рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозно-мифологические представления в древнем мире

Религиозно-мифологические представления в древнем мире - Лекция, раздел История, ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ Низкий Уровень Материального Производства Первобытного Общества, Ограниченнос...

Низкий уровень материального производства первобытного общества, ограниченность общественных отношений родоплеменными связями, процесс классовой дифференциации, приведший к образованию древних государств, - все это наложило особый отпечаток на содержание господствовавших религиозно-мифологических представлений того времени. Основу этих представлений составлял обобщенный родоплеменной и индивидуальный опыт.

В Древнем Египте, наряду с общепризнанными богами:Нут - богиней неба,Нуном - богом первозданного океана, Ху - богом творческого слова, Маат - богиней мирового порядка, почитались и местные боги. Человек, покидавший свой дом, свою местность и своих богов, объявлялся нечестивцем.

Статус того или иного божества зависел от социально-политического состояния племени: если племя овладевало новой территорией, то боги завоевателей становились главными, а боги побежденного племени -второстепенными.

Всевластие вождей способствовало широкому распространению убеждений в божественном происхождении царской власти, в том, что монарх - "богочеловек", он близок к миру богов и выполняет миссию посредника между богами и людьми.

Характерной особенностью верований древних была система религиозных представлений, включающая несколько уровней верований в рамках иерархической структуры сообразно степени древности, сложности и распространенности. В такой системе пережитки ранне-религиозных форм сохранялись в виде суеверий. Более


того, трансформировавшись подчас до неузнаваемости, многие элементы раннерелигиозного комплекса вошли в качестве органичных и структурно весьма существенных слагаемых в новые системы.

Памятники письменности Древнего Египта свидетельствуют о том, что уже в те времена идейная оппозиция религиозно-мифологическим традициям проявлялась в "виде сомнения в существовании загробного мира или в действенности религиозных обрядов". (Тажу-ризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. М., 1986. С.87). Так, в "Текстах пирамид" говорится о попытке восстания людей против верховного бога Ату-ма, о жестоком подавлении этого восстания богиней Око Хор. (Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. С.61-62). Дошедшая до нас из глубины веков "Песнь арфиста" воспринималась древнеегипетскими жрецами не только как выражение сомнения в существовании загробной жизни, но и как призыв к мятежу против религии и жречества. (Свободомыслие и атеизм в дрерности, средние века и эпоху Возрождения. М., 1986. С.44).

После принятия "на вооружение" принципа обожествления царской власти, в древнем государстве постепенно создавались предпосылки для утверждения государственной религии.

Через все многообразие мифов народов древнего мира просматривается идея о божественном гаранте существующих в обществе порядков. У древних египтян таким хранителем мира была богиня Маат, у древних нндоариев - богиня Рита, в Древней Греции - Дике, в Древнем Китае верховным правителем неба объявлялся Белый Дракон - Байлун. Постепенно вырисовывается идея божественного права, согласно которой земной правопорядок является составной частью мирового космического порядка. Так получала завершение идея взаимосвязи государства и религии.

Следует отметить, что в древних государствах религиозные доктрины не претендовали на свою исключительность и не отвергали религиозных представлений других народов. Примером тому может служить пантеон


богов Древней Греции, в котором 22божества почитались как наиболее важные. Наличие многобожия создало благоприятные условия не только для утверждения идей религиозной терпимости, но и для утверждения идеи значимости человека в мире, что нашло отражение в культе героев.

Одновременно с формированием религиозных идей возникали идеи свободомыслия и атеизма - два течения духовно-практического опыта освоения действительности человечеством. Эта традиция вылилась в ткань культуры и в дальнейшем получила логическое развитие в монотеистических религиях, атеистических учениях и в свободомыслии.

Зачатки свободомыслия и атеистических воззрений появились в Древней Элладе. Так, древнегреческий философКсенофан (ок. 570 - после 478 г. до н.э.), критикуя антропоморфизм греческого пантеона богов, которому он противопоставлял некое единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по своему образу и подобию. Философ-материалистДемокрит (род. ок. 470-460 г. до н.э.) выдвигал идею о возникновении веры в богов из страха человека перед грозными силами природы. Теории, подрывающие традиционные религиозные верования, властями и официальными идеологами воспринимались крайне негативно, а их создатели подвергались гонениям.

Так, уже в V в. до н.э. в Афинах, проводивших полную свободу слова, свободу мысли, отсутствовали какие-либо права на религиозное свободомыслие и атеизм, а народное собрание города-полиса приняло решение предавать суду тех, кто распространяет новое учение о мире и не верит в богов.

Именно по этой причине Протагор, усомнившийся в существовании богов, вынужден был бежать из Афин. По свидетельству Диогена Лаэртского,Анаксаго-ра (ок. 500-428 г. до н.э.) обвиняли в нечестии за то, что он назвал Солнце глыбой, огненной насквозь.

Другой античный философСократ (ок. 470-399 г. до н.э.), несмотря на то, что считал себя человеком, по-


читающим религиозные традиции, был обвинен в неуважении к богам. А так как это было весьма зыбким, то его обвинили также в развращении молодежи ложными идеями. Философские поиски Сократа в действительности были направлены на разумное объяснение природы человека, его нравственных идеалов, что подрывало традиционные формы верований. Как известно, Сократ был казнен. Древнегреческий философПлатон (427-347 гг. до н.э.) в своих произведениях о государстве обрушивался с нападками на безбожников, призывал карать их смертью, пытался теоретически обосновать требование государственного преследования лиц, нарушающих религиозно-мифологические традиции, утверждал, что необходима государственная религия, которая должна способствовать формированию единомыслия граждан и укреплению власти.

Таким образом, наличие в древних государствах установок на обязательное соблюдение религиозных традиций и обрядов, с одной стороны, и скептическое отношение к ним и даже прямое отрицание их значения, с другой, свидетельствуют о том, что уже на ранних этапах общественного развития сформировались различные подходы к религии, которые впоследствии были зафиксированы в понятиях свободы совести и вероисповедания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

В В Кудрявцев... ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозно-мифологические представления в древнем мире

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?
Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. Быть может, это временное явление, вызванное общей растерянностью в период становления рыночной экономики. Но как бы мы ни относились к с

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов:религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных орг

Ж) защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.
Для осуществления этих подобных функций религиозные организации располагают определенными учреждениями и средствами, а также санкциями, регламентированными церковными правилами и постановлениями.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под"ф

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ
Проблема возникновения и развития религии была и остается наиболее сложной и трудной для исследователей религиозного культа. Сам факт изменения формы и содержания религии в наши дни признается всем

Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.
Возникшая вместе с тотемизмом система табу (запретов) стала, в условиях первобытной родовой общины, важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Таким образом, тотемизм, с его в

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Становление и развитие независимой Республики Беларусь связано с решением многообразных проблем, от которого зависит будущее государства. Особенно актуальны проблемы строительства правового государ

Формирование представлений о религиозной свободе в эпоху Средневековья
Утверждение в Европе христианства как господствующей религии сопровождалось подавлением любых попыток инакомыслия, считающихся ересью (отступление от общепринятых правил) по отношению к ортодоксаль

Свобода совести и вероисповеданий в эпоху Возрождения
Выход на историческую арену новых производительных сил и утверждение в социальной структуре нового класса - буржуазии сопровождалось острой идеологической борьбой между противоборствующими социальн

Свобода совести и вероисповедания в период Реформации
Появление 31 октября 1517 г. 95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера принято считать началом Реформации. В этих тезисах и последующих работах Лютер связывает свободу совести христианина с требован

Свобода совести и буржуазные революции
Период с конца XVI до середины XVIII вв. характеризуется интенсивным утверждением в экономике, идеологии, политике большинства развитых государств Европы буржуазно-демократических идеалов и предста

Исторические условия становления христианства
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении ко

Тест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.
Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям (напомним, что она находилась в оппозиции к государственной религии) и не могла не вызвать чувство тревоги, а в изве

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Вероучение христианской религии с момента возникновения и по настоящее время прошло довольно тернистый путь формирования, развития и отстаивания своих положений. Первоначальной основой ран

Православное богословие: сущность, структура и специфика развития
Рассматривая структуру религии, мы считали богословие основным компонентом религиозной идеологии. Поэтому для более детального рассмотрения сущности христианского богословия обратимся к православию

СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Анализ сущности богословско-догматических построений требует не только фиксации особенностей догматики, но и выяснения источников их формирования, чтобы постепенно погружаясь в систему религиозных

Нравственное богословие.
Не менее важной дисциплиной системы православного богословия является нравственное богословие. Оно может быть рассмотрено как система религиозно-нравственных принципов, норм и ценностей, сформулиро

Христианская мистика.
Не менее важной стороной христианского богословия является мистика. Без нее религиозная доктрина не может быть понята и раскрыта в сущностных харак-герных особенностях. Богословским основанием хрис

БОГОСЛОВИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
Важной стороной религиозной жизнедеятельности ^ церкви является реализация вероучительных положений ' в практической деятельности, в культе. Если в богословии на основе догматики доказывается и кон

С помощью догматики и на ее основе организуются, структурируются и осмысливаются все религиозные построения.
Вся эта система строго подчинена церковным ценностям. И каждый элемент этой системы, будь то догмат или вероучительное положение, несет определенную смысловую нагрузку, а само богословие наделяет 1

Причины и условия возникновения раскола
Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает "раскол, разделение, распри", стало реальной уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в эконо- мике, политике, в л

Расхождения между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа
Если сгруппировать основные различия между католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующим образом: 1. Учение о Святом Духе. В 8 члене Символа Веры с

Католицизм в Белоруссии
В настоящее время на территории нашей республики в связи с урегулированием отношений между церковью и государством функционируют более 373 (на 1.01.1996 г.) католических общин, имеется учебное заве

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ ПРОТЕСТАНТИЗМ
Понятие"протестантизм" происходит от латинскогорго1ек1ап8 (рго^е^апИя), что значит: возражающий, несогласный, и применяется для обозначения одного

Основы вероучения.
Основные отличия протестантизма от православия и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопроса

Основные течения в протестантизме.
Лютеранство. Это одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. Главным пунктом богословской системы Лютера является учение о Святом Писании как единственном

Англиканская церковь.
Данное вероисповедание в системе реформаторских церковных организаций занимает особое место. Это обусловлено как спецификой его становления, так и тем, что англиканство представляет собой сплав кат

Священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.
Однако и после этого споры между католиками и реформаторами по проблемам вероисповедания не только не прекратились, но разгорались с новой силой. В 1548 г. со вступлением на королевский пр

Основные течения в исламе.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, для всех мусульман присуще довольно стойкое представление о принадлежности к общности людей, объединенны

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
БУДДИЗМ.ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА БУДДИЗМА Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н.э.). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в

Памятники на древнеиндийских диалектах.
Исключительное социальное значениедеревенских общин Индии позволило индийскому народу сохранить и развить индивидуальность своей культуры и отстоять ее под натиском времен.

Жизнь и личность Будды.
Успешному распространению раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной

Первая истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость
- страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с нелюбимым - страдание, расставание - страдание, не получение желаемого - страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы

Сансара
В переводе с санскрита хапхага обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение. Как и многие другие понятия буддизма

Нирвана
В переводе с санскрита, означает "угасание". В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги