрявцев... ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?
Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. Быть может, это временное явление, вызванное общей растерянностью в период становления рыночной экономики. Но как бы мы ни относились к с

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов:религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных орг

Ж) защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.
Для осуществления этих подобных функций религиозные организации располагают определенными учреждениями и средствами, а также санкциями, регламентированными церковными правилами и постановлениями.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под"ф

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ
Проблема возникновения и развития религии была и остается наиболее сложной и трудной для исследователей религиозного культа. Сам факт изменения формы и содержания религии в наши дни признается всем

Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.
Возникшая вместе с тотемизмом система табу (запретов) стала, в условиях первобытной родовой общины, важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Таким образом, тотемизм, с его в

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Становление и развитие независимой Республики Беларусь связано с решением многообразных проблем, от которого зависит будущее государства. Особенно актуальны проблемы строительства правового государ

Религиозно-мифологические представления в древнем мире
Низкий уровень материального производства первобытного общества, ограниченность общественных отношений родоплеменными связями, процесс классовой дифференциации, приведший к образованию древних госу

Формирование представлений о религиозной свободе в эпоху Средневековья
Утверждение в Европе христианства как господствующей религии сопровождалось подавлением любых попыток инакомыслия, считающихся ересью (отступление от общепринятых правил) по отношению к ортодоксаль

Свобода совести и вероисповеданий в эпоху Возрождения
Выход на историческую арену новых производительных сил и утверждение в социальной структуре нового класса - буржуазии сопровождалось острой идеологической борьбой между противоборствующими социальн

Свобода совести и вероисповедания в период Реформации
Появление 31 октября 1517 г. 95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера принято считать началом Реформации. В этих тезисах и последующих работах Лютер связывает свободу совести христианина с требован

Свобода совести и буржуазные революции
Период с конца XVI до середины XVIII вв. характеризуется интенсивным утверждением в экономике, идеологии, политике большинства развитых государств Европы буржуазно-демократических идеалов и предста

Исторические условия становления христианства
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении ко

Тест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.
Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям (напомним, что она находилась в оппозиции к государственной религии) и не могла не вызвать чувство тревоги, а в изве

Православное богословие: сущность, структура и специфика развития
Рассматривая структуру религии, мы считали богословие основным компонентом религиозной идеологии. Поэтому для более детального рассмотрения сущности христианского богословия обратимся к православию

СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Анализ сущности богословско-догматических построений требует не только фиксации особенностей догматики, но и выяснения источников их формирования, чтобы постепенно погружаясь в систему религиозных

Нравственное богословие.
Не менее важной дисциплиной системы православного богословия является нравственное богословие. Оно может быть рассмотрено как система религиозно-нравственных принципов, норм и ценностей, сформулиро

Христианская мистика.
Не менее важной стороной христианского богословия является мистика. Без нее религиозная доктрина не может быть понята и раскрыта в сущностных харак-герных особенностях. Богословским основанием хрис

БОГОСЛОВИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
Важной стороной религиозной жизнедеятельности ^ церкви является реализация вероучительных положений ' в практической деятельности, в культе. Если в богословии на основе догматики доказывается и кон

С помощью догматики и на ее основе организуются, структурируются и осмысливаются все религиозные построения.
Вся эта система строго подчинена церковным ценностям. И каждый элемент этой системы, будь то догмат или вероучительное положение, несет определенную смысловую нагрузку, а само богословие наделяет 1

Причины и условия возникновения раскола
Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает "раскол, разделение, распри", стало реальной уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в эконо- мике, политике, в л

Расхождения между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа
Если сгруппировать основные различия между католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующим образом: 1. Учение о Святом Духе. В 8 члене Символа Веры с

Католицизм в Белоруссии
В настоящее время на территории нашей республики в связи с урегулированием отношений между церковью и государством функционируют более 373 (на 1.01.1996 г.) католических общин, имеется учебное заве

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ ПРОТЕСТАНТИЗМ
Понятие"протестантизм" происходит от латинскогорго1ек1ап8 (рго^е^апИя), что значит: возражающий, несогласный, и применяется для обозначения одного

Основы вероучения.
Основные отличия протестантизма от православия и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопроса

Основные течения в протестантизме.
Лютеранство. Это одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. Главным пунктом богословской системы Лютера является учение о Святом Писании как единственном

Англиканская церковь.
Данное вероисповедание в системе реформаторских церковных организаций занимает особое место. Это обусловлено как спецификой его становления, так и тем, что англиканство представляет собой сплав кат

Священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.
Однако и после этого споры между католиками и реформаторами по проблемам вероисповедания не только не прекратились, но разгорались с новой силой. В 1548 г. со вступлением на королевский пр

Основные течения в исламе.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, для всех мусульман присуще довольно стойкое представление о принадлежности к общности людей, объединенны

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
БУДДИЗМ.ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА БУДДИЗМА Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н.э.). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в

Памятники на древнеиндийских диалектах.
Исключительное социальное значениедеревенских общин Индии позволило индийскому народу сохранить и развить индивидуальность своей культуры и отстоять ее под натиском времен.

Жизнь и личность Будды.
Успешному распространению раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной

Первая истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость
- страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с нелюбимым - страдание, расставание - страдание, не получение желаемого - страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы

Сансара
В переводе с санскрита хапхага обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение. Как и многие другие понятия буддизма

Нирвана
В переводе с санскрита, означает "угасание". В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги