рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идейные и социально-исторические предпосылки возникновения христианства.

Идейные и социально-исторические предпосылки возникновения христианства. - раздел История, Билет 1 История возникновения ислама Палестина Находилась В 1 В. Н Э В Составе Римской Империи. Население Было Пёс...

Палестина находилась в 1 в. н э в составе Римской империи. Население было пёстрым по этническому составу. Палестинские евреи на некоторое время (со 140 г до н э по 63 г до н э) добиваются политической независимости. В 63 г до н э римский полководец Гней Помпей ввёл в Иудею войска e страна стала частью Римской империи. В 6 г н э Иудея и Самария были лишены остатков самоуправления e правление осуществлялось непосредственно римским наместником.

Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения Палестины как трагедия. В политических событиях был усмотрен религиозный смысл. Распространилась идея божественного возмездия за нарушение религиозных обычаев и запретов, которые усиливали позиции еврейских религиозных националистических группировок хасидеев, фарисеев. Фарисеи выступили за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами, за соблюдение внешних норм поведения (e их обвинение в ханжестве).

Кон 1 в до н э – нач 1 в н э - появляются радикальные движения зелотов и сикариев (представители социальных низов и маргинальных элементов), которые выступили за вооружённую борьбу с Римом и местной знатью. Вместе с фарисеями зелоты и сикарии принимали участие в антиримских войнах 66­­­­­­­-70 и 132-135 гг.

Недовольство иноземным владычеством, мало считавшимся с местными традициями и религиозными святынями, разочарования, вызванные подавлением антиримских восстаний, нарастание социального и имущественного расслоения и внутренних противоречий порождали настроения неуверенности, апатии, бесперспективности, мистических ожиданий.

В 1 в н э в Палестине появляется большое количество бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии, который спасёт народ и станет «царём иудейским». Распространились различные религиозные течения, среди которых община ессеев обладала чертами, которые впоследствии оказались присущи и ранним христианам. Им был характерен мессианизм – ожидание скорого пришествия Учителя праведности, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин и отношение к собственности. В общинах проповедовалось равенство членов, существовала общность имущества. Империя систематически грабила покорённые народы и страны посредством взимания налогов (римляне от налогов были освобождены) + дешёвые рабы из стран Средиземноморья e постепенное исчезновение свободного крестьянства. Обострялись противоречия между рабами и свободными, между римскими гражданами и подданными провинций…

Радугин:

После смерти и воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме осталась об­щина его последователей во главе с апостолом Петром. Помимо этой об­щины к 60-м годам I века на территории Палестины существовало еще несколько раннехристианских общин. Наличие таких общин на данной территории подтверждено данными науки. В 1947 году недалеко от Мертвого моря (район Вади-Кумран) учеными были обнаружены древние свитки, ставшие известными мировой общественности под на­званием Кумранских рукописей. Эти рукописи рассказали о поселе­нии иудаистской секты эссенов, которая по многим положениям веро­учения и культа, а также образу жизни, была близка к христианству. Члены этой секты называли себя «Новым союзом», «Общиной нищих», а свое учение «Новым заветом». В рукописях речь идет об «учителе праведности», который говорил о неизбежном конце света, после кото­рого «Бог будет судить человеческие души по их вере». Ессены не были сторонниками идеи, что только евреи — особый богоизбранный народ. Они считали главным не этнический фактор, а духовное единство. В этой общине были простые обряды, такие как крещение, хлебопреломление, общее имущество, взаимная поддержка всех членов.

К середине I века настало время, когда уверенность римлян в том, что их мир наилучший из возможных миров, осталось в про­шлом, на смену этой уверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В со­циальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, вос­стания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчеза­ют, но ищут иные формы своего удовлетворения.

Христианство в Римской империи первоначально восприни­малось большинством людей как ясная и понятная форма социаль­ного протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуз­дать властьимущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социаль­ной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец су­ществующего миропорядка и установление «Царства Небесного», благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстанов­лена справедливость, восторжествует праведность над неправедно­стью, бедные над богатыми.

Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости — таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христиан сотни ты­сяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из На­горной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего, было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь — там будут первыми. Зло бу­дет наказано, а добродетель вознаграждена, Страшный суд свер­шится и всем воздается по их делам.

Но только этой стороной христианской проповеди, удовлетво­ряющей социальньм чаяниям масс, не объяснить широчайшего вли­яния христианства, тех значительных темпов его распространения на территории Римской империи в I—II в. н. э. Причина этого кроется в тех богоискательских тенденциях, которые были характерны для Римского общества в период его глубочайшего кризиса. Социально-психологические корни богоискательства этой эпохи следует искать в настроении беспомощности, покинутости, переходящих в отчаяние и безысходность, в слепую покорность судьбе. Окружающий мир представлялся людям той эпохи погрязшим в пороке и зле, и обычно­му человеку ничего не оставалось делать как покориться, следовать своей участи, пассивно ожидать и надеяться на некое мистическое спасение. В общественном сознании того времени господствующее положение приобретает идея рока, судьбы, неотвратимости того, что предначертано свыше. Свое философское выражение эта идея полу­чила в позднем стоицизме.

В трактовке стоиков, мир представляет собой единое, целост­ное образование. Единый мировой порядок существует благодаря единству и всеобщности божественного Логоса. Божественный ми­ровой Логос является семенем мира, распадающимся на множество семян — Логосов. Каждое семя содержит в себе мысль, разумное на­чало, предопределяющее судьбу каждой части целого. Поэтому по своей сущности мировой Логос тождественен мировой судьбе, боже­ственному промыслу, сотворившему мир и управляющему его суще­ствованием. «Захочешь ли назвать бога судьбой, — спрашивает Сенека и отвечает, — не ошибешься, ведь от него все зависит, он причи­на всех причин. Хочешь назвать его провидением, верно будет сказано, ведь его мудрость все направляет, чтобы не было в мире бес­порядка, и все получило разумный смысл и объяснение. Назовешь ли его природой, не согрешишь против истины, от него все рождено, его дыханием живет. Назовешь его миром, не обманешься. Ведь он есть то целое, что ты видишь, совершенство во всех составляющих час­тях, сам сохраняющий себя, своей силой».

Стоицизм предоставил христианству не только методологи­ческие установки для формирования мировоззрения, но и систему нравственных ценностей. Для него характерна проповедь аполитиз­ма, пренебрежение к реалиям конкретной социальной жизни, отри­цание ценности предметно-телесного и противопоставление теле­сному духовного как более высокой сферы жизненных интересов. «Я не так мал, чтобы быть рабом своему телу — Я на него гляжу не иначе как на цепь, сковавшую свою свободу» — пишет Сенека свое­му другу и покровителю Луцилию. «Помните, — убеждал Сенека,— ничто кроме души не достойно восхищения, а для великой души все меньше ее».

В своей нравственной проповеди Сенека призывал создавать между людьми особое содружество, проникнутое невидимой, но са­мой прочной связью — общину святых праведников, соединяющую в себе мир божественный и мир человеческий. Такую общину, по его мнению, способны создать люди, воплотившие в себе идеалы мудре­ца — стоика. Это люди, свободные от всевозможных страстей и по­требностей, настоящие хозяева самих себя, обладающие всеми доб­родетелями, всегда поступающие правильно и достигшие всех этих качеств отношением непротивления и религиозной покорности к провиденциальному устройству мира. «Мы должны представить в воображении своем два государства: одно, которое включает в себя богов и людей, в нем наш взор не ограничен тем или иным уголком земли, и другое — это то, которому нас приписала случайность. Есть такие люди, которые служат и большому и малому государству, есть такие, которые служат только малому». «Несомненно, — считает Се­нека, — правильный выбор сделали служащие «большому государ тву». Эта идея религиозного космополитизма была созвучна ожида­ниям избавления, грядущего царства Божия, всемирного религиоз­ного братства, в недрах которого могут найти себе место разные племена и народы. Христианству были также созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничении в пользовании материаль­ными благами, недопустимость разгула страстей, скромность и уме­ренность в повседневной жизни.

Другой не менее важный вклад в формирование и усвоение христианского учения, в особенности в среде интеллигенции, внес еврейский философ из Александрии Филон. Философия Филона ба­зировалась на представлении о Боге как высшем существе, стоящем вне времени и пространства, трансцендентном миру (находящемся за пределами мира). В силу своей трансценденции Бог не может вступить в непосредственный контакт с миром, для этого нужен по­средник. На мифологическом уровне эта проблема была разрешена в христианстве через образ агнца — Иисуса Христа, принявшего жертвенную смерть за грехи человечества во имя его спасения. Од­нако становящемуся христианству требовалось дать решение этой проблемы на теоретическом уровне. На этой основе сформировалась так называемая христологическая проблема, которая с особой силой стимулировала богословские поиски, открывала широкое поле для философских размышлений.

В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили ос­новные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни неоплатоники не со­здали концепцию бога-личности. Они трактовали божество как не­кое абстрактно-безличное первоначало, произведшее из себя все бытие. Личностное понимание Бога впервые дано Филоном Александрийским.

«То, что — личность, неповторимо и неразрушимо, не состав­лено из чего-то внеличного», — рассуждал Филон. Попытка объяс­нить личность причинно-генетически приводит к переходу от одного элемента к другому, вплоть до бесконечности. При этом дроблении теряется личность. Следовательно, чтобы сохранить личность во всей индивидуальности, своеобразии и единстве необходимо допус­тить, что она может быть сотворена из ничего, без всяких предпосы­лок. Личность, так же как и Бог, — беспредпосылочна. Если Бог — аб­солютное начало, то он не может не быть личностью, ибо если он не личность, то ему что-то предшествовало, а, следовательно, он не аб­солютное начало. Таким образом, Бог — это личность и требует лич­ностного отношения и понимания.

Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в направлении христианского мировоззрения, но не давала пол­ного понимания преодоления пропасти между Богом и миром. Необхо­димо было ввести опосредующие силы. Для этой цели Филон использу­ет одно из центральных понятий античной философии — понятие Ло­госа. Так же как и в античной философии, Логос у Филона наделяется рационально-логической и структурно-упорядочивающей функцией. Логос — это мировой порядок, красота и гармония. Это закон, приводя­щий все разнообразие вещей к единству. От него всякая форма, всякая устойчивость и определенность, Взятый сам по себе, в абстракции от те­лесных вещей. Логос есть царство вечных умопостигаемых идей, тож­дественных с божественными мыслями. Мир создается Богом по модели этих идей и служит им отображением.

Но в отличии от античной философии, Логос у Филона высту­пает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть боже­ственный разум. После сотворения реального мира божественный разум сделался имманентным миру. Соответственно идеи и логосы, как божественные составляющие также становятся имманентными миру. В представлении Филона о Логосе не доставало лишь отожде­ствления его с мессией — Христом. Логос, отождествленный с Хрис­том, появится вскоре после смерти Филона в Евангелии от Иоанна:

«Вначале было Слово (в греческом подлиннике Логос) и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Ин, 1,1). И далее автор сочинения сближает Иисуса Христа, с Богом через Логос. «Слово стало плотью и обитало в нем» (Ин, 1,4). Таким образом, возникает версия, что извечно суще­ствовавший Логос воплотился в Иисуса Христа. Иисус Христос ин­терпретируется как Бог, но понятие «Бог» — не тождественно поня­тию «Христос». Между ними существует известное различие, ибо иначе трудно понять смысл земного существования Логоса, его цель и назначение в мире. Бог-Отец невидим, а Логос-Сын должен вопло­титься среди людей, чтобы они через него узнали об Отце.

 

Билет 14.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Билет 1 История возникновения ислама

Ислам... I История возникновения ислама... Особенности вероучения и культа ислама История возникновения ислама Ислам...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идейные и социально-исторические предпосылки возникновения христианства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные концепции религии
Религиоведение — это комплексная отрасль человеческого знания. Оно сформировалось в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли. Но методология подхода к

История возникновения ислама.
Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют около 860 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной ре­лигией (Е

Особенности вероучения и культа ислама.
Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» — Коране (араб. куран — чтение). Как и другие мировые религии, ислам является религией откровения. По му­суль

Религия в системе культуры.
Религия – одна из областей духовной культуры. Культура (в религиоведении) – совокупность приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деят

Возникновение протестантизма в ходе Реформации.
Третьей крупной разновидностью христианства является протес­тантизм. Протестантизм возник вследствие второго наиболее круп­ного раскола в христианстве. В данном случае раскол произ

Общее в вероучении и культе протестанстких вероисповеданий
Что же общего в вероучении и культе протестантских вероисповеда­ний. Почему мы можем говорить о протестантизме как едином на­правлении в христианстве? Протестанты отвергают догмат о спа

Основные направления протестантизма.
Исторически первой и одной из самых крупных по числу последователей разновидностей протестантизма является люте­ранство или евангелическая церковь. В настоящее время к нему

Функции, роль и структура религии.
Структура современных религий: I/ Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон. 2/ Религиозный культ

Что такое «свобода совести»?
I/ История формирования представлений о свободе совести. 2/ Законодательное обеспечение свободы совести в современной России. История формирования представлений о с

Законодательное обеспечение свободы совести в современной России.
Международные акты по вопросам свободы совести послужили им­пульсом для изменения государственно-церковных отношений в на­шей стране. Уже в 70-е годы появился ряд законодательных актов, расширяющих

Основные теории происхождения религии.
Концепция «прамонотеизма», или первобытного монотеизма: сторонники – Э.Лэнг («Становление религии»), В.Шмидт («Происхождение идеи Бога»). Суть идеи

Особенности вероучения и культа католицизма.
Как следует из предыдущих лекций, христианство никогда не представ­ляло собой единого течения. С самого начала формирования, в нем суще­ствовали различные направления и ответвления. Наибо

Организация управления Римской католической церковью.
С особенностями вероучения и культа тесно связана организация управления Римской католической церковью. В отличие от право­славия, католицизм объединен в единую централизованную органи­зацию

Основные направления деятельности и социального учения современной Римской католической церкви.
Важной структурной единицей Римской католической церкви явля­ются монашеские ордены, которые организованы в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орден

Типология религии.
родо-племенные народностно-национальные мировые Сложились в условиях первобытнообщинного строя. Стихийно врастали из обще

Нетрадиционные религии
I/ Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий. 2/ Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона. З/ Вероу

Вероучение, культ и организация международного Общества Сознания Кришны.
Наиболее крупной из неоориенталистских современных вероиспо­веданий является «Международное Общество Сознания Кришны» (религиозная организация вайшнавов). «Международное Общество Сознания

География распространения религий (в мире и в РФ).
Религия Всего Процент   Общеенаселение   Христианевсего   Католики   Протестанты   Православные   Англиканцы &n

Основные расколы в христианстве.
В реальной истории христианство никогда не представляло единой организации. В мно­гочисленных провинциях Римской империи оно приобретало свою специфику, приспосабливаясь к условиям каждого региона,

Возникновение и эволюция раннего христианства.
Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, древних восточных религий, философские воззрения… Всё это обогащало и цементировало новую религию, способную противоп

Предмет религиоведения.
Как самостоятельная отрасль знания складывается с 19 века. Находится на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии и т.д. Религиоведение из

Буддизм
I/ Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ. 2/ Особенности региональных форм буддизма: чань-буддизм и ламаизм. Возникновение буддизма. Будди

Ранние формы религиозных верований
Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. После того, как мы познакомились с основными элементами религии получили представление о религиозной системе

Православие: вероучение, организация и культ.
В предыдущем разделе мы проанализировали общие закономернос­ти формирования христианской церкви, выявили особенности церк­ви как социальной организации. В данном разделе речь шла об общей логике ст

Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
В предыдущем разделе была дана общая характеристика правосла­вия. Теперь перейдем к рассмотрению особенностей деятельности Русской православной церкви. Христианство в форме православного вероучения

Сакральные тексты мировых религий.
Учение Буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Типитака» (три корзины). 1. жизнь во всех ее проявлениях есть выражение ра

Организация и управление современной Русской православной церкви.
Рассмотрев историю взаимоотношения церкви и государства, перейдем к рассмотрению организации управления современной Русской Православной церкви. Высшим коллективным органом вла­сти является Поместн

Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
Русская православная церковь (РПЦ) без сомнения является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней, вне рамок РПЦ в течение длительного времени в Российской им­перии,

Основные направления в исламе.
Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. Непосредственным импульсом этого разделения

Основные направления в буддизме.
В Индии сформировались основы вероучения, культа и организаций буддизма. В ходе исторического развития он претерпел там стадии расцвета и постепенной утраты своего влияния. Брахманизм и индуизм ока

Концепция «последнего пророка» в исламе.
В трактовке мусульманских теологов эта идея звучит таким образом: пророк Му­хаммед был последним посланником Бога на Земле, он принес оконча­тельную истину, и это свидетельствует об исключительност

Иудаизм.
Иудаизм — это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция

Особенности превращения христианства в государственную религию Римской империи
Особенности превращения христианства в государственную религию Римской империи: 1. первоначальное христианство существовало в виде разнородных общин без всякой организации (управляемые «Св

Ислам в России
Близкие контакты с исламом были установлены в эпоху татаро-монгольского нашествия, после принятия Золотой Ордой ислама, а затем в русско-турецких войнах и войнах с Ираном. Роль ислама учитывалась в

Что такое старообрядчество
Большинство старообрядцев верило, что с началом исправления богослужебных книг наступило царство антихриста. Культовые изменения вносились не соборным определением, а впервые вводились властью патр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги