рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основы вероучения.

Основы вероучения. - Лекция, раздел История, ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ Основные Отличия Протестантизма От Православия И Католицизма Касаютс...

Основные отличия протестантизма от православия

и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета

церкви в вопросах веры и церковной организации, своеобразный подход к пониманию учения о спасении; отказ от почитания святых;


отказ от таинства священства; своеобразие понимания и практики причастия (евхаристии);

особенности крещения и миропомазания^ отказ от таинства покаяния; отказ от почитания креста, икон и святых мощей; отвержение церковной иерархии; отказ от молитвы за умерших. 1. Отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопросах веры и церковной организации. Протестантизм был реакцией верующих на злоупотребления Римской церкви, которые выразились в претензиях священнослужителей к истинному пониманию Слова Божьего и интерпретации Священного Писания и включение этих суждений в состав Священного Предания. Представителями Реформации вопрос о Предании рассматривался как чисто человеческое добавление, которое не имеет никакого отношения к Писанию христиан. Лютер и Кальвин провозгласили Слово Божие единственным источником и авторитетом в спасении верующих, в вопросах веры и церковного устройства. Тем самым протестантизм отверг авторитет Священного Предания, санкционированный учителями церкви, ее отцами, решениями Соборов, и оставил за верующими возможность каждому, исходя из собственного опыта, трактовать и понимать Св.Писание. Так, в лютеранском катехизисе говорится, что "мы из одного только Священного Писания можем научиться, во что веровать и как мы должны жить".

По мнению представителей православия и католиков, многие заблуждения протестантов вытекают из отвержения ими Священного Предания - хранилища религиозного опыта жизни христиан. Отвергая этот опыт, протестантизм, искажает религиозную жизнь христиан и пытается отождествить Слово Божие с Писанием. Православные же и католические богословы рассматривают Священное Предание и как Слово Божие, неотраженное в Писании, но сохраненное и донесенное до верующих через Предание церкви. Они считают, что 140


слово Божие заключено и в Библии, и в Предании, дополняющих друг друга. Без Предания нельзя правильно разуметь Писание.

Отвергнув Предание, протестантизм в некой мере впал в противоречие со своим собственным учением, так как вместо церковного Предания он возвел на пьедестал Лютера, Кальвина, Цвингли, Меланхтона и их труды. На наш взгляд, вопрос о Предании, поднятый Реформацией, был вызван не столько истолкованием вероучения, сколько необходимостью обосновать независимость .церковных организаций протестантов. Предание в той или иной форме отстаивает необходимость преемственности в жизнедеятельности церкви, защищает сложившуюся церковную организацию и ее иерархию. Если же отказаться от Предания в форме, исповедуемой православными или католиками, то появляется возможность получить самостоятельность в организации религиозной жизнедеятельности. Ведь традиция церковного устройства отвергается, как созданная людьми, .“ не Богом. Однако после отказа от Предания .для создания устойчивой религиозной жизни верующих общин протестантам потребовался собственный фундамент веры, который и был создан в виде почитания лидеров Реформации и их теоретических трудов. Так на месте старой церковной традиции была создана новая ("король умер, да здравствует король!").

Отказавшись от церковного предания, протестантом должен был отказаться и от носителей его. Поэтому в ходе Реформации были упразднены церковная иерархия и таинства, которые возводили представителей церкви на разные ступени этой иерархии.

2. Учение о спасении. Рассматривая учение о спасении, протестанты отвергли положения католических и православных богословов о том, что спасение человека основывается на вере и добрых делах, убеждая, что для спасения достаточно только одной веры.

Суть протестантского учения о спасении лаконично выражена в знаменитой "Формуле согласия" немецкого лютеранства: "Человек вполне пассивно относится


к своему обращению, он совсем ничего не делает, а лишь переносит то, что делает с ним Бог". Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою, обладание которой всецело зависит только от Бога; Он дает веру по своему изволению, и эта вера -единственный путь спасения; она человека делает праведным. Верой своей человек приближается, приобщается к Богу и, ради Христа, получает от него спасительную благодать.

Кроме чисто богословского аспекта, протестантизм игнорирует католический и православный взгляд на участие церкви в деле спасения, заключающийся в том, что верующий может получить спасение только в церкви и только через нее. Протестантизм же упразднил священнослужителя как посредника между Богом и верующим, а значит, и саму церковь (в традиционном понимании). Спасение, основанное на одной только вере, без добрых дел, которые, как правило, совершаются через и при участии церкви, -такой подход к проблеме не устраивал католиков и православных. Отвергая необходимость участия священнослужителей и самой церкви в жизнедеятельности верующего человека, протестантизм на месте старой системы, отражавшей феодальные отношения, создает новую, отвечающую запросам нового, буржуазного, общества.

3. Учение о церкви. Отвергнув учение о Предании и спасении, протестантизм упростил и понимание роли церкви в жизни человека и общества. Борясь с засильем католической церкви, реформаторы отвергли и ту церковную иерархию, которая исторически сложилась в христианстве. Это было обусловлено теми теоретическими постулатами, на которых покоится протестантизм. Главная задача, которая осуществлялась в ходе реформирования церкви, сводилась к упрощению и уменьшению влияния католической церкви на жизнь общества, возвращение к первоначальным истокам раннего христианства.

Однако многие вопросы, особенно организованного устройства религиозной жизни общества, не были


достаточно определены в Писании, а большей частью разработаны и внедрены в предании церкви, против которого и выступали протестанты. Таким образом, вопрос о церкви стал необходимым звеном в деле Реформации, и без него невозможно было бы развивать новые воззрения.

Кроме того, вопрос о церкви и ее организации связан с небесной иерархией, поэтому протестантизм вместе с земной, церковной, организацией должен был упростить и небесную. Что и было сделано: исключалось поклонение святым, иконам и св. мощам, а земная иерархия упрощалась путем отмены таинства священства как ненужного. Ведь духовное священство, по мнению протестантов, не является уделом избранных, а принадлежит всем христианам. "Все мы, - учил Лютер, - священники, т.е. мы дети Христа, Высшего Священника. Мы не нуждаемся, поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас поручил назначение от Самого Бога... Все мы через кре-тение делаемся священниками".

Всякий верующий может в церкви проповедовать Слово Божие и совершать таинства. Если же в обществе верующих и существуют пасторы и суперинтенданты, то только ради порядка. Пасторы избираются обществом [II людей, способных учить членов общины и совершать таинства, и возложение на них рук старейшин (ярдинация) не является посвящением, а лишь свиде-пмьством их избрания на пастырскую должность.

Таким образом, протестантизм, начав борьбу с католицизмом за устранение его влияния на жизнь обще-спза, вынужден был отвергнуть и саму систему церковной иерархии, заменив ее на "буржуазно-демократическую организацию" с соответствующей системой подчинения, отвечающей потребностям нового общества. Свободный бюргер должен иметь свободу в решении религиозных вопросов, что и было осуществлено в период реформирования церкви.

4. Таинства. Теоретически переориентировав христианское вероучение на одно лишь Писание и работы


лидеров Реформации, протестанты затронули и культовую сторону жизнедеятельности христианства. Отличительная особенность культовой деятельности протестантизма - упрощение религиозного культа и устройства церковных сооружений. Если до Реформации христиане. признавали семь таинств: крещение, миропомазание, священство, брак, покаяние (исповедь), соборование, то протестантизм, за исключением англиканской церкви, признает лишь два из них - крещение и причащение (евхаристия).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

В В Кудрявцев... ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основы вероучения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?
Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. Быть может, это временное явление, вызванное общей растерянностью в период становления рыночной экономики. Но как бы мы ни относились к с

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов:религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных орг

Ж) защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.
Для осуществления этих подобных функций религиозные организации располагают определенными учреждениями и средствами, а также санкциями, регламентированными церковными правилами и постановлениями.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под"ф

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ
Проблема возникновения и развития религии была и остается наиболее сложной и трудной для исследователей религиозного культа. Сам факт изменения формы и содержания религии в наши дни признается всем

Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.
Возникшая вместе с тотемизмом система табу (запретов) стала, в условиях первобытной родовой общины, важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Таким образом, тотемизм, с его в

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Становление и развитие независимой Республики Беларусь связано с решением многообразных проблем, от которого зависит будущее государства. Особенно актуальны проблемы строительства правового государ

Религиозно-мифологические представления в древнем мире
Низкий уровень материального производства первобытного общества, ограниченность общественных отношений родоплеменными связями, процесс классовой дифференциации, приведший к образованию древних госу

Формирование представлений о религиозной свободе в эпоху Средневековья
Утверждение в Европе христианства как господствующей религии сопровождалось подавлением любых попыток инакомыслия, считающихся ересью (отступление от общепринятых правил) по отношению к ортодоксаль

Свобода совести и вероисповеданий в эпоху Возрождения
Выход на историческую арену новых производительных сил и утверждение в социальной структуре нового класса - буржуазии сопровождалось острой идеологической борьбой между противоборствующими социальн

Свобода совести и вероисповедания в период Реформации
Появление 31 октября 1517 г. 95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера принято считать началом Реформации. В этих тезисах и последующих работах Лютер связывает свободу совести христианина с требован

Свобода совести и буржуазные революции
Период с конца XVI до середины XVIII вв. характеризуется интенсивным утверждением в экономике, идеологии, политике большинства развитых государств Европы буржуазно-демократических идеалов и предста

Исторические условия становления христианства
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении ко

Тест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.
Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям (напомним, что она находилась в оппозиции к государственной религии) и не могла не вызвать чувство тревоги, а в изве

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Вероучение христианской религии с момента возникновения и по настоящее время прошло довольно тернистый путь формирования, развития и отстаивания своих положений. Первоначальной основой ран

Православное богословие: сущность, структура и специфика развития
Рассматривая структуру религии, мы считали богословие основным компонентом религиозной идеологии. Поэтому для более детального рассмотрения сущности христианского богословия обратимся к православию

СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Анализ сущности богословско-догматических построений требует не только фиксации особенностей догматики, но и выяснения источников их формирования, чтобы постепенно погружаясь в систему религиозных

Нравственное богословие.
Не менее важной дисциплиной системы православного богословия является нравственное богословие. Оно может быть рассмотрено как система религиозно-нравственных принципов, норм и ценностей, сформулиро

Христианская мистика.
Не менее важной стороной христианского богословия является мистика. Без нее религиозная доктрина не может быть понята и раскрыта в сущностных харак-герных особенностях. Богословским основанием хрис

БОГОСЛОВИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
Важной стороной религиозной жизнедеятельности ^ церкви является реализация вероучительных положений ' в практической деятельности, в культе. Если в богословии на основе догматики доказывается и кон

С помощью догматики и на ее основе организуются, структурируются и осмысливаются все религиозные построения.
Вся эта система строго подчинена церковным ценностям. И каждый элемент этой системы, будь то догмат или вероучительное положение, несет определенную смысловую нагрузку, а само богословие наделяет 1

Причины и условия возникновения раскола
Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает "раскол, разделение, распри", стало реальной уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в эконо- мике, политике, в л

Расхождения между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа
Если сгруппировать основные различия между католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующим образом: 1. Учение о Святом Духе. В 8 члене Символа Веры с

Католицизм в Белоруссии
В настоящее время на территории нашей республики в связи с урегулированием отношений между церковью и государством функционируют более 373 (на 1.01.1996 г.) католических общин, имеется учебное заве

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ ПРОТЕСТАНТИЗМ
Понятие"протестантизм" происходит от латинскогорго1ек1ап8 (рго^е^апИя), что значит: возражающий, несогласный, и применяется для обозначения одного

Основные течения в протестантизме.
Лютеранство. Это одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. Главным пунктом богословской системы Лютера является учение о Святом Писании как единственном

Англиканская церковь.
Данное вероисповедание в системе реформаторских церковных организаций занимает особое место. Это обусловлено как спецификой его становления, так и тем, что англиканство представляет собой сплав кат

Священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.
Однако и после этого споры между католиками и реформаторами по проблемам вероисповедания не только не прекратились, но разгорались с новой силой. В 1548 г. со вступлением на королевский пр

Основные течения в исламе.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, для всех мусульман присуще довольно стойкое представление о принадлежности к общности людей, объединенны

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
БУДДИЗМ.ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА БУДДИЗМА Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н.э.). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в

Памятники на древнеиндийских диалектах.
Исключительное социальное значениедеревенских общин Индии позволило индийскому народу сохранить и развить индивидуальность своей культуры и отстоять ее под натиском времен.

Жизнь и личность Будды.
Успешному распространению раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной

Первая истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость
- страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с нелюбимым - страдание, расставание - страдание, не получение желаемого - страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы

Сансара
В переводе с санскрита хапхага обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение. Как и многие другие понятия буддизма

Нирвана
В переводе с санскрита, означает "угасание". В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги