рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Часть пятая РЕФОРМАЦИЯ – ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ

Часть пятая РЕФОРМАЦИЯ – ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ - раздел История, Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества   «Никто Не Может И Не Должен Приказывать Верить Или Силой Навя...

 

«Никто не может и не должен приказывать верить или силой навязывать веру человеку», – сказал Лютер.

 

Протестантизм

Протестантизм возник в Западной Европе в эпоху Реформации, но этот термин стали официально использовать только с 1783 года, когда приверженцы Англиканской церкви в Соединенных Штатах Америки стали называть свою церковь Протестантской Епископальной церковью.

В настоящее время почти все конфессии, которые не принадлежат к римской католической или греческой православной вере, называются протестантскими. Существует около двухсотпятидесяти протестантских конфессий или течений. Некоторые очень ортодоксальны и отличаются от католической веры только тем, что не признают власть папы римского, другие сильно различаются в вопросах вероучения.

В Соединенных Штатах протестанты составляют две трети всех христиан. Здесь представлена практически каждая конфессия. По числу приверженцев три самые крупные протестантские конфессии располагаются в следующем порядке: баптисты, методисты и лютеране.

Восток – это Восток, а Запад – это Рим

Когда более 1600 лет назад император Константин Август провозгласил христианство государственной религией Римской империи, он действительно предложил объединить идеалы церкви о Царствии Небесном с римскими идеалами царства на земле.

В те времена под властью Римской империи находился почти весь цивилизованный мир. Ее целью было сосредоточить в своих руках власть во всем мире и управлять всеми гражданскими делами человечества. Целью церкви было обратить все народы мира в христианство и править их духовной стороной жизни.

Когда Константин объединил церковь и государство, они и на самом деле соединились, чтобы руководить всеми аспектами жизни людей, как гражданскими, так и религиозными.

Благодаря этому союзу церкви и государства Великая Римская империя стала Священной Римской империей.

В то время церковью правили многочисленные епископы, над которыми стояли пять Отцов Церкви – патриархи (от греческого слова «отцы»). Их также назвали папами (от латинского слова «отцы»).

Наиболее влиятельными из этих Отцов были папа римский на Западе и патриарх Константинопольский на Востоке.

С самого начала церковь на Востоке отличалась от Западной церкви, а папа римский не был в хороших отношениях с патриархом Константинопольским.

Христиане почитали Рим святой землей, потому что Павел и Петр, а также многие первые христиане приняли там мученическую смерть. И поэтому папа римский считал себя высшей властью в Церкви.

Однако в тот период Константинополь был центром Великой Римской империи, и императоры видели в нем также и церковный центр, и место сосредоточения высшей власти.

Так что папа римский и патриарх Константинопольский ревниво относились друг к другу.

Было и еще одно важное отличие между Востоком и Западом: на Востоке говорили по‑гречески, на Западе – на латыни.

Часто в процессе перевода с изначального греческого языка на латынь значение слов слегка изменялось, соответственно меняя верования и обряды. Это вызвало серьезную неприязненную дискуссию между Восточной и Западной церквями.

Со временем между Восточной и Западной Церквями различий становились все больше и больше, и подозрительность папы римского и патриарха Константинопольского по отношению друг к другу росла день ото дня.

Затем возник большой спор по поводу идолопоклонничества.

Первые христиане‑евреи и те, что пришли вслед за ними, – язычники – запрещали поклонение и использование любых идолов (изображений) в церкви. Но со временем христиане на Востоке и Западе стали изготовлять изображения – статуи, портреты великомучеников, святых, апостолов, Девы Марии и Иисуса. Некоторые даже пытались изображать Бога. На Западе главным образом были статуи, на Востоке – нарисованные и позолоченные изображения.

Такие написанные красками и позолоченные изображения назывались иконы (в переводе с греческого «изображение»).

Христиане приходили в храм и становились на колени перед этими изображениями из камня и раскрашенного дерева и молились им, веря, что они обладают большой силой.

Евреи, а позднее мусульмане начали высмеивать христиан и говорить:

«Посмотрите на эти картинки, эти иконы ! У них есть глаза, которые не видят, уши, которые не слышат, неподвижные руки и ноги! И им поклоняются христиане и говорят нам, что их религия лучше нашей!»

Духовенство на Востоке и Западе осознало опасность идолопоклонничества в церкви, но священнослужители на Западе были бессильны перед волей императоров и их жен, которые хотели, чтобы в церквях находились статуи. И возник горячий спор.

Эти и многие другие разногласия постепенно отделили Восточную церковь от Западной.

В это время в Европу вторглись полчища варваров – готов, гуннов, галлов, викингов и франков, образовавшие государства, которые позднее стали королевствами, – Англия, Франция, Испания и Германия. Властью папы римского варвары были обращены в христианство, что прибавило власти Западной церкви.

Но в то время как сила Западной церкви была в расцвете, Римская империя на Востоке начала рушиться. Пропасть между Востоком и Западом становилась все больше.

В 1054 году произошел окончательный разрыв между Римом и Константинополем, и церковь разделилась на Греческую Православную на Востоке и Римскую Католическую на Западе.

Крестовые походы

Задолго до того, как в церкви произошел раскол, появился Пылающий Меч Пустыни – ислам, который стал посылать свои армии в разные страны с целью обращать людей в веру в Аллаха и его пророка Мухаммеда.

В руки мусульман попал Иерусалим, священный город для христиан, потому что там часто проповедовал Иисус и там был распят.

Распространились слухи о том, что мусульмане осквернили в Иерусалиме все места, священные для христиан.

Человек по имени Петр Отшельник стал призывать жителей Франции собираться в армии крестоносцев, чтобы отвоевать Иерусалим ради величия Веры. Всем вступившим в армию крестоносцев даровалось прощение всех грехов.

Тысячи грешников, искавших отпущения грехов, и тысячи верующих, которые горели желанием перебить мусульман, и тысячи людей, жаждавших приключений, и тысячи варваров, любивших воевать, объединились в армии крестоносцев и отправились в Иерусалим.

В течение XII–XIII веков состоялось несколько Крестовых походов, Иерусалим был завоеван и на протяжении нескольких лет считался христианским городом.

Однако больше всего от Крестовых походов страдали не мусульмане, а христиане, жившие на Востоке.

Тысячи крестоносцев по дороге в Иерусалим налетали на их землю и требовали, чтобы их кормили и предоставляли кров. Они даже пытались вытеснить православную церковь в Константинополе и заменить ее католической.

Некоторые лидеры Греческой Православной церкви подозревали, что крестовые походы были организованы не столько против мусульман в Иерусалиме, сколько против христиан на Востоке, которые откололись от Римской церкви.

Однако крестоносцам не удалось покорить мусульман и подчинить Греческую Православную церковь.

Единственное, что им удалось, – причинить столько зла, что, как считают некоторые, от его последствий мы страдаем по сей день. (В результате Крестовых походов появились индульгенции, и это привело к серьезным последствиям, как мы увидим чуть позже в этой главе.)

Крестовые походы довершили раскол между Восточной и Западной церквями. С тех пор предпринималось много попыток объединить Греческую Православную и Римскую Католическую церкви, но они и по сей день разделены.

Власть Рима

Тем временем власть Римской церкви все росла. Она контролировала почти всю Европу; миссионеры рассылались на запад и восток, север и юг для обращения людей в христианство.

Власть папы римского также росла. Ослушание приказа папы римского считалось не только убивающим душу грехом, но и преступлением против правительства страны.

В своем лице папа объединял всю власть на небе и на земле. Его называли не только наместником Христа на земле, но и властелином над всеми народами и царствами.

Когда папа римский умирал, группа кардиналов – кардинальская коллегия – выбирала другого. Сразу же после избрания папа мог издать любой закон, который он хотел, и люди должны были подчиняться ему.

По одному из таких законов, изданных папой, люди должны были платить церкви часть своих доходов. В нашем понимании – налогов.

Более того, папа мог решать, что людям следует или не следует читать, что люди могут или не могут изучать. Все решения папы становились ЗАКОНОМ.

Что происходит с людьми, которые не подчиняются закону? Их наказывают.

И Церковь стала наказывать всех, кто ослушивался повелений папы, его кардиналов и епископов.

Некоторые считали, что они не должны платить налоги, которые требовал папа, другие хотели сами решать, какие книги им читать, третьи хотели изучать науки, которые папа запрещал, а четвертые не хотели соблюдать праздники, объявленные церковью.

Таких людей судили и, если признавали виновными, сурово наказывали.

Чем больше наказывали людей, тем больше становилось число тех, кто протестовал против некоторых правил, установленных церковью.

Чем больше люди восставали против власти церкви, тем суровее становилось наказание.

Приблизительно в XIII веке Римская церковь учредила судебный институт, известный в истории как инквизиция.

Это был новый способ обращения людей в христианство. Если мужчины, женщины или дети отказывались принять христианство, их пытали до тех пор, пока они не умирали.

Даже с первыми христианами до Константина, которых мучили, убивали и отдавали на растерзание львам в Риме, не обращались так жестоко, как с нехристианами во времена инквизиции.

Инквизиция просуществовала более двухсот лет, и тысячи людей были убиты по ее приказу самыми варварскими способами. Людей сжигали живьем, раздавливали тяжестями, разрывали на части с помощью зверских приспособлений.

Жестокое обращение применялось не только против евреев и язычников, но также было направлено и против христиан, пусть даже очень набожных, которые осмеливались хоть слово сказать против власти папы или верить в то, что не одобряла церковь.

Некоторые смелые христиане писали книги о жестокости инквизиции и деспотической власти папы. Таких людей мучили до смерти в застенках.

Тогда, как и во все времена, находились люди, готовые умереть за правду. Они во имя человечества поднимались, протестуя против инквизиции, даже под страхом смерти.

Инквизиция, как и Крестовые походы, начала с борьбы против нехристиан, а закончила преследованием своих собратьев по вере.

Но Глас Справедливости было не заглушить. Сила правды, протестующая против убийства людей, была сильнее, чем сила меча, ее каравшего.

Чем более жестокие действия предпринимала инквизиция, тем больше становилось число тех, кто выступал против нее.

Такова была обстановка в Европе к концу XV века, когда в Германии родился Мартин Лютер.

 

Мартин Лютер

Мартин Лютер был сыном Ганса и Маргариты Лютер, бедных крестьян из города Айслебена в Германии, у которых, помимо Мартина, было еще шестеро детей. Тем не менее они дали Мартину хорошее образование.

Когда он достаточно повзрослел, его целью стала учеба в университете. У родителей не было средств, чтобы помочь ему получить такое образование, и Мартин попытался учиться самостоятельно на юридическом факультете, зарабатывая себе на пропитание и другие нужды пением на улицах. В те времена многие студенты в Германии так зарабатывали себе на жизнь. Люди знали, что это не нищие, а голодные студенты, и то здесь, то там открывалась дверь, появлялась женщина и звала певца в дом поесть.

Мартин уже почти окончил курс юриспруденции, когда умер его близкий друг. Внезапная смерть дорогого человека произвела очень сильное впечатление на юного Лютера. Он сразу же оставил юриспруденцию и начал изучать религию.

Он ушел в монастырь, а два года спустя принял духовный сан.

В монастыре быстрый ум и ученость Мартина Лютера привлекли к нему внимание вышестоящего начальства, и в возрасте двадцати пяти лет он был назначен преподавателем философии в университете Виттенберга.

Он преподавал в университете, проповедовал в церкви и находил достаточно времени, чтобы изучать организацию христианской церкви, ее историю и устав.

И хотя он был ярым католиком, ему многое в поведении и правлении папы и духовенства казалось неправильным. Особенно неодобрительно он относился к инквизиции, считая нехристианской и губительной.

«Никто не может и не должен приказывать верить или силой навязывать веру человеку», – говорил он.

Он не мог понять, как папа или его приверженцы надеялись заставить человека принять христианство, которое они проповедовали, если этот человек не принял его сначала душой.

Несколько лет спустя Лютер и еще один монах были отправлены в Рим с поручением. Когда Лютер увидел Рим, он упал на колени и воскликнул:

«Привет тебе, Священный Рим! Трижды священный благодаря крови мучеников, пролитой здесь!»

Однако вскоре Лютер понял, что Рим не был таким священным местом, как он ожидал.

Он узнал, что жители Рима ведут постыдную жизнь, а когда кто‑нибудь утверждал, что он добрый христианин, его называли глупцом.

Самое большое разочарование постигло Мартина Лютера, когда он добрался до резиденции папы. Папа римский Юлий II жил в замке в богатстве, и ему служили, как королю. Люди приходили к нему, целовали его ноги и просили милостей. И папа, представитель Бога на земле, продавал свои милости за деньги.

Лютер возвратился в Виттенберг совершенно несчастным. Увиденное в Риме убедило его, что все правление папы неправильно, но он еще не знал, как его можно изменить к лучшему. То, что добрые христиане могут вести добропорядочную жизнь без помощи папы римского, еще не приходило Лютеру в голову.

Через несколько лет после возвращения Лютера из Рима папа Юлий II умер, и к власти пришел папа Лев X.

Новый папа, желавший превзойти своих предшественников, решил построить церковь, подобной которой еще не было.

Чтобы достать денег на огромную церковь, которая должна была получить название собор Святого Петра, папа Лев X послал своих доверенных лиц продавать индульгенции по всему христианскому миру.

Папа и духовные лица составили полный список всех грехов, которые может совершить человек, и наказаний за каждый грех. Были грехи, которые могли быть отпущены через раскаяние, но были такие, за которые грешник должен был быть осужден на вечные муки.

Во время Крестовых походов полное отпущение грехов было обещано тем, кто был готов принести свою жизнь в жертву на войне за веру. После Крестовых походов на замену пришли деньги, пожертвованные в казну папы. Своеобразная плата папе за то, чтобы Бог отпустил грехи, называлась индульгенцией.

Индульгенции продавались везде, где были христиане. И разумеется, самые большие грешники были самыми лучшими покупателями.

Не только духовенство продавало индульгенции, но и отдельные торговцы, получая комиссионные в размере тридцати трех и одной трети процента. Индульгенции, которые на самом деле означали Прощение Божие, продавались так, как в наше время люди продают акции и облигации.

Для Лютера вся эта торговля Прощением Божиим казалась неправильной. Он не мог понять, как один человек может убить другого человека, потом купить у представителей папы или дельца индульгенцию за определенную сумму и таким путем стать невинным перед Господом.

Когда папа Лев X послал своих посредников продавать индульгенции, чтобы собрать деньги на строительство собора Святого Петра, Лютер написал ряд писем священнослужителям в Германии с просьбой выразить протест против этого. Но эти священнослужители боялись вмешиваться в дела папы. Им были известны сила и жестокость инквизиции.

Именно тогда и приехал Иоганн Тетцель, представитель папы в Германии, чтобы начать продажу индульгенций.

Перо, которое чуть не сбросило корону

В ночь на 30 октября 1517 года принцу Фридриху Саксонскому приснился сон, будто к церкви подходит монах и что‑то пишет на ее двери. Слова, которые написал этот монах, были такими длинными, что их можно было увидеть с расстояния шесть лиг. А перо, которым он писал, таким большим, что оно дотянулось от Германии до Рима.

Когда монах пошевелил своим пером, оно задело голову папы в Риме и чуть не сбросило с нее его тиару.

Это был необычный сон. Но на следующий день, 31 октября 1517 года, перед Замковой церковью Виттенберга появился Мартин Лютер и пришпилил на ее деревянную дверь листок с длинной надписью на латыни.

Люди, проходившие мимо церкви, останавливались прочитать объявление, в котором Лютер осуждал продажу индульгенций. Весть вскоре разнеслась по всему городу, и вокруг церкви собралась толпа народу.

Без ведома Лютера его вызов был переведен с латыни на немецкий язык, а немецкого – на другие европейские языки. Не прошло и четырех недель, как его содержание стало известно всей Германии и Европе.

Эта весть дошла до папы римского, но он лишь сказал:

«Это написал пьяный немец. Когда он протрезвеет, будет думать по‑другому».

Однако продажа индульгенций быстро пошла на спад.

Разгневанный папа издал указ под названием «папская булла», предписывающий изгнать Лютера из рядов духовенства и запретить любому человеку читать его сочинения или иметь с ним дело. Экземпляр буллы был послан Лютеру.

После получения указа Лютер прилюдно сжег его. Это ознаменовало окончательный разрыв Лютера и Римской церкви.

У Лютера было много поклонников и последователей, которые соглашались с ним в критике власти папы и побуждали его не оставлять своих нападок на нее.

Лютер не разочаровал их. Он читал лекции и написал много книг о власти папы римского. В одной из них он сказал:

«Римская церковь, ранее самая святая из всех церквей, стала самым беззаконным притоном воров, царством греха, смерти и ада».

Мартин Лютер был неутомимым тружеником. На протяжении своей жизни он написал свыше четырех сотен книг и памфлетов, перевел Библию на немецкий язык, и по сей день его перевод используется в Германии точно так же, как версия Библии короля Джеймса используется англоговорящими. И он находил достаточно времени, чтобы проповедовать и объединять церкви, которые откололись от Римской церкви.

Перед смертью его учение, получившее название лютеранство, распространилось в Германии, Норвегии, Швеции и Дании.

Церкви, объединенные им, стали известны как протестантские церкви.

Таким образом, сон принца Фридриха почти сбылся.

До Мартина Лютера и после него

Мартин Лютер был не первой ласточкой в истории церкви, которая принесла весну Реформации.

Задолго до разрыва Лютера с папой появились условия, необходимые для изменения в Римско‑католической церкви, и многие люди поддерживали осуществление таких изменений.

XIV и XV века известны своим великим пробуждением от спячки Средневековья. Эта эпоха называется Возрождением.

В течение этих двух веков были основаны крупные университеты в городах Гейдельберг, Кельн, Прага, Вена и Эрфурт. В них процветала культура эпохи Возрождения.

В Средние века папы запрещали изучать греческий и еврейский языки, греческую философию и классическую мифологию. Но в XIV–XV веках в крупных университетах было возобновлено преподавание этих предметов, и великие учения и литература прошлого снова вернулись к жизни.

С изучением греческого языка и греческой философии появился новый интерес к искусству, что стало стимулом к развитию великого искусства в Европе. За это время великий Леонардо да Винчи написал фрески, которыми мы дорожим и по сей день, а Микеланджело оставил миру наследство, вырубленное из камня.

В то время как гремела эпоха Возрождения, а великие мастера кисти и резца трудились в поте лица, по всем странам разнеслась весть о том, что Диас, Васка да Гама и Колумб открыли берега Нового Света и водный путь в Индию.

О чудесном открытии нового пути в Индию и неизвестного континента еще не все было рассказано, когда появился великий польский ученый Коперник со своими инструментами и небольшой книжкой о своих открытиях на небе.

До этого времени люди верили, что Земля – центр Вселенной, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг нее ( геоцентрическая теория).

Коперник доказал, что Земля, Луна и звезды вращаются вокруг Солнца, а Солнце является центром Вселенной ( гелиоцентрическая теория).

Поразительная теория Вселенной Коперника заставила людей в Англии, Франции, Италии, Германии и во всем цивилизованном мире задуматься и действовать.

Великие поэты и писатели Возрождения охотно вступали в ряды храбрецов, чтобы развивать культуру Возрождения.

В начале XIV века знаменитый поэт Данте опубликовал «Божественную комедию», в которой описал воображаемое путешествие по Чистилищу, Аду и Раю. Проводник, который ведет Данте через Ад и Рай, – не ангел, не апостол, не святой, а Вергилий – великий поэт‑язычник.

Во времена Данте выказать такое большое уважение к римскому поэту было преступлением, за которое некоторых людей сжигали на костре.

После Данте и другие великие писатели начали восхвалять философию греков, их мифологию и великую литературу.

Благодаря новым идеям изменение в религиозных верованиях и закат власти пап были неизбежны.

Везде в Европе стали появляться религиозные реформаторы.

Первым значительным проповедником реформы был французский торговец по имени Питер Вальдо.

Питер Вальдо ближе к концу XII века был очень религиозным богатым торговцем, который перевел Священное Писание на французский язык. Во время изучения Писания он пришел к убеждению, что папа и его приспешники не живут по заповедям Иисуса. Он осознал, что его собственная жизнь богатого человека тоже не согласуется с учением Евангелия.

Питер Вальдо раздал свои богатства беднякам и начал проповедовать учение Иисуса в том виде, в какой он нашел его в Новом Завете.

Его проповеди привлекли некоторое количество людей, которые стали его последователями и назвали себя вальденсами.

Когда Питер Вальдо умер, приверженцы продолжили его работу и постарались распространить его учение. Но папа запретил им проповедовать и распорядился, чтобы вальденсов преследовали и убивали везде, где найдут.

Однако вальденсы не перестали распространять свое учение о том, что никто не может быть добрым христианином, живя в роскоши и погрязнув в разврате.

Последователи Вальдо проповедовали реформу во Франции. Один из них – англичанин Джон Вайклиф.

Джон Вайклиф, профессор Оксфордского университета XIV века, являлся противником власти папы над Англией. Вайклиф отрицал абсолютную непогрешимость папы и многое подвергал критике.

Джон Вайклиф также был против проповедей и церковных служб на латыни – языке, который не понимало большинство населения Англии. Он объединил нескольких священнослужителей и отправил их проповедовать на английском языке. С помощью своих друзей Вайклиф перевел Библию на английский язык, чтобы все люди могли прочитать и понять ее.

И хотя деятельность Вайклифа пресекалась в его собственной стране, она нашла много последователей за ее пределами. Весть о ней дошла до Германии и Богемии и оказала влияние на образ мыслей многих молодых реформаторов.

Затем пришел Лютер и начал работу по организации протестантских церквей.

В это же самое время по всему христианскому миру разразился бунт против Римско‑католической церкви.

Среди видных реформаторов, пришедших вслед за Лютером и приведших к Реформации, был Ульрих Цвингли.

Цвингли, сын швейцарских крестьян, получил хорошее образование и в молодые годы стал армейским капелланом. Проведя несколько лет в армии, он поселился в Цюрихе, где ему предложили место пастора.

По многим политическим причинам Швейцария в те времена была более развита в плане демократических идей, чем большая часть Европы, и Цвингли было разрешено вводить в своей церкви изменения, которые в других местах никто не потерпел бы.

Его первый разрыв с Римской церковью произошел, когда Цвингли подверг критике тот факт, что священнослужители не должны жениться. В возрасте сорока лет Цвингли женился.

После этого он раскритиковал идолопоклонничество, и из всех церквей Цюриха убрали все картины, распятия и статуи.

Как только одно из его нововведений увенчивалось успехом, Цвингли вводил следующее.

Он вынашивал более передовые идеи реформы, чем Лютер. Однажды оба они встретились на дискуссии, во время которой сошлись в острой словесной схватке. В конце Лютер пришел в такую ярость от идей Цвингли, что отказался пожать руку своему оппоненту.

Цвингли надеялся объединить протестантов Европы и сделать их более сильными благодаря поддержке тех правителей, которые очень хотели отделить власть церкви от власти государства.

Надежды Цвингли не оправдались. Но своей жизнью и деятельностью он проложил путь для другого видного реформатора, которым стал Жан Кальвин.

Рождение Жана Кальвина в 1509 году в Нойоне, небольшом городке в семидесяти милях от Парижа, не было большим событием в жизни его родителей. У них рождались дети и до него, и после.

Но когда Жан достаточно вырос, чтобы пойти в школу, его отец постарался дать своему сыну, как и другим своим детям, самое лучшее образование, которое можно было получить в их городе.

Если мать Жана не была занята другими делами, она могла сидеть, считая пуговицы на рубашке сына, размышляя над тем, кем он станет, когда вырастет. Проповедником? Учителем? Юристом? Придворным врачом? Королевским писцом? Или деканом в каком‑нибудь большом университете?

Несомненно, мать Жанна ожидала, что он вырастет и станет большим человеком, поскольку уже в возрасте четырнадцати лет Жан выучился всему, чему было только можно в Нойоне, и уехал учиться в Парижском университете.

После четырех лет учебы в университете Жан Кальвин стал выделяться своими познаниями. Но продолжал учиться.

Он изучал религию, юриспруденцию, еврейский и греческий языки, античную литературу. Пять лет прошли в учении, а Жан все еще гадал, какую стезю ему избрать, как, вероятно, делала его мать, перебирая пуговицы на его рубашке.

И тогда случилось нечто, что решило вопрос с карьерой Жана Кальвина.

Один его друг – врач по профессии – попросил Жана написать для него текст выступления, и Жан написал. В этой речи он изложил ряд протестантских доктрин. В те времена во Франции людей сжигали у столба за то, что они протестанты, и Жан Кальвин бежал из Франции в Швейцарию.

Три года спустя, когда Кальвину еще не исполнилось тридцати лет, вышла в свет его книга «Институты христианской религии», которая сделала его одним из самых выдающихся писателей на тему христианства.

С того времени Кальвин посвятил себя написанию книг по протестантизму и объединению Протестантской церкви. Почти всю свою жизнь он прожил в Женеве, столице Швейцарии, но его учение, получившее название кальвинизм, распространилось по Европе и укоренилось повсюду.

Кальвин лично оказал влияние на еще одного известного реформатора церкви. Им был Джон Нокс.

Нокс, шотландец по происхождению, проповедовал протестантизм у себя на родине, но вынужден был бежать ради собственной безопасности. Он уехал в Женеву, где и познакомился с Кальвином и его учением.

Когда Нокс возвратился в Шотландию, он учредил церковь, во многом похожую на кальвинистскую. Популярность его церкви росла, а учение, получившее название пресвитерианство, позднее распространилось и превратилось в большое религиозное течение.

Пресвитерианство играло очень важную роль в его родной стране Англии. Еще до того, как Джон Нокс начал проповедовать реформу, в церкви его родной страны произошли большие перемены.

Англиканская церковь

В Британском музее имеется документ, датированный 314 годом н. э. и подписанный тремя британскими епископами, он указывает на то, что христианство добралось до Англии через Шотландию и Ирландию очень давно. Но лишь в 597 году н. э. папа римский послал Августина обратить саксов в христиан и учредить в Англии филиал Римско‑католической церкви под названием Англиканская церковь, или Церковь Англии.

Спустя несколько столетий английские правители пожелали упразднить власть папы. В отличие от вождей Реформации, они не имели ничего против религии, которую проповедовал папа, они возражали против его политической власти. И в 1534 году глава церкви и правитель Англии пришли к соглашению о том, что папа римский имеет в Англии власти не больше, чем любой другой иностранный епископ. И с того времени церковь Англии отделилась от Римско‑католической церкви. (В Америке Англиканская церковь известна как Протестантская Епископальная церковь.)

И хотя Англиканская церковь вышла из‑под власти папы, ее верования, обряды и функции священника похожи на те, что наблюдаются в Римско‑католической церкви.

Число протестантских течений, которые пытались оторваться от католицизма, в Англии и всех других частях света продолжало неуклонно расти, причем каждое из них отличалось от других некоторыми аспектами веры и обрядов.

Последователями одного из самых важных таких религиозных направлений стали анабаптисты.

Анабаптисты появились вскоре после того, как распространилось учение Питера Вальдо и его последователей. К тому моменту, как Лютер и Цвингли начали организовывать протестантские церкви, число анабаптистов было уже велико. Тем не менее по многим причинам Лютер и Цвингли не нашли в них сподвижников, отчасти потому, что анабаптисты не верили в крещение младенцев.

Между 1517 годом, когда Лютер впервые осудил индульгенции, и 1530 годом, когда учение Лютера и Цвингли приобрело большое количество приверженцев, было казнено более двух тысяч анабаптистов. Жестокость, с которой действовали реформаторы, напоминает методы инквизиции.

Несмотря на то что их преследовали и католики, и протестанты, гнали с места на место, убивали и бросали в тюрьмы, ряды анабаптистов росли, а их учение распространилось в Швейцарии, Германии, Австрии и Голландии.

Анабаптисты были предвестниками ряда важных протестантских течений, среди которых современные баптисты, конгрегационалисты и квакеры.

Квакеры, которые появились в Англии к концу XVII века, отличаются от других христианских течений тем, что у них не было определенного набора догматов веры, которые они должны были исповедовать. У них не было духовенства и церквей.

Они верили в то, что истинная религия, которую они называли Внутренним Светом, находится в душе каждого человека, а где встретятся истинно верующие – то место священно. Они собирались в частных домах, в сараях, на открытом воздухе и рыночных площадях.

Их собрания больше напоминали дружеские посиделки. Они так и называли себя: Общество Друзей. (Квакеры – единственное прозвище, которое пристало к ним точно так же, как прозвище методисты пристало к другой христианской секте.)

Квакеры подвергались в Англии гонениям, и многие из них эмигрировали в Америку. Но и там к ним относились не лучше до тех пор, пока квакер по имени Уильям Пенн не основал квакерскую колонию в нынешней Пенсильвании и Нью‑Джерси.

На квакеров оказали влияние учения других религиозных течений, которые появились до них. И они, в свою очередь, оказывали влияние на религиозные течения, которые возникли после них.

Рост числа протестантских сект продолжался. Некоторые из них настолько отличаются друг от друга, что почти не кажутся ответвлениями одной и той же религии. Другие настолько похожи, что можно удивляться, почему они не объединены в одно религиозное течение и одну церковь. В некоторых сектах есть основатели, которых они называют святыми и пророками. У некоторых свои собственные священные писания помимо Библии. У иных особенности проявления религиозных чувств, не разделяемые приверженцами других течений.

Деление на протестантские секты продолжается со времен Реформации. В настоящее время существует около двухсот пятидесяти различных сект и продолжают появляться новые.

 

Религиозные течения, возникшие в США

В Америке можно найти христиан любого толка. Здесь представлены православные христиане, католики и почти все из двухсот пятидесяти протестантских сект.

В добавление к христианским течениям, появившимся в Европе и процветающим в Америке, есть и исконно американские.

Вот самые выдающиеся религиозные течения американского происхождения: мормонство и «Христианская наука», или Церковь Христа.

Мормонство было основано около века назад Джозефом Смитом из штата Нью‑Йорк, который заявил, что нашел книгу, написанную на золотых пластинах, и она открыта ему ангелом по имени Морони. Джозеф Смит с некоторыми сподвижниками основал новую церковь – Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.

Членов этой секты называют мормонами, верующими в Книгу Мормона, найденную Джозефом Смитом.

В настоящее время в мире насчитывается около полумиллиона мормонов, большинство из которых проживают в районе Солт‑Лейк‑Сити, штат Юта. И тем не менее они твердо верят и провозглашают миру, что их «церковь – единственная истинная из существующих на всей земле».

Гораздо позже возникла секта, известная как «Христианская наука», основанная в 1879 году жительницей Новой Англии госпожой Мэри Бейкер Эдди.

Госпожа Эдди написала книгу «Наука и здоровье: с ключом к Святому Писанию», в которой попыталась объяснить, как больной может исцелиться с помощью веры.

Госпожа Эдди, как Джозеф Смит и многие другие до нее, основала церковь, которую назвала Первая Церковь Христа, Научная.

Вскоре церковь госпожи Эдди нашла многих последователей в Америке и других странах.

Подобно мормонству и всем вновь появляющимся сектам, «Христианская наука» утверждает, что является единственной истинно христианской церковью.

Но независимо от различий протестантских сект одной от другой, все они сходятся в том, что:

человек может быть добрым христианином, не выражая пиетета папе римскому;

Римско‑католическая церковь не единственная истинно христианская церковь в мире.

В наше время

На заре человечества люди каждый день наблюдали восход и закат солнца, слышали шум ветра в лесу и видели облака на небе. Со временем они заметили, что времена года следуют одно за другим, как день следует за ночью, а ночь за днем.

Древний человек задавался вопросами обо всех силах природы, которые его окружали. И отвечал на них, говоря, что у сил природы есть духи, которые могут и делать добро, и причинять зло.

Много тысяч лет назад наши дикие предки не знали разницы между одушевленными и неодушевленными предметами. Для них деревья, цветы, реки, океан, камни и горы – все были живыми. И у них были духи.

Считалось, что и у стихий тоже есть духи.

Солнце, луна и звезды, дождь, ветер, буря, гром и молния – все представали существами живыми и вольными делать то, что хотят, – добро и зло.

Вера в духов природы стала началом самой первой религии человечества и привела людей к поклонению природе, животным и своим предкам.

Через много лет, возможно, веков наши праотцы перешли от поклонения природе к поклонению идолам.

И хотя в настоящее время большинство людей относится к идолопоклонничеству с презрением, оно поистине стало большим шагом вперед по сравнению с древним поклонением силам природы.

С развитием идолопоклонничества росло число вещей и живых существ, которым поклонялись люди. Они стали делать изображения не только существующих богов, предков и различных животных, но и недавно придуманных богов – разных родов, племен, межевых границ и т. д.

С ростом числа богов приумножилась ненависть и усилилась борьба между племенами, родами и отдельными людьми.

Со временем мудрые вожди поняли, что корень зла кроется в идолопоклонничестве, и выступили против него. После этого возникли великие религии.

Потом вера во многих богов уступила место вере в Единого Бога. Это был величайший шаг вперед в развитии религии, поскольку вера в Единого Бога ведет к вере в Единство мира. А это, в свою очередь, ведет к вере в Единство человечества.

Верующий в Единого Бога (монотеист) понимает, что все человечество следует рассматривать как одну большую семью, члены которой могут отличаться цветом кожи, языком или образом жизни.

Более того, истинный монотеист понимает: что бы ни делал один народ, это оказывает влияние на другие народы, государство на другие государства, один человек на всех других людей – будь то добро или зло.

Из этого истинный монотеист вынужден сделать вывод: только то, что хорошо для человечества в целом, хорошо и для отдельного человека, и наоборот.

Вот что подразумевается под Братством Людей, которое проповедуют все великие религии нашего времени и которого можно достичь благодаря любви, через сотрудничество, мирным путем.

Так что в настоящее время в мире, полном боли, неразберихи и злобы, религиям уготована одна общая великая миссия: миротворчество.

Независимо от различий между религиями и верованиями, чтобы выполнить обещание, данное своим последователям, они все должны собраться под единым знаменем, девиз которого – Миссия человечества – мир.

 

Примечания

Так у автора, однако апокрифы не являются священными книгами, так как содержат отступление от официального вероучения и отвергаются церковью как недостоверные. ( Примеч. ред .)

На самом деле их гораздо больше. ( Примеч. ред .)

Автор перечисляет римских богов, их греческие аналоги: Зевс, Гера, Гелиос, Афродита, Посейдон. ( Примеч. ред .)

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества

Как начинались великие религии История духовной культуры человечества... Джозеф Гаер...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Часть пятая РЕФОРМАЦИЯ – ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В самом начале
  Углубляясь в историю человечества, мы видим, что люди стремятся установить дату Сотворения мира. Практически в каждой религиозной книге первый рассказ посвящен описанию и объяснению

Часть первая БУДДИЗМ – РЕЛИГИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО
  – Вот истинный Закон жизни, – сказал Будда, – от добра должно исходить добро, а от зла – зло.   Основан : VI век до н. э. Ос

Часть вторая ДЖАЙНИЗМ – РЕЛИГИЯ МАХАВИРЫ ЗАВОЕВАТЕЛЯ
  О принце Махавире Завоевателе сказано: Он был великим оратором. Он говорил истину.   Основан : в VI веке до н. э.

Часть третья ИНДОСТАН – СТРАНА МНОЖЕСТВА БОГОВ
  Истина одна, мудрецы называют ее по‑разному. Ригведа     Основан : в доисторические времена. Индуизм, согласно п

Часть первая КОНФУЦИАНСТВО – УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО МУДРЕЦА
  Цу Кунг однажды спросил: «Есть ли такое слово, которое описывало бы долг человека в целом?» На что Конфуций ответил: «Возможно, это слово – сопереживание.

Часть вторая ТАОИЗМ – РЕЛИГИЯ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОНЯТЬ НЕМНОГИЕ
  Лао‑Цзы писал: «С теми, кто добр ко мне, я добр; И с теми, кто недобр ко мне, я добр. И таким образом все становятся добрыми».  

Часть третья СИНТОИЗМ – ПУТЬ БОГОВ
  Пути сияющих Небес далеки: Повернись! О, повернись к тому, что близко! Повернись к своей земной обители, о друг! И постарайся выполнить здесь свой долг.

Часть первая ЗОРОАСТРИЗМ – ИСКРА СВЯЩЕННОГО ОГНЯ
  Я громко восхваляю хорошо продуманную мысль, хорошо сказанное слово и хорошо сделанное дело. Из зороастрийской молитвы     Осно

Часть вторая ИУДАИЗМ – РЕЛИГИЯ МНОГИХ ПРОРОКОВ
  Любящие Иегову, ненавидьте зло! Псалом 97     Основан : XIII век до н. э. Основатель : Моисе

Часть третья ХРИСТИАНСТВО – ЗВЕЗДА ПУРПУРНОГО ВОСТОКА
  Благодаря этому все люди узнают, что вы мои ученики – если у вас есть любовь друг к другу. Из последней заповеди Иисуса     Осн

Часть четвертая МУСУЛЬМАНСТВО – ПЫЛАЮЩИЙ МЕЧ ПУСТЫНИ
  Мухаммед сказал: «Когда Бог сотворил мир, Он написал книгу, которая Лежит рядом с ним на небесном троне. И в этой книге написано: Поисти

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги