Общественная мысль 2-й четверти XIX в. Славянофилы и западники.

В 1820-начале 30-х существовали лишь небольшие кружки, в кот. велись вольнодумные разговоры. В 1830-1850-х гг. начали оформляться основные идейные течения: консерватизм, либерализм (западники и славянофилы) революциооно-социалистический радикализм.

Консервативное, или самодержавно-охранительное. Министр народного просвещения Уваров сформулирова три основополагающих принципа, отличающих Россию от Запада: 1) православие - основа духовной жизни и Церковь - опора самодержавия; 2) самодержавие – основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления; 3) народность – духовное единение народа с царем.

Славянофильство реакция на распространение среди дворянства «слепого подражания» Западу. Славянофилы (братья Кириевские, Аксаковы, Хомяков, Самарин) считали, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада, но Петр I нарушил его. Народ должен иметь право на выражение своего мнения, кот. доводится до царя совещательным Земским собором. Они идеализировали патриархальную Русь и нередко принижали прогрессивные достижения западных стран, считая, что если Россия будет развиваться по их пути, то у нее нет будущего. Славянофилы исходили из принципа единства славянских народов. Поскольку политика Николая I строилась на принципе нерушимости европейских границ, сочувствие зарубежным славянам вызывало недоверие в славянофилах. Они также требовали ограничения самодержавия, отмены крепостного права, установления публичного суда, равенства сословий, свободы вероисповедания, собрания депутатов всех сословий для обсуждения вопросов гос. (Земский собор).

Западники (Грановский, Соловьев, Тургенев, Кавелин) считали, что Россия развивается по единому с Зап. Европой историческому пути. Петр I осуществил сближение России с Европой. высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Россия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отставание. Для этого в первую очередь надо отменить крепостничество и установить конституционное гос. устройство. Эти изменения позволят России образовать вместе с Западом «одну общечеловеческую семью».

Общая черта западников и славянофилов – неприятие крепостного права, цензурного и полицейского произвола.

Революционеры-демократы (Герцен, Огарев, Белинский) развивали идеи утопического социализма и в отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции. Герцен сформулировал теорию общинного социализма, согласно кот. Россия сможет перейти к нему через крестьянскую общину – готовую ячейку соц. общества.

Кружок Буташевича-Петрашевского, революция, а не реформы «сверху».

Особенности: расширился круг (преподаватели и студенты университетов); важную роль стала играть печать, формировавшая обществ. Мнение; привличение идей немецкой классической философии; в центре внимания оказался вопрос об исторических судьбах России – спор между западниками и славянофилами.

29. Крестьянский вопрос в царствование Николая I. Николай I и его правительство понимали необходимость отмены крепостного права, но боялись возбудить недовольство дворян и вызвать массовые волнения крепостных. Любой намек на обсуждение вопроса о крепостном праве был бы воспринят крестьянами однозначно: царь хочет свободы, тормозят ее господа. На протяжении всего царствования Николая I было создано 9 секретных комитетов по крестьянскому вопросу. Скоро в секретных комитетах перестали обсуждать проблемы глобальной отмены крепостного права, а рассматривали вопросы по упорядочению отношений между крестьянами и помещиками, улучшению управления удельными и гос. крестьянами. Акцент в крестьянском вопросе делался на гос. крестьян, что не создавало угрозы недовольства со стороны помещиков.

Гос. крестьяне жили общинами, которыми управляли выбранные старосты. С 1801 эти крестьяне имели право приобретать в собственность землю, заключать договоры, свободно выбирать род занятий, переходить в городское сословие. Но общины могли быть превращены в военные поселения, а гос. крестьяне могли быть переданы удельному ведомству (т.е. в собственность царской фамилии). Они платили подати государству и несли повинности.

1837-1841 – реформа управления гос. крестьянами под руководством Киселева. Цель реформы – поднять благосостояние крестьян; показать помещикам пример управления; сделать крестьян исправными налогоплательщиками.

По его мнению, основной причиной их обеднения был недостаток покровительства и надзора, вследствие чего крестьяне были перегружены налогами и работами. Было создано министерство ос. Имуществ, на местах – особые палаты гос. имуществ, а в уездах – окружные управления.

Содержание реформы: введение крестьянского самоуправления;

избрание крестьянами должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских); увеличение наделов малоземельных крестьян; налаживание равномерного оброчного обложения; организация их переселения на свободные гос. земли; улучшение агротехники,

строительство дорог, увеличение числа школ и медпунктов.

1842 – указ «Об обязанных крестьян»: помещики добровольно могли предоставлять крестьянам личную свободу при условии аренды ими земли и четких повинностях. Из 10 млн. крепостных лишь 24 тыс. заключили с помещиками договоры.

1844 помещикам дано право за выкуп отпускать крестьян на волю.

1847 крестьянам дана возможность выкупаться с землей целыми семьями в случаях, когда имения продавались с торгов за долги.

1847-1848 – инвентарная реформа в ряде губерний Правобережной Украины. Были составлены «инвентари» - описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения. Помещики проигнорировали эти мероприятия.

Все послабления крестьянам закончились в 1848, когда в Европе стали происходить революции. Под их влиянием Николай I прекратил всякие попытки преобразований в этом направлении. Для того, чтобы власть решилась на отмену крепостного права, потребовалось поражение в Крымской войне.

 

30. Крымская война 1853-1856. Турция находилась в сильном упадке. Европейские государства, в том числе и Россия, рассчитывали присвоить отпадавшие от Турции области. Франция рассчитывала присоединить Сирию и Египет. В 1850 в Палестине был спровоцирован конфликт между православным и католическим духовенством по вопросу о том, кто будет блюстителем Гроба Господня в Иерусалиме и Вифлеемским храмом. Палестина тогда входила в состав Османской империи. Под давлением президента Франции султан решил вопрос в пользу католиков. Франция ввела свой флот в Дарданеллы, а Россия сосредоточила свои войска на турецких границах. Николай рассчитывал на поддержку Англии. Он предлагал ее представителям Египет и Крит, требуя для России протектората над Дунайскими княжествами, Сербией и Болгарией. Но Англия не хотела усиления России на Балканах и сблизилась с Францией. В июне 1853 русская армия оккупировала дунайские княжества (Молдавию и Валахию), которые находились в вассальной зависимости от Турции. В ответ английская и французская эскадры вошли в Мраморное море. Ободренный этим, султан в октябре 1853 объявил России войну.

18 ноября 1853 русский флот под командованием вице-адмирала Нахимова вошел в Синопскую бухту и уничтожил стоявший там турецкий флот.

В декабре 1853 в Черное море вошел англо-французский паровой флот (ок. 400 кораблей) и потребовали от России вывести войска из дунайских княжеств.

В марте 1854 Англия и Франция объявили России войну. Австрия сосредоточила свои войска на границе Дунайских княжеств. К ним присоединилась Пруссия. Русские войска вынуждены были отойти сначала за Дунай, а затем за Прут.

Англо-французский флот появился в Балтийском море, блокировал Кронштадт и Свеаборг. В июле на Белом море английские корабли подвергли бомбардировке Соловецкий монастырь. В августе англо-французский флот осадил Петропавловск-Камчатский, но героическое сопротивление русских вынудило его отступить. С лета на побережье Болгарии стала сосредотачиваться англо-французская армия.

В сентябре 1854 60-тыс. англо-французская армия высадилась в Евпатории и направилась к Севастополю, кот. не имел сухопутных укреплений. Вокруг города срочно стали возводить укрепления; у входа в бухту было затоплено несколько судов, чтобы преградить доступ в нее вражескому флоту. 5 октября начался обстрел города – подготовка к штурму.

13 октября – победа русских под Балаклавой, затем поражение русских под Инкерманом; нехватка боеприпасов и продовольствия.

С февраля 1855 союзники сосредоточили огонь на Малаховом кургане. 6 июня начался штурм Севастополя, но был отбит (170 тыс. союзников против 75 тыс. русских). 24 сентября – новая бомбардировка, 27 – штурм, взятие Малахового кургана, завершение обороны Севастополя (11 месяцев).

Русская армия была обескровлена, казна пуста, хозяйство расстроено. В конце 1855 Австрия предъявила России ряд жестких требований, угрожая вступить в войну. В марте 1856 в Париже был заключен мирный договор. Россия потеряла острова в дельте Дуная, часть Южной Бессарабии и право держать военный флот на Черном море и строить военные базы на его берегах. Южные границы оказались беззащитными.

Поражение в Крымской войне показало отсталость России. Это подтолкнуло к реформам.

 

31. Русская культура 1-й пол. XIX в. В 1-й пол. века произошли перемены в быту, прежде всего дворянства и горожан, а быт крестьян не претерпел изменений. Культурный и духовный подъем. Этому во многом способствовал рост национального самосознания, вызванный победой в Отечественной войне 1812 г. и в определенной степени «просвещенная политика» верховной власти в первые годы царствования Александра I.

Образование. В 1802 создано министерство народного просвещения для руководства образовательными процессами в стране. Россия была разделена на 6 уч. округов, в каждом из кот. намечалось создать университет как центр уч. и педагогич. деят-ти. Подготовку, близкую к университетской, давали привилегированные закрытые дворянские лицеи – Демидовский и Царскосельский. В 2-й трети века появились технические и военные уч. заведения: Петербургский технологический институт, Московское ремесленное училище, академии Генштаба, Инженерная и Артиллерийская. Появились Межевой, Лесной и Пед. институты, Земледельческая школа.

В губернских городах открылись гимназии (в 1824 – 24, в сер. Века – более 50-ти), в уездных – уездные училища. Образование для крестьян ограничивалось церковно-приходскими школами. Образование стало доступно не только высшему, но и среднему дворянству, а также разночинцам.

В 1817 Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с председателем Библейского общества князем Голицыным. В 1819 г. во всех университетах был введен курс богословия и учреждены соответствующие кафедры. В том же году Магницкий из Казанского университета уволил11 профессоров, изъял вольнодумные книги, усилил контроль за студентами; ликвидировал преподавание естественного права и новейшей истории, расширил изучение богословия, но вскоре после воцарения Николая I был отрешен от должности.

Николай I решил создать такую систему образования и воспитания, кот. исключала бы возможность развития революционных настроений и была направлена на формирование верноподданнических взглядов. Исполнителем этого курса стал С.С.Уваров. в 1834 г. он создал теорию официальной народности «православие – самодержавие - народность», ставшую идеологической основой системы гуманитарного образования и воспитания в России в XIX в. Число гимназий и уездных училищ, а также количество учащихся увеличивалось.

В 1827 было запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Людям «низших званий» следовало получать образование преимущественно в одно-классных церковно-приходских школах. Для горожан были трехклассные училища и лишь для дворян – семиклассные гимназии. В уч. заведениях обучалось ок. 1% населения. Только программа гимназии позволяла поступать в университет, но существовал экстернат.

В 1835 введен новый устав для университетов. Университеты были отстранены от заведования учебными делами в среднем и низших звеньях, руководство образованием возлагалось теперь на попечителей учебных округов. Министерство получило возможность вмешиваться в деятельность университетов, право утверждать и назначать преподавателей, была увеличена плата за обучение в университетах и ограничено число студентов. Правительство хотело направить молодежь в военные уч. заведения – было основано 11 кадетских корпусов.

В 30-х гг. преподавание естественных и математических наук сократилось в пользу латыни и церковно-славянского. Современная история и литература не преподавались вовсе во избежание возбуждения «вредных мыслей». Государство выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло контролировать их так же, как казенные.

Книгоиздательство расширилось, в стране было более 100 книжных лавок, почти в каждом дворянском доме была библиотека. В 1814 г. открылась публичная библиотека в Петербурге. В 1800 было 64 периодических издания, а в 1850 – 230. Консервативное направление: «Русский вестник» С.Н.Глинки, «Северная пчела». Демократическое: «Вестник Европы» Н.М.Карамзина, «Отечественные записки» Белинского.

Открытия. 1803-1806 - кругосветное плавание «Надежды» и «Невы» под командованием Крузенштерна и Лисянского. 1819-1821 – научаня экспедиция в южные полярные моря на шлюпках «Восток» и «Мирный» под рук. Беллинсгаузена и Лазарева – открытие Антарктиды. Началась дифференциация научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Профессор Казанского университета Лобачевский создал неевклидову геометрию. В 1839 Пулковская осерватория. Пирогов во время Крымской войны возглавил группу хирургов в Севастополе. Он впервые провел операцию под наркозом на поле боя. В 1818 – «История государства Российского» Карамзина.

Художественная литература. – «золотой век» русской культуры. Классицизм (гражданская тематика, апология просвещенного абсолютизма, рационализм. Герои классицизма выражают то или иное качество) – сентиментализм (для кот. характерно внимание к внутренним переживаниям «маленького человека». Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. – повесть Карамзина «Бедная Лиза»). После войны появился романтизм – стремление противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Особенности: интерес к национальной самобытности и отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. (Жуковский). Во 2-й трети – реализм (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов) – правдивое отражение действительности во всем ее многообразии и противоречивости, внимание к простому человеку, раздумья о судьбах страны и народа; Кириевский.

Музыка. Родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки – М.И.Глинка – опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Архитектура. Продолжение классицизма – русский ампир (возник во Франции, ориентирован не на греческую как классицизм, а на римскую античность; массивность и монументальность, богатый декор в виде орнаментов). Ближе к середине века начинает преобладающее стилевое единство, которая приобретает все больше функционально-стилистический характер. Захаров – здание Адмиралтейства в Петербурге. Огюст Монферран – Исаакиевский собор в Петербурге, 47-метровая колонна на Дворцовой площади – памятник Александру I в честь победы в войне 1812.

Живопись. Романтизм, классицизм (Иванов «Явление Христа народу»), реализм, бытовой жанр. Федотов – основоположник критического реализма – картины, в кот. изображены конфликты, подразумевавшие критику отдельных сторон жизни.

Разные уровни культуры: дворянский и крестьянский, городской и сельский, профессиональный и традиционный. В основном нам известны достижения профессиональной культуры (образование, наука, живопись и др.). Но важную роль играла и традиционная, прежде всего крестьянская культура – зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хоз. деятельности, организация быта, обрядности в повседневном обиходе – составляли основу повседневной культурно-бытовой жизни русского народа.