Большинство старообрядцев верило, что с началом исправления богослужебных книг наступило царство антихриста. Культовые изменения вносились не соборным определением, а впервые вводились властью патриарха e усиление автономии церкви (истинная причина раскола!!!!!!!!!!)
Большой собор предал анафеме и лишил сана нераскаявшихся старообрядцев (в т.ч. Аввакума). 1658 г. – собор Соловецкого монастыря решил не вводить новые книги и обряды. Посланного для введения новых обрядов и книг в 1667 г. На Соловки игумена монахи не приняли, заточившись за монастырскими стенами e Алексей Михайлович приказал осадить монастырь e почти 8 лет длилась осада.
В 1685 г. Боярская дума запретила раскол русском государстве.
Выступления старообрядцев принимали черты не только антицерковного, но и антигосударственного протеста. К старообрядцам примыкали те, кто страшился усиления царской власти и её наступления на церковь.
Среди старообрядцев распространялось убеждение о воцарении в Москве антихриста, о близости конца мира e самосожжения (до 1690 г. Погибло около 20 тыс. чел.)
Старообрядцы массово переселялись в малонаселённые районы.
В конце 17 в. Старообрядчество распалось на
1)поповцев(признавали священников; в основном – торгово-промышленные круги)
2)беспоповцев (отвергали церковную иерархию; различные слои крестьянства)
Характерные черты беспоповцев:
- обязательно безбрачие
- из 7 таинств признаны 2 – крещение и покаяние
- вера в скорый конец света и второе пришествие Иисуса Христа
На Поместном соборе Русской православной церкви в 1971 г. Анафема на старообрядцев была снята, а с 1974 г она была снята и Русской православной церковью за границей.
В настоящее время в РФ и за рубежом примерно 2 млн. старообрядцев.