рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Часть первая ЗОРОАСТРИЗМ – ИСКРА СВЯЩЕННОГО ОГНЯ

Часть первая ЗОРОАСТРИЗМ – ИСКРА СВЯЩЕННОГО ОГНЯ - раздел История, Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества   Я Громко Восхваляю Хорошо Продуманную Мысль, Хорошо Сказанное...

 

Я громко восхваляю хорошо продуманную мысль, хорошо сказанное слово и хорошо сделанное дело.

Из зороастрийской молитвы

 

 

Основан : VI век до н. э.

Основатель : Зороастр (греческий вариант имени Заратуштра). Ученые расходятся во мнениях относительно дат его жизни, называя 660–583 гг. до н. э. или 570–500 гг. до н. э.

Место : древняя Персия (современный Иран).

Священные книги : Авеста – сборник гимнов, частей литургий и кодексов чистоты.

Распространение : часть зороастрийцев по‑прежнему живет в Персии (Иране), но большинство – в Индии.

Узы священного пояса

В конце дня в городе Бомбее, что в Индии, несколько высоких величавых мужчин в белых одеждах, стянутых ткаными поясами, пробираются через пеструю городскую толпу к берегу Аравийского моря.

У края воды они останавливаются, окунают кисти рук в воду и церемонно поднимают их к своим лбам. Затем развязывают свои пояса и поднимают их ко лбам.

Вновь завязав пояса на теле, они обращают свои торжественные лица к заходящему солнцу и шепчут: «Humata, Hakhata, Hvershta!»

Эти слова на давно забытом языке означают:

«Я громко восхваляю хорошо продуманную мысль, хорошо сказанное слово и хорошо сделанное дело!»

Если день ясный и погода хорошая, пляж в Бомбее полон мужчин в белых одеждах, пришедших помолиться перед заходящим солнцем в качестве алтаря.

Когда солнце заходит и его последний отблеск багровеет на темнеющем небе, они поворачиваются и три раза кланяются на запад, три раза на юг, три – на восток и три – на север. Затем окунают ладони в темную воду моря, поднимают их ко лбу. Церемония окончена.

Даже в Индии, стране столь разнообразных верований, эти люди и их обычаи кажутся странными.

Это не индусы и не принадлежат ни к одной из огромного числа сект индуизма. Их называют огнепоклонниками, потому что в своих храмах они всегда поддерживают огонь.

Ведь огонь для них священен.

Но не только он один, а еще вода и земля.

Когда огнепоклонник умирает, родственники не могут кремировать его тело, как это делают индусы, из страха осквернить Священный Огонь.

Не могут бросить тело в воды моря из страха осквернить Священную Воду.

И не могут предать тело в земле из страха осквернить Священную Землю.

Они кладут тела умерших на вершину высокой башни, напоминающей огромную трубу. Это Башни Безмолвия.

У этих людей есть и другие удивительные обычаи. Однако в их храмах огонь горит всегда, а Башни Безмолвия отличают их веру от всех иных в Индии и в мире.

Эти люди известны как парсы, что означает «персы». И хотя они живут в Индии уже сотни лет, их по‑прежнему называют парсами (персами) – чужеземцами, которые следуют по пути своих предков, связанными Священным Поясом с учением и памятью о Зороастре – пророке Мудрого Владыки, который жил много веков назад в Персии (современный Иран).

Давным‑давно в Иране

К северо‑западу от Индии рядом с Каспийским морем много веков назад жил в Персии народ – иранцы.

Из сведений, дошедших до нас, иранцы напоминали завоевателей, вторгшихся в Индию и позднее написавших Веды. Они говорили на языке, очень похожем на язык, распространенный в Индии почти четыре тысячи лет назад. В то время они верили во множество богов, похожих на богов Индии, и, подобно индусам, поклонялись корове.

Но индусы жили в Индии, а иранцы – в Иране. Климат и условия жизни в этих двух странах были неодинаковыми.

Поскольку Иран расположен гораздо севернее, климат там был более суровый, соответственно, у людей должно быть больше одежды, должна более калорийная пища, дома – теплее. А потому они должны гораздо больше и напряженнее трудиться, в отличие от людей в странах с теплым климатом.

Кроме того, Иран постоянно подвергался набегам кочевников из арабских пустынь и со стороны кавказских равнин, которые угоняли скот и грабили урожай.

Жизнь иранского пастуха и крестьянина была нелегка, полна трудностей, страха и опасностей, в то время как у южного соседа – Индии – царили мир и покой.

Когда люди голодны и встревожены, они склонны меньше думать о жизни после смерти и больше о хлебе и мире. Вот и иранцы, обращаясь к своим многочисленным богам, молились не о ниспослании нирваны, как индусы, а о богатом урожае и победе над врагами.

Пребывая в постоянном страхе перед кочевыми племенами, иранцы стали воспринимать каждого не занятого каким‑либо полезным трудом как дурного человека.

Только пахари, обрабатывавшие землю, и пастухи, которые пасли овец и крупный рогатый скот, пользовались уважением и считались хорошими людьми.

В Индии же обитало множество монахов, которые жили на подаяние и тем не менее пользовались большим уважением. В Иране таких людей презирали и не доверяли им.

Борьба иранцев за существование была тяжелой, а методы орошения и обработки земли очень примитивны. Любой выращенный ими урожай требовал колоссальных затрат труда, сопряженного с тревогами. Естественно, они ненавидели всякого, кто хотел воспользоваться плодами их труда, не дав ничего взамен.

Подобно всем древним крестьянам, иранцы поклонялись многим богам, почитая силы природы. Например, богу солнца, который помогал их урожаю созревать. Богу дождя, который питал их поля влагой. Богу туч, богу ветра и всем другим богам природы, которые помогали им в труде. Этих богов‑помощников они называли дэвами – добрыми духами.

С наступлением весны начиналась посевная пора, и крестьяне отправлялись в горы молиться своим богам, призывая их помочь вырастить хороший урожай в наступившем году. Когда заканчивалось лето и урожай был собран, люди снова поднимались на вершины гор поклониться и воздать хвалу богам и принести им в жертву плоды, зерно и ягнят.

Это была очень простая религия, но оставалась таковой недолго. Со временем к дэвам – добрым духам природы – добавились племенные и семейные боги, равно как и многие другие боги и духи.

С увеличением числа богов стали появляться их изображения и статуи из камня, глины и нарисованные на деревянных панелях. Богатые люди делали себе идолов из золота и серебра.

Иранцы больше не выходили в поле и не поднимались в горы, чтобы поклониться своим богам. Идолам стали возводить храмы, в которых люди собирались для того, чтобы сделать жертвоприношение или вознести молитву.

Постепенно число молитв, гимнов и жертвоприношений разным богам увеличилось. Люди, занятые обработкой земли, выращиванием скота и защитой своей собственности от кочевых племен и врагов, не могли помнить все гимны и молитвы, которые нужно было петь или произносить разным богам. И они не знали, какая жертва какому богу предназначается, чтобы их не рассердить или не вызвать зависти.

И тогда появились жрецы, которые научились правильно делать жертвоприношения, петь гимны, посвященные тому или иному богу. Они служили своего рода идолам при храмах.

С течением времени жрецы, постоянно находясь в обществе богов, возомнили, что лучше всех остальных людей в Иране. Утверждали, что знают, как угодить дэ‑вам и тем самым заставить богов выполнять их желания.

Иранцы верили своим жрецам, видя в них посредников между богами и людьми. Всякий раз, отправляясь воевать, люди брали с собой любимых идолов и жрецов, чтобы те помогали им выигрывать сражения.

Жрецов, которые утверждали, что могут оказывать влияние на идолов и управлять исходом войн, называли маги ( Magi ), а их методы воздействия на богов окрестили магией.

Люди верили в то, что если маги могут воздействовать на богов, значит, они легко могут и повлиять на них так, чтобы коровы давали больше молока, овцы – больше шерсти, а поля – богатый урожай.

Маги уверяли, что в состоянии сделать все это и гораздо больше, стоит им только захотеть.

Так среди людей распространилась вера в силу магов. В Иране идолопоклонничество, колдовство и вера в магию становились все сильнее.

Детство великого пророка

В Азербайджане, расположенном к западу от Каспийского моря, жили когда‑то Порушаспа Спитама из рода Спитамы и его прекрасная жена Дугдова.

В 660 году до н. э. (почти 2600 лет назад) Дугдова родила сына, которого назвали Заратуштра, известного более как Зороастр.

Много историй рассказывают о том, что случилось до и сразу после рождения Зороастра.

Одна легенда гласит, что, когда родился Зороастр, главный маг Ирана Дурасан задрожал от страха, потому что знал, что родился ребенок, который вырастет, уничтожит магию и идолопоклонничество и изгонит из страны магов.

Дурасан прислал трех своих магов, чтобы те принесли младенца Зороастра к нему в храм Огня, сам он тем временем готовил на алтаре большой костер. Когда к нему принесли младенца, он положил его в центр костра, а сам вместе с магами ушел из храма.

Дурасан был уверен, что Зороастр погибнет.

Но ошибся.

Когда мать Зороастра пришла домой и обнаружила отсутствие ребенка, она побежала в храм Огня молиться. И там, на алтаре, нашла своего ребенка, радостно играющего посреди пламени, словно он плескался в теплой ванне.

Дурасан окончательно убедился, что Зороастр не обычный ребенок, и придумал новый план. Он вновь приказал магам принести Зороастра и оставить его посреди дороги, по которой должно было пройти большое стадо коров.

Но корова, которая шла в стаде первой, подбежала к ребенку и встала над ним, чтобы защитить от других коров. И стояла так, пока не прошло все стадо. Когда мать Зороастра прибежала по этой дороге в поисках сына, она нашла его на земле целым и невредимым.

Главный маг испугался еще больше. Три дня и три ночи он думал и придумал новый план. На этот раз маленького Зороастра должны были похитить и бросить в волчье логово.

«Даже если волки не убьют его, – думал Дурасан, – ребенок умрет от голода».

Когда голодные волки вернулись в свое логово, они стали нюхать воздух, чуя, что в логове кто‑то есть. Но как только они попытались подойти ближе, словно приросли к земле и не смогли сдвинуться с места.

Тем временем маленький Зороастр сильно проголодался и начал плакать. Немедленно появились две козы, войдя прямо в волчью нору, и покормили ребенка.

Конечно, то были не обычные козы, а преображенные ангелы.

Это лишь одна из многих историй, рассказанных о том, что случилось с Зороастром, когда тот был еще младенцем.

Его отец и мать, безусловно, предполагали, что из их сына вырастет великий человек.

«Мы должны дать нашему сыну хорошее образование», – сказал отец.

«Самое лучшее в нашей стране», – сказала мать.

Когда Зороастру исполнилось семь лет, его отправили учиться к Бурзин‑курусу, который был известен своей мудростью. Восемь лет Зороастр оставался у мудрого Бурзин‑куруса, изучая не только религию, но и сельское хозяйство, скотоводство и целительское искусство.

По истечении этого срока Зороастр вернулся домой и надел священную рубаху и священный пояс, которые, как и священная нить у индусов, были символом приобщения к религии своего народа.

 

Зороастр в поисках Истины

Вскоре после возвращения Зороастра домой в Иран вторглись туранцы (кочевые восточноиранские народы. – Пер. ) из соседних областей. Молодой Зороастр сразу же выразил добровольное желание отправиться на места сражений и применять свои знания целителя для лечения раненых воинов.

В конце войны на территории всего Ирана разразился голод, а болезни и нужда были столь масштабны, как во время войны. И снова Зороастр добровольно вызвался работать среди немощных и бедных.

Пять лет молодой Зороастр посвящал себя благородной работе. Потом вернулся домой. Его отец хотел, чтобы сын оставил работу среди людей, женился и стал вести жизнь уважаемого землевладельца и скотовода.

Зороастр последовал совету отца и женился на прекрасной девушке по имени Хвови, но земледельцем не стал. Опыт, полученный на полях сражений и во время голода, убедил его, что судьба уготовила ему заниматься более важным делом, чем выращивание зерна или скотоводство. И он продолжил помогать больным.

Еще десять лет Зороастр оказывал активную помощь бедным и нуждающимся, а его ум постоянно работал над тем, как облегчить страдания своего народа. Но казалось, что страданиям и несчастьям людей нет конца.

Зороастр стал задавать себе вопрос: откуда в мире появляется зло?

Если бы только ему стал известен источник страданий, его мечта сделать свой народ счастливым и сильным исполнилась бы.

«Хвови, – сказал однажды Зороастр своей жене, – я ухожу, чтобы какое‑то время пожить отшельником и подумать о добре и зле. Возможно, я смогу найти источник страданий в мире».

Его жена подумала, что глупо с его стороны тратить время на поиски источника добра и зла, в то время как он мог бы выращивать скот и богатеть.

Но Зороастр ушел из дома и отправился к горе Сабалан, решив не возвращаться домой, пока не получит знаний, которые ищет.

На протяжении дней, недель и месяцев Зороастр оставался один. Он все думал и думал, пытаясь понять, как устроен мир.

Он думал обо всем, что узнал от своего мудрого учителя Бурзин‑куруса.

Он думал обо всем, что узнал от своего отца и жрецов.

И он думал обо всем, что ему пришлось пережить среди людей во время войны, голода и в последующие годы.

Но ни в чем он не мог найти объяснение того, что в мире есть добро и зло.

Однажды Зороастр сидел перед своей пещерой на склоне горы и задавался вопросом, не следует ли ему бросить поиски источника страданий и возвратиться к своей жене и детям.

Солнце начало клониться за горизонт, и небо перед Зороастром стало золотым, красным и багряным. Сверкающее солнце уже медленно садилось за ряд холмов, и тьма начала заполнять долину внизу.

Внезапно Зороастр вскочил на ноги, вспыхнув от радости. Вот начало знаний, которые он ищет!

Понимание пришло к нему, когда он наблюдал закат: сутки поделены на день и ночь – свет и тьму!

Эта простая истина была известна ему с детства. Но лишь теперь Зороастр открыл Ключ к Знанию.

«Точно так же, как сутки состоят из света и тьмы, – думал Зороастр, – мир состоит из Добра и Зла.

Точно так же, как день и ночь не могут изменить свою природу и всегда должны оставаться прежними – день светлым, а ночь темной, – Добро никогда не может стать Злом, а Зло – Добром».

Добро всегда должно оставаться Добром, а Зло – Злом.

И Зороастр подумал: «Если добро всегда доброе, а зло – злое, то маги и жрецы‑идолопоклонники заблуждаются, веря в то, что можно молиться добрым богам, чтобы они причинили зло их врагам, или злым богам, чтобы те сотворили добро».

Добрые боги никогда не смогут причинить зла, а злые боги – сотворить добро.

Зороастру стало совершенно очевидно, что миром правят две силы – Добро и Зло. Силу Добра, существующую в мире, Зороастр назвал Ахурамазда, а Силу Зла – Анграманью.

Хотя Зороастр и получил Ключ к Знанию, ему все еще не было ясно, почему возникли Добро и Зло или как людям следует жить, чтобы покончить со злом и страданиями.

Он оставался на горе Сабалан, медленно проясняя для себя эти вопросы и продвигаясь от своего открытия к пониманию того, как люди должны жить, чтобы быть праведными.

«Теперь, – сказал себе Зороастр, – я спущусь вниз и поведу свой народ из тьмы к свету, от страданий к счастью и от Зла к Добру!»

Во дворце царя Виштаспы

Зороастр сошел с горы Сабалан воодушевленный и готовый провозгласить людям истину о Добре и Зле, но те не были готовы его слушать.

Люди привыкли к богам и идолам, которые у них были. Но Бог Добра и Дух Зла, о которых говорил Зороастр, были неосязаемы. А в те времена люди не верили в то, что не могли увидеть глазами, потрогать руками или услышать ушами.

Даже члены семьи Зороастра не верили в его учение.

В течение долгих десяти лет он скитался в поисках тех, кто ему поверит. И за все это время у него появился всего один последователь – двоюродный брат.

Зороастру было уже сорок лет, его волосы начали седеть на висках.

«Твое учение слишком трудно понять людям», – сказал двоюродный брат Зороастра.

«Да», – с печалью отозвался Зороастр.

«Если тебе удастся привлечь внимание образованных людей, которые умеют постигать сложные мысли и идеи, тебя услышат».

«Ты прав», – сказал Зороастр.

Самыми образованными людьми в этой стране были царь с царицей и остальные члены царской семьи.

К ним решил пойти Зороастр, чтобы разъяснить свою новую религию. Он немедленно отправился в Бактрию в город Балкхе, где жил царь Кави Виштаспа.

В башмаках, покрытых пылью после долгого пути, Зороастр появился у ворот царского дворца и сказал стражу:

«Пойди и скажи царю Виштаспе, что я – Зороастр Спитама, пророк Единого Мудрого Владыки, пришел повидаться с ним и открыть ему пути Добра и Зла!»

Страж ворот подумал, что Зороастр наглый нищий, и расхохотался.

«Пойди и сделай как я тебя прошу!» – велел Зороастр.

Страж ворот перестал смеяться, потому что в повелительном голосе и горящих глазах Зороастра было нечто такое, что напугало его. Но он по‑прежнему не трогался с места.

И тогда Зороастр вынул огненный шар – так говорится в истории – и держал его в протянутой руке.

«Пусть для тебя это будет знаком того, что я пришел от имени Единого Мудрого Владыки!» – пояснил он.

Страж ворот сразу же побежал в тронный зал к царю, окруженному своими мудрецами, жрецами и магами.

«Поистине удивительный человек пришел и хочет видеть вас, ваше величество! Он называет себя пророком Единого Мудрого Владыки, в руке держит огненный шар, который пылает, но не сжигает его руку!»

«Пусть войдет!» – велел царь.

Зороастр вошел в тронный зал и сказал твердым голосом:

«Я, Зороастр Спитама, пророк Единого Мудрого Владыки, пришел к тебе, могущественный царь, чтобы обратить твое сердце от тщеславных и дурных идолов к лучезарному сиянию Истинного Мудрого и Вечного Владыки!»

«Чем ты можешь подтвердить, что твои слова – правда?» – спросил царь.

«Я проповедую слово Истины против слова Лжи. Если ты или твои мудрецы пожелают задать мне вопросы, я отвечу на них и докажу, что поклоняться идолам неправильно, над идолопоклонничеством висит тень ночной тьмы, а путь Единого Мудрого Владыки Ахурамазды – чистый и ясный, как свет дня».

«Мудрецы, жрецы и маги! – обратился царь к своим приближенным. – Задавайте вопросы этому незнакомцу о его учении, а я решу, кто прав, а кто ошибается!»

«Если ты сочтешь мои слова правдивыми, – сказал Зороастр царю, – пообещай, что оставишь порочный обычай поклоняться идолам и последуешь по сияющему пути Мудрого Владыки!»

«Обещаю!» – сказал царь.

И началась полемика между Зороастром и царскими мудрецами, жрецами и магами.

Полемика, длившаяся три дня

«Что это за новая религия, которой ты учишь, и чем она отличается от религии твоих предков?» – сердито спросил Зороастра главный жрец.

«Я пришел не учить новой религии, а усовершенствовать нынешнюю, – ответил Зороастр. – То, чему я учу, – это Истина Создателя, и поэтому это хорошо. Ваше поклонение идолам – неправильно, и поэтому оно – зло».

«Ты хочешь сказать, что наши боги – Солнце, Огонь, Горы и Звезды – ложные боги?» – спросил главный жрец.

«Нет, – ответил Зороастр, – они не ложные боги, они вообще не боги. Если человек строит дом, ты станешь называть дом человеком? Точно так же солнце, луна и горы – не боги, а творения Создателя».

«А кто этот Создатель?» – спросил один из магов.

«Ахурамазда, Владыка Мудрости, Верховный Правитель Мира!» – ответил Зороастр.

«И ты говоришь, что он создал все в мире?» – спросил один из мудрецов.

«Он создал все хорошее в мире, потому что Бог есть Добро».

«А кто создал зло в мире?»

«Анграманью – Дух Зла создал все зло в мире».

«Тогда в мире не один бог!» – торжествующе вскричал главный жрец.

«Да, – ответил Зороастр. – Существуют два Создателя. Сначала были два духа: один добрый, другой злой. Дух Добра сказал Духу Зла: «Твой путь – не мой путь, твои мысли – не мои мысли, твои слова – не мои слова, твои дела – не мои дела. Расстанемся!» И тогда Дух Добра создал все, что есть в мире хорошего, а Дух Зла создал все дурное».

«Тогда почему ты говоришь, что мы должны следовать за Добрым Духом? Почему не следовать за Духом Зла, который так же велик, как и Дух Добра?» – снова спросил мудрец.

«Потому что Добро в конце концов одержит победу над Злом».

«Откуда ты это знаешь?» – спросил маг.

«Потому что Зло недальновидно ! – медленно ответил Зороастр. И после паузы объяснил: – Мудрый Владыка помнит прошлое и понимает будущее. Но Дух Зла не знает ни прошлого, ни будущего. Зло живет только ради выгоды в настоящем. Вот почему Мудрый Владыка выиграет сражение со Злом, в конце концов».

«А кто создал человека?» – спросил мудрец.

«Ахурамазда, Мудрый Владыка, создал человека», – ответил Зороастр.

«Ты сказал, что Дух Добра может творить только добро. Тогда как получилось, что человек, созданный Добрым Духом, следует по пути Злого Духа?»

«Потому что человек был создан свободным выбирать между добром и злом, – ответил Зороастр. – Но все ежедневные мысли, слова и поступки человека записаны в Книге Жизни. Добрые мысли, слова и поступки записаны на одной ее стороне, дурные – на другой. Когда человек умирает, его душа приходит к Хранителю Книги Жизни. Если его добрых мыслей, слов и поступков больше, чем дурных, в этом случае его душа отправляется в рай. В противном случае душа должна подвергнуться мукам в аду».

«И что, так будет всегда?»

«Нет, ваше величество! – ответил Зороастр. – Потому что Судный День близок. В этот День Дней Мудрый Владыка одержит победу над Злым Духом. Добро восторжествует над Злом, и все мертвые снова вернутся к жизни. Добрые и злые души подвергнутся испытанию, пройдут через поток расплавленного металла. Для добрых душ он покажется теплым молоком, дурные же будут вечно гореть. Потом Владыка изгонит Злого Духа и дурные души в центр Земли на вечное заточение. С Судного Дня начнется добрый и счастливый мир, в котором нет зла, и он будет вечным!»

Все присутствовавшие в тронном зале молчали, потому что никогда еще не слышали таких необычных речей. Наконец царь спросил своих приближенных:

«У вас больше нет вопросов к этому человеку?»

«Что следует делать, чтобы следовать по пути Мудрого Владыки?» – немедленно спросил один мудрец Зороастра.

«Humata, Hakhata, Hvarshta! Добрые мысли, добрые слова, добрые поступки! Вот путь к Мудрому Владыке!»

«А как узнать, какие мысли, слова и поступки добрые?»

«Это просто: правда – это хорошо, а ложь – плохо!» – ответил Зороастр.

«Правда – единственный путь к Мудрому Владыке?»

« Правда – главное, – ответил Зороастр. – Но есть и другие пути. Идущий по пути Мудрого Владыки чист в помыслах, словах и поступках и должен быть милосердным помощником всем нуждающимся, ему надлежит обрабатывать землю, выращивать деревья, скот или выполнять другой прибыльный и полезный труд. Еще он должен быть добр ко всем полезным животным!»

Затем Зороастр объяснил, что награда за добрые дела – это не только жизнь будущая, но и настоящая жизнь на Земле. И он перечислил все добрые дела и сказал, какая награда за них полагается, а также все дурные поступки и наказание за них.

На протяжении трех дней и трех ночей приближенные царя задавали свои вопросы, Зороастр ответил на все.

Царь, который сидел и внимательно слушал, воскликнул:

«Несомненно, человек, который так мудро говорит и побеждает в споре, – пророк Мудрого Владыки!»

Победа Зороастра

Царь сдержал свое обещание и принял учение Единого Мудрого Владыки. Он провозгласил Зороастра Истинным Пророком этой новой религии и сделал верховным священнослужителем в царском дворце.

Весть о переходе царя в новую веру разлетелась по всей стране, и многие приняли учение Зороастра. Члены его семьи, которые более десяти лет отказывались слушать его, пришли и выразили ему свое уважение.

Зороастр был счастлив. Наконец он одержал победу над идолопоклонниками и магами и нашел последователей, которые хотели принять его учение.

Но его радость длилась недолго.

Придворные маги и жрецы‑идолопоклонники составили тайный заговор против Зороастра.

«Если этот человек завоюет доверие царя, – сказали они, – наши дни сочтены».

Они вознамерились убить Зороастра, но знали, что если царь дознается, кто это сделал, то всех их прикажет обезглавить.

«У меня есть план!» – прошептал один маг.

«Какой?»

«Царь ненавидит колдунов и чародеев…»

«Да, да…»

«Давайте обвиним этого Зороастра в том, что он колдун».

«Но как ты это докажешь?»

«Это просто, – сказал маг. – Когда Зороастр выйдет из своей комнаты, мы спрячем в ней все, что нужно, чтобы признать его виновным».

«Мудрые слова!» – согласились все.

На следующий день они пошли к царю и сказали:

«Этот Зороастр называет себя пророком Единого Мудрого Владыки, а сам всего‑навсего чародей и злой колдун. Если ты прикажешь обыскать его комнату, увидишь, что мы говорим правду».

Царь немедленно послал людей обыскать комнату Зороастра. Когда они вернулись с кошачьими и собачьими головами, разнообразными костями, когтями, шерстью и разными другими вещами, которые использовали в те времена колдуны, царь приказал схватить Зороастра и посадить в темницу.

Именно тогда заболел любимый конь царя и не смог подняться на ноги. Все придворные маги собрались в конюшне, чтобы с помощью магии вернуть коню здоровье.

Там же собрались и все царские жрецы, чтобы помолиться о возвращении жеребцу сил.

Все царские лекари пришли в конюшню и стали натирать ноги коня мазями и растирками.

Но и магия, и мази, и молитвы жрецов были бесполезны. Любимый конь царя лежал на полу царской конюшни, ноги его ослабли, как сухие ветки.

Зороастр услышал о случившемся и послал из заточения весть, что он может исцелить коня. Сообщение произвело переполох во дворце, и его немедленно привели в царскую конюшню, где собрались все члены царской семьи, придворные маги, царские лекари и жрецы‑идолопоклонники, чтобы посмотреть, что будет делать Зороастр.

«Если я верну твоему коню здоровье, – обратился Зороастр к царю, – ты обещаешь мне, что примешь мое учение и никогда не отречешься от него?»

«Обещаю!» – сказал царь.

Зороастр потер одну из высохших ног коня, и она немедленно выздоровела. Зороастр остановился и снова обратился к царю:

«Если я верну твоему коню здоровье, ты обещаешь мне, что твой сын – принц – примет мое учение?»

«Обещаю!» – сказал царь.

Зороастр потер вторую высохшую ногу коня, и та тоже немедленно стала здоровой.

«Если я верну твоему коню здоровье, – снова спросил Зороастр, – ты обещаешь, что царица тоже примет мое учение?»

«Обещаю!» – сказал царь.

Зороастр потер третью ногу больного коня, и та тоже налилась силой.

Зороастр строго посмотрел вокруг себя на всех людей, которые с восхищением и благоговением наблюдали за ним.

«Ты обещаешь, – сказал он царю, – что накажешь тех, кто строил против меня козни и ложно обвинил в колдовстве?»

«Обещаю!» – сказал царь.

Зороастр потер четвертую ногу больного коня, и тот вскочил на ноги совсем здоровый.

Царь немедленно отправил приказ убить двенадцать тысяч коров, выдубить двенадцать тысяч шкур, соединить их кольцами из чистого золота. И на этих шкурах он приказал писцам записать золотыми буквами учение Зороастра, пророка Единого Мудрого Владыки.

Учение Зороастра получило название зороастризм, а книга его учений – Авеста. Авеста стала священным писанием зороастризма.

Зороастр Спитама стал верховным священнослужителем царя Кави Виштаспы при дворе в городе Балкх в стране Иран.

Священные войны

У Зороастра была дочь по имени Поруциста, известная как самая мудрая женщина в царстве.

Поруциста пришла в царский дворец повидаться с отцом, назначенным верховным священнослужителем при дворе в Балкхе. Ее мудрость вскоре завоевала восхищение всей царской семьи, и главный министр Балкха попросил ее руки.

В Балкхе был только один главный министр, и Поруциста, будучи очень мудрой женщиной, не отказала ему.

Так как главный министр стал его зятем, положение Зороастра при дворе, естественно, упрочилось. Однажды Зороастр сказал царю Виштаспе:

«Ваше величество, если истинно то, что Мудрый Владыка Ахурамазда создал все хорошее в мире, а Дух Зла – все дурное, то их царства – это не только Иран, но и весь мир».

«Похоже, это так», – сказал царь.

«Если это так, тогда учение о Едином Мудром Владыке предназначено для всех людей в мире!»

«И это похоже на правду!» – сказал царь.

«Если так то, что учение о Мудром Владыке предназначено для всего человечества, значит, наш долг – распространять это учение повсюду», – сказал Зороастр.

Царь согласился с ним и приказал миссионерам отправляться во все уголки Ирана и за его пределы во все соседние царства и учить людей по Авесте.

Вскоре учение Авесты распространилось по всему Ирану и перешло в Туран. Даже в Грецию и Индию. Но число последователей учения Зороастра за пределами Ирана было невелико.

Когда Зороастру исполнилось шестьдесят лет, он решил заставить людей из соседнего Турана принять зороастризм.

Иранцы были в долгу перед царством Туран, и Зороастр попросил царя Виштаспу отправить в Туран следующее сообщение:

«Если ты, царь Турана, и твой народ не оставите свой дурной обычай поклоняться идолам и не примете учение Мудрого Владыки, записанное в Авесте и проповедуемое пророком Зороастром Спитамой, то мы откажемся платить вам долг!»

Это сообщение очень рассердило царя Турана. Он созвал своих мудрецов и спросил их, что делать.

«Если именем религии они могут отказаться платить свой долг, – сказал один мудрец, – тогда именем той же религии они могут также захотеть отобрать нашу землю и нашу свободу».

И все они сошлись на том, что нужно послать в Иран такой ответ:

«Я, царь Турана, и мой народ шлем вам предупреждение.

Если вы не откажетесь от учения Зороастра и не вернетесь к вере своих отцов, мы обрушим на вас наши армии и наши копья еще до истечения трех лун!»

И тогда между Ираном и Тураном разразилась война из‑за религии Зороастра, пророка Единого Мудрого Владыки.

После многих яростных сражений иранцы одержали большие победы над туранцами. Зороастр, который стал причиной войны, превратился в великого героя своего народа. Его слова были законом, а учение – священным. Люди поклонялись ему.

Так было в Иране.

А в Туране его ненавидели и замышляли месть. На протяжении семнадцати лет строили заговор против Зороастра и иранцев. Когда туранцы почувствовали себя достаточно сильными, чтобы снова начать войну, они напали на Иран. Вскоре они осадили город Балкх и захватили его.

В то время, когда стены города пали под натиском врага, Зороастр находился в храме и молился о победе своего народа в Священной войне, которую он начал. Когда он стоял на коленях перед Священным Огнем, какой‑то туранский воин ворвался в храм и убил старого пророка ударом копья в спину.

Так умер Зороастр, пророк Единого Мудрого Владыки.

Огонь, который горит всегда

Царь Виштаспа дал клятву отомстить за смерть пророка. Он собрал все свои силы и возобновлял свои нападения на туранцев, пока не разбил их. И пока они не пообещали принять зороастризм в качестве своей религии, царь Виштаспа не заключал мира со своими соседями.

Когда война закончилась, царь послал миссионеров в другие страны, чтобы они распространяли учение Зороастра.

Со временем учение Зороастра стало медленно меняться.

Раньше Зороастра спрашивали, один ли Мудрый Владыка творил Добро в мире, он отвечал, что у Мудрого Владыки были небесные помощники – ангелы, которые исполняли его распоряжения. Самыми главными из этих ангелов, по его словам, были Доброе Намерение, Хороший Порядок, Мудрость, Праведность, Благополучие, Бессмертие.

По именам этих ангелов легко можно понять, что Зороастр не имел в виду традиционные сущности с крыльями, арфами и нимбами. Под ангелами Зороастр понимал различные черты Мудрого Владыки.

Например, что Авраам Линкольн был справедливым, обладал мудростью и добрыми намерениями, любил свою страну и свой народ. Эти черты были частью его характера – его характеристиками.

Так же и в этом случае, Доброе Намерение, Хороший Порядок, Мудрость, Праведность, Благополучие и Бессмертие – характеристики Мудрого Владыки мира.

Но жрецы и народ Ирана, хотя и приняли учение Зороастра, в душе оставались идолопоклонниками. Когда Зороастр рассказывал им о чертах Мудрого Владыки, они представляли их в виде реальных ангелов, которые летали, как стая белых птиц, дули в золоченые рожки и пели гимны.

И вскоре они дали имена тысячам белых ангелов, которые жили высоко на небесах, и 99 999 черным демонам, которые помогали Духу Зла внизу в преисподней.

Таким образом, они сделали то, чего Зороастр опасался: поклонялись старым идолам, дав им только новые имена.

Зороастр также верил в то, что в свое время миру наступит конец. Но после его смерти зороастрийские жрецы стали говорить его последователям, что Мудрый Владыка сотворил мир в шесть приемов, каждый из которых длился два месяца, и что мир будет существовать по тысяче лет на каждый месяц творения.

Говорили, что Зороастр родился в конце девятой тысячи лет после Сотворения мира. А через три тысячи лет после смерти Зороастра на земле появится его сын, который станет Sayoshant, Мессией, Спасителем Человечества.

Верования и учение Зороастра были изменены его последователями, однако основополагающие постулаты учения пророка Единого Мудрого Владыки остаются основой их религии и по сей день.

Зороастр был первым религиозным вождем в мире, который проповедовал веру в абстрактного бога, которого нельзя ни коснуться, ни услышать, ни понюхать, ни увидеть. Этим богом был Ахурамазда – Единый Мудрый Владыка, который создал все хорошее на земле и которого мы знаем только по его творениям.

Зороастр также учил, что, когда человек делает добро, в Книгу Жизни записывается не только само деяние, но и сам деятель получает награду, а Сделавший Добро прибавляет Добра в мире.

Поэтому, согласно Зороастру, долг человека – делать Добро не только ради награды, но и ради самого Добра, приумножая которое люди помогают Ахурамазде победить Духа Зла Анграманью.

Тот, кто творит Зло, связан с Духом Зла. А сеятель Добра сражается вместе с Мудрым Владыкой.

Зороастр побуждал своих приверженцев сражаться вместе с Мудрым Владыкой путем:

Чистоты мысли, слова и дела,

Чистоплотности,

Милосердия,

Доброты к полезным животным,

Выполнения полезной работы,

Оказания помощи бедным людям в получении образования.

Можно сказать, что те люди, которые следуют этим учениям, являются последователями Единого Мудрого Владыки.

 

Зороастризм в настоящее время

Почти через триста лет после смерти Зороастра царь Македонии Александр Великий завоевал Персию. Говорят, он уничтожил Авесту, а вместо зороастризма ввел тогдашнюю религию греков.

Но народ Персии не хотел отказываться от своей религии, и родители тайно обучали ей своих детей.

Когда спустя пятьсот лет персы получили независимость от иноземного правления, они восстановили учение Зороастра, собрав в книги части старой спасенной Авесты, которую помнили люди.

Большая часть Авесты была утрачена. Но заново собранная Авеста начала распространяться по Персии вместе со строительством новых храмов Огня. В этих храмах все время поддерживался огонь как символ Единого Мудрого Владыки, который живет вечно.

Около четырехсот лет спустя Персию завоевали арабы. С собой они принесли новую религию, которую навязали людям своими мечами. Всякого, кто отказывался принять их религию, лишали жизни.

В Иране было много людей, которые предпочитали умереть, нежели принять новую религию. Иные предпочитали принять новую религию, нежели умереть.

Некоторые убегали туда, где разрешалось исповедовать религию по их желанию.

В настоящее время в Персии осталось мало зороастрийцев. Большинство живет в Индии, куда они бежали более 1300 лет назад.

И хотя эти зороастрийцы, именуемые парсами, верили и верят в то, что их религия самая лучшая в мире, они не проповедовали и не проповедуют ее индусам. Более того, они даже запрещают становиться зороастрийцами тем, кто не является таковым по рождению.

Парсы поняли, что самые лучшие и образованные индусы, принадлежавшие к высшим кастам, не откажутся от индуизма и не присоединятся к последователям другой религии. Единственными индусами, которые приняли бы новую религию, были изгои, которые попытались бы найти в ней учение, дающее им ощущение того, что они такие же хорошие люди, как и те, что выше кастой. Парсы поняли, что, если позволят самым невежественным людям в Индии встать в их ряды, зороастризм может вскоре опуститься до идолопоклонничества. И решили, что лучше иметь немного последователей, достойных Веры, чем много недостойных.

Сейчас в мире всего около ста тысяч зороастрийцев. И все же эта религия, каким бы небольшим ни было число ее последователей, имеет важное значение благодаря своему влиянию на другие религии, как мы вскоре увидим.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества

Как начинались великие религии История духовной культуры человечества... Джозеф Гаер...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Часть первая ЗОРОАСТРИЗМ – ИСКРА СВЯЩЕННОГО ОГНЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В самом начале
  Углубляясь в историю человечества, мы видим, что люди стремятся установить дату Сотворения мира. Практически в каждой религиозной книге первый рассказ посвящен описанию и объяснению

Часть первая БУДДИЗМ – РЕЛИГИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО
  – Вот истинный Закон жизни, – сказал Будда, – от добра должно исходить добро, а от зла – зло.   Основан : VI век до н. э. Ос

Часть вторая ДЖАЙНИЗМ – РЕЛИГИЯ МАХАВИРЫ ЗАВОЕВАТЕЛЯ
  О принце Махавире Завоевателе сказано: Он был великим оратором. Он говорил истину.   Основан : в VI веке до н. э.

Часть третья ИНДОСТАН – СТРАНА МНОЖЕСТВА БОГОВ
  Истина одна, мудрецы называют ее по‑разному. Ригведа     Основан : в доисторические времена. Индуизм, согласно п

Часть первая КОНФУЦИАНСТВО – УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО МУДРЕЦА
  Цу Кунг однажды спросил: «Есть ли такое слово, которое описывало бы долг человека в целом?» На что Конфуций ответил: «Возможно, это слово – сопереживание.

Часть вторая ТАОИЗМ – РЕЛИГИЯ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОНЯТЬ НЕМНОГИЕ
  Лао‑Цзы писал: «С теми, кто добр ко мне, я добр; И с теми, кто недобр ко мне, я добр. И таким образом все становятся добрыми».  

Часть третья СИНТОИЗМ – ПУТЬ БОГОВ
  Пути сияющих Небес далеки: Повернись! О, повернись к тому, что близко! Повернись к своей земной обители, о друг! И постарайся выполнить здесь свой долг.

Часть вторая ИУДАИЗМ – РЕЛИГИЯ МНОГИХ ПРОРОКОВ
  Любящие Иегову, ненавидьте зло! Псалом 97     Основан : XIII век до н. э. Основатель : Моисе

Часть третья ХРИСТИАНСТВО – ЗВЕЗДА ПУРПУРНОГО ВОСТОКА
  Благодаря этому все люди узнают, что вы мои ученики – если у вас есть любовь друг к другу. Из последней заповеди Иисуса     Осн

Часть четвертая МУСУЛЬМАНСТВО – ПЫЛАЮЩИЙ МЕЧ ПУСТЫНИ
  Мухаммед сказал: «Когда Бог сотворил мир, Он написал книгу, которая Лежит рядом с ним на небесном троне. И в этой книге написано: Поисти

Часть пятая РЕФОРМАЦИЯ – ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ
  «Никто не может и не должен приказывать верить или силой навязывать веру человеку», – сказал Лютер.   Протестантизм Протестантизм возник в Западной Е

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги