Нетрадиционные религии

I/ Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий.

2/ Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона.

З/ Вероучение, культ и организация Международного Общества. Сознания Кришны.

1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий.

Мировые религии, наряду с национально-государственными, охва­тывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продол­жается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающи­мися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновид­ности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла (см. Таблицу 1). По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влия­ния и авторитета традиционных форм религии и появлением значи­тельного числа новых религиозных движений, организаций, куль­тов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями.

Следует отметить некоторую расплывчатость данного термина, поскольку все эти так называемые «нетрадиционные религии» обладают характерными признаками традиционных религий. Их не­традиционность проявляется не в какой-то специфике, экстрава­гантности, а в том, что они возникли сравнительно недавно, в новей­шее время и в этом смысле не являются религиозными вероиспове­даниями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в европейской или североамериканской культуре. Исследователь этой проблемы Л. Н. Митрохин предложил назвать возникшие в на­шем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические веро­вания», «альтернативные культы», «молодежные религии». Рассмо­трим же их характерные особенности и разновидности.

Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л. Н. Мит­рохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он •обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и ре­альности. 2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом». 3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следу­ет им сам. 4. Группа придерживается катастрофическо-апокалипти -ческого взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. 5. Используется опре­деленная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. 6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «тех­ника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

Исследователи нетрадиционных религий выделяют следую­щие их разновидности: 1. Неохристианские объединения — «Цер­ковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христи­анское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя стату­сом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое от­кровение и высшие нравственные предписания. 2. Саентологичес-кие (от англ. зс1епсе — наука) или наукообразные направления. Классический представитель — «Церковь саентологии» Р. Л. Хаб-барда. В этих направлениях получают мистическую трактовку раз­личные неисследованные явления природы и психики человека. 3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел — буддийский центр», «Миссия Божественно­го света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориента-листских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллек-туалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими по­тому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуист­ских и буддийских учений. 4. Сатанинские группы — «церковь Сата­ны» — провозглашают себя сознательными носителями зла и анти­подом христианства.

Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы не­сколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохрис­тианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориента-листские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христиан­ские образы и понятия.

2. Неохристианские объединения: "Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры»Виссариона.

Рассмотрим ряд таких нетрадиционных вероисповеданий. Наиболее значительное распространение получила «Церковь объединения» или «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христи­анства». «Церковь объединения» основана в 1954 году в Южной Ко­рее преподобным Сан Мун Муном. В настоящее время эта организа­ция имеет миллионы последователей в более, чем 150 странах мира. Она представляет собой целостную международную организацию. Руководящий Центр Церкви — «Всемирный Миссионерский центр» находится в Нью-Йорке. Президентом центра является преподоб­ный Кван.» Церковь объединения» зарегистрирована Министерст­вом юстиции Российской Федерации. Группы приверженцев этой церкви имеются в ряде крупных городов России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и т. д.

Основатель церкви Мун родился в 1920 году. Свое призвание он почувствовал в возрасте 16 лет, когда в состоянии глубокого мо­литвенного погружения пережил, как он утверждает, нисхождение на него Божественного откровения. В результате девятилетней ду­ховной работы он сформулировал основополагающие истины веры, изложенные им в труде под названием «Божественный Принцип».

Согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех на­ций, извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддиз­ме и других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога вне границ традиционных религий. Человеческая история складывается из трех периодов: «век Ветхого Завета», «век Нового Завета», «век Завершенного Завета». Каждому веку Бог сообщает «истину» в определенном объеме, учитывая духовный уровень лю­дей, используя различных мессий и пророков. Первый и второй пе­риоды получили свою «истину» в Библии. В 1960 году начался по­следний период — век «Завершенного Завета». Мессией третьего пе­риода Мун объявил самого себя, а свой труд «Божественный Принцип» существенным дополнением откровения.

Мун считает, что Христос создавая церковь, видел в ней не не­кую организацию, а основание Царства Божия на Земле. Цель «Церкви объединения» состоит в строительстве этого царства. По­скольку основными препятствиями для создания этого царства яв­ляются, с точки зрения Муна, расизм, войны, бедность и другие со­циальные пороки, постольку в Церкви первенствующее значение придается не индивидуальному нравственному совершенствова­нию, а активному социальному действию. Церковь ведет большую предпринимательскую деятельность. Она владеет корпорациями в пищевой промышленности, рыболовстве, производстве компьюте­ров, медицинской техники. Преподобный Мун видит в промышлен­ности фундамент, на котором будет построено «Царство Божие».

«Церковь объединения» функционирует во всем мире как «се­мья». В ней отсутствуют формальные каноны и обряды. Главное, по учению Муна, это составляющие ее люди, заботящиеся о других лю­дях. Члены церкви жертвуют религиозной общине деньги, имущест­во. Главная цель члена церкви — обрести «новое рождение» и при­нять активное участие в строительстве царства Божия.

«Церковь объединения» — это весьма развитая организация, способная потягаться с, так называемыми, традиционными религия­ми. Но выросла она до таких размеров и приняла такую форму из ма­ленькой общины — харизматического культа, пройдя все стадии ин-ституционализации, оцерковливания. Основные принципы созда­ния нетрадиционных вероисповеданий работали в ней на начальной стадии формирования. Однако они являются общими для всех воз­никающих вновь исповеданий. И в этом мы можем убедиться, изучив историю возникновения и деятельность сформировавшейся в Рос­сии и на территории бывшего СССР «Церкви Виссариона» или «Церкви Единой веры».

Родившийся 14 января 1961 года в г. Краснодаре Сергей Тороп, в мае 1990 года в г. Минусинске Челябинской области объявляет о том, что он является новым мессией, сыном Божьим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца — Виссарионом, что значит «дающий жизнь». На основе минусинского общества уфологов — кружка местной интеллигенции, интересующихся различными вне­земными неопознанными объектами, рассуждавшими о возможных формах внеземной цивилизации, увлекавшихся различными вос­точными культами, возникает харизматическая культовая община. Сергей Тороп получает имя Виссарион. Сначала он выступает как апостол, последователь Христа, а затем со временем наделяется ха­рактеристиками Живого Бога.

Виссарион начинает активную миссионерскую деятельность. В городах России и СНГ он собирает довольно крупные аудитории и создает общины своих приверженцев. В 1993 году публикуется «Сло­во Виссариона, являющееся Последним Заветом от пославшего его Отца Небесного». Это послание, как и в учении Муна, трактуется как Третий Завет. Общение с аудиторией высвечивает в содержании этого Завета определенные проблемы, и вскоре в том же году выхо дит первое дополнение к «Слову Виссариона», а в 1994 году выходит в свет второе дополнение. Чтобы повысить эффективность миссио­нерской деятельность Виссарионом и его учениками создается свое­го рода катехизис — краткое изложение его учения под названием «Основные положения учения Виссариона — учения единой веры». Приведем текст этого документа дословно.

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ВИССАРИОНА — УЧЕНИЯ ЕДИНОЙ ВЕРЫ»

Вселенная создана по воле Великого Творческого Начала — Единого, или как его называют в различных традициях: Бога Отца, Абсолюта, Высшего Разума Вселенной. Он существует в области самых тонких полей и энергий, пронизывая всю Вселенную, знает обо всем и приво­дит мир в определенную гармонию, устанавливая всеобщие Правила и Законы мироздания. Все существующее во Вселенной есть те или иные проявления полей и энергий разного качества и информацион­ной наполненности.

Поля и энергии эти, в свою очередь, являются в той или иной степени уплотненными, трансформированными энергиями Единого, как бы отторгнутыми им от Себя для того, чтобы творить. Материя в нашем традиционном понимании состоит из максимально уплотнен­ных сгустков энергии Единого (элементарные частицы, из которых состоят атомы). Энергия, с помощью которой Единый творит формы, трансформирует, питает или разрушает их, названа Духом Жизни или «Ци» — в Китае, «Прана» — в Индии.

Во Вселенной существует Великая Гармония, где все упорядо­чено и развивается на основе Высшего Разума. Во Вселенной не про­исходит ничего случайного. Любое проявление является результа­том большого количества причинно-следственных связей и регули­рующих воздействий Единого.

Вселенная развивается на основе закона Целесообразности, в соответствии с которым все сущее в своих проявлениях заботится прежде всего о себе и при этом стремится как можно меньше мешать другим, а по возможности содействовать им (взаимовыгодное со­трудничество).

Проявлением закона Целесообразности является закон «Бу­меранга» (закон Кармы) — «Все направленное тобой в Мир обяза­тельно к тебе вернется, но умноженное». Тем Вселенная отреагирует на твою деятельность, поощрит благом твои благие дела или пресе­чет отрицательным воздействием твою деятельность, несущую вред другим Членам Сообщества. В этом основа эволюции Вселенной.

Крайним проявлением закона Целесообразности является правило, гласящее: если меньшее мешает или угрожает большему, то оно подлежит уничтожению во благо большего.

В рамках Гармонии Материальной Вселенной возникло огром­ное количество Цивилизаций, проявлений Подвижного Разума Все­ленной. Но поскольку все они развиваются только на основе разум­ных логических проявлений, то во Вселенной отсутствуй - ньюе та­кие понятия как сострадание, милосердие, бескорыстная ломощь и самопожертвование, Любовь.

Гармония существует, но она холодна и жестка для нас, людей. И это не случайно, ибо Человек несет в себе зародыш новой Гармо­нии, связанной с возникновением во Вселенной Нового Творческого Начала, качественно нового Ее состояния — Бога Сына.

Рождение Его Лучезарной Сущности произошло относитель­но недавно по Вселенским масштабам у Земли. При, таянии энергий Духа Жизни Бога Единого и энергий планеты Земля, которая явля­ется живой и в определенной степени разумной сущностью, произо­шел синтез энергии поля с новыми, более утонченными и необычны­ми для Вселенной свойствами. И главное, что Родившийся Сын во­брал в себя все свойства Творца Отца Своего, и к этому добавилась еще способность творить не на основе холодного Разума, а на основе Любви — трепетного и нежного отношения ко всему, что тебя окру­жает, в стремлении все согреть, защитить, сделать прекрасное не­зависимо от того, что окружающее несет тебе, и не задумываясь, бу­дет ли тебе благо за твое благо. Так родилось и существует пока только у Земли качественно новое состояние Вселенной — Духов­ное, которое с благословения Бога единого должно постоянно разви­ваться, заполнять всю Вселенную, неся ей Новую Гармонию союза Разума и Любви.

Для того, чтобы проявиться во Вселенной, творить и умножать Силы Свои, Богу Сыну потребовались помощники. С этой целью и были созданы люди. Богом Единым на основе существовавшей на Земле ранее юной цивилизации были подготовлены плоти с необхо­димыми качествами. .И в эти плоти, состоящие из плотного тела, энергетических тел и разума, Бог Сын начал вкладывать частицы своей уникальной Духовной Ткани на вызревание.

На неуничтожимой сверхтонкой Духовной Ткани для каж­дого человека была написана его индивидуальность, предначер­тание или программа его индивидуального развития, и там же стала откладываться память проживаемой жизни, трансформи­руемая в особые качества творения. Это и есть Душа живая или собственно Человек, так как плоть после ее износа может заме­няться на новую, являясь инструментом для развития Души. Ду­ша же сохраняет свою индивидуальность даже после смерти, ибо духовная ткань по предначертанию должна бесконечно развива­ясь, заполнять всю Вселенную. Душа, поэтому, может существо­вать вечно.

Таким образом, в Человеке заложено два великих начала. Плоть его развивается на основе законов Материальной Вселенной Бога Единого. Душа — на основе нового закона — закона Любви, за­кона Духовной Вселенной Бога Сына.

Бог Сын является тем Великим Началом, что породило челове­чество, крайне заинтересован в его существовании и терпеливо ве­дет нас по новому, еще не пройденному никем во Вселенной Пути. Он то и является Отцом Нашим Небесным.

В настоящее время на Земле происходит подготовка Человека как помощника Отцу Своему Великому. Главное при этом сформиро­вать в себе способность устойчиво управлять плотью своей (физиче­ским телом, эмоциями и разумом) в процессе творения во благо окру­жающего мира, наполняя труд свой любовью, добром, милосердием, состраданием, творчеством. Научиться ни в коем случае не допус­кать негативного отношения к окружающему, какую бы боль его про­явления не несли тебе. Человечество должно стать абсолютно невре­доносным. Только тогда его можно допустить на следующую ступень развития — творения Любви, Добра и Красоты уже во Вселенной.

Развитие духовной ткани основано на законе Отдачи. Душа растет и крепнет, обретает необходимые качества тогда, когда че­ловек отдает тепло души своей людям, окружающему Миру через деяния рук своих. Причем необходимо научиться отдавать тепло и добро даже тем, кто несет тебе агрессию, страдание, разрушение. При этом основной формой духовного развития является сама жизнь, в сложных проявлениях которой Человек получает уроки и испытания, формирующие особые качества его Души. Но важно знать законы и основы нашего развития, иначе уроки могут пойти не в прок. А неправильно пройденные испытания ведут к падению, загрязнению и утрате Душой своих уникальных качеств. Нанося вред окружающему Миру, Человек и Человечество в целом вклю­чают механизм своего самоуничтожения по суровому закону Мате­риальной Вселенной.

В настоящее время на Земле начался сложный и ответствен­ный процесс перехода Человечества в новое качественное состояние. Люди должны будут понять правила своего развития во Вселенной, войти в Гармонию с Ней на основе расцвета Души и достижения аб­солютной невредоносности.

Сохранившие в себе хоть малейшие проявления агрессии по отношению к окружающему миру, должны будут закончить свое существование в результате тяжелого воздействия Земли и Все­ленной.

Правила и сроки этого перехода, а также силы духовные для достойного преодоления его даются ныне Отцом Небесным детям своим через Слово Свое Живое — особую избранную плоть — проводника Духа Святого и Великой Мудрости Творца. Новое духов-Гное имя Учителя Любви — Виссарион, что значит «Дающий Жизнь». Учение Его призвано объединить все Религии и Духовные учения в Одну Религию Всеединства, Религию Единой Веры, ^сформировать миропонимание людей Новой Эпохи — эпохи Любви, Истины и Света, заложить основу духовного и культурного . единения Человечества в Единый Народ на Земле и наметить пути —развития его во Вселенной.

Таким образом, миропонимание, формирующееся в настоя-цее время у большого количества людей на основе Учения Виссари­она, несет мощное мировоззренческое содержание, закладывает вы­сокие нравственные основы практической жизни и деятельности че-^ловека, указывает пути выхода Человечества из опасного кризиса и является в связи с этим бесценным общечеловеческим достоянием, подлежащим широкому и быстрому развитию и распространению не только в России, но и во всем Мире.»

Религиозная организация — «Церковь Единой веры» официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федера­ции. Центр ее находится в г. Минусинске. Там же проживает Висса­рион, собираются наиболее преданные его последователи. Они продают свое имущество и все деньги жертвуют на строительство храма, в котором хотят встретить Конец Света.

Ощущения скорого Конца Света — одно из характернейших настроений среди членов этой общины. Они разрушили свои тради­ционные социальные связи, бросили работу, ушли из семьи, живут своей особой семьей или «коммуной». Те из них, кто сохранил какие-то средства, могут снимать жилье, более или менее регулярно пи­таться. Большинство же влачат жалкое существование, ведут полу­голодный образ жизни. Но это их не очень беспокоит. В общине суще­ствуют большие ограничения на те или иные виды пищи: мясо, молоко, хлеб и т. д. Члены общины крайне озабочены тем, чтобы не нарушать этот запрет. Виссарион периодически дает им разъясне­ния как по вопросам вероучения, культовой деятельности, так и по повседневному поведению. Он сам больше не занимается миссионер­ской деятельностью. Живет обособленно, общается только с самыми приближенными. И даже для членов общины, живущих в Минусин­ске, встреча с ним — большая редкость.

Интересен состав Виссарионовских общин. Они в основном со­стоят из интеллигентных людей, имеющих высшее образование, включая лиц, имеющих ученые степени и звания. Многочисленную прослойку составляют представители естественных и технических наук. В основном это люди среднего возраста 25-45 лет.