Сакральные тексты мировых религий.

Учение Буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Типитака» (три корзины).

1. жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций нематериальных частиц – дхарм

2. сочетание дхарм определяют бытие человека, животного, растения, камня и т.д.

3. распад комбинаций – смерть. Но дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию. Этим определяется перерождение индивида в соответствие с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

4. основа учении – «четыре великие истины» (которые открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его «просветления»): жизнь есть страдание; причина всех страданий – желания; страдания можно прекратить путем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этого нужно вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания». «Правильное поведение» - жизнь в соответствии с принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Также для монахов основной линией поведения должен стать аскетизм (например, монахам запрещено спать на удобной постели, есть после полудня, владеть золотом и серебром и т.д.). «Правильное знание» - самоуглубление и внутреннее созерцание – медитация.

5. люди не одиноки на пути к просветлению. Им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе) и бодхисаттвы – существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.

 

Билет 11.