рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

З з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж

З з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж - раздел История, ИСТОРИЯ ШИФРОВАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ И И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ж З Й ...

И и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з

Й й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и

К к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й

Л л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к

М м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л

Н н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м

О о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н

П п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о

Р р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п

С с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р

Т т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с

У у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т

Ф ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у

Х х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф

Ц ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х

Ч ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц

Ш ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч

Щ щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш

Ъ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ

Ы ы ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ

Ь ь э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы

Э э ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь

Ю ю я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э

Я я а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю

 

Шифрование с помощью «таблицы Виженера» производится следующим образом: над шифруемым текстом, в котором все цифры и знаки препинания пишутся прописью, надписывается какое-то условное слово-лозунг. Пользуясь горизонтальным и вертикальным алфавитами таблицы как системой координат, находят первый знак лозунга в верхнем алфавите, а первый знак шифруемого текста — в вертикальном алфавите (или наоборот) и соответствующую этим координатам букву выписывают как первую букву шифрованного текста.

«Шифр Виженера» не нашел широкого распространения в дипломатической переписке, но зато активно использовался как военный шифр.

Мы уже говорили о том, что искусство шифрования развивалось быстрее, чем искусство дешифрования. Но второе всегда подталкивало первое к прогрессу. Шифровальная и дешифровальная службы всегда вели между собой борьбу. Криптографы-шифровальщики старались как можно лучше скрыть открытый текст с помощью шифра, а криптографы дешифровальщики, базируясь на знании множества систем шифров, на опыте их раскрытия, стремились отыскать новые и усовершенствовать старые методы дешифрования. Мы назвали несколько имен криптографов, которым удалось либо дешифровать ту или иную систему шифра, либо изложить методы дешифрования на бумаге, оставив таким образом о себе след в истории криптографии. Однако эти люди работали чаще всего по своему собственному призванию и своими успехами были обязаны самим себе.

Организация первых дешифровальных органов в Европе относится к середине XVI столетия, когда разведка и контрразведка в большинстве стран начинают оформляться в специальные службы, бюро, отделы.

Оливер Кромвель, основатель разведывательной службы в Англии (1530 г.), утверждал, что «управлять — значит предвидеть», а предвидеть можно только тогда, когда глава государства своевременно и хорошо информирован. Исходя из этих посылок, в Англии была создана разведывательная служба Интеллидженс сервис, в которой на правах отделения — так называемого «черного кабинета» — была сформирована специальная дешифровальная служба.

В бытность на английском престоле дочери Генриха XVIII королевы Елизаветы (1558—1603) английская разведка и особенно дешифровальная служба сыграли огромную роль в разоблачении заговора претендовавшей на английский престол Марии Шотландской и ее приверженцев. В то время начальником «Интеллидженс сервис» был Фрэнсис Волсингхэм, а его правой рукой — начальник «черного кабинета» Кристофор Марло. Заговорщики вели переписку с помощью шифра пропорциональной замены, усложненного «пустышками». Кристофору Марло и работавшим с ним дешифровальщикам удалось прочесть перехваченные письма и представить их как обвинительные документы.

В начале XVII века аналогичное разведывательное бюро было создано во Франции. Его организатором стал кардинал де Ришелье, о котором справедливо заметили: он сделал слишком много хорошего, чтобы говорить о нем плохо, и слишком много плохого, чтобы говорить о нем хорошо.

В 1626 году Ришелье создал французское дешифровальное отделение при следующих обстоятельствах. Принц Конде, командовавший армией Людовика XIII, осаждал город Реанмольд, где засели гугеноты. Королевская армия была деморализована бесплодными попытками овладеть крепостью. Принц хотел уже снять осаду, когда случайно у одного из пленных было найдено письмо, написанное на условном языке. Это была длинная и неумело сочиненная поэма. Ни одному из офицеров не удалось понять ее тайный смысл. Тогда был приглашен писец Антуан Россиньоль. После нескольких часов исследования ему удалось прочитать поэму. Оказалось, что это шифрованное письмо, в котором осажденные уведомляли своих сообщников о том, что остались без боеприпасов. Вернув осажденным шифрованное письмо, Конде добился капитуляции города Реанмольда.

Кардинал Ришелье осыпал Антуана Россиньоля почестями и назначил начальником «счетной части» — дешифровального отделения Россиньоль до глубокой старости занимал этот пост. Его работа сводилась в основном к дешифрованию, которое он производил столь блестяще, что во Франции до сих пор способ, при помощи которого открывается ключ шифра, называется «россиньоль».

Этому великому криптографу принадлежит доктрина, согласно которой стойкость военно-полевого шифра должна быть такой, чтобы обеспечить секретность шифрдонесения до получения его армейским подразделением и выполнения приказа. Дипломатический же шифр должен быть таким, чтобы раскрытие его заняло несколько десятков, а может быть и сотен лет, так как в дипломатии зашифрованный документ часто должен оставаться секретным еще очень продолжительное время после его зашифрования.

Антуан Россиньоль знал, конечно, шифры системы де ля Порты, Виженера, Жерома Кардано и др. Когда ему поручили составить шифр для дипломатической переписки, Россиньоль изобрел такой шифр, который не был дешифрован на протяжении двух столетий и получил название «великого шифра».

В Германии начальником первого дешифровального отделения — «криптографической лаборатории» был граф Гронсфельд, создавший один из вариантов усовершенствования «шифра Виженера». Вместо буквенного лозунга Гронсфельд взял цифровой, состоявший из нескольких цифр, порядок которых было легко запомнить. Вместо большого квадрата использовался только один алфавит с правильным расположением букв. При шифровании знаки открытого текста выписывались под буквами алфавита, цифровой лозунг воспроизводился в памяти и не выписывался. Буква шифруемого текста заменялась буквой алфавита, отстоявшей от нее вправо на количество букв, равное соответствующей цифре лозунга.

Таким образом в конце XVI—начале XVII века в главных европейских государствах появились службы перлюстрации — «черные кабинеты» — с дешифровальными отделениями. Специалисты всегда считали дешифрование наукой, и искусством. Как всякая наука, оно базируется на определенных законах, а как искусство опирается на интуицию дешифровальщика. Дешифрование всегда было весьма трудным делом, которое требовало хорошего знания иностранного языка, большой практики, громадного терпения, упорства, наблюдательности и, наконец, интуиции.

 

 

Глава первая

ДРЕВНЕРУССКАЯ ТАЙНОПИСъ

Письменные традиции

 

Традиции русского тайнописания уходят своими корнями в средние века. Подобно другим древним и всем славянским письменностям, уже древнерусская письменность обладала этим особым применением. Термин «тайнопись» получил распространение в славянской научной литературе в ХIХ в. В более раннее время одного общего названия для тайнописи, по-видимому, не существовало. Отдельные же ее виды имели свои особые названия. Так, известна «цифровая» тайнопись, носившая название «хвиоть» или «фиоть» в ХVI—ХVII вв. Есть название «еффата» применительно к цифровой же загадке — акростиху в южно-славянской рукописи ХVII в. Тайнопись в широком смысле может считаться довольно распространенным явлением в древнерусских рукописных памятниках в ХIV в., хотя известны случаи и более раннего ее употребления. Обычное место тайных надписей или записей в рукописях — в виде послесловий или приписок на особых местах — в основном, в начале или конце рукописи, часто на внутренней стороне переплета. Обычно за тайнописью скрывается имя писца, имя владельца рукописи, какое-либо замечание и т. п.

Уже в середине ХIХ в. многие отечественные ученые-филологи начали проявлять в той или иной степени интерес к вопросам тайнописания в южно-славянских и русских рукописях. Среди них мы встречаем имена таких известных языковедов, как А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, А. И. Соболевский, Е. Ф. Карский, В. Н. Щепкин. Все, ставшие классическими, труды названных ученых, посвященные палеографии*, содержат разделы о тайнописании. Наиболее глубоко исследовал эту проблему академик М. Н. Сперанский. В своем фундаментальном труде «Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма» [1], созданном на базе скрупулезного изучения многочисленных рукописных памятников, находившихся не только в России, но и в многочисленных европейских книгохранилищах, автор детально описал ряд систем славянской и русской тайнописи.

 

##* П а л л о г р а ф и я — историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их издания.

 

Рассмотрим системы тайнописи, которые употребляли писцы в древнерусских письменных памятниках, подробнее, опираясь, в основном, на выводы М. Н. Сперанского и используя его терминологию.

 

 

Виды древнерусской тайнописи

 

Наиболее ранней из известных по древнерусским памятникам письменности систем тайнописи является система «иных письмен». В этом виде тайнописи буквы кирилловского алфавита заменяются буквами других алфавитов: глаголицы, греческого, латинского, пермской азбуки.

В употреблении глаголицы в качестве тайнописи хронологически следует различать два периода: древнейший (ХI—ХШ вв.), когда глаголицей в кириллическом тексте пишут только отдельные буквы и слова, и позднейший (ХV—ХVI вв.), когда глаголицей пишутся целые фразы. Однако, относительно первого периода возникают некоторые сомнения в том, что глаголица использовалась именно как тайнопись.

Письменные источники повествуют о том, что «устроенное» славянское письмо создали около 863 г. просветители братья Кирилл-Константин и Мефодий, греки, родом их Болгарии. Предназначали они новую письменность для принявшего христианство славянского княжества Моравии.

В самой Болгарии (а как известно, Первое Болгарское царство, где официальным был греческий язык, но основную массу населения составляли славяне, возникло в Подунавье в VII в.) христианства еще не было, оно там было введено около 865 г. Официальный греческий язык стал после этого и церковным. На нем велась церковная служба по греческим книгам.

После смерти Мефодия (885 г.) славянское богослужение в Моравии было запрещено (Кирилл-Константин умер еще раньше, в 869 г.). Последователи славянских первоучителей нашли приют в Болгарии. Не прошло и десяти лет, как в 893—894 гг. в Первом Болгарском царстве произошло событие большого политического и культурного значения: в качестве официального и церковного языка был объявлен славянский. Использовавшаяся в богослужении греческая литература заменялась славянской.

Подлинники славянских книг от указанного времени не сохранились. Правда, сохранились позднейшие копии книг, которые, по мнению ученых, были написаны на славянском языке в конце IХ — начале Х в. Вокруг них ведутся споры о виде славянского письма, каким они были первоначально написаны, — глаголице или кириллице. Например, по мнению болгарского ученого академика Ив. Гошева, в конце IХ — начале Х в. еще не существовало сложившегося письма типа кириллицы. Он считает, что применительно к этому времени можно говорить лишь о «первокириллице», состоявшей из 24 греческих букв, дополненных 14 глаголическими для передачи славянских звуков. Впоследствии эти глаголические буквы приобрели «кириллический» облик. По мнению Ив. Гошева, процесс складывания кириллицы еще полностью не завершился в Х в., негреческие буквы сохраняли известную графическую связь со своими глаголическими прообразами.

Глаголицу древнерусские писцы хорошо знали, они ее умели читать и копировали в своих текстах, чему есть множество примеров. Поэтому в древнейший период глаголица не была на Руси чем-то особенным, и употребление ее в кириллических памятниках, вероятно, лишь отражает стремление писца обратить особое внимание на какое-то место в тексте. Но к концу ХV в. глаголица была уже на русской почве основательно забыта и в рукописях использовалась исключительно как тайнопись. Возможно этот новый интерес к глаголице объясняется вторым южно-славянским влиянием. Мы приводим пример тайнописи глаголицей в сборнике № 95, Собраний Большой Патриаршей библиотеки, на листе 2 в Слове, приписанном Иоанну Златоусту. Чтение этого места на кириллице таково: «Си глаголана бываху даже не создано(=ъ) бысть адамо(=ъ) перьвиА(=е) вообразися плоть христова и апостоли. тогда адамо(=ъ) создано(=ъ) бысть».

К ХV—ХVI вв. относится употребление в русских рукописях греческого алфавита в целях тайнописи. При этом все писцы обнаруживают знание произношения греческих букв и буквосочетаний и даже иногда пытаются изобразить греческими буквами русские звуки, отсутствующие в греческом языке (ч, ж, ц, ю, я). В этом случае они или ставят греческую букву, приблизительно выражающую русский звук, или сочиняют какое-то особое начертание. Примером для второго случая может являться запись на Царственном Летописце из собрания Государственного исторического музея (2291), где внизу по л. 1—25 читается:

 

 

Интересно, что раскрытие этой тайнописи дано в самой рукописи на верхних полях страниц параллельно самой тайнописи.

 

Употребление греческой тайнописи связывают с определенной модой, которая прошла к концу ХVI в. Появление же этого способа тайнописи было обусловлено, с одной стороны, вторым южно-славянским влиянием, несшим кое-какие навыки и греческого письма, более близкого югу славянства, чем Руси, а с другой — оживлением начавшихся с конца ХIV в сношений Московской Руси с греками.

Употребление латинской азбуки в качестве тайнописи относится к более позднему времени и обусловлено усилившимся западноевропейским влиянием. В распространении этого вида тайнописи, встречающегося в рукописях ХVI и ХVII вв., вероятно, известную роль играла школа с ее латинским языком преподавания.

Несколько обособленное место среди других алфавитов в применении к тайнописи занимает пермская азбука. Изобретенная, по преданию, просветителем зырян епископом пермским Стефаном, создавшим ее на основах современного кирилловского и греческого алфавитов, азбука эта не привилась на практике и уже в ХV в., как малоизвестная, получила значение тайнописи. Но и в этом качестве она не была широко распространена. М. Н. Сперанский по разным источникам составил сводную таблицу пермской азбуки, которую мы и приводим.

Второй после системы «иных письмен» системой тайнописи, известной по русским рукописным памятникам, является система «измененных знаков», зафиксированная уже в ХIV в. Выделяют две ее разновидности: а) систему знаков, измененных «путем прибавок» к обычным начертаниям, б) построенную на принципе, сходном с греческой тахиграфией, когда вместо буквы пишется лишь часть ее. Первую разновидность такой тайнописи М. Н. Сперанский открыл в замечательной, по его выражению, Смоленской Псалтыри 1395 г. По свидетельству ученого, эта Псалтырь Онежского Крестного монастыря хранилась в свое время в Архангельском местном отделенииЦерковно-Археологического комитета. Ее писец, смолянин инок Лука, прекрасно владевший искусством письма, любил, видимо, и тайнопись. В этой рукописи он применил три вида тайнописи: одна — измененных начертаний, вторая — цифирь счетная, третья — система вязи (о двух последних мы скажем ниже).

Присматриваясь к манере изменения обычных письменных знаков, можно выделить такие приемы у писца: одни начертания он переворачивает вниз головой или в обратную сторону, прибавляя к ним черточки, другие он деформирует, затушевывая таким образом обычный облик букв или избирая для букв совершенно особые начертания. Мы приводим тайнопись, содержащуюся на л. 72 об. этой рукописи, которая расшифровывается так: «Господи, помози рабу своему Луце».

 

Ярко выраженный принцип изменения начертаний обычных букв, притом с примесью греческого алфавита, представляет запись в Евангелии 1527 г., писанном под Вязьмой (рукопись ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Q. 1. № 21). Читается она (в переводе на современный язык) так: «Владыко2человеколюбец, слава тебе, что сподобил меня, раба своего Сидора, написать сию книгу…»

Использовали писцы древних рукописей и систему условных алфавитов. Как правило, в их основе лежали уже известные: греческий, глаголический, кирилловский, в которые привносились какие-то изменения или дополнения. Однако встречаются в рукописях и оригинальные условные алфавиты, построенные либо по какому-то определенному принципу, либо совершенно произвольных начертаний.

Для первой группы условных алфавитов характерен пример из рукописного собрания Н. П. Никофорова, № 3801 (ГИМ),где тайнопись читается так: «А сию книгоу писа многогръшный рабъ бжеи в(?)орошня. лъта 7098 (1590) бже щедрыи».

М. Н. Сперанский извлек из этой записи условный алфавит, использованный писцом. Для него характерны такие принципы затемнения обычных начертаний: деформация (е, л, п, ш и др.), переворачивание (р), специально придуманные знаки, а кроме того использован принцип замены: для некоторых букв (г, н) взято начертание, заимствованное из греческого алфавита.

Образцом алфавита, придуманного специально для тайнописи, притом по особому принципу, может служить ключ к тайнописи, изображенный на отдельном листе второй половины ХVII в. (Собрание Большой Патриаршей библиотеки, № 93). Он весьма прост, как это видно из снимка самой тайнописи и ключа к ней.

Здесь тайнопись состоит в замене обычных букв угольниками и четырехугольниками, заимствованными из решетки, составленной из двух параллельных линий, пересеченных двумя такими же линиями под прямым углом. В полученных клетках помещено по четыре и по три буквы в порядке азбуки: в тайнописи буквы заменяются, при этом первая — простым угольником, а следующие — тем же угольником с одной, двумя или тремя точками, смотря по месту буквы в нем. Так как при таком размещении букв в клетках вся азбука не могла уместиться, то в этой тайнописи не оказывается знаков для таких букв кириллицы: ш, ь и др.

Следующая система тайнописи, которая использовалась писцами в русских рукописях — это «система замен». Выделяют два вида для такой тайнописи: «простую литорею» (т. е. простое риторское письмо) и «мудрую литорею», а также как вариант этой последней — тайнопись «в квадратах».

«Простая литорея», особенно часто встречаемая, весьма не сложна. Она состоит в том, что каждая из десяти по порядку азбуки согласных, поставленных в одном ряду, при письме литореей заменяется соответствующей ей буквой во втором таком же ряду, состоящем из остальных десяти согласных, идущих в обратном (справа налево) порядке и обратно; гласные и бывшие редуцированные ъ, ь остаются на своих местах, греческие буквы, как известно, также входившие в состав кириллицы, исключены и заменяются созвучными. Ключ к «простой литорее» таков:

б в г д ж з к л м н

щ ш ч ц х ф т с р п

Старейший образец этого вида тайнописи представлен в известном Шенкурском Прологе 1229 г., принадлежавшем в свое время профессору Московского университета Баузе и сгоревшем в Москве во время пожара 1812 г. Тайнописная запись, имевшаяся в этом Прологе, приводилась П. И. Кеппеном по списку К. Ф. Калайдовича, державшего в руках эту рукопись в таком виде: «мацъ щыл томащсь нменсышви нугипу ромълтую като хе и ниледь топгашви тъпичу лию. арипъ. », что значит: «рад быс корабль преплывши пучину морьскую тако же и писець кончавши кънигу сию. аминъ.». Однако вызывает сомнение тот факт, что эта запись современна рукописи. Дело в том, что по-настоящему распространен этот вид тайнописи был в конце ХIV—ХV вв. и поэтому весьма вероятно, что приписка тайнописью была сделана в древней рукописи позднее. Мода же на этот вид тайнописи не прекращалась до ХVIII в. включительно.

Для «мудрой литореи», где одни буквы кириллической азбуки, включая гласные, также заменялись другими из той же азбуки, в рукописях существует множество примеров. К этому же виду тайнописи относится использовавшаяся в ХVI—ХVII вв. тайнопись «в квадратах», где таблицы замены букв выписывались в виде квадратов.

Цифровая система тайнописи или, как ее еще называют, «счетная» или «цифирная», основанная на употреблении букв в качестве цифр и на различных практических действиях с ними, является весьма распространенной и притом с довольно раннего времени. Однако, прежде чем мы перейдем к описанию этой системы тайнописи, сделаем небольшой экскурс в историю складывания цифровой системы у восточных славян.

В 1923 г., историк математики М. Н. Марчевский писал: «У нас в России до введения христианства цифр не было никаких. Только знакомство с греками, сношения с Византией после принятия христианства и перевод священных книг на славянский язык имели своим последствием появление церковно-славянской буквенной нумерации, представляющей подражание греческой системе нумерации в алфавитном порядке». Не касаясь здесь вопроса о знакомстве восточных славян с цифрами в дохристианский период, обратимся к тому, что представляла собой византийская цифровая система. В ее основе лежат знаки греческого 24-буквенного алфавита. Они были дополнены тремя цифровыми знаками 6, 90 и 900. Вместе эти три знака называют эписемами. Младшая эписема в средневековых текстах (византийская шестерка) часто выглядит наподобие латинской буквы «эс» (S), такую же примерно форму имел вариант греческой буквы, которую ставили только в конце слова, — «конечная сигма». Средняя эписема, обозначавшая 90, встречается в различных вариантах, именующихся общим словом «коппа». Старшая эписема (900) также известна в нескольких начертаниях, объединенных названием «сампи».

24 греческие буквы вместе с эписемами образовывали 27-знаковую цифровую систему, которую в литературе часто именуют «алфавитной» или «буквенной». Такое название для средневековья является условным, так как три входящих в нее цифры — эписемы — тогда не являлись буквами.

Византийские цифры делились на три группы по девять знаков в каждой. Одна группа выражала единицы, вторая — десятки, третья — сотни. В этой системе можно было обозначать числа от 1 до 999.

Числа записывались слева от старшего разряда к младшему. Например, число 325 выражалось знаками ТКЕ. Здесь Т=300, К=20, Е=7. Если нужно было выразить число порядка нескольких тысяч, то перед разрядом сотен располагали соответствующую цифру единиц. Например, число 6325 записывалось STKE. Здесь S — шестерка (младшая эписема). Цифре на месте разряда тысяч обычно придавался элемент в виде наклонной черты — «тысячный знак». В таком случае указанное выше число будет выглядеть как /STKE. Чтобы числовую запись не путать с буквенной, она выделялась в тексте точками с обеих сторон (по две или по три), одной или несколькими горизонтальными линиями сверху.

Сначала ХI в. дошло до нашего времени несколько болгарских каменных надписей на славянском языке, выполненных кириллицей. Встречающиеся в этих текстах числа записаны в византийской нумерации. Причем она здесь имеет особенности, которые могли возникнуть на болгарской почве. Это новый вариант младшей эписемы, наподобие скорописного «Г», и инверсия в записи чисел второго десятка аi, бi, ... (по сравнению с типичным византийским порядком: iа, iб, ...).

Восточные славяне еще до Х в. имели тесные контакты с Византией и греческими колониями Крыма и Северного Причерноморья. О возможном знакомстве восточных славян с византийской нумерацией в Х в. говорят письменные источники. Важнейшими из них являются договоры древнерусских князей с греками. Уже в договоре князя Олега (911 г.) употребляется византийская нумерация.

После принятия Русью христианства произошли существенные перемены в жизни страны. Коренным образом изменился культурный уклад, обусловленный небывалой до того ролью в духовной жизни Руси церковной литературы на старославянском языке, заимствованной из Болгарии. Древнерусские писцы воспринимали и те изменения, которые внесли в византийскую цифровую систему южные болгары.

Как в дальнейшем развивались цифровые представления на Руси? Древнерусские письменные источники ХI—ХП вв. показывают, что примерно столетие спустя после своего появления на Руси старославянские цифровые черты (шестерка в форме скорописного «Г» и запись чисел второго десятка типа ai, бi...) постепенно закрепляются в древнерусской практике. Однако и в ХII в. на Руси не исчезает младшая эписема византийского начертания и встречается иногда византийский порядок в записи чисел второго десятка. Характерным для периода ХII — ХIII вв. оказывается начертание средней эписемы типа получервь. В это время стреловидная форма «сампи» (900) уступила место сходной по начертанию кириллической букве «юс малый».

Таким образом в этот период на Руси существовало цифровое «двуязычие»: на практику применения византийской нумерации в чистом виде накладывались старославянские цифровые отклонения.

О дальнейшей судьбе древнерусской нумерации можно сказать следующее. После татаро-монгольского нашествия около 1240 г., когда нарушились традиционные культурные связи с Византией и южными славянами, древнерусская цифровая система продолжала развиваться в прежнем направлении — замена греческих знаков на сходные кириллические. Так, появившийся в ней в конце ХIII в. новый знак «от» (800) заменил сходную по виду «омегу». В конце ХIV — начале ХV в. на Руси в качестве 900 стал использоваться знак «цы». Вместо 900 «юс малый» стал выражать 1000, правда, он нашел ограниченное применение: «юс малый» в значении 1000 стал применяться только в тайнописи. В ХVI в. средняя эписема (90) приобрела облик буквы «че» [2].

Возвращаясь к вопросу цифровой тайнописи, следует сказать, что в древнерусских рукописных памятниках встречаются различные ее виды: простая цифровая система, сложная цифровая система, описательная система, система особенного применения арабских цифр, значковая систем, т. е. с использованием различных значков для обозначения цифр-букв. Цифровая тайнопись существовала на Руси уже в самом начале ХIV в. Здесь нет необходимости подробно рассматривать все ее виды, поэтому мы остановимся на главных.

Простая цифровая тайнопись состоит в том, что для каждой цифры-буквы, соответствующей желательной в обычном письме букве, дается два или несколько большей частью одинаковых слагаемых. Таким образом, чтобы получить нужную букву, надо произвести сложение, а полученная сумма, изображенная соответствующей цифрой-буквой, и будет искомой буквой. Реже сумма слагается из различных цифр-букв, причем каждая группа цифр-слагаемых отделяется каким-либо знаком или пробелом от соседних. Буквы, не имеющие цифрового значения, остаются неизменными.

Старший образец такой тайнописи находится в псковском Апостоле 1307 г. (Собрание Большой Патриаршей библиотеки, № 722: «а лъ. в. в. нк. кк. дд. вв. ъ рекше. двдъ. органъ. мъ!сль. истина...». Произведя сложение попарно стоящих цифр (2+2=4, 50+20=70, 20+20=40, 4+4=8, 2+2=4) получим: д о м и д, т. е. имя Домид. Такая система тайнописи была популярна на Руси долгое время: с ХIV — по ХVII в. Именно отсюда она проникла на славянский юг. Однако само появление цифровой системы тайнописи у славян следует поставить в зависимость от Византии, где она была известна уже в VII—VIII вв.

Греческим по происхождению является и описательный вид цифровой тайнописи. Примером ее может служить тайнописный текст из рукописного собрания Кирилло-Белозерского монастыря ХV в.: «Аще хощеши увъдати имя писавшаго книгу сию, и то ти написую: «Десятерица сугубая (10+10=20) и пятерица четверицею (5´4 = 20, сумма 40) и единъ (1); десятерица дващи (10´2 = 20) и един (1); десятья четыре сугубо и четырежди по пяти (10´2´4 + 4´5 = 100); дващи два съ единемъ (2´2 + 1 = 5); единица четверицею сугубо (1´4´2 = 8); в семъ имени словъ седмерица, три столпы и три души, царь. И всего же числа в семъ имени РОЕ (175)». Отгадка: «Макарей», где сумма букв-цифр действительно 175 и семь букв, из которых три гласные и три согласные и одна (й) полугласная. Использованы здесь количественные числительные и сумма. Последняя часть служит как бы проверкой для всей задачи.

Арабские числа стали использоваться в качестве тайнописи лишь с того времени, как они начали входить в употребление в русской письменности, т. е. со второй половины ХVI в. на русском юго-западе и с начала ХVII в. на северо-востоке.

В рукописном собрании Большой Московской Синодальной типографии № 199 на л. 8—33 внизу идет такая запись 1641 г. (приводим фрагмент):

3 ъ 3 1 7 1 4 9 3 7 4 4 = лъта 7149 и т. д.

Ключ к записи прост: буквы-цифры от 1 до 9 (а — 0), пишутся просто арабскими цифрами, от 10 до 90 (— ч) — теми же цифрами и обозначаются значком над ними, от 100 и до 900 — та же, с другим значком над ними, тысячи — со значком под цифрой; буквы, цифрового значения не имеющие, пишутся просто.

К прочим системам тайнописи, известным по древнерусским рукописям, принадлежат монокондил (т. е. лигатуры), различные приемы образного и фигурного письма, а также акростих*. На этом последнем виде тайнописи, принципиально отличном от описанных выше, нам хотелось бы остановиться особо. Акростих — типичный для европейской средневековой письменной культуры прием организации поэтического текста — входил в арсенал художественно изобразительных средств древнерусских авторов уже с конца ХI в.. В поэзии прошлых веков, начиная с самых ее письменных истоков и вплоть до середины ХIХ в., акростих занимал настолько большое и важное место, характеризовался таким богатством форм и функций, что его с полным основанием относят к числу важнейших компонентов древнейшей и средневековой поэтики.

 

##* А к р о с т и х — стихотворение, в котором начальные буквы стихов (строк) образуют слово или фразу (часто имя автора или адресата).

 

Истоки акростишной техники уходят в глубь веков, в старейшие письменные культуры Востока. В псалмах Ветхого завета уже встречается акростих, его фрагменты исследователи находят в эпопеях Гомера. Однако большинство ученых квалифицируют их как спонтанные. Согласно Диогену Лаэртскому (конец II — начало III в.), изобретателем акростиха считается Эпихарм Сиракузский, известный древнегреческий комедиограф, философ и врач, живший около 550—460 гг. до н. э. Диоген сообщал, что уже в самом начале одной из функций акростиха была фиксация в тексте имени автора. Именной акростих размещался чаще всего в начале или в конце произведения.

Своеобразной областью применения акростиха были эпитафии, в которых с помощью этого приема сообщалось имя покойного, иногда имя составителя надписи или поставившего надгробие. Здесь встречается акростих, составленный не только по начальным буквам строк, но и по начальным слогам строк, использовался прием повторения в акростихе слова текста или строфы. В русской традиции акростишная эпитафия отмечена в надписи на надгробии патриарха Никона, причем это именно именной акростих — «Герман писа», принадлежащий, по всей вероятности, поэту-гимнографу ХVII в. монаху Герману [3].

Другим излюбленным наполнением акростиха было божественное имя, «nomen sacer». Идущая от античных времен, эта традиция во времена христианства нашла выражение в частом обращении в акростишном тексте к имени Христа, Богородицы, святых апостолов или небесного покровителя автора — одноименного святого или великомученика.

На Русь акростих проник из Византии и получил вначале в соответствии с византийской традицией широкое распространение в русских литургических, гимнографических текстах, а позднее и в оригинальных произведениях. В «Словаре названий молитвословий пъснопъний церковныхъ» дается такое определение акростиха: «Краегранесие, краестрочие, иначе акростих (от акрос — край и стихос — стих, строка. — Т. С.), есть начальные буквы в песнопениях, из которых букв составлено одно или многия речения. Так, канон мясопустной недели имеет на греческом языке в начальных буквах троичных и Богородичных тропарей краестрочия, например, в каноне св. Дмитрию Царевичу краегранесие: «Хвалю славу Царевича Димитрия» [4].

Современный исследователь древнерусской поэтики А. А. Гогешвили указывает на то обстоятельство, что акростих с древнейших времен рассматривался не как чисто формальный тайнописный прием, а как «своеобразная эстетическая и даже онтологическая категория, квинтэссенция истины и гармонии» [5]. Уже в одном из старейших памятников русской письменности — «Повести временных лет», в той ее части, где под годом 6477 (969) сообщается о смерти княгини Ольги и воздается ей хвала как первой христианке и предтече христианства на Руси, реконструируется акростишное чтение:

1 Си бысть предътекущия крестьяньстъи земли,

2 аки деньница предъ солнцемь

3 и аки зоря предъ свътомъ.

— — — — — — — — — — — — —

4 Си бо съяше аки луна в нощи, такои си

в невърныхъ человъцъхъ свътящеся;

5 аки бисеръ в калъ кальни бо бъша гръхомъ,

6 не омовени крещеньемь святымь.

7 Си бо омыся купълью святою,

и съвлечеся гръховною одежевъ ветхаго человъка

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ШИФРОВАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ

ТАТЬЯНА СОБОЛЕВА... ИСТОРИЯ ШИФРОВАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ Москва ОЛМА ПРЕСС...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: З з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я а б в г д е ж

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Соболева Т. А.
С 54 История шифровального дела в России. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — с.: ил. –– (Досье) ISBN 5-224-03634-8     В книге прослеживается история ста

Б р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
  2. В а б в г д е ж з и й к л м н о п Г с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я р   3. Д а б в г д е ж з и й к л м н о п Е т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

Биграммные шифры
Система изобретенного П. Л. Шиллингом биграммного шифра уже была нами описана выше. Коллеги Павла Львовича после его смерти продолжили разработку шифров биграммного типа. Эти шифры использовались а

Биклавные шифры
После смерти П. Л. Шиллинга в июле 1837 г. управляющим первой секретной экспедицией Канцелярии МИД назначается Артур Миллер [2]. Однако уже через три г. его сменяет на этом посту действительный ста

Шифровальные коды
Как мы уже рассмотрели выше, коды и кодовые таблицы в России получили широкое распространение уже с конца ХVIII в. и использовались в качестве основного вида шифров весьма длительное время. Продолж

Перешифровальные ключи. Коды с перешифровкой
Во второй половине ХIХ в. в России уже хорошо понимали слабости применения кодов в чистом виде, без усложнений, особенно слабости алфавитных кодов. Как известно, к этому времени начальником армейск

Шифры Цезаря
Шифр Юлия Цезаря, изучаемый в школах разведчиков всех стра, с исторической точки зрения, как мы уже писали, является одним из важнейших этапов в развитии криптографии. Большинство систем шифров зам

Множественный квадратный шифр.
Вместо того, чтобы пользоваться одним ключом и одной таблицей квадратной системы, составляют их несколько, например две, три, четыре, и затем при шифровании берут знаки сначала из первой таблицы, п

Замаскированный гамбеттовский шифр (наполеоновский).
Эта система предполагает большую квадратную таблицу из 28´28 знаков. В первом горизонтальном и левом вертикальном рядах писался непрерывный последовательный ряд чисел от 19 до 28 (по числу бу

Слитный периодический шифр с разнородным ключом
Это тот же сложный периодический шифр, но в котором сложение и вычитание осуществляется уже по модулю 10. Вторичный слитный шифр (комбинация с квадратным) Шифр со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги