рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

До наших дней

До наших дней - раздел История, История России С древнейших времен     Введение   Прошлое Не ...

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте со-

циальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого

опыта - первейшая задача истории.

 

Historia est magistra vitae ("История - наставница жизни") - говори-

ли древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные пе-

риоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового соци-

ального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным,

непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости,

свободе, равенству, красоте.

 

Выдающийся русский историк, профессор Московского университе-

та В.О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых

записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не

научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает

истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал:

 

"Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже

тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебре-

жение". Хотелось бы напомнить еще один афоризм: "Ложь в истолко-

вании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастро-

фу в будущем".

 

История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом

истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические

силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому

в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается не-

прекращающаяся борьба различных идей и мнений.

 

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого

дает определенные основания для скептического отношения к истории

как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического

развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется

для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение,

каждая партия переписывает историю заново, что это "политика, опро-

кинутая в прошлое". Высказывается точка зрения, что прошлое можно

объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики

также утверждают, что в век научно-технической революции история

только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую

точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоя-

тельности истории как науки приводится мысль о невозможности ре-

конструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентатив-

 

I* 3

 

носта (непредставитеяьности) сохранившихся данных о реально проис-

ходивших событиях.

 

И все-таки, несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные

вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных

фактов, существует объективная истина. Не обвинять, а изучать про-

шлое, объяснять его - задача научного знания. Поиски истины в исто-

рии, историческое познание - сложный, трудоемкий и интересный про-

цесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и

определенного профессионального мастерства.

 

Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет

права на обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утвержде-

ние истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь со-

циальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, ис-

тория передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого

опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скепти-

ков, роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изу-

чают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит

современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для про-

гнозирования будущего.

 

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического

процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается

от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и

открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития

других отраслей знания (культорологии, исторической психологии, со-

циологии и др.), методы обработки и анализа источников (например,

применение математических методов). Многие факты, события, явления

нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего

кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцени-

ваются иначе, чем пять - десять лет тому назад. Все это - свидетельства

того, что историю переписывают не только из политической конъюнк-

туры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.

 

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во ^

все времена. Всестороннее научное исследование материальной и ду-

ховной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и прони-

цательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетель- i

ствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять совре-

менность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу макси-

мально точного научного осознания прошлого, что имеет не только

нравственную, но и практическую ценность.

 

Великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов писал, что

история "дает государям примеры правления, подданным - повиновения,

воинам - мужества, судьям - правосудия, младым - старых разум, пре-

 

старелым - сугубую твердость в советах, каждому - незлобивое увесе-

ление с несказанною пользою соединенное". Говоря о роли истории в

жизни людей, "птенец гнезда Петрова" В.Н. Татищев писал: "Можно

кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, промысл, наука,

ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без зна-

ния оной совершен, мудр и полезен быть не может".

 

***

 

Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории.

Доказательность выводов - обязательная черта научного знания. Исто-

рия как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в дру-

гих науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти

факты извлекаются из исторических источников. Исторические источ-

ники — это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) истори-

ческих источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразитель-

ные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные,

изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исто-

рические источники во всей их совокупности, не имеют права "играть"

в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения.

 

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяс-

нения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические

концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание кон-

кретных фактов, с другой - историк должен осмыслить всю совокуп-

ность фактов с целью выявления причин закономерностей развития об-

щества.

 

В разное время историки по-разному объясняли причины и законо-

мерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Несто-

ра считали, что мир развивается по божественному провидению и боже-

ственной воле.

 

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического зна-

ния историки в качестве определяющей силы исторического процесса

стали искать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765)

и В.Н. Татищев (1686-1750), стоявшие у истоков русской исторической

науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического

процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н.М. Карамзина

(1766-1826) ("История государства Российского"), - необходимость для

России мудрого самодержавия.

 

Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1870)

видел ход истории нашей

страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государст-

венности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и

ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

 

Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911) ("Курс рус-

ской истории"), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо

выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этниче-

ский, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных

для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и при-

рода страны - вот те три основные силы, которые строят людское об-

щежитие". Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Плато-

нов (1850-1933), чьи "Лекции по русской истории" неоднократно, как и

труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, переиздава-

лись в последние годы.

 

В советский период историки особенно успешно изучали социально-

экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявле-

ны и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако

господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской

концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из

определяющей роли материального производства в жизни людей и виде-

ли смысл исторического развития в переходе от одной общественно-

экономической формации к другой, завершающемся построением на

земле коммунистического общества.

 

Авторы настоящего учебника считают, что история России - часть

мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов

и особенности русского варианта пути развития человеческой цивили-

зации. Авторы видят свою задачу в том, чтобы показать, как в рамках

общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразий-

ское геополитическое пространство. Как сказались на его развитии

природа и климат, соотношение размеров территории и ее заселенно-

сти, многонациональный и многоконфессионный состав населения, не-

обходимосгь освоения территории, внешние факторы и т.п.

 

В основу учебника положены лекции, которые читались в Москов-

ском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Российском

университете дружбы народов. Литературном институте им. A.M. Горь-

кого.

 

Текст учебника подготовлен коллективом авторов: А.С. Орлов

(введение, главы 1-17). Н.Г. и В.А. Георгиевы (главы 18-32, 35, 37, па-

раграфы "Внутреннее положение РСФСР в 1920 - начале 1921 г." и

"Новая экономическая политика" главы 33, параграф "СССР в 1938 -

начале 1941 г." главы 34); Т.А. Сивохина (главы 34, 36, 38-43). Схемы,

хронологические и другие таблицы составлены авторами.

 

Глава 1.

 

НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА

 

НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

 

Современная наука пришла к выводу, что все многообразие нынеш-

них космических объектов образовалось около 20 миллиардов лет тому

назад. Солнце - одна из множества звезд нашей галактики возникло

10 миллиардов лет тому назад. Наша Земля - рядовая планета Солнеч-

ной системы - имеет возраст 4,6 миллиарда лет. Сейчас принято счи-

тать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет

тому назад.

 

Периодизация истории человечества на стадии первобытно-

общинного строя довольно сложна. Известно несколько ее вариантов.

Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с нею

история человечества делится на три больших этапа в зависимости от

материала, яз которого изготовлялись используемые человеком орудия

труда (каменный век: 3 млн. лет тому назад - конец Ш тысячелетия до

н.э.; бронзовый век: с конца Ш тысячелетия до н.э. - I тысячелетие до

н.э.; железный век — с I тысячелетия до н.э.

 

КАМЕННЫЙ ВЕК

 

У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных

орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремен-

но. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч.

"антропос" - человек, "генезис" - происхождение) и формирования

человеческого общества (сощюгенез, от лат. "сопиетас" - общество и

греч. "генезис" — происхождение).

 

Древнейшие предки современного человека походили на человеко-

образных обезьян, которые в отличие от животных умели производить

орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны полу-

чил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция

хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн. лет тому назад так назы-

ваемых питекантропов (от греч. "питекос" — обезьяна, "антропос" -

человек) или архантропов (от греч. "ахайос" - древний). Архантропы

были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились

более развитым типом человека - палеоантропами или неандертальцами

(по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

 

 

В период раннего каменного века - палеолита* (примерно 700 тыс,

лет тому назад) человек проник на территорию Восточной Европы. За-

селение шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших

людей в Крыму (пещеры Киик-Коба), в Абхазии (недалеко от Сухуми -

Яшгух), в Армении (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), а также

в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента). В районе Житомира

и на Днестре найдены следы пребывания здесь людей 500-300 тыс. лет

тому назад.

 

Великий ледник. Примерно 100 тыс. лет тому назад значительную

часть территории Европы занимал огромный ледник толщиной до двух

километров (с тех пор образовались снежные вершины Альп и Сканди-

навских гор). Возникновение ледника сказалось на развитии человече-

ства. Суровый климат заставил человека использовать природный огонь,

а затем и добывать его. Это помогло человеку выжить в условиях рез-

кого похолодания. Люди научились делать из камня и кости колющие и

режущие предметы (каменные ножи, наконечники для копий, скребки,

иглы и т.п.). Очевидно, к этому времени относится зарождение члено-

раздельной речи и родовой организации общества. Стали возникать пер-

вые, еще крайне смутные религиозные представления, о чем свидетель-

ствует появление искусственных захоронений.

 

Трудности борьбы за существование, страх перед силами природы и

неумение их объяснить явились причинами возникновения языческой

религии. Язычество представляло собой обожествление сил природы,

животных, растений, добрых и злых духов. Этот огромный комплекс

первобытных верований, обычаев, обрядов предшествовал распростра-

нению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма и др.).

 

В период позднего палеолита (35-10 тысячелетий тому назад) закон-

чилось таяние ледника и установился климат, похожий на современный.

Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие ору-

дий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между

полами существенно изменили физический тип человека. Именно к

этому времени относится превращение человека умелого (homo habilis)

в человека разумного (homo sapiens). По месту первой находки его на-

зывают кроманьонцем (местность Кроманьон во Франции). Тогда же,

очевидно, в результате приспособления к среде в условиях существова-

ния резких отличий в климате между разными регионами земного шара

 

' Палеолит - древний каменный век (от греч. "палайос" - древний, "литое" -

камень). Соответственно: "мезос" - средний, "неос" - новый; отсюда - мезолит,

неолит.

 

сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроид-

ная и монголоидная).

 

Дальнейшее развитие получила обработка камня и особенно кости и

рога. Ученые иногда называют поздний палеолит "костяным веком". К

находкам этого времени относят кинжалы, наконечники копий, гарпу-

ны, игаы с ушком, шилья и т.п. Обнаружены следы первых долговре-

менных поселений. Жилищем служили уже не только пещеры, но и

шалаши и землянки, построенные человеком. Найдены остатки украше-

ний, которые позволяют воспроизвести одежду того времени.

 

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду прихо-

дит более высокая форма организации общества - родовая община. Ро-

довая община - это объединение людей одного рода, имеющих коллек-

тивную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и

полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.

 

До появления парного брака родство устанавливалось по материн-

ской линии. Женщина в это время играла ведущую роль в хозяйстве,

что определило первую ступень родового строя - матриархат, продол-

жавшийся до времени распространения металла.

 

До нас дошли многие произведения искусства, созданные в эпоху

позднего палеолита. Живописные красочные наскальные изображения

животных, на которых охотились люди того времени (мамонты, бизоны,

медведи, олени, лошади и др.), а также статуэтки, изображающие жен-

ское божество, обнаружены в пещерах и на стоянках во Франции, Ита-

лии, на Южном Урале (знаменитая Капова пещера).

 

В мезолите, или среднекаменном веке (10-8 тыс. лет тому назад),

новые успехи были сделаны в обработке камня. Наконечники и лезвия

ножей, копий, гарпунов делались тогда уже как своеобразные вкладыши

из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стали использо-

вать каменный топор. Одним из важнейших достижений явилось изо-

бретение лука - оружия дальнего боя, позволившего более успешно

охотиться на зверей и птиц. Люди научились делать силки и охотничьи

ловушки.

 

К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Отмечены по-

пытки людей плавать на бревнах. Началось одомашнивание животных:

 

была приручена собака, вслед за ней - свинья. Окончательно была за-

селена Евразия: человек дошел до берегов Балтики и Тихого океана.

Тогда же, как полагают многие исследователи, из Сибири через Чукот-

ский полуостров люди попали на территорию Америки.

 

Неолитическая революция. Неолит - последний период каменного

века (7-5 тыс. лет тому назад) характеризуется появлением шлифования

и сверления орудий из камня (топоры, тесла, мотыги). К предметам

 

прикреплялись рукоятки. С этого времени известна глиняная посуда.

Люди стали строить лодки, научились плести сети для ловли рыбы,

ткать.

 

Значительные изменения в технике и формах производства в это

время иногда называют "неолитической революцией". Самым важным

ее итогом был переход от собирательства, от присваивающего хозяйства

к производящему. Человек уже не боялся оторваться от обжитых мест,

мог более свободно расселяться в поисках лучших условий жизни, ос-

ваивая новые земли.

 

В зависимости от природно-климатических условий на территории

Восточной Европы и Сибири сложились различные типы хозяйственной

деятельности. В степной полосе от среднего Днепра до Алтая жили ско-

товодческие племена. На территориях современной Украины, Закавка-

зья, Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы. Охотничье-

рыболовческое хозяйство было характерно для северных, лесных рай-

онов европейской части и Сибири. Историческое развитие отдельных

регионов шло неравномерно. Более быстро развивались скотоводческие

и земледельческие племена. Земледелие постепенно проникало в степ-

ные районы.

 

Из числа стоянок земледельцев на территории Восточной Европы и

Средней Азии можно выделить неолитические поселения в Туркмении

(вблизи Ашхабада), в Армении (близ Еревана) и др. В Средней Азии в

IV тысячелетии до н.э. были созданы первые искусственные ороситель-

ные системы. На Восточно-Европейской равнине древнейшей земле-

дельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье

близ Киева (III тысячелетие до н.э.). Поселения трипольпев открыты

археологами на территории от Днепра до Карпат. Они представляли

собой большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых

располагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зер-

на пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневыми

вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Трипольская

культура относится к медно-каменному веку - энеолиту (Ш-1 тысяче-

летия до н.э.).

 

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

 

Новый толчок в историческом развитии человечество получило, ос-

воив производство металла. На территории нашей страны ускорилось

развитие тех племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На

 

 

территории Евразии такие племена обитали в районах Северного Кав-

каза, Средней Азии, Урала и Сибири.

 

Переход к металлическим орудиям труда привел к выделению ското-

водческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины - пасту-

ха и земледельца - в производстве. На смену матриархату пришел пат-

риархат. Занятие скотоводством повлекло за собой еще более интен-

сивное перемещение родов в поисках пастбищ. Происходило объедине-

ние и укрупнение отдельных родов в значительные по численности

племена.

 

Начали складываться большие культурные общности. Ученые пола-

гают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых

вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее

крупная языковая семья — индоевропейская. Она складывалась на тер-

ритории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Юж-

ную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и в районе Ин-

достанского полуострова. Впоследствии индоевропейская языковая се-

мья раскололась на несколько ветвей: на юге и юго-востоке - иранцы,

индийцы, таджики, армяне и др.; на западе - нынешние германцы,

французы, англичане и др.; на востоке - балты и далекие предки сла-

вян.

 

Вторая большая языковая семья - угро-финская (нынешние финны,

эстонцы, корелы, ханты, мордва и др.) издавна занимала территорию от

Прикамья до Зауралья, откуда ее племена расселялись на европейский

север, в Поволжье и Западную Сибирь. Предки тюркских народов жи-

ли в Центральной Азии, откуда они начали свое продвижение в Восточ-

ную Европу и далее на запад. В горных ущельях Северного Кавказа со

времен бронзового века до наших дней живут народы иберийско-

кавказской языковой семьи. На территории Восточной Сибири и Севе-

ро-Восючной Азии расселились коряки, алеуты, эскимосы и другие

народы, которые дожили здесь вплоть до наших дней. Происхождение

народов (этногенез) - один из сложных вопросов науки; это длительный

процесс, занимающий несколько тысячелетий.

 

К середине второго тысячелетия до н.э. археологи относят выделение

из индоевропейских племен праславян. Это была группа родственных

племен; принадлежащие им памятники прослеживаются от Одера на

западе до Карпат на востоке Европы.

 

Процесс разложения первобытно-общинного строя в разных регио-

нах Евразии проходил неодновременно. В южных районах разложение

первобытно-общинного строя произошло раньше, что привело к воз-

никновению рабовладельческих государств в Средней Азии и Закавка-

зье, в Поволжье.

 

 

Древнейшие государства на территории нашей страны. Первые

рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли еще в эпоху

бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся

от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция,

Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствую-

щая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до

III-V вв. н.э.

 

Закавказье, Средняя Азия, Причерноморье являлись окраинными

землями рабовладельческого мира. Историю этих регионов следует рас-

сматривать в связи с крупнейшими государственными образованиями

древности. На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья

складывались крупные государства, оказывавшие влияние на ход миро-

вой истории.

 

Рабовладельческие государства Северного Причерноморья. Ски-

фы. К северу от цветущих рабовладельческих цивилизаций древности

на территории Северного Причерноморья жили многочисленные коче-

вые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного

строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где

складывалось классовое общество. Отец истории Геродот (V в. до н.э.)

называет-скифами все население, живущее к северу от Черного и Азов-

ского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян,

обитавших в Среднем Приднестровье (скифы-пахари, или борисфеняне,

от древнего названия Днепра - Борисфен). В нашем языке с тех времен

сохранились слова, заимствованные из иранского, - бог, топор, собака и

др. Для скифов было характерно развитие патриархального (домашнего)

рабства, связанного с первобытно-общинными отношениями. Имущест-

венное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем

свидетельствуют сокровища, найденные в курганах — захоронениях

скифских царей.

 

В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в мощный племенной союз.

В Ш в. до н.э. на его базе сложилось сильное Скифское государство с®

столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя). При раскопках

Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна.

Скифы-земледельцы выращивали "лучшую в мире пшеницу" (Геродот).

Зерно из Скифии вывозилось в Грецию.

 

Греческие города-колонии. Посредниками в торговле хлебом были

греческие города - рабовладельческие государства на побережье Черно-

го моря. Наиболее известными из них были Ольвия (недалеко от Нико-

лаева), Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей

(Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Диоскурада (Сухуми),

 

 

фасис (Лота), Танаис (близ Ростова-йа-Дону), Керкинитида (Евпатория)

 

и др.

 

Города Северного Причерноморья во многом копировали устройство

 

и образ жизни греческого мира. Античное рабство в отличие от рабства

в восточных деспотиях и патриархального рабства народов, находив-

шихся на стадии разложения первобытно-общинного строя, основыва-

лось на высоком уровне развития товарного производства. Активная

морская торговля стимулировала специализацию производства. Сложи-

лись крупные земельные латифундии, производившие зерно, вино, мас-

ло. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн умно-

жилось число рабов, которыми имели право владеть все свободные гра-

ждане. Свободные граждане играли большую роль в управлении страной

в античных государствах.

 

Почти все города-государства Причерноморья были рабовладельче-

скими республиками. За крепостной стеной возвышались величествен-

ные храмы, жилые и общественные здания. Через удобные гавани гре-

ческие корабли увозили в сосудах-амфорах из Причерноморья зерно,

вино, масло, произведенные трудом рабов или купленные у соседних

племен. Вывозились также рабы. Половина хлеба, которым питались

афиняне, привозилась из Пантикапея (Керчи). В V в. до н.э. Пантика-

пей стал центром крупной рабовладельческой державы — Боспорского

царства (V в. до н.э. - IV в. н.э.).

 

Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми

народами. В 107 г. до н.э. в Боспоре произошло восстание ремесленни-

ков, крестьян, а также рабов под предводительством Савмака. Савмак

был провозглашен царем Боспора. С помощью войск Митридата, царя

Понта (государство в Малой Азии), восстание было подавлено, а Сав-

мак казнен. Восстание Савмака - первое известное крупное выступле-

ние народных масс на территории нашей страны.

 

В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства

Причерноморья попали в зависимость от Рима. К Ш в. н.э. отчетливо

проявился кризис рабовладельческого строя, а в IV-V вв. н.э. рабовла-

дельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.

 

Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился

невыгодным. Нашествие варварских племен довершило падение рабо-

владельческой цивилизации.

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

 

В то время как в наиболее благоприятном климатическом поясе

Земли еще в период бронзового века получили развитие рабовладельче-

 

 

ские цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья, Передней и

Средней Азии, Индии, Китая, к северу и югу от них жили народы, на-

ходившиеся еще на стадии первобытно-общинного строя. Переходу этих

народов к классовому обществу способствовало начало изготовления

орудий труда из железа (рубеж I тысячелетия н.э.). Широкое распро-

странение месторождений железа в виде болотных руд, его дешевизна

по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из

железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Приме-

нение железа дало огромный толчок развитию производительных сил.

Стала возможной более интенсивная расчистка лесных массивов для

земледелия, улучшилась обработка земли. Использование более совер-

шенных железных орудий ремесленниками повлекло отделение ремесла

от земледелия. Ремесленники стали изготовлять изделия не только на

заказ, но и для обмена, что означало появление простого товарного

производства.

 

Использование железа вызвало преобразование общественных отно-

шений как у народов, живших в условиях рабовладения, так и у тех

племен, которые находились на стадии первобытно-общинного строя.

Развитие производительных сил у первобытных племен способствовало

росту производства и появлению определенных излишков, что приводи-

ло к появлению частной собственности и разложению первобытно-

общинных отношений. Как и в бронзовый век, войны и грабежи значи-

тельно ускорили процесс имущественной дифференциации.

 

Широкое распространение железа на территории нашей страны от-

носится к I тысячелетию до н.э. Продвижение земледелия на север от

зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши

далекие предки - славяне, также стали появляться предпосылки для

возникновения частной собственности; зарождалось классовое общест-

во, требовавшее организации социальных отношений, и, как естествен-

ный результат, складывалось государство.

 

Глава 2.

 

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ

 

ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинст-

во историков, обособились из индоевропейской общности в середине II

тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археоло-

гическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер

иа западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает,

что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тыся-

челетия до н.э.

 

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I

тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские,

византийские источники. Античные авторы упоминают славян под име-

нем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в.

н.э.; географ Птолемей Клавдий, П в. н.э.).

 

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего

с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили террито-

рию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в

лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий

труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяй-

ство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разруше-

нии дунайской границы Византии.

 

Первые сведения о политической истории славян относятся к ГУ в.

н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в

Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славя-

нами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских

старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столе-

тий неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве" упомянул "время

Бусово".

 

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с ко-

чевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от

Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена

вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз

был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Цен-

тральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями террито-

рию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до

границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть

славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская

Держава распалась, и они были отброшены на восток.

 

 

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами)

создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие

там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом

гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибоша

аки обре" - эти слова с легкой руки русского летописца стали афориз-

мом.

 

Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южно-

русских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в рай-

оне Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были непроч-

ными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В

результате распада Болгарского царства часть болгар под предводитель-

ством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована

жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха,

т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на

среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болга-

рия (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию

Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и час-

тично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с придне-'

провских славян вплоть до конца IX в.

 

Восточные славяне в VI-ГХ вв. В VI в. славяне неоднократно со-

вершали военные походы против крупнейшего государства того време-

ни - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений визан-

тийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по

борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в

книге "Война с готами" писал: "Эти племена, славяне и анты, не управ-

ляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве

(демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается

делом обшим... Они считают, что только Бог, творец молний, является

владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают дру-

гие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда

даже имя у славян и антов было одно и то же".

 

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью сво-

ей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли

предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти

походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что

ускоряло распад первобытно-общинного строя.

 

На образование крупных племенных объединений славян указывает

содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении

Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем По-

днепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный

братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у

 

других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце

V-VI вв. н.э.

 

Территория восточных славян (VI-IX вв.). Восточные славяне за-

нимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и

верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до

Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-

Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными фин-

но-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассими-

ляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общ-

ности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-полити-

ческий характер. Племенные союзы - этап на пути складывания госу-

дарственности восточных славян.

 

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо

полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в

отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было

бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали

в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.

Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количе-

ства родов и занимало значительную территорию (40-60 км в попереч-

нике).

 

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден

археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение

данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные

кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летопис-

ным указанием на место его расселения.

 

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от

них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К за-

паду от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К

северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной рассели-

лись дреговичи (от слова "дрягаа" - болото), которые по Западной Дви-

не соседствовали с полочанамн (от реки Полота - притока Западной

Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как счи-

тают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и

Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тивер-

цы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жи-

ли кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть за-

падных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень

жили ильменские словене.

 

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племен-

ных объединений восточного славянства. В центре их повествования -

 

земля полян. Земля пояян» тмк указываго Летописцы» носила таиЙк^КД^

t 4 г ^

 

| &^%"/^'- ^Т^-Л^< -»0

Сс»^ i^Wy. '-^-^

 

Г-чЗД РСр

 

звание "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жив-

шее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого

наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина

"русь". Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

 

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские лет-

то-лнтовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-

угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с вос-

точными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, каре-

лы, саами, весь, Пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили

югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На вос-

токе от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась

Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их сосе-

дями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-DC вв. занимали мадья-

ры (венгры) - финно-угорские скотоводы, которых после их переселе-

ния в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге

и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господ-

ствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Ду-

найская Болгария и Византийская империя.

 

Путь "из варяг в греки". Великий водный путь "из варяг в греки"

был своеобразной "столбовой дорогой", связывавшей Северную и Юж-

ную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского)

моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево),

оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев

Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских по-

рогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного

моря доходили до Константинополя (Царырада). Наиболее развитые

земли славянского мира - Новгород и Киев контролировали северный и

южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало ос-

нование ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что тор-

говля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян,

так как путь "из варяг в греки" был "главным стержнем экономической,',

политической, а потом и культурной жизни восточного славянства". ^

 

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было зем-

леделие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнару-

жившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных

культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек

в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название

зерновых культур - "жито", сохранившееся до наших дней. О земледель-

ческих традициях этого региона говорит заимствование славянами рим-

ской хлебной нормы - квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси

 

 

четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до

1924г.

 

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные

системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных

лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей

системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья под-

рубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как

удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того

времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на

новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха,

бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами соби-

рали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зерно-

терками и ручными жерновами.

 

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог . Там

плодородных земель было много и участки земли засевали в течение

двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ( переклады-

вались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь

использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е.

орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

 

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Сла-

вяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабоче-

го скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из

других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничест-

во (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных

регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

 

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяй-

ства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо

было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только

большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным

распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в

жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от

слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).

 

К моменту образования государства у восточных славян на смену

родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Об-

щинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность тер-

ритории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела опреде-

ленной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения

общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля,

скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника.

В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы,

 

 

промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу меж-

ду семьями.

 

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам

часть обшин попала под их власть. (Феод — наследственное владение,

пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это не-

сти придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный

собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим

путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинни-

ками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась ста-

рая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

 

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить

подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало

и как верховная власть, и как феодал.

 

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный

характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутрен-

них ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рын-

ка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков

стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные

товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и

обмена и .одновременно как опорные пункты власти феодалов и оборо-

ны от внешних врагов.

 

Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния

двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения

врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой

возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или де-

тинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов,

храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естест-,

венная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треуголь-

ника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепо-

стных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремес-

ленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее i

районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной cne|j

пиальности, - слободами, ц

 

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких

как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший

Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась

также по сухопутным дорогам.

 

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из

них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Напри-

мер, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании вос-

ходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный,

 

 

Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на

Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укреп-

ления.

 

Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных

союзов стояли князья зз племенной знати и бывшая родовая верхушка —

"нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни реша-

лись на народных собраниях - вечевых сходах.

 

Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сот-

ни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организа-

цией была дружина. По археологическим данным и византийским ис-

точникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв.

Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княже-

ские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе

и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению

князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором

дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-

апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвра-

щались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский

двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором

(рало, плуг).

 

Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ран-

ней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сло-

жился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял раз-

нообразные силы природы или отражал социальные и общественные

отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун -

бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель ско-

товодства; Мокошь - оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл -

бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различ-

ных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что гово-

рит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного един-

ства.

 

Образование Древнерусского государства. Племенные княжения

славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные

княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие

черты ранней государственности.

 

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием

(известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно

византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся

союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейши-

не Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг

Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существова-

 

 

ние накануне образования Древнерусского государства трех крупных

объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или

Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занима-

ла территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Ме-

стоположение Артании разными исследователями определяется неоди-

наково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утвержда-

ет, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось

крупное политическое объединение "Русь", включавшее в себя и часть

северян.

 

Таким образом, широкое распространение земледелия с использова-

нием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее

в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетель-

ства формирующейся государственности.

 

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с

местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы

антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Ви-

зантию, приносили дружинникам и князьям значительную военную До-

бычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского обще-

ства. Таким образом, в результате экономического и социально-

политического развития у восточно-славянских племен начала склады-

ваться государственность.

 

Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объ-

яснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со

средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в

качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.

Многие историки считают, что варягами были норманские (скан-

динавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому

императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племе-

нем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

 

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные

племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили

дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в за-

висимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море",

что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет

новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и

обильна, а наряда (порядка. - Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и

володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими

землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик

положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После

смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был

родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и

 

Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь

(называемое историками также Киевская Русь).

 

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил ос-

нованием для появления так называемой норманской теории возникно-

вения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована

немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными

для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории вы-

ступал М.В. Ломоносов.

 

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как прави-

ло, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия

в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи

между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь за-

метного влияния варягов на экономические и социально-политические

институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских

сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям -

верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что

количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-

либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном про-

исхождении той или иной династии типична для древности и средневе-

ковья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосак-

сов и создании Английского государства, об основании Рима братья-

ми Ромулом и Ремом и т.п.

 

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность

норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского госу-

дарства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический

смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из

положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по

их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству.

Оне возможно, как они полагают, только под иноземным руководством

и по иноземным образцам.

 

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все

основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции госу-

дарственности сложились задолго до призвания варягов. Государствен-

ные институты возникают в результате развития общества. Действия

отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоя-

тельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следова-

тельно, факт призвания варягов, если он действительно имел место,

говорит не столько о возникновении русской государственности, сколь-

ко о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной

исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматри-

вать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского

 

 

общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рю-

рика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют

мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и

само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной

Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призва-

нии варягов является плодом тенденциозного сочинительства, поздней-

шей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также

точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходивши-

ми либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района

реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встре-

чается применительно к различным объединениям как на севере, так и

на юге восточно-славянского мира.

 

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как

его называют по столице. Киевской Руси) - закономерное завершение

длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полу-

тора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг

в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего

пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во

всех сферах жизни восточно-славянского общества.

 

Глава 3.

ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХП в.)

 

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефео-

дальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.

Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной,

суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще

во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее

вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством

стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его

границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией

Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих

позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киев-

ских великих князей.

 

Раннефе одальная монархия IX - нг 14. XII вв.

Великий князь Киевский

 

Дружина

Стершая дружина. Бояре (знать)

Младшая дружина (гриди)

 

Местные (удельные) князья Посадники, волостели

 

Местная дружина

 

Погосты, становища, волости

 

 

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большин-

ство историков определяют как DC - начало XII в., условно может

быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина Х в.) -

время первых киевских князей. Второй (вторая половила Х - первая

половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха рас-

цвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало

XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

 

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX - СЕРЕДИНА Х в.)

 

Объединение Новгорода и Киева. С 862 г. Рюрик, согласно

"Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого

времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новго-

родском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульп-

тор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был ре-

альной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрис-

ландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал

походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из

его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской

обл.), другой, Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки

считают имена "братьев" искажением древнешведских слов: "синеус" -

"со своими родами", "трувор" - верная дружина. Это обычно служит

одним из доводо

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История России С древнейших времен

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ... А С Орлов В А Георгиев Н Г Георгиева Т А Сивохина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: До наших дней

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги