рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Часть вторая ИУДАИЗМ – РЕЛИГИЯ МНОГИХ ПРОРОКОВ

Часть вторая ИУДАИЗМ – РЕЛИГИЯ МНОГИХ ПРОРОКОВ - раздел История, Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества   Любящие Иегову, Ненавидьте Зло! Псалом 97 &...

 

Любящие Иегову, ненавидьте зло!

Псалом 97

 

 

Основан : XIII век до н. э.

Основатель : Моисей, сын Авраама, который освободил евреев из египетского рабства и заключил договор между своим народом и Иеговой на горе Синай. (Согласно преданию, Авраам и его потомки ввели иудаизм до Моисея, но Десять Заповедей в настоящее время считаются краеугольным камнем иудаизма.)

Место : Палестина или Ханаан (в настоящее время Израиль).

Священные книги : Ветхий Завет, состоящий из Пяти Книг Закона, исторических книг, книг пророков и других разнообразных писаний. Самые священные книги – Пятикнижие, называемое Тора.

Распространение : евреи расселены по всему миру. В Азии, Израиле, Европе, главным образом в России и Польше, в Северной и Южной Америке, преимущественно в США.

Религиозные течения : иудаизм подразделяется на ортодоксальный, консервативный и реформистский. В каждом есть секты и течения.

Народ, рассеянный по свету

В настоящее время в мире живет много миллионов людей. И среди них по всему миру рассеян народ, известный как «сыны Израилевы» – евреи.

Их можно найти далеко на востоке и далеко на западе, далеко на севере и далеко на юге. Словом, почти везде, где живут люди, есть евреи.

Незначительное количество евреев проживает в Абиссинии, и у них такая же темная кожа, как и у любого человека в этой стране.

Немного евреев обитает в Китае, обладая такой же, как у китайцев, желтой кожей и миндалевидными раскосыми глазами.

Евреи в Италии смуглые и темноглазые.

На севере России, в Канаде, Швеции и Норвегии – белокожие блондины с серо‑зелеными глазами.

В Дании, Германии и Ирландии – рыжие и голубоглазые.

В странах с более теплым климатом живут невысокие темноволосые евреи, в странах с более холодным – высокие и светлокожие.

В Палестине можно встретить стройных дочерей Сиона, а в Тунисе и Марокко – полненьких.

Итальянские евреи общаются по‑итальянски, английские – по‑английски, в России – по‑русски, в Китае – по‑китайски. Когда эти люди из разных стран встречаются, они не понимают языка друг друга и тем не менее ощущают родство.

Что объединяет этих людей, несмотря на различия во внешности и языках, на которых они говорят?

Существует много факторов, и самый важный фактор – религия.

Равно так же, как религия Зороастра держит вместе его последователей, которые остались в чужой стране – Индии, на протяжении сотен лет.

Что это за религия, которая обладает такой властью над умами этого небольшого, рассеянного по миру народа? Как она возникла? Где развивалась? И чему она учит?

Более четырех тысяч лет назад

История религии евреев – это история еврейского народа, которая началась давным‑давно.

В городе под названием Ур в стране халдеев недалеко от того места, где родился Зороастр, более четырех тысяч лет назад жил человек по имени Терах.

Подобно другим своим соотечественникам‑халдеям, он был идолопоклонником. В стране, где люди носят шляпы, шляпы и производят. А в стране, где люди поклоняются идолам, создают идолов. И Терах, сын Нахора, был мастером по изготовлению идолов. Он делал их из глины и камня и продавал людям в своей стране.

У Тераха было три сына – Авраам, Нахор и Харан. Считается, что Авраам и его братья были пастухами и пасли скот на зеленых пастбищах в долине Евфрата. Но иногда они помогали своему старому отцу делать идолов.

Поклоняться идолам, которых сделали другие люди, – это одно, а поклоняться идолам, которых ты сделал своими собственными руками из грубого камня или мокрой глины, – совсем другое. И Аврааму, у которого было много времени для размышлений, когда он пас своих овец, казалось странным становиться на колени и молиться по вечерам перед небольшим изображением лисы, которую он сам сделал.

«Какие сила, власть и святость заключались в этих глиняных фигурках?» – спрашивал себя Авраам и не мог найти ответа на этот вопрос. Вместо ответа ему на ум приходили другие вопросы. И он не осмеливался задавать их ни своему отцу, ни жрецам Ура, потому что подвергать сомнению святость идолов считалось в Халдее серьезным преступлением.

Однажды, когда Авраам остался один в лавке отца, он взял топор и разбил всех идолов, кроме одного. И в руки уцелевшего идола он вложил топор. И стал наблюдать, что будет дальше.

Чуть позже пришел старый Терах. Увидев разбитых идолов, он очень рассердился.

«Зачем ты разбил всех наших идолов?» – потребовал ответа он от сына.

«Я не делал этого, отец, – ответил Авраам. – Вон тот идол поссорился с остальными и в ярости схватил топор и уничтожил их всех, как видишь».

«Это неправда! – закричал Терах. – Ты знаешь, что идолы не могут ни поссориться, ни подраться, ни пошевелиться! Это ТЫ все сделал!»

«Если все так, как ты говоришь, и эти фигурки не могут ничего сделать, зачем они нужны?» – спросил Авраам.

Тераху никогда еще не задавали таких вопросов об идолах, и он не знал, что ответить:

«Ну… они… они… им… следует поклоняться…» – пробормотал Терах.

«У них есть глаза, которые не видят. Уши, которые не слышат. Руки, которые не двигаются, – сказал Авраам. – Они точно ни на что не годны. Вот поэтому я и разбил их, отец! Идолам не нужно поклоняться

«Чему же тогда должны поклоняться люди?» – спросил Терах, который всю свою жизнь поклонялся идолам.

«Поклоняться богам, создавшим солнце, луну и звезды. Богам, которые заставляют одно время года сменять другое, дают нам дождь и обильные пастбища и делают так, что наши овцы приносят ягнят».

Это были необычные слова, которые осмелился сказать сын идолопоклонника в те времена. Когда в Уре стало известно, что старший сын Тераха сделал с идолами своего отца и что он сказал о них, Аврааму и его семье стало небезопасно оставаться в стране.

Так что Авраам со своей женой и некоторыми родственниками, слугами, служанками, стадами овец и крупного рогатого скота покинули родные места и отправились на север в страну под названием Ханаан.

Народ Ханаана окрестил Авраама Ibri (еврей), что означало «с той стороны» – человек, который пришел из‑за Евфрата и Тигра.

И членов его семьи тоже стали называть Ibris (евреи).

Эти евреи отличались от ханаанцев, моавитян, амаликитян, амореев и всех племен, которые жили в той или иной близости от тех краев, не столько своей речью или внешностью, сколько тем, что все другие племена поклонялись идолам, а евреи следовали учению Авраама и верили, что идолам не нужно поклоняться.

Рост числа сынов Израилевых

У Авраама – разрушителя идолов – был сын по имени Исаак, у Исаака – сын Иаков, которого также звали Израилем, так что его детей стали называть сыновьями Израиля, или израилитами.

У Иакова‑Израиля было двенадцать сыновей, у каждого из которых было много детей, а у тех – много своих детей.

Вскоре израилиты стали большим и сильным племенем. Они были пастухами и бродили с места на место в поисках хороших пастбищ. Чем больше становилось их племя, тем легче было сражаться с другими племенами и завоевывать столь необходимые им богатые пастбища.

Однажды великий голод пришел в страну Ханаан и все окрестные страны. Тогда израилиты решили отправиться в Египет, где, как они слышали, было много пищи и пастбищ для их стад. В Египте им разрешили поселиться в провинции Тошен у реки Нил.

На протяжении многих лет евреи из страны Ханаан и пустыни Шур жили счастливо в этой египетской провинции. Их число росло год от года, но они держались отдельно от египтян, их храмов и религии.

У египтян, насколько нам известно, было больше идолов, чем у любого другого народа тех времен. Их храмы, дворцы и дома были полны идолов всех видов и размеров. Египтяне поклонялись быкам и собакам, кошкам и крокодилам, рыбам, птицам и жукам. Естественно, им не нравились евреи, которые не хотели поклоняться их идолам.

Они их не любили и боялись. Когда число евреев стало достаточно большим, египтяне испугались, что они могут попытаться уничтожить египетских идолов.

Фараон созвал своих жрецов, магов и мудрецов и спросил их, что делать с евреями, живущими в их стране, пока их количество не стало слишком большим, а сила – слишком могучей.

«Рабы не думают за себя, – сказали мудрецы. – Рабы думают так, как их хозяева. Если евреев сделать рабами, они будут думать и верить так, как мы».

Фараон послушался этого совета. Когда евреи стали рабами, они постепенно начали думать так же, как и египтяне, и поклоняться богам и идолам, каким поклонялись египтяне.

Но они по‑прежнему держались обособленно от египтян.

Фараон снова созвал жрецов, магов и мудрецов и сказал им:

«Мы сделали евреев рабами, но они по‑прежнему держатся особняком и, возможно, строят заговор против нас. Что нам делать теперь?»

«Давайте примем закон, – сказали мудрецы, – по которому всех мальчиков, рождающихся у евреев, следует топить. Тогда еврейским девушкам придется выходить замуж за египтян и становиться египтянками».

Это предложение понравилось царю, и он принял закон, по которому всех еврейских мальчиков следовало топить после рождения.

Как раз тогда родился мальчик, который получил имя Моисей. По новому закону, он должен был быть утоплен. Но его мать не смогла утопить своего ребенка, несмотря на закон.

Она положила ребенка в корзину и пустила плыть по Нилу. Но это лишь начало рассказа о Моисее.

Посох в саду жреца Джетро

Моисея нашла дочь царя, которая в тот день пришла искупаться в реке. Принцесса взяла младенца домой и усыновила.

Но, по‑видимому, когда Моисей стал уже достаточно взрослым, чтобы все понимать, он узнал о своем еврейском происхождении. А когда он стал еще старше, задумался о том, как освободить свой народ от рабства.

Однажды Моисей увидел, как какой‑то египтянин – надсмотрщик над рабами жестоко избивает двух рабов‑евреев. В гневе Моисей убил надсмотрщика.

Он знал, что оставаться здесь теперь небезопасно, и бежал в Мидианскую пустыню, чтобы спрятаться.

Как гласит одна легенда, в Мидиане Моисей пришел в сад жреца Джетро и увидел среди деревьев и кустов посох, воткнутый в землю. По виду обыкновенный прямой и ровный посох, круглый и гладкий, какими пользуются пастухи.

«Почему этот посох посажен в твоем саду?» – спросил Моисей Джетро.

«Этот посох? С ним связана одна история! – ответил Джетро и обвел взглядом свой сад. – Когда Иосиф, сын Иакова, умер в Египте, все его имущество попало в сокровищницу царя. Среди вещей, оставшихся после Иосифа, был и этот посох. В то время я был верховным жрецом во дворце фараона, и, когда увидел посох, он мне понравился. «Я могу взять себе этот посох?» – спросил я фараона, и он разрешил мне взять его. Позднее, когда я прибыл в Мидиан, случайно воткнул его в землю. Как только я сделал это, посох пустил такие сильные корни, что никто не мог выдернуть его. Все силачи в Мидиане приходили и пробовали вытащить его, но не смогли. С тех пор он там и находится».

«Интересно», – сказал Моисей и прищурился, будто стараясь что‑то вспомнить.

«Что интересно?» – спросил Джетро.

Моисей очень внимательно посмотрел на верхушку посоха. На ней были выгравированы три еврейских слова:

Detzach, Adash, Verachab.

Над этими тремя словами было Непроизносимое Имя.

«Да, – сказал Моисей жрецу Джетро, – у этого посоха есть история!»

«Еще одна история?» – спросил Джетро.

«Да, другая история, – сказал Моисей. – В конце шестого дня Творения, прежде чем закончилась Первая Неделя и начался первый шаббат, Бог закончил свои труды, сотворив Десять Чудес. Одним из этих Десяти Чудес и был этот посох».

«Этот посох?» – Джетро смотрел в великом изумлении.

«Да, – ответил Моисей, – этот посох! Он был отдан первому человеку Адаму, когда тот еще пребывал в садах Эдема. Адам отдал его Еноху, Енох – Шему, Шем – Аврааму, Авраам – Исааку, Исаак – Иакову. Когда Иаков отправился в Египет, он взял этот посох с собой и отдал его своему сыну Иосифу. И вот теперь он перед тобой».

Моисей был чужаком в Мидиане, и Джетро подумал, что он один из тех бродяг, которые рассказывают чудесные сказки.

«Откуда мне знать, правдивы ли твои слова, Моисей?» – спросил Джетро.

«Ты сказал, что никто, даже самый сильный силач в Мидиане, не смог вытащить этот посох из земли, так?»

«Да», – ответил Джетро.

Моисей подошел к посоху и вытащил его из земли так легко, как будто это была простая трость, воткнутая в песок.

И тогда Джетро сразу же понял, что Моисей – великий человек, и отдал ему в жены свою дочь Зиппору.

Женившись, Моисей остался в доме своего тестя и стал помогать Джетро присматривать за его многочисленными стадами овец.

Из рабства на волю

Сидя на холме и наблюдая за пасущимися овцами, Моисей часто думал о своем народе в Египте. Находясь на свободе и видя кругом простирающиеся до горизонта пастбища, Моисей размышлял о положении своих соплеменников, которые находились в рабстве в Египте. Чем больше он размышлял, тем больше убеждался в том, как это неправильно, когда люди делают других людей рабами.

«Пока мой народ пребывает в рабстве, – думал Моисей, – я не могу чувствовать себя свободным. Я свободен, а они рабы. Мой долг – освободить мой народ».

Приняв такое решение, он составил план действий, оставил жену и детей в Мидиане и вернулся в Египет, туда, где он родился.

Вместе со своим братом Аароном он предстал перед фараоном и потребовал освободить евреев из рабства.

«Кто прислал тебя сюда требовать свободы евреям?» – спросил царь.

«Господь Бог евреев прислал меня к тебе, сказав: «Пусть мой народ уйдет, чтобы служить мне в пустыне!»

Фараон открыл Книгу Богов и прочитал имена всех богов Египта, Эдома, Моаба и других. И прочел Книгу Богов от начала до конца. После этого покачал головой и сказал:

«Я не могу найти имя твоего бога в моей книге. Я не отпущу евреев из своей страны!»

Легенда гласит, что Моисей пришел в Египет, взяв с собой посох, который нашел в саду Джетро.

Когда фараон отказался освободить рабов‑евреев, Аарон шепнул своему брату:

«Что теперь делать, Моисей?»

«Не бойся, – ответил Моисей и указал на посох в своей руке. – Видишь, первая буква в первом слове Detzach – D».

«Что это значит?»

«Это значит Daam, то есть «кровь». Наш Бог нашлет кровавую чуму на египтян».

Моисей повернулся к фараону и сказал:

«Послушай, о фараон! С помощью этого посоха я превращу всю воду в Египте в кровь на твоих глазах!»

«Что ж, я посмотрю, как ты это будешь делать!» – сказал фараон, не поверив ни единому слову Моисея.

Моисей повернул посох определенным образом, и тут же во всех ручьях, реках и озерах в Египте потекла кровь. Везде, где до этого была вода, теперь оказалась кровь.

Но фараон по‑прежнему отказывался отпускать евреев.

Моисей посмотрел на посох и увидел следующую букву, которая означала «лягушки». Один особый поворот посоха, и весь Египет заполонили лягушки.

Затем Моисей посмотрел на свой посох, повернул его особым образом и наслал на Египет паразитов размером с яйцо, тучи мух, град, саранчу и тьму.

Фараон все еще отказывался отпустить евреев, и тогда Моисей поднял свой посох особым образом и наслал на Египет последнее бедствие – смерть первенца.

Наконец, фараон испугался. Он сам был первенцем и боялся умереть. И он позволил евреям уйти из Египта.

Какие бы методы ни использовал на самом деле Моисей, ему в конце концов удалось убедить фараона освободить евреев. Таким образом, около 3200 лет назад Моисей вывел свой народ из рабства.

Это была большая армия, которая передвигалась верхом на лошадях, в повозках и пешком, следуя за своим вождем Моисеем на восток – из рабства на Землю обетованную. Моисей сказал своим соплеменникам, что Земля обетованная – это страна, в которой текут молочные реки с кисельными берегами, и ее завещал евреям бог по имени Иегова.

Прежде чем отправиться на Землю обетованную, Моисей повел свой народ к горе Синай, что на юге, чтобы заключить между Иеговой и освобожденными сынами Израиля соглашение.

В Египте было много богов и идолов, и люди, которые хотели увидеть своих богов, могли сделать это, придя в ближайший храм. Освобожденные израилиты думали, что у подножия горы Синай найдут своего бога в образе либо быка, либо теленка, либо совы. Они были очень разочарованы, не увидев ничего, кроме горы.

«Где же этот бог, о котором ты нам рассказывал и который обещал благополучно довести нас до Земли обетованной?» – спросили люди.

«Бог Иегова не похож ни на какого другого бога! – ответил Моисей. – Потому что те, кто увидит лицо Иеговы, должны умереть!»

Тогда Моисей поднялся на вершину горы и оставался там сорок дней. Через сорок дней он спустился вместе с Десятью Заповедями Иеговы. Эти заповеди предписывали израилитам:

не иметь никаких других богов, кроме Иеговы;

не поклоняться никаким идолам или статуям;

не произносить имя Иеговы всуе;

отдыхать каждый седьмой день в неделе и называть этот день священным;

почитать своих отцов и матерей;

не убивать;

не прелюбодействовать;

не красть;

не давать ложных клятв и не лжесвидетельствовать;

не завидовать другим людям и не желать того, что у них есть.

Не все заповеди несли новые идеи. Египтяне тоже знали и проповедовали некоторые из них.

Однако среди десяти были две заповеди, о которых ранее не слышали племена Израиля.

Рабы в Египте трудились каждый день в году, а теперь Моисей повелел своему народу от имени Иеговы:

«Шесть дней будете вы трудиться и делать всю свою работу, но седьмой день – это день отдыха».

Но самой важной заповедью из всех была самая первая:

«Я Иегова, твой Бог, который вывел тебя из Египта из дома рабства: у тебя не будет никаких других богов выше меня».

В Первой Заповеди не говорится, что Иегова – единственный бог в мире, но у сынов Израиля не должно быть никаких других богов, кроме него.

Таким образом, Первая Заповедь заставила сынов Израиля дать клятву верности Иегове: они будут Избранным Народом Иеговы, а Иегова будет их единственным богом.

Теперь они были готовы идти к Земле обетованной на север.

Моисей велел построить ковчег и покрыть его золотом и серебром. Его он назвал Ковчегом Завета. «В этом ковчеге, – сказал он своим соплеменникам, – теперь обитает дух бога Иеговы».

С этим ковчегом израилиты повернули на север и на протяжении многих лет скитались по пустыне, двигаясь в сторону Иордана и земли, лежащей за этой рекой, – страны Ханаан.

 

Возникновение объединенного еврейского царства

Веря в то, что Иегова сражается вместе с ними в битвах, израильские племена демонстрировали огромное мужество. С песней на устах и верой в сердцах они завоевали моавитян, амореев и царство Башан. Рассказы об их победах летели впереди них, как могучая армия, и побеждали врагов еще до того, как те подвергались испытанию мечом.

Такова история завоевания Ханаана израилитами, которые пришли из бесплодных пустынь на плодородные земли Ханаана, называемые Палестиной.

Но когда сыны Израиля поселились там и стали возделывать землю и выращивать оливковые деревья и виноград, с ними произошли изменения, потому что обычаи и мысли кочевников отличаются от обычаев и образа мыслей землепашцев.

Крестьянин знает радость сева и жатвы. Ему знакомы горести от обильных дождей и горести, вызванные чистым небом, когда он молится о дождевых тучах. Крестьянин торжествующе поет, собирая урожай, и горестно вздыхает, когда засуха губит его.

Такие изменения, характерные для крестьянина, произошли и со скитавшимися израилитами. К их песням и молитвам добавилось множество сельскохозяйственных песен и молитв. А к религиозным праздникам – события, связанные с крестьянской жизнью.

Кроме того, у кочевника нет соседей, а у крестьян есть, и они должны научиться понимать и уважать их обычаи.

Соседи могут быть друзьями и врагами. Если они друзья, то дружбу с ними нужно поддерживать. А если они враги, то за ними нужно пристально следить.

Из‑за того, что сыны Израиля из кочевников превратились в крестьян, изменились проблемы, существовавшие в их жизни, соответственно, Иегове тоже пришлось измениться вместе с ними.

В пустыне Иегова был богом‑скитальцем кочующего народа, который сражался вместе с ними и побеждал их врагов.

Но в Ханаане его приверженцы обращались к нему за защитой от враждебных соседей мирным путем, за дождем в нужное время, за ветром и солнцем.

Иегова больше не был богом‑бродягой, помещенным в небольшой деревянный ковчег, он стал богом народа, живущего на земле.

Иегова – Бог земли Палестинской.

Сначала народом Израиля в Палестине правили Судьи – военные вожди. Но через триста лет правления Судей двенадцать племен Израиля объединились в царство, а крестьянин по имени Саул был избран первым царем.

Объединенное царство Израиль просуществовало недолго. В нем правило только три царя: Саул, Давид и Соломон. И все же во время их правления слава Израиля, как царства, достигла наивысшей точки.

Во время правления царя Соломона в городе Иерусалиме был построен Храм Бога. В этом храме было место, называемое Святая Святых, в котором пребывал Иегова, Бог Палестины и Защитник объединенного еврейского царства.

Упадок объединенного еврейского царства

Царь Саул основал царство.

Царь Давид укрепил его и расширил границы.

Царь Соломон сделал его богатым.

После смерти Соломона в народе объединенного еврейского царства пошли раздоры. Люди, жившие на севере, утверждали, что Давид, Соломон и их министры, которые жили на юге Палестины, не считали северян жителями своей страны, и решили основать свое собственное царство.

И в Палестине образовалось два царства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Деление небольшой страны ослабило ее перед лицом врагов. Спустя всего лишь двести лет после смерти Соломона ассирийцы завоевали царство Израиль, а его народ был взят в плен и увезен в другие земли.

Много книг было написано о покоренном народе Израиля, много легенд рассказано, потому что никаких следов от него нигде не осталось. Этих людей называют Десять Потерянных Колен Израиля.

Царство Иудея на юге Палестины было лучше подготовлено к борьбе с врагами и просуществовало приблизительно на сто шестьдесят лет дольше, чем царство на севере.

Тогда на него напали вавилоняне, которые разрушили города, сожгли Иерусалимский храм и угнали тысячи иудеев в плен в Вавилон.

Израилиты – люди, освобожденные от рабства в Египте, пришли на Землю обетованную с радужными надеждами и веселыми песнями. Приблизительно через семьсот лет их увели оттуда снова в рабство, лишили их сердца надежды, а их уста сомкнула печаль.

Царство Израиль исчезло, словно корабль, утонувший в пучине океана, не оставив после себя никаких следов. С уничтожением Иудеи вавилонянами история сынов Израилевых могла бы оказаться дописанной до последней главы.

Но когда иудеев вели в плен, что‑то необычное произошло с верой пленников.

Пока они находились в своей собственной стране, они думали об Иегове как о боге Палестины.

Теперь же, когда они оказались рассеянными среди других народов, а Священный город разрушен и Дом Бога превращен в пепел, где же Иегова, их бог?

Сыны Израиля верили, что их несчастья идут от их грехов, Иегова наказывает их, как их и предупреждали. Но они по‑прежнему оставались его Избранным Народом, а Он был по‑прежнему их единственным Богом.

Несомненно, Иегова был в плену вместе с ними!

А поскольку Иегова по‑прежнему находится и со своим народом, который остался в Палестине, и с теми людьми, которых угнали на север, юг, запад и восток, то Иегова должен быть везде !

Понимание того, что бог везде, пришло к сынам Израиля как откровение и позже помогло полностью изменить их старую религию.

Собранный урожай

Вавилон радовался завоеванию Палестины и царства Иудеи. Но в те времена в Северо‑Западной Азии сокол, который бросался вниз на кролика, должен был остерегаться когтей орла, который мог внезапно налететь на них обоих.

Спустя приблизительно пятьдесят лет после того, как вавилоняне разрушили Иудею, они попали под власть персов.

Персы стали называть народ царства Иудеи Jehudis, от которого произошло слово Jews (евреи – англ. ), а их религию иудаизмом.

Персы дружелюбно отнеслись к евреям, а царь Кир разрешил им вернуться в свою страну и восстановить царство. В связи с этим обстоятельством евреи стали изучать религию персов и узнали много разных вещей.

В те времена персы были зороастрийцами, последователями учения пророка Зороастра. Из зороастризма евреи узнали, что персы верят в две силы – Доброго и Мудрого Владыку и Духа Зла.

Евреи не могли понять, как Создатель может пребывать в двух ипостасях. Они верили, что Единый Бог создал свет и тьму, радость и печаль, добро и зло.

Евреи уже пришли к заключению, что Иегова должен находиться повсюду. Теперь они сделали вывод, что Единым Богом, который сотворил Вселенную, был Иегова, их бог.

Иегова – бог нескольких племен, защитник Палестины и царства Дома Давида, стал Иеговой – Создателем Мира, Единственным Богом и Правителем Вселенной.

Благодаря изучению зороастризма евреи не только пришли к очень важному выводу о том, что в мире существует только Один Бог, но и узнали много важного, что изменило их старую религию.

Гораздо более важным положением, которое евреи позаимствовали из учения Зороастра, было их изменившееся убеждение о Пришествии Мессии.

Когда власть еврейского царства ослабла, а враги завоевали и поработили его, евреи стали надеяться на пришествие Спасителя Палестины, национального героя, потомка царя Давида, который возродит объединенное еврейское царство, как это было во времена Давида и Соломона.

От персов евреи узнали, что те тоже ожидают Sayoshant – Спасителя. Но Спасителем зороастрийцев должен был стать не просто национальный герой, который принесет им славу и могущество. Их Sayoshant спасет все человечество от власти Духа Зла.

Евреи задумались о своем Мессии, Спасителе не просто как о национальном герое, который вернет еврейскому царству его величие, хотя по‑прежнему верили, что их Истинный Спаситель будет потомком царя Давида, который снова соберет всех евреев в их Земле обетованной. Однако они предполагали, что их Мессия принесет счастье и мир не только всем народам мира, но даже животным в лесах и джунглях, где тоже воцарится мир. Волк и ягненок, леопард и козленок, лев и теленок – все будут добрыми соседями.

К тому времени, когда евреи вернулись в Палестину и с помощью царя Кира отстроили свой Священный Храм в Иерусалиме, их религия сильно изменилась.

Человек, известный как Эзра‑писец, начал собирать истории, легенды и законы евреев в книги. Это собрание получило название Книга, Библия, и стало Священным Писанием иудаизма.

Счастье евреев на их вновь обретенной родине длилось недолго.

Когда власть персов пала под натиском более могучей силы их врагов, евреи снова испытали на себе гнет. Они были небольшим, слабым и беззащитным народом, который не мог оградить себя от вторжения сильных держав, развивающихся на Западе.

Сначала их завоевали греки.

Потом пришли римляне и стали править железной рукой.

Чем сильнее был гнет, тем с большей надеждой евреи ожидали прихода своего Мессии, который освободил бы их от страданий.

Борьба с многочисленными врагами Израиля длилась около двухсот лет. В 70 году н. э. кончилось то время, когда евреи жили в своей стране. Почти 1900 лет назад Иерусалим снова оказался разрушенным, второй Храм Бога сожжен, а евреев разметало по разным странам.

В течение этих 1900 лет иудаизм продолжал меняться, но основные важные положения остались неизменными.

Существует много разных моментов, которые отличают иудаизм от других религий мира.

Иудаизм был первой в мире религией, которая стала учить, что Бог Один, а праведной жизнью можно жить только в общине. Человек должен всегда думать о своих соотечественниках. И что бы он ни делал, всегда должен думать о том, как это повлияет на других людей.

Даже когда еврей хочет помолиться, ему нужно найти себе компанию, по крайней мере девять других товарищей по вере, и молиться вместе с ними.

Другое отличие иудаизма состоит в том, что эту религию создал не один человек.

Буддизм основан Буддой, хотя он и сильно изменился после его смерти.

Джайнизм – религия, основанная Махавирой Джайном.

Поэт Кабир – родоначальник Кабир‑патхи.

Конфуций основал религию, получившую название конфуцианство.

Таоизм – религия, основателем которой был старый философ Лао‑цзы.

Иудаизм же не имеет единого основателя.

Многие люди верят, что Моисей – основатель иудаизма, но это не совсем так.

Первым человеком, который заложил краеугольный камень иудаизма, был Авраам, который сказал: « Идолам поклоняться нельзя ».

Моисей добавил к этой религии Десять Заповедей и веру в то, что евреи – избранный народ Иеговы.

В Палестине идеи иудаизма развивались одна за другой. Много веков спустя евреи позаимствовали из зороастризма много учений и включили их в измененном виде в свою собственную религию.

Таким образом, иудаизм развивался вместе с ростом и развитием еврейского народа. Вот почему история религии евреев во многом история этого народа.

Иудаизм был не столько верой, сколько законом жизни, образом жизни.

Это одна из причин того, почему иудаизм, будучи самой древней из монотеистических религий, не стал всемирным. Он связан с опытом своего собственного народа, полученным евреями на протяжении веков, стал частью наследия иудаизма. Гора Сион – физически и символически – Священная Гора.

Пророки Израиля

Зачастую правители евреев становились коррумпированными, а вожди отворачивались от Священного Закона и учений. Многие начинали подражать обычаям завоевателей, а некоторые даже обращались в идолопоклонников.

В такие времена появлялись люди, которые призывали людей вернуться к их Закону и от имени Иеговы предсказывали, что случится с Израилем, если люди свернут с пути праведности. Таких людей называли пророками. И всякий раз, когда евреи попадали в беду, появлялись пророки, которые направляли людей к заповедям Божьим.

Беды евреев начались во времена Авраама, когда тот пошел против народа, сказав, что идолам поклоняться нельзя. Ему пришлось бежать из Халдеи в Ханаан. Со временем несчастий прибавилось, и ничего удивительного в том, что в Израиле было так много пророков!

Они объясняли людям причины их бед и побуждали оставить дурные обычаи и прийти к Богу, став на путь добра. Пророки были мудрыми людьми и знали, что от добра должно исходить только добро.

Коррумпированным царям пророки, естественно, не нравились. Жрецы их ненавидели, да и люди не выказывали особой любви к ним.

Но пророки не переставали предостерегать людей и продолжали звать их на путь добра. «Справедливо ли то, что они говорят? – спрашивали они. – Если да, тогда даже угроза смерти не могла заставить их замолчать». Большинство пророков были людьми бедными. Они приходили с гор Иудеи на рыночные площади и к Храму. И везде, где собирались слушатели, откровенно говорили то, что думали.

До того времени, когда евреи были угнаны в Вавилон, пророки Израиля были святыми людьми.

Царь и его придворные заботились о соблюдении Законов страны.

Жрецы заботились о соблюдении Законов Храма.

Пророки учили людей Законам Истины и Справедливости и тому, что у евреев была миссия в жизни – сражаться со злом и сеять добро.

«Любящие Иегову, ненавидьте зло!»

По возвращении из Вавилона пророки заговорили о Пришествии Мессии не как об освободителе Палестины, а как об освободителе Человечества.

Проповеди и учения многих из них были собраны писцами и в настоящее время составляют большую часть Священного Писания евреев.

Ложные пророки скитальцев

В последней войне евреев на своей земле погибли почти полтора миллиона человек. Их завоеватель Тит Цезарь снес стены Иерусалима и поджег второй Храм Бога. Казалось, даже холм, на котором он был построен, охвачен пламенем.

Это событие ознаменовало конец большой войны евреев и начало их ссылки. С той поры евреи и расселились по всему миру.

Всякий раз, когда беды казались им невыносимыми, теплилась надежда на приход Спасителя. Много раз за века ссылки среди евреев распространялся слух о том, что Мессия пришел. Но это были лжемессии, как их окрестили впоследствии, которые появлялись в Персии, Палестине, Франции, Испании и других странах, где жили евреи.

Самым известным из таких лжемессий стал Шаббатай Зеви (Шабтай Цви).

Зеви родился в Смирне (один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии, в настоящее время развалины города находятся на территории турецкого города Измир. – Пер. ) в 1626 году, через восемь лет после того, как в Европе началась Тридцатилетняя война. Народы Европы страдали из‑за этой долгой войны, и евреи вместе с ними, и по мере того, как страдания людей росли, они уверовали, что настал конец света и эта война предваряет приход Спасителя человечества.

В Англии, Голландии, Франции и Германии было написано много книг о пришествии Спасителя человечества.

Был вычислен год его появления – 1666 год.

Евреи по‑прежнему верили, что Спаситель будет потомком рода царя Давида, а пришествие Мессии положит конец их жизни в ссылке и их отведут на родину в Палестину.

Вероятно, много историй об ожидаемом Спасителе было рассказано Зеви, когда тот был ребенком. Когда он вырос, начал изучать Книгу пророка Даниила, в которой предсказывалось пришествие Мессии. Потом он начал поститься день за днем. И по‑видимому, еще молодым человеком начал мечтать о том, чтобы стать ожидаемым Спасителем.

Приближался 1666 год.

В возрасте двадцати двух лет, когда только‑только закончилась Тридцатилетняя война, Зеви предстал перед своими единомышленниками и объявил, что он Истинный Мессия, избранный Богом возродить Израиль и Иерусалим. Но никто не воспринял его всерьез.

Поняв, что соплеменники на родине не будут слушать его, Зеви уехал в Салоники и там провозгласил себя Мессией. Но и в Салоники люди не приняли его всерьез. Зеви отправился в Иерусалим. Когда и там не нашел последователей, поехал в Каир (Египет). К тому времени, когда он добрался до Каира, ему было уже тридцать четыре года.

А 1666 год все приближался.

Зеви оставался в Каире три года. Он приобрел нескольких последователей, которые восхищались его знанием мистических книг. С несколькими из них Зеви вернулся в Священный город Иерусалим, где пообещал сотворить великие чудеса в День Спасения.

В Иерусалиме Зеви проводил дни в посте, а ночи в молитвах. Люди вокруг него постепенно начинали верить, что он действительно Мессия, и вскоре имя Зеви стало известно всему Востоку, и его слава разлетелась повсюду.

Начался 1665 год – последний перед Судным Днем!

В тот год Зеви возвратился в Смирну – свой родной город, где огромная толпа приняла его с радостью и провозгласила Благословенным Богом и Царем, Мессией Бога Иакова.

Весть о его прибытии в Смирну достигла Италии, Франции, Германии, Голландии, Польши и Англии.

Люди надевали свои самые лучшие одежды и собирались в синагогах и других местах встреч, чтобы петь и плясать. Многие состоятельные люди тратили свои богатства, веря, что, когда Мессия откроет себя, им ничего не будет нужно, кроме своих душ.

Удивительные истории начали распространяться среди людей. В одной рассказывалось о чудесном корабле, который внезапно появился в Северной Шотландии. На этом корабле были шелковые паруса и снасти, а все моряки говорили на еврейском языке. И над ним реял флаг с надписью: « Двенадцать Колен Израилевых ».

Радость евреев была безгранична. Даже самые набожные христиане поверили, что Зеви ожидаемый Спаситель Человечества.

А 1666 год все приближался.

Как истинный Мессия, Зеви разослал весть, что десятый день месяца Тевет, который у евреев является днем скорби и поста, следует изменить на праздник. Сообщение гласило:

«Первый рожденный Сын Божий Шаббатай Зеви, Мессия и Спаситель народа Израиля – всем сынам Израиля мир!

Так как вас сочли достойными узреть великий день и исполнение обещания Бога пророкам, смените ваши причитания и печаль на радость, а пост – на веселье, ибо рыдать вы больше не будете. Радуйтесь с песнями и музыкой и превратите день, ранее проводимый в скорби и печали, в день торжества, потому что я явился».

Это сообщение укрепило веру людей повсюду. Несомненно, пришел Мессия, если он может превращать дни скорби и поста в веселье и праздник.

Начался 1666 год!

Евреи по всему миру почти затаили дыхание, ожидая, что Иегова свершит великое чудо и вернет свой народ на родину.

В том столь трепетно ожидаемом году Зеви, вместо того чтобы из Смирны ехать в Иерусалим, отправился на север в Константинополь, где был сразу же арестован по приказу султана и брошен в тюрьму. 16 сентября 1666 года Зеви предстал перед султаном и оказался перед выбором: либо принять религию турок, либо быть казненным за измену.

Шаббатай Зеви принял религию турок. Радость еврейского народа, ожидавшего Мессию, обратилась великим горем и скорбью.

Неумирающая надежда

Но надежда евреев вернуться в Палестину – «землю Израиля» – не умерла. Хотя большинство из них оставили надежду чудом оказаться приведенными в Иерусалим, они планировали свое спасение в виде движения, получившего название сионизм.

В конце XIX века евреи по всему миру были поражены появлением книги под названием «Еврейское государство», написанной венским писателем доктором Теодором Герцлем. На титульном листе своей книги доктор Герцль написал:

« Если вы хотите этого, это не должно оставаться мечтой ».

Всего лишь через год после выхода в свет книги доктор Герцль созвал первый Всемирный конгресс сионистов в Швейцарии, на котором собрались делегаты‑евреи со всех концов земли. Герцль напророчил, что через пятьдесят лет Израиль будет восстановлен, а евреи займут свое место среди народов мира.

Как он предсказал, так и случилось.

Через пятьдесят лет после первого Всемирного конгресса сионистов образовалось новое еврейское государство Израиль.

14 мая 1948 года Давид Бен‑Гурион, глава Государства Израиль, выступил в Музее изобразительных искусств Тель‑Авива с Декларацией независимости, которую прочел на иврите. Когда он закончил чтение, оркестр торжественно исполнил еврейский национальный гимн «Атиква» («Надежда»).

Надежда сбылась.

Бен‑Гурион сказал: «Наше государство образовалось».

Иудаизм в США

Четыре тысячи еврейских конгрегации в Соединенных Штатах Америки неравномерно распределены между ортодоксальной, консервативной и реформистской (или либеральной) конфессиями.

У всех движений и конфессий иудаизма в Америке были свои истоки в других странах, за исключением одного – реконструкционизма. Это американское движение, созданное доктором Мордехаем М. Капланом в 1930‑х годах, стремящееся к тому, чтобы перестроить жизнь евреев и адаптировать ее к Америке XX века.

Доктор Каплан рассматривал иудаизм как динамичную религиозную культуру, которую люди должны совмещать одновременно с основной культурой страны. Он заложил главные принципы того, как этого можно добиться.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества

Как начинались великие религии История духовной культуры человечества... Джозеф Гаер...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Часть вторая ИУДАИЗМ – РЕЛИГИЯ МНОГИХ ПРОРОКОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В самом начале
  Углубляясь в историю человечества, мы видим, что люди стремятся установить дату Сотворения мира. Практически в каждой религиозной книге первый рассказ посвящен описанию и объяснению

Часть первая БУДДИЗМ – РЕЛИГИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО
  – Вот истинный Закон жизни, – сказал Будда, – от добра должно исходить добро, а от зла – зло.   Основан : VI век до н. э. Ос

Часть вторая ДЖАЙНИЗМ – РЕЛИГИЯ МАХАВИРЫ ЗАВОЕВАТЕЛЯ
  О принце Махавире Завоевателе сказано: Он был великим оратором. Он говорил истину.   Основан : в VI веке до н. э.

Часть третья ИНДОСТАН – СТРАНА МНОЖЕСТВА БОГОВ
  Истина одна, мудрецы называют ее по‑разному. Ригведа     Основан : в доисторические времена. Индуизм, согласно п

Часть первая КОНФУЦИАНСТВО – УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО МУДРЕЦА
  Цу Кунг однажды спросил: «Есть ли такое слово, которое описывало бы долг человека в целом?» На что Конфуций ответил: «Возможно, это слово – сопереживание.

Часть вторая ТАОИЗМ – РЕЛИГИЯ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОНЯТЬ НЕМНОГИЕ
  Лао‑Цзы писал: «С теми, кто добр ко мне, я добр; И с теми, кто недобр ко мне, я добр. И таким образом все становятся добрыми».  

Часть третья СИНТОИЗМ – ПУТЬ БОГОВ
  Пути сияющих Небес далеки: Повернись! О, повернись к тому, что близко! Повернись к своей земной обители, о друг! И постарайся выполнить здесь свой долг.

Часть первая ЗОРОАСТРИЗМ – ИСКРА СВЯЩЕННОГО ОГНЯ
  Я громко восхваляю хорошо продуманную мысль, хорошо сказанное слово и хорошо сделанное дело. Из зороастрийской молитвы     Осно

Часть третья ХРИСТИАНСТВО – ЗВЕЗДА ПУРПУРНОГО ВОСТОКА
  Благодаря этому все люди узнают, что вы мои ученики – если у вас есть любовь друг к другу. Из последней заповеди Иисуса     Осн

Часть четвертая МУСУЛЬМАНСТВО – ПЫЛАЮЩИЙ МЕЧ ПУСТЫНИ
  Мухаммед сказал: «Когда Бог сотворил мир, Он написал книгу, которая Лежит рядом с ним на небесном троне. И в этой книге написано: Поисти

Часть пятая РЕФОРМАЦИЯ – ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ
  «Никто не может и не должен приказывать верить или силой навязывать веру человеку», – сказал Лютер.   Протестантизм Протестантизм возник в Западной Е

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги